Конспект индивидуального логопедического занятия в первом классе
Тема: Звук [р].
Цели: автоматизация звука [р] в слогах, словах;
совершенствование мелодической стороны речи,
совершенствование умения образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развитие слухового внимания;
развитие мелкой моторики;
развитие мышления, внимания, активизация умственной
деятельности путем формирования операций обобщения, сравненияКонспект индивидуального логопедического занятия в первом классе
Конспект индивидуального логопедического занятия в первом классе
Тема: Звук [р].
Цели: автоматизация звука [р] в слогах, словах;
совершенствование мелодической стороны речи,
совершенствование умения образовывать существительные с
уменьшительноласкательными суффиксами;
развитие слухового внимания;
развитие мелкой моторики;
развитие мышления, внимания, активизация умственной
деятельности путем формирования операций обобщения, сравнения
Оборудование:1) игрушечная кошка;
2 )предметные картинки на темы: Животные», «Птицы»,
«Фрукты и овощи».
3) изображение гор, ворот, стражников;
4) два кубика, мостик из картона;
5)игровое поле с картинками и кубик;
6)игрушка «дракон»;
7)конверт с письмом;
8)сундучок;
9)рисунок с изображением предметов со звуком [р].
Речевой материал:
звукоподражания, слоги, слова, загадки.
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Уточнение артикуляции и произнесения звука изолированно.
3.Произнесение звука [р] в слогах.
4.Произнесение звука [р] в словах.
5.Итог занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Лог. :Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази тигра, как он
рычит (ррр).Изобрази дятла; как он стучит по дереву(тррр).Как мурлычит
ласковая кошечка?(мурр).Покажи; как любопытный вороненок выглядывает
из гнезда и пищит тоненьким голоском (каррр); а мамаворона отвечает ему
низким голосом (каррр).
Андрей, какой звук сегодня мы будем изучать?Реб.:Звук (р).
2.Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
Лог.: Андрей, какое положение принимают губы и зубы при произнесении (р)?
Реб.: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Лог.:А где находится кончик языка?
Реб.: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними
зубами.
Лог.:Боковые края плотно прилегают к верхним зубам.
(Ребенок повторяет перед зеркалом.)
Лог.:Порычи как тигр. Он грозно рычит.
Реб.:(ррр)
3.Произнесение звука (р) в слогах.
1.Пальчиковая гимнастика.
Лог. :Андрей, нам почтальон принес письмо. Давай посмотрим. Ой, это
письмо от буквы (р). Она просит спасти ее, она попала в беду. Дракон держит
ее в сундуке, он хочет чтобы из всех слов пропала буква (р).Давай поспешим
ей на помощь.
Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру
«Здравствуй пальчик»(Большой палец поочередно «здоровается» с
остальными, при этом ребенок должен произносить произносить
определенные слоги).
Реб.: Арарар, ророро, тратратра, орторторт.
2.Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.
Лог.:.Помочь букве (р) хотят другие буквы, они просят тебя соединить их.
Прилетел звук а. Соедини их. Что получилось? Какой слог?
Реб.:Ра.
Давай соединим (р) со звуками у, ы, о.
Лог.:Получилось волшебное заклинаниерырорура ,
раздвигается гора.
Повтори его.
3.Произнесение звука (р) в словах .
1.Показ картинки с изображением гор.
Лог.: Что это?
Реб.: Горы.Лог.: Горы нам не страшны, мы знаем заклинание. Давай повторим
Ры –ро рура
Раздвигается гора.
Лог.:Расступилась гора, а за ней огромные «таво ро».Что я перепутала?
Произнеси это слово правильно.
Реб.: Ворота.
Лог.: А около ворот «Ох, рана!»Какое слово можно составить из этих двух
слов?
Реб. Охрана.
Лог. Чтобы охрана нас пропустила, тебе надо выполнить задание.
Игра « Волшебный кубик»
Ребенок бросает на игровое полотно кубик и называет картинки, на которые
попал кубик.
2.Лог.:Нет, не пропускает нас охрана .Надо выполнить другое задание.
Игра» Большой маленький»
Лог.: Я назову большой предмет, а ты –маленький. Рука.
Реб.: Ручка.
(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова, тетрадь,
карандаш, кружка, пирамида, барабан, рама.)
3.Лог.: Стражники придумали еще задание, попробуй с ним справиться.
Игра» Четвертый лишний».
(Ребенок проговаривает название картинок ,на которых изображены тигр,
зубр, ворона .Необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он не
подходит к остальным предметам)
Реб.: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр и зубр –дикие животные
. (Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидоры,
картофель, груша; хурма, персики, гранат, огурцы.)
Лог. Стражники открыли ворота .Но перед нами ров ,нужен мостик. Он у
Дракона .Он отдаст его, если ты поиграешь с ним в « добовлялки».
Игра « Добавлялки»
(с опорой на картинки).
Буратино взял…..(топор)
И пошел чинить….(забор)
Видит онстоит….( машина)
Но машина без….(бензина)
Влил бензин он в …..(мотор)
И наехал на…..(забор)
Тут Тортилла….(прибежала)
Буратино…..(отругала.)5.Итог.
Лог.: Ты молодец, Андрей. Дошел до сундучка. Открой его. Что там?
Реб.: Рисунок.
Лог.: Какой звук ты освободил?
Реб.:Звук (р).
Лог.:Ты раскрасишь этот рисунок дома, на рисунке изображены предметы со
звуком (р).Сегодня ты правильно и четко произносил звук (р)..