Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей" (7 класс)
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
география
7 кл
21.05.2018
Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей". Цель урока; сформировать представление о растительном мире степей. Урок содержит задания по развитию связной устной речи (составление рассказа), занимательный материал, видеоролики, работу в группах и парах, интересный материал по закреплению изученного материала, рефлексию
Конспект интегрированного урока Зона степей гео+био.docx
Тема: «Растительный мир степей».
Цель урока: сформировать представление о растительном мире степей;
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о взаимодействии климатических условий
и растительного мира.
Коррекционноразвивающие: учить сравнивать, обобщать, находить общие и
отличительные признаки растений; развивать умения устанавливать причинно
следственные связи;
Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся.
Тип урока: интегрированный.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, работа в парах,
самостоятельная работа.
Ход урока:
Орг. момент.
Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
На столах у вас в порядке лежат книжки и тетрадки.
Проверка домашнего задания.
Давайте проверим, как вы подготовились к уроку. Помним о нашей системе
накопительной оценки кто правильно ответит на вопросы, ставит себе +
1.Фронтальный опрос.
Какую природную зону мы начали изучать?
Каким цветом на карте обозначена зона степей?
Найдите в учебнике географическое положение степной зоны (зачитывают из
учебника, один ученик показывает на карте)
Какие бывают степи? (чернозёмные и сухие)
А теперь вспомним, какой климат в зоне степей.
2. Составление рассказа.
Сегодня поговорим о сухих степях .
Выберите слова, которые подходят для климата сухих степей.
1 Для сухих степей характерен _________________________ климат.
Умеренный континентальный, арктический, тропический.
Что значит умеренный континентальный? (жаркое лето, холодная зима,
мало осадков)
2 Зима __________ и _____________.
Длинная, короткая, малоснежная, снежная.
3 Лето ____________ и ______________. Дождливое, жаркое, сухое.
Лето жаркое, сухое,
Нет спасения от зноя.
А зимою снега мало,
Часто оттепель бывала.
Здесь суховеи любят петь,
А зовётся это…(степь)
Что такое суховей? (Горячий сухой воздух)
Суховей, суховей.
Жарким воздухом не вей!
Ты поля не иссушай,
Не губи наш урожай.
Как люди борются с засухой и суховеем? (пересказ последнего абзаца)
Суховей, суховей.
Мы посадим тополей.
Встанут тополя стеной,
Быстро справятся с тобой. (читает ученик наизусть)щеников
Для чего сажают тополя?
Какой же климат в зоне степей?
(Для сухих степей характерен умеренный континентальный
климат. Зима короткая и малоснежная, а лето жаркое и сухое)
Дайте определение, что такое степь. (Степь – это безлесные, равнинные
пространства, покрытые растительностью, которая приспособлена к
засушливому климату)
Актуализация знаний.
Мы продолжаем путешествие по одной из красивейших природных зон России.
А поможет нам в этом учитель биологии Галина Владимировна.
Как вы думаете, почему учитель биологии? Что изучает наука биология?
(растения и животных)
Целеполагание. А теперь давайте поставим цель урока, что же мы должны
узнать сегодня?
Сегодня мы познакомимся с растительным миром зоны степей, а к концу урока
ответим на вопрос: как же растения приспособились к такому сложному климату
( на доску – «Как растения зоны степей приспособились к климату?»)
В тетрадях запишите тему урока: Растительный мир.
Объяснение нового материала. «Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» поется в песне.
Куда ни посмотришь – кругом бескрайние просторы, тебя обдувает горячим
ветром, нещадно греет солнце.
Уч. биологии. . Давайте подумаем легко ли растениям расти в таких условиях?
Что необходимо для жизни и роста растений? (свет, влага, тепло,
питание).Какие формы растений можно чаще встретить в степи? (травы)
Как вы думаете, много ли в зоне степей деревьев кустарников? ( деревьев мало,
т.к. для них недостаточно влаги, ветры суховеи иссушают их листья)
Вывод: В степях хорошо растут растения, которые хорошо переносят летнюю
жару и зной.
Интересно, что степь, в зависимости от времени года, разная , потому что одни
виды растений сменяются другими.
И мы сейчас попытаемся проследить эту смену растений.
Весна. Весной степь особенно красива.
Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, –
Цветы, цветы, цветы – повсюду
Веселым пламенем горят.
Весна в степи начинается рано, в феврале – марте снег уже тает, и в это время в
почве скапливается много влаги. Начинают расти, цвести весенние цветы,
которые делают степь неповторимой. Какие растения можно встретить весной?
( Вспомните, что имеется у этих растений в почве? луковицы). В степи можно
встретить и гусиный лук. Русское название, несомненно, связано с наблюдением
за тем, как охотно, прилетающие весной, гуси ощипывают эту травку. Скот на
пастбище тоже не отказывал себе в этом удовольствии. Ну, и человек тоже
издавна «ощипывал» его, собирая весенние побеги и выкапывая луковицы. Есть
сведения и об определенном лекарственном значении растения. Как весенний
источник витаминов, он несомненно полезен. Быстро растут луковичные
растения. После цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица
с запасом питательных веществ до следующей весны. У ириса имеются
клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества
Вывод: раннецветущие растения успевают отцвести весной, в почве остается
луковица с запасом питательных веществ. Эти дикие цветы невелики, но именно они дали начало нашим крупным и пышным
садовым цветам.
В мае луковичные растения заканчивают свой рост,
Наступает жара ,влаги в почве становится меньше, начинается лето.
Ты цветёшь красой,
Степь привольная,
Пока нет ещё
Лета знойного:
Растительный покров изменяется. Появляются травы ковыль, чертополох,
полынь,
Ковыль — растение из легенд. «И упал Добрыня с добра коня на сыру землю В
ковыльтраву». Образуя плотные дерновинки, многолетники крепко держатся
корешками за сухую почву.
Во время цветения трав степь необыкновенно красива, волнуемые ветрами травы
на чтото похожи На что похожи травы?.(ролик – ковыль на ветру)
Всю сожжёт тогда
Тебя солнышко,
Попалит твою
Травкуцветики!
Дуют ветры суховеи
Поднимая к небу пыль.
И качается сильнее,
Ходит волнами ковыль.
Он как море – серебристый,
Плещется седой волной,
Злак седой и травянистый,
Он – могучий царь степной.
С чем можно сравнить ковыль?
Работа в группах.( с гербарием и картинками )
1. Какие листья? (жесткие стебли, узкие листья, поэтому они мало испаряют
влаги, свертываются в сухое время года)
2. Какие корни? (у большинства этих растений длинные ветвистые корни,
которые могут доставать воду из глубоких слоёв почвы. Корни этих растений
уходят глубоко в землю. Мочковатая корневая система лучше собирает и
удерживает влагу с поверхности земли.)
Вывод:
Корни уходят глубоко в землю.
физминутка
Во время цветения трав степь необыкновенно красива, волнуемые ветрами
травы на чтото похожи На что похожи травы?.(ролик – ковыль на ветру)
растения имеют жесткие стебли, узкие листья, часто опушенные, С чем можно сравнить ковыль?
К середине лета степные травы жухнут и выгорают.
В конце лета в степи распускаются нарядные цветы. Это перекатиполе.
Как вы думаете, почему растение получило такое название?
Когда семена цветка созревают, веточки опускаются вниз, придавая растению
форму шара. Оно становится лёгким, ветер срывает это растение. И оно катится
по степи, как мяч, разбрасывая семена.
Вывод: назначение перекатиполя – медленное и постепенное рассеивание семян
Перекати – поле может принести много проблем жителям сёл степной зоны.
(ролик) Работа с учебником. Итак, давайте ответим на наш вопрос «Как растения
зоны степей приспособились к климату?» учся делают вывод
самостоятельно , а затем (чтение вывода в конце учебника).
Уч. географии. (актуализация экологической проблемы)
Но, к сожалению, хозяйственная деятельность человека привела к тому, что
дикие растения степи исчезают. В настоящее время черноземная степь
распахана. Очень много растений находятся под охраной и занесены в
Красную книгу. Все дикие растения степи, также как и в нашей природной
зоне, нельзя рвать даже для букетов. Таким образов мы поможем природе
восстановиться в своём настоящем виде. О заповедниках подробнее мы
узнаем на следующих уроках, а сейчас выполните такое задание.
Закрепление изученного материала.
Задание.1
Назовите растения степей и составьте коллаж.
Коллаж.(учся называют растения и составляют коллаж)
Задание 2. Игра «Да» «Нет»
Карточка каждому. На одной стороне ДА, на другой НЕТ
1. В степи очень засушливое лето. Да.
2. Наиболее распространённое растение – берёза. Нет.
3. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному
корню. Нет.
4. Растения степей имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да.
5. Летом в степи цветут тюльпаны и гусиный лук. Нет
Рефлексия.
Теперь я знаю: (названия растений, степей, как растения приспособились к
засушливому климату)
Домашнее задание. Стр. 116117. Прочитать. Подготовить сообщение об
одном из растений зоны степей.
Выставление оценок. Посчитайте, сколько + вы себе поставили.
Я ставлю «5» ……… ответил на все вопросы.
«4»……. Недостаточно полно отвечал на вопросы, допускал ошибки.
Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей" (7 класс)
Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей" (7 класс)
Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей" (7 класс)
Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей" (7 класс)
Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей" (7 класс)
Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей" (7 класс)
Конспект интегрированного урока география+ биология "Растительный мир зоны степей" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.