Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им.В.С. Юдина с. Новый Буян
муниципального района Красноярский Самарской области
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего возраста
"Русская изба"
Подготовила: воспитатель высш.кв.категории
ОДО №1 ГБОУ СОШ им.В.С.Юдина
с.Новый Буян
Е.В.Дахно
февраль , 2017г.
с.Новый Буян
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество".
Аппликация. "Русская изба"
Цель. Воспитывать любовь и интерес к русской старине. Закрепить умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой. Закрепить приемы аккуратного наклеивания.
Интеграция образовательных областей.
"Познание"
1. Углубить представление детей о русской избе - как памятнике русской архитектуры.
3. Формировать познавательный интерес.
2. Способствовать развитию любознательности, мышления.
"Социализация"
1. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям.
2. Воспитывать любовь к русской старине, эмоционально реагировать на русское зодчество.
3. Учить получать радость от коллективной работы.
"Коммуникация"
1. Обогащать детский словарь: наличник, подзор, колорит, композиция.
2. Продолжать учить участвовать в беседе.
3. Вступать в общение со взрослыми и детьми при создании общей композиции.
"Труд"
1. Воспитывать ценностное отношение, к результатам собственного труда и труда сверстников.
"Музыка"
1. Продолжать учить детей работать под музыкальное сопровождение.
"Художественное творчество"
1. Научить детей делать избу из бревен (бумажных рулончиков) с резными украшениями.
2. Развивать координацию движений руки.
3. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
4. Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Материал для занятия.
Большой лист бумаги (ватман), листы бумаги А4 на каждого ребенка, прямоугольники из белой, желтой бумаги разных размеров для бревен, кисти, клей, салфетки, ножницы, цветная бумага, русская музыка в записи, фотографии, иллюстрации с русскими избами, образцы резных украшений.
Организация детей на занятии: дети сидят на ковре, или на стульях вне рабочей зоны. Практическая часть занятия за столами по выбору детей.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме. Знакомство с резьбой по дереву. Беседа о русской архитектуре. Просмотр слайдов с разнообразными избами.
Образовательная деятельность.
Воспитатель с детьми вспоминают ,в каких сказках они встречались с деревянными русскими избами.
В. (рассказ воспитателя можно сопровождать показом иллюстраций, видеопоказом, показом слайдов)
Наши предки жили в рубленых избах, удивительных сооружениях искусных зодчих. Русская изба — замечательный памятник русской архитектуры. Строили раньше широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. Избы большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, часто в два, со светелкой над ним, с просторным крыльцом, с обширным крытым двором. Стоит такая изба, обратившись «лицом» к проезжей дороги, к реке или озеру, поблескивает на солнце высоко поднятыми над землёй окнами. Обширное крыльцо радушно манит к себе добрых гостей; смотреть на избу весело и радостно. Не изба – дворец, хоромы светлые! Под её кровом жили одной семьёй деды, отцы, сыновья и внуки. Из таких домов в старину выходило в поле сразу человек по двадцать. Избяной сруб ставили, как правило, на землю, иногда на низкий фундамент, сложенный из плоских камней. А сам сруб – это высокое творение народного строительного искусства. Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладётся следующий венец, а чтобы между ними не было даже маленькой щелочки и связь их была прочной, в верхнем бревне вытёсывается желоб – продольный паз, плотно прилегающий к нижнему бревну. Один венец на другой – растёт сруб на глазах! Не нужны ни гвозди, ни скобы: всё здесь прочно, надёжно, выверено многовековым строительным опытом народа.
Что не изба – какая-нибудь новая выдумка… Но почти всегда на конце причелин и полотенец резная круглая розетка – символическое изображение солнца. В этих символах, ставших давней и прочной традицией, слышится отголоски далёких времён, когда славяне-язычники поклонялись самому могучему и доброму божеству: Яриле – Солнцу. Теперь надо покрыть избу крышей. Доски для крыши не пилёные, а тёсаные топором. Их укладывают плотно, но так, чтобы в случае нужды можно было заменить прохудившуюся, не разбирая всей крыши. Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжёлое бревно. Далеко выступающие наружные концы шеломов имеют плавный изгиб, тонко и красиво прорисованный силуэт. Иногда это чисто декоративная форма, а порой угадываются силуэты конской головы – конёк. Над очень просто и умно сделанными оконцами мастер ставил козырьки-наличники, прикрывающие окна от дождя и снега и ставни. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Наличники были главным декоративным убранством: резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Каждая изба - это поэма! Словно не жилище обыкновенного хлебороба, а богатый терем из старинной сказки. Богатырские срубы стен, что под стать любой крепости, напоминают величавые, торжественные ритмы древних былин, а искусственные украшения приветливых нарядных фасадов вызывают в памяти задорные мелодии деревенских хороводов.
Воспитатель с детьми рассматривает фотографии, иллюстрации, репродукции, на которых изображены русские избы и элементы декора, обращая внимание на характерные особенности.
В. Ребята, давайте попробуем "срубить" бревенчатую избу с резными украшениями?
Получив поддержку у детей воспитатель проводит физкультминутку (для поднятия тонуса и сил)
За дровами мы идём
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
Воспитатель объясняет детям, как сделать избу из бревен. Бревна сделать, скатав бумагу рулончиками и приклеив их (можно предварительно накручивать бумагу на карандаш). Там, где будут окна и двери, приклеивать рулончики меньших размеров. Резьбу по дереву сделать из бумаги, сложенной гармошкой. Узоры дети выбирают по своему желанию.
Дети работают самостоятельно, могут объединяться в подгруппы, работать парно, индивидуально. Звучит негромкая русская народная музыка. Воспитатель помогает советом, небольшой подсказкой. Детские работы оформляются в виде коллективного панно "Русская деревня". Дети любуются своими работами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.