Конспект   итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средний группе 
«Помочь лесовечку расколдовать насекомых»
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.
 Задачи: Образовательные:
- уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;
- формировать представления о зависимости их окраски от места обитания;
- познакомить со строением тела насекомых;
- объяснить значение насекомых в природе и жизни человека;
Развивающие:
- развивать зрительное, тактильное восприятие;
- развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь;
- активизация и обогащение словаря;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающей природе;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- воспитывать желание помогать друг другу;
Оборудование: письмо от лесовичка, картинки с насекомыми (майский жук, божья коровка, муравей, кузнечик, пчела), разрезные картинки (муравей, кузнечик), конвертики с геометрическими фигурами.
      Виды детской деятельности:
      • игровая;
     • коммуникативная;
      познавательно-исследовательская;
      • изобразительная;
    • двигательная.
            
        
        
        
                    
                
                    Конспект   итогового занятия по ознакомлению с окружающим
миром  в средний группе 
«Помочь лесовечку расколдовать насекомых»
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и 
характерных признаках.
 Задачи: Образовательные:
- уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья
коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;
-   формировать   представления   о   зависимости   их   окраски   от   места
обитания;
- познакомить со строением тела насекомых;
- объяснить значение насекомых в природе и жизни человека;
Развивающие:
- развивать зрительное, тактильное восприятие;
-   развивать   мелкую   моторику,   логическое   мышление,   память,
диалогическую и связную речь;
- активизация и обогащение словаря;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающей природе;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- воспитывать желание помогать друг другу;
Оборудование: письмо от  лесовичка, картинки с насекомыми (майский
жук,   божья   коровка,   муравей,   кузнечик,   пчела),   разрезные   картинки
(муравей, кузнечик), конвертики с геометрическими фигурами.
      Виды детской деятельности:
      • игровая;
     • коммуникативная;
      познавательно-исследовательская;
      • изобразительная;
    • двигательная. 
Предварительная работа с детьми:
 • рассматривание иллюстраций, 
• чтение природоведческой литературы;
 • отгадывание загадок о насекомых;
 • просмотр мультфильмов. 
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Ребята, какие вы сегодня красивые. Подойдите ко мне, возьмитесь за
руки и встаньте в круг. Опустите руки.
- Скажите, какое время года за окном? Почему?
- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается. Давайте потянемся к
солнышку,   вдохнем   весенний   аромат   воздуха   вместе   с   веселым
настроением и выдохнем зимнюю прохладу.
- Вот  теперь мы  стали бодрыми и энергичными. Так и в природе  все
просыпается и оживает. И сегодня мы отправимся в гости к маленьким
жителям полянки, которые тоже уже проснулись. А что это за жители мы
узнаем потом.
Мы к зеленой полянке вышли. Через ветви и пенечки
 Поднимая ноги выше. Кто так ловко шагал,
 Через кустики и кочки, Не споткнулся, не упал?
 Подходим к полянке. Там никого нет, только письмо от лесовичка.«Ребята,   здравствуйте!   Как   хорошо,   что   вы   пришли   к   нам.   У   нас   на
полянке   беда:   злая   Стужа   заколдовала   маленьких   жителей   полянки.
Чтобы   их   спасти,   нужно   прогнать   стужу   и   расколдовать   -   выполнить
несколько заданий»
-  Давайте  поможем  маленьким  жителям  полянки?  Чего  боится стужа?
(солнца, тепла, весны)
- Встанем в круг и прогоним злую стужу.
Солнышко,   солнышко,   золотое   донышко!   Гори,   гори   ясно,   чтобы   не
погасло!
 (Идут по кругу.)
 Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
 Прилетели сто грачей, (Машут руками.)
 А сугробы тают, тают, (Приседают.)
 А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)
 - Стужу мы прогнали. А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей
полянки. Отправляемся в путь искать задания.
  1  задание.  Отгадайте  загадку. На  конверте  с заданиями приклеены
геометрические   фигуры,   разных   цветов,   задаются   соответствующие
вопросы дети отвечают.
 Жу – жу – жу, жу – жу – жу
 Я на ветке сижу И звук «ж» все твержу. (Майский жук)
 - Это майский жук. Давайте посчитаем, сколько у него лапок? (6)
 - Что еще есть у майского жука (головка, брюшко, лапки, крылья)
 - Как он передвигается? (ползает, летает)
 - Где он живет? (на дереве) - Есть у него враги? (птицы)
 - Как он спасается? Прячется: коричневый цвет – под цвет дерева.
 2 задание. 
  Жук — жужжит, присев на ножки
 Спинка — круглая, как ложка
 Два крыла — в горошек 
 И летать, он — может
 (Божья коровка) 
 (Картинка 6) 
 Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается 
божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .
  - Кто это? (божья коровка)
 - Сколько лапок? – Как передвигается (ползает и летает)
 - Где мы можем встретить б. к. (на лугу, деревьях, траве)
  - Какого цвета б. к.? Посмотрите, какая она яркая! Ее хорошо видно в
траве и на коре деревьев. Ее любая птица заметит. Как же ей спрятаться
(предположения детей).
  - Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё
есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности
она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью
коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и
назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её
опасно!
 - Божья Коровка ест тлю – которая поедает листья деревьев.
 3 задание. «Собери целое из частей»
 - В этой волшебной коробочке собраны части целой картинки. Возьмите
каждый по детале, те у кого деталь красного цвета, подойдёт к этомустолу,   те   у   кого   деталь   зеленого     цвета,   подойдёт   к   этому   столу.
Соедините детали между собой на столе.
 - Дети, подойдём к этому столу. Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких
усиков.   Насечки   на   теле   делят   его   на   несколько   частей:   Голова,
грудка,брюшко. Вот так выглядит муравей.
  -   Как   он   передвигается?   (ползает)   -   Где   он   живет?   (в   лесу,   в
муравейнике)
 - Ребята, муравьи – санитары леса: они поедают мелких жучков, которые
поедают деревья, т. е. муравьи спасают деревья.
 -А теперь пойдём к другому столу.
 - А здесь кто?
 - В отличие от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные ноги,
при помощи которых он ловко и умело передвигается, его даже называют
«Чемпион   по   прыжкам».   Как   и   у   всех   насекомых   у   кузнечика   6   ног.
Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши?
 - Нет, представьте себе – на ногах.
 - Вот какое удивительное насекомое, кузнечик.
 - Есть у него враги? - Как он от них спасается? (где живет, какого цвета).
К. зеленого цвета – под цвет травы.
 4.ФИЗМИНУТКА.
Видишь, бабочка летает, Машем руками-крылышками. 
 На лугу цветы считает. Считаем пальчиком. 
 — Раз, два, три, четыре, пять. Хлопки в ладоши. 
 Ох, считать не сосчитать! Прыжки на месте. 
 Даже мудрая пчела. Машем руками-крылышками. 
 Сосчитать бы не смогла! Считаем пальчиком. 
5 задание. Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и 
исключают лишнее. Например:
 • заяц, волк, лиса, муха (насекомое);
 • коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое);
 • божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное);
 • паук, шмель, орел, комар (птица) 
 • палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д. 
 Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, 
грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, 
любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и 
заботьтесь о ней. 
  6 задание. 
Изумрудный вертолёт
 У реки летает
Приоткрыв зелёный рот, 
Комаров хватает. 
Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё? 
 Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков ры-бы, 
питается комарами и личинками насекомых) .
7.кузнечик посчитать до 5 в обратном порядке.
Отгадать загадку: Во фраке зелёном маэстро
 Взлетает над лугом в цвету. 
Он — гордость местного оркестра
 И лучший прыгун в высоту. 
 (Кузнечик) 
 (Картинка 4)Заключительная часть. 
 Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, 
считаем ноги) .
 Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается 
гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают 
стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда).
 Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного 
было для каждого из вас? (Ответы детей).
 А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня 
слушали. 
 И лесовичек для вас ребята приготовил подарки (листочки-раскраски), раздаются 
ребятам.
 Молодцы ребята, спасибо вам большое! 
Конспект интегрированного занятия на тему «В мире насекомых»
Средняя группа
Интеграция образовательных областей: «Познание» Закрепить знания
детей о насекомых, об их среде обитания, «Художественное творчество» 
(аппликация), 
- Развивать умение ориентироваться на плоскости по словесной 
инструкции. 
- Формировать представления о разнообразии мира насекомых. 
- Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, 
приспособленности к условиям жизни. 
- Закреплять название деревьев
- Продолжать обучать детей создавать яркие образы насекомых в 
технике: аппликация с элементами рисования.
- Совершенствовать технику вырезывания овала рациональным способом 
(путем складывания прямоугольника пополам и попарного закругления 
углов).
- Создавать условия для самостоятельного выбора детьми способа 
нанесения точек на крылышки.
- Показать возможность создания контрастного цветосочетания (красный 
жук на зеленом листке).
- Закреплять правила безопасного обращения с ножницами. 
Материал для занятия: 
- фигурки насекомых и их изображения
- образец аппликации
- зеленые листики, красные квадраты, черные квадраты, ножницы, клей, 
фломастеры.
- магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с 
изображением насекомых.
Предварительная работа: 
- Изучение деревьев. 
-беседы с детьми о насекомых( о каких беседовала)
- рассматривание фотографий, иллюстраций в книгах, сюжетные 
картинки насекомых.- чтение рассказов, сказок, стихов, загадывание загадок про насекомых.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Утром встали малыши,
Снова в садик свой пришли,
Гости здесь у нас с утра,
Вам мы рады как всегда
Поздоровайтесь друзья!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, какая прекрасная стоит погода на улице. 
Солнышко пригревает, на всех деревьях распустились листочки. Весело 
поют на улице птички. Расцветают цветы. А как называется время года, 
когда все это происходит в природе. (ответы детей)
А назовите первый месяц весны? (март)
А второй месяц? (апрель)
А какой третий месяц весны? (май)
Воспитатель: Молодцы ребята, А теперь я предлагаю вам перенестись 
на весеннюю полянку. Для этого мы закроем глазки и скажем раз, два, 
три на полянке очутись. (Дети, закрыв глаза).
- Открываем глазки. Вот мы и очутились на полянке.
Убирается с доски занавеска, а на доске все картинки вперемешку. 
Воспитатель: Ой ребята, а что это с полянкой? Разве так она должна 
выглядеть? (Нет) Что здесь не так? Что же произошло? 
Ребята, а давайте всё исправим.
(Дети расставляют части композиции согласно словесной инструкции)
- в правый верхний угол помести солнышко.
- разместит облака на сверху.
- возьмёт дуб и поместит его на середину полянки.
- возьмёт две ёлки и поместите с право и с лава от дуба.
- возьми два тополя и помести их рядом с ёлками.
- возьмёт две осинка и поместит под тополем.
-….возьмёт цветочек поместит под дубом.
- ..две берёзы и поместит их между цветочками.
включается фонограмма со звуками леса.
Слышите ребятки, наша полянка оживает, и стали раздаваться голоса 
птиц и животных.
Ой, какая получилась красивая полянка. Вам нравиться она ребятки? (Да) 
И солнышко так ярко засветила над всей полянкой. 
Интересно и кого можно здесь увидеть? 
Ой, вижу, вижу спешит к нам первая обитательница этой полянки. 
Угадайте кто она.Шевелились у цветка 
Все четыре лепестка, 
Я сорвать его хотел, 
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка
Бабочка необычна тем, что в своей жизни она полностью преображается
На экране демонстрируется видеофрагмент с бабочками.
Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они 
малопривлекательны, активно поедают листья растений, быстро растут. 
Этим самым наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цвета. 
Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную свиду. Потом  зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, 
появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут 
висеть, как мокрые тряпочки. И она, будет сидит и сушит свои крылышки.
Крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и улетит. А когда бабочка 
захочет есть она сядет на цветок, раскрутит свой хоботок, который при 
полете у неё свернут в спираль. Раскручивает и опускают в цветок. 
Бабочка пьют нектар и переносит с цветка на цветок пыльцу.
Вот такая удивительная бабочка ребята.
Воспитатель: Ребята смотрите какие красивые бабочки к нам прилетели 
(На доску вывешиваются картинки).. А сколько бабочек прилетело? (Две). 
Посмотрите, какие они необычные. Давайте мы их рассмотрим. Из каких 
геометрических фигур состоит первая бабочка? А из каких вторая? Все ли
геометрические фигуры одинаковые? Чем эти две бабочки отличаются 
друг от друга? (формой крыльев, рисунком). А чем похожи? (есть голова 
круглая, усики, туловище одинаковое)
Дети называют части бабочки, из каких сделаны они геометрических 
фигур.
Воспитатель: Молодцы ребята! Все фигуры отгадали. 
Интересно кого же ещё можно увидеть на полянке? Вижу кого то на 
тропинке: 
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз. 
Дети: Муравей. 
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он 
может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного 
веса.
Если представить, что Коля (вызывается ребенок) – муравей, то он 
сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет нашВаня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на 
себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а 
настоящий силач.
И тут мы видим ребята, что все в работе муравьи. Не будем им мешать 
работать.
Воспитатель: А вот послушайте, про кого я вам загадаю следующую 
загадку:
Красненькие крылышки, 
черные горошки. 
Кто это гуляет по моей ладошке? 
Дети: Божья коровка
Воспитатель: Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо
видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей 
спрятаться? (Предположения детей.) Оказывается, божьей коровке 
прятаться не обязательно. А вот почему вы сейчас узнаете.
Показывается фильм про божью коровку.
А интересно, почему этого божью коровку назвали божьей коровкой?
Представьте, что мы не знаем, как выглядит божья коровка. Тогда когда 
услышишь такое название, мы подумали, что оно имеет отношение к 
корове. На самом деле это не так. Познакомимся с божьей коровкой 
поближе. В природе существует много видов божьих коровок: жёлтая с 
чёрными пятнами, чёрная с красными. Различаются они и количеством 
точек: 2, 5, 13. Но чаще всего нам встречаются красные жучки с семью 
чёрными точками на спинке. Так же точки и яркий цвет помогает божьей 
коровке защищаться от врагов. Божья коровка ядовитая, однажды съев 
её птица или хищное насекомое навсегда запоминают, что таких ярких 
жучков лучше избегать.
А чем же питаются сами божьи коровки. Может быть, как и коровы 
травой? Травоядные среди них встречаются, но крайне редко, 
большинство божьих коровок хищники, с большим аппетитом поедают 
они насекомых вредителей: Тлю, Червецов, личинок колорадского жука. 
Иногда божьих коровок, специально отлавливают и приносят в сады, на 
которые напали вредители. Маленькие жучки всегда спасают урожай. 
Полезные качества этого жучка люди заметили ещё в древности. На 
полях где его встречали, всегда был хороший урожай. 
Ребята, а какое животное для крестьян было залогом благополучия и 
сытой жизни?
Правильно корова. Так может наши предки назвали божью коровку в 
честь коровы, потому что он так же полезен? Корова даёт молоко, из 
которого делают сливки, сметану, творог. А божья коровка сохраняет 
урожай хлеба и овощей от вредителей. Совсем неважно большой ты или 
маленький, каждый может приносить пользу, совершая хорошие 
поступки.
И правда, какой необычно красивый жучок. 
Воспитатель: А давайте и мы с вами превратимся в цветочек и 
посмотрим, а кто же к нашему цветочку прилетит. Включается музыка.Цветочек на клумбе растёт и 
цветёт,
Одна из рук - "цветочек" стоит на 
столе, опираясь на локоть.
На солнышке греясь, гостей к 
себе ждёт.
Ладонь раскрыта, пальцы разведены в
стороны (чашечка и лепестки). 
К нему прибежал покачаться 
жучок,
Пальцы второй руки бегут по столу, 
"жучок заползает в чашечку" (ладонь). 
Качает, качает его ветерок.
Рука - цветочек раскачивается. Вторая 
рука - жучок "сидит" в "чашечке"
Попить сладкий сок прилетел 
мотылёк,
Перебираем в воздухе пальцами 
второй руки, кладем  их в "чашечку" 
Качает, качает его ветерок.
"Цветочек раскачивается"
За мёдом к цветку прилетела 
пчела,
Перебираем  в воздухе пальцами 
второй руки, снова опускаем их в 
"чашечку"
Чуть-чуть покачалась и мёд 
собрала.
Раскачиваем "цветочек", а второй 
рукой гладим  ладошку (собираем 
мёд) 
Но вот улетели пчела, мотылёк, Перебираем в воздухе  пальцами 
второй руки (улетают пчела и 
мотылёк)
Жучок убежал, и остался 
цветок.
Пальцы второй руки "убегают" с 
цветка (жучок)
На солнышке греясь, он будет 
стоять,
Вращаем кистью (чашечкой цветка) 
А солнце зайдёт, наш цветок 
будет спать.
Сжимаем  кулачок (цветочек  
закрылся)Воспитатель: Так кто же к нашему цветочку прилетел? А как их можно 
назвать одним словом? (Это насекомые)
А сейчас я вам предлагаю сделать одного из насекомого. Догадайтесь 
какого: 
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это – “божья коровка“
Проходите за столы.
Объяснение этапов работы.
На подносах лежат заготовки.
Для начала возьмем большой черный круг и приклеим на свой листочек. 
Где будет сидеть наша божья коровка. Теперь возьмем маленький черный
круг и приклеим божьей коровке голову. Теперь нужно сделать крылья. 
Наша божья коровка хочет взлететь и поэтому она расправляет свои 
крылышки. Наклеиваем два полукруга. Но у вас на столе один красный 
круг. Как сделать из круга полукруг? Нужно сложить круг пополам и 
потом разрезать на две части по линии сгиба ножницами. Потом 
наклеиваем на крылья точки, на правое крыло 3 точки и на левое 3, а 
посередине где расходятся крылышки одну точку. И получиться у нас 
семи точечная божья коровка. Осталось глазки на голову приклеить. Вот 
и получилась у нас божья коровка. Осталось подрисовать лапки 
фломастером. 
Молодцы, ребята, как много нового мы сегодня узнали.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Итог занятия.
Вот ребята, сколько мы повидали насекомых. Сколько божьих коровок у 
нас появилось красивых и мы посадили их на разные листики. А теперь 
нам пора возвращаться обратно. Но я думаю, мы ещё не раз вернёмся к 
маленьким обитателям полянки!
Включается песня про «Божью коровку» и дети на ладошках уносят 
божьих коровок в группу.