Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"
Оценка 4.9

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
24.02.2019
Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"
Данный материал позволяет построить урок в сочетании химического эксперимента и математических вычислений по нахождению массовой и объёмной доли вещества в растворе, рассматриваются приёмы решения задач в математике и химии, алгоритм решения с позиций двух наук, что позволяет учащимся самим определять ход решения.
Интегрированный урок с химией 15.11.16 (1) - копия.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия­Алания Конспект урока химии для уч-ся 8-х классов учитель химии - Ван Л.Р Учитель математики – Слободская Е.В. Тема: «Массовая и объёмная доля вещества в растворе.              Задачи на концентрацию» Дата: 15.11.16 Интегрированный урок              Цель урока:  Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  растворы:  знакомство с приемами решения задач в математике и химии; расширение знаний учащихся о значении растворов веществ в природе и деятельности  человека.     Задачи урока:  Совершенствовать умения и навыки решения  задач  на  растворы по  алгоритмам.       Развивать практические умения решения задач.  Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.  Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.  Рассмотреть биологическое значение воды, как универсального растворителя.  Воспитывать  у  учащихся  внимательность, умение слушать учителя.  Учить учащихся самооценке       Тип урока:   Интегрированный урок  Комбинированный урок  Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно­иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично­ поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно­познавательной  деятельности ТСО и наглядность: аппаратура для проявления информации, заложенной в  аудиовизуальных средствах обучения, ПК,  презентация  уроку (слайды по математике и  химии), стакан, вода, химические вещества, карточки задания, карточки для рефлексии ,  карточки с домашним заданием, слайды для устного счета, слайды о значимости воды,  слайды по ТБ, весы, сахар,спиртовка. Ход урока. 1. Организационный момент.  Учитель математики:    Здравствуйте!  Сегодня мы проводим  необычный урок  ­ урок на перекрестке  наук   математики и химии.  Записать число в тетрадях по математике.  Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как  математические методы решения задач помогают при решении задач по  химии. Записать число в тетрадях по химии.  Организация внимания. А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой  эксперимент. 2. Актуализация  Учитель химии    (Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество  сульфата меди.) Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя  и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата  меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем  отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ­ва). Учитель математики:  А с математической точки зрения ­ разное процентное  содержание вещества. Итак, тема урока  « Решение задач на растворы» Цель урока:   Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы,                         познакомить с приемами решения задач в математике и химии,                          расширить знания  о значении этих растворов в быту,                          сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе. Девиз: «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»         Антуан де Сент­ Экзюпери Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента                                                  (устный счет) ­ Что называют процентом?        (1/100 часть числа.) ­ Выразите в виде десятичной дроби  17%, 40%, 6% ­ Выразите в виде обыкновенной дроби   25%, 30%, 7% ­ Установите соответствие 40%         1/4                                                   25%        0,04                                                   80%        0,4 4%          4/5 Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа. ­Как найти % от числа?      (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)  ­Найти 10% от 30.            (10%=0,1    30*0,1=3) ­ Вычислите: 1) 20% от 70       2) 6% от 20         3) х% от 7 Учитель  химии  (устная работа) – Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества,  растворителя и продуктов их взаимодействия.) ­­ Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.  (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.) – Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.) Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с  водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые  раствор йода, одеколона, лекарственные настойки. Хотя именно вода является самым распространённым соединением и  “растворителем” в природе. Информация о воде сопровождается картинками в РРТ ¾ поверхности Земли покрыто водой Человек на 70% состоит из воды. В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм. Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены­огурцы ­98%) Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%) Хлеб – 40% Молоко – 75% – Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного  вещества к общей массе раствора.) – Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и  производные от нее (w = m (р.в.)/m (р­ра ) ; m (р.в.)= m (р­ра) ×w ; m (р­ра) = m (р.в.)/ w ) – По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р­ра) = m (р.в.) + m (р­ля)). 3.   Решение задач. Учитель химии       предлагает решить учащимся задачу: Задача №1   (  а)        Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%­ным  раствором марганцовки. Сколько  г марганцовки  потребуется для приготовления 500 г такого раствора? Дано: ω %=15%                                        Решение:                 m(в­ва)= m(р­ра) •ω      m(р­ра)=500г                   m(в­ва)=500 •0,15=75г m(в­ва)=?    Ответ: 75 г марганцовки Учитель математики – Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое  правило на проценты вы применили при решении этой задачи?                             (Правило нахождения процента от числа.) Дано:   %=15% ω          m(р­ра)=500г                m(в­ва)=?        Решение:     Найти  15%  от  500. 1)  15% = 0,15  2)  500*0,15=75(г)­ марганцовки                                                                                                     Ответ: 75 г.   устно Задача 1  ( б)     )   Сколько уксусной эссенции потребуется для приготовления 100гр  9%­ го  раствора столового уксуса?                                    Ответ:  0,09 * 100 = 9(гр) Учитель математики – Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на  уроках математики без применения химических формул. ­ Введем понятие «Математическая модель» ­ Рассмотрим  алгоритм решения задач Задача  2  ( Слайд  20  )   Типовое задание  огэ В сосуд, содержащий 4 литра  12 ­ процентного раствора  соли  добавили 8 литров воды. Какова концентрация концентрация  соли в  полученном растворе? Решение: 4 · 0,12 = 0,48 (л) соли в растворе 48,0  84 48 %100  4 12 (%)                                                                             Ответ:  4% Учитель математики        Задача №3.    (Слайд   22   )  При смешивании 10%­го и 30%­го раствора марганцовки  получают 200 г   16%­го раствора марганцовки. Сколько граммов  каждого раствора  взяли?  ­ Можно ли решить эту задачу так же быстро? ­  О чем говорится в этой задаче? (о двух растворах.) ­  Что происходит с растворами? (смешивают.) Решение: Раствор %­е содержание Масса раствора (г) Масса вещества (г) 1 раствор 2 раствор 10% = 0,1 30% = 0,3 х 0,1х 200­х 0,3(200­х) Смесь 16% = 0,16 200 0,16*200  0,1х + 0,3(200­х) = 0,16*200 0,1х + 60 – 0,3х = 32 ­0,2х = ­28    х = 140   140(г)­ 10% раствора 200 – 140 = 60(г)­30% раствора. (Учитель химии на доске рассматривает условие и систему  уравнений ) { 0,1х+0,3у х+у=200 х+у ∗100=16      { 200 х+у=200 0,1х+0,3у ∗100=16     { х+у=200 х+3у=320      у=60,   х=  140                                                                         Ответ: 140 г (10% раствор)  и 60 г (30% раствор)  ­  Сравните приемы решения  и результаты задачи. Сделайте вывод 4. Экспериментальная задача Учитель химии ­ А сейчас мы решим экспериментальную задачу.   Задача № 4. (Слайд 24)  Определить  массовую  долю  сахара  в  растворе,   полученном  при  растворении  двух  кусочков  сахара  в  200 г  воды.      ( Соблюдать правила  техники безопасности).     часть   А)   Экспериментальная    1.      Уравновесить весы. 2.      Взвесить кусочек  сахара 3.      Отмерить мерным цилиндром  воду. 4.      Смешать воду и сахар в стакане.       часть Б)  Расчётная  Дано:     m(в­ва)=?  (взвесить)       2гр                              m(воды)  =  48г   ω %=?                                         Решение:       % =                               ω  m(в­ва) /  m(р­ра) * 100%                                              m(р­ра) = m(в­ва)  +  m(воды)                                             Вычисления…………                                                                                                                   Ответ:   4%  5. Проверочная работа  ( работа в группах) Учитель математики.  (Слайд  24 и 25 и раздаточный материал  карточки  с   ФИ   )  При смешивании 15%­го и 8% ­го раствора  кислоты получают 70 г 10%­го раствора  кислоты. Сколько граммов каждого раствора взяли?  При смешивании 15%­го и 60% ­го раствора  соли получают 90 г 40%­го раствора соли.  Сколько граммов каждого раствора взяли?     1р 2р 3р 15%=0,15 х 0,15х 1р 15%=0,15 х 0,15х 8%=0,08 70­х 0,08(70­х) 2р 60%=0,6 90­х 0,6(90­х) 10%=0,1 70 0,1*70 3р 40%=0,4 90 0,4*90   0,15х + 0,08(70­х)=0,1*70  0,15х+0,6(90­х)=0,4*90 0,15х+ 5,6­0,08х =7   0,07х=7­5,6   0,07х=1,4    х= 1,4:0,07    х=20  0,15х+54­0,6х=36  ­0,45х=36­54 ­0,45х =­18   х=18:0,45   х=40  20(г) ­ 15%­го раствора   40(г)­15% раствора.  70 ­ 20=50(г)­8% раствора         90­40=50(г)­60% раствора.     Ответ: 20 гр., 50г. Ответ: 40 гр., 50г. ∗100=10 ∗100=10 х+у=70 х+у {0,15х+0,08у {0,15х+0,08у {15х+8у=700 х+у=70 70 х+у=70                          { 15х+8у=700 −8х−8у=−560                         7х = 140                         х = 20  15% раствора =  20гр 8% раствора = 70 – 20=  50гр х+у ∗100=40 х+у=90 {0,15х+0,6у {0,15х+0,6у { 15х+60у=3600 х+у=90 90 −15х−15у=−1350 ∗100=40                     45у = 2250                         У= 50 60% раствора – 50гр 15% раствора = 90 – 50 = 40гр учащиеся сравнивают с ответами на слайде , они сами должны поставить себе оценку:     нет ошибок – «5»  одна ошибка – «4» 2­3 ошибки – «3» 6.  Подведение итогов урока (Рефлексия) Учитель химии. – Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.) – Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с  массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются  разных сторон нашего быта. Учитель математики.  – Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?   (Задачи на проценты.) При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа. Оценки за урок… 7.  Домашнее задание.  (Слайд 28) Важное место в рационе питания человека, а особенно детей занимает молоко и молочные  продукты. Решим такую задачу: Задача №1. Какую массу молока 10%­й жирности  и пломбира 30%­й жирности   необходимо взять для  приготовления 100г 20%­го новогоднего коктейля? Решение:   %­е содержание Масса раствора (г) Масса вещества (г) Молоко Пломбир Коктейль 10%=0,1 30%=0,3 20%=0,2 х 100­х 100 0,1х 0,3(100­х) 0,2*100  0,1х + 0,3(100­х) = 0,2*100 0,1х + 30 – 0,3х = 20 ­0,2х = ­10 х = 50 50(г) – молока 100 – 50 = 50(г) – пломбира.                                       Ответ:50г молока,50г пломбира. Задача №2  Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия  NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует  процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для  приготовления 1 кг такого раствора? Наш урок подошел к концу. Сейчас  каждый из вас оставит на парте тот смайлик,  какое настроение вы приобрели на уроке.        Спасибо за урок !!!!

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного урока по теме "Решение задач на растворы"

Конспект интегрированного  урока по теме "Решение задач на растворы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019