В данном занятии постараемся познакомить детей с нетрадиционным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому». Ребята будут познакомлены с такими словами, как: «пейзаж», «изображение», «фон», «мольберт», эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень». Материал будет полезен как учителя, так и воспитателям детских садов.
государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект каникулярного мероприятия
«Краски Осени»
Осина Н.М.,
воспитательг.Чапаевск
2018 год
детей передавать особенности осенних листьев, добиваясь
Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования осеннего
пейзажа в технике «по сырому».
Задачи:
Формировать умение пользоваться акварелью (гуашью) в передачи и накопления
опыта эстетического (эмоциональноценностного) отношения к миру,
формирования экологической культуры.
Продолжать развивать эмоциональночувственную сферу ребенка воображение,
фантазию учить красиво, располагать изображение на листе. Развивать чувство
ритма, эстетическое восприятие.
Воспитывать аккуратность, интерес детей к художественной деятельности,
развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых
оттенков.
Побуждать
выразительности с помощью цвета
Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «фон», «мольберт»
и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень».
Материал:
Акварель, гуашь, кисти разных номеров, баночки с водой, бумага для акварели,
салфетки, ваза с разноцветными лентами и листьями.
Осеннее панно, мольберт с осенним пейзажем.
Ход занятия
Организационный момент
Какое время года сейчас за окном ? Но иногда выглядывает солнышко и
напоминает нам о теплой, разноцветной осени. Ребята, почему осень
разноцветная?
много разноцветных листьев на деревьях и они начинают облетать, люди ходят
под дождём с цветными зонтиками, можно собирать ягоды и грибы, птицы
улетают в теплые края…
молодцы, все правильно перечислили.
Контроль исходного уровня знаний
Дайте ответ на мои осенние загадки. Под музыку Чайковского «Времена года.
Осень». Дети отгадывают осенние загадки.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это ....(дождь)
Королева наша, Осень,У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ноябрь)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...
(птицы)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно... (листопад)
Предлагаю посмотреть и вспомнить, как выглядит время года Осень.
(просмотр фильма про Осень)
Обучающий этап
Сегодня у нас произойдёт волшебство! Ребята, вы согласны? (Да, согласны!)
А поможет нам в этом, «волшебная ваза» (педагог подводит детей к вазе)
посмотрите, что свисает с «волшебной вазы»?
Ответы детей: разноцветные ленточки, верёвочки…
Вы должны вытянуть ленточку с таким цветом, который встречается осенью. И
только после вас я тоже вытяну одну из ленточек.
Ребята вытягивают по одной ленточке, на которых прикреплены разноцветные
листья.
Возьмите по одному листочку.
Ах, сегодня у вас чудесное, осеннее настроение (педагог обращает внимание на
цвет листочков, которые показали дети.)
Солнышко взошло уже высоко, наши листочки привели себя в порядок:
умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали слушать сказку!Сказка – игра.
Жилабыла на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя
окружила, была берёзовая роща, где росло необыкновенное, заколдованное
дерево.
Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскрывались разные по характеру
и окраске листья. Покажите листьями, цвет кроны дерева
По ночам, когда листья никто не видел, они спускались с дерева и танцевали.
Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (ребята
двигаются под музыку). Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость
движений детей.
В каком образе, листья по звучанию мелодии, вам представились? Опишите их.
Ответы детей: ласковые, нежные, добрые, веселые.
Но на другой половине заколдованного дерева росли другие листочки.
Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они?
(звучит громкая, музыка)
Выберите лист и покажите, какой по цвету была вторая половина дерева.
Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий …)
Наступила осень, облетели с него разноцветные листочки. Дерево стало
выглядеть
обыкновенным, но на самом деле оно продолжает быть
заколдованным. Когда в роще волшебницы останавливались путники и садились
отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное чудо они
добрели душой и сердцем. Тот же, кто попадал под его злую половину,
становился жестоким, злым и жадным.
Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал, становились
добрыми.
а, как мы можем предупредить людей, где можно отдохнуть? Деревья в роще
все облетели. Что мы можем сделать, как помочь? Предполагаемые ответы
детей: сказать людям, показать, под каким деревом можно отдохнуть,
написать объявление. Можно нарисовать крону у деревьев.
Правильно ребята, вы можете, нарисовать рощу в осеннем наряде и тогда злая
половина дерева исчезнет. Дети соглашаются.
Лист на вашей руке поможет вам в рисовании. Итак, каждому надо нарисовать
на листе бумаги свой осенний пейзаж.
Самостоятельная работа.
Ребята работают по инструкции педагога, звучит спокойная музыка.
1.
Чтобы роща получилась в осеннем наряде, намочите лист бумаги водой
с двух сторон. (Дети мочат лист бумаги с одной стороны, разглаживают воду по
поверхности листа руками, а перевернув лист повторяют действия)
2.
Возьмите кисть широкую, наберите краску, рисуйте цветные пятна на
листе бумаги. Но не забывайте промывать кисть, чтобы набрать другой цвет.
(Ребята рисуют цветные пятна, и не забывают промывать кисть в воде.)Положите кисть, отдыхать на салфетку (дети выполняют указание
Покажите рукой «клюв птицы» (показ педагога: соединить большой и
Проведите «клювом» по стволам и веткам на вашем рисунке.
Посмотрите ребята, что происходит с вашими цветными пятнами? (они
Чтобы нарисовать стволы и ветви, возьмите кисть узкую (дети меняют
3.
соединяются)
4.
кисть и прорисовывают стволы и ветви у деревьев)
5.
На ваших рисунках стали просматриваться деревья в осеннем наряде
(ребята рассматривают свои рисунки и называют, какие цвета акварели
использовали в рисовании)
Ребята, можете нарисовать почву, на которой растут ваши «волшебные» деревья
(дети самостоятельно рисуют землю)
6.
педагога)
7.
указательные пальчики)
8.
Педагог рисует совместно с каждым ребёнком. На рисунке, где дети проводили
«клювом», стали просматриваться линии светлого оттенка.
Осенние пейзажи нарисованы! Когда рисунки высохнут, вы сможете их
разместить на панно.
Итог занятия:
Вот и готовы ваши рисунки. Мы назовем ее «Осенний …(пауза дети хором)
пейзаж».
Вам нравится? (Да, нравится!) Мне очень нравятся ваши пейзажи. Вы
настоящие волшебники. Красиво у вас получилось потому, что вы внимательно
слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно.
Какое чудо помогло вам сегодня? («волшебная» ваза с лентами и разноцветными
листьями)
Расскажите, каким приёмом вы рисовали деревья? ( рисовали приёмом «по
сырому»).
А листья сами прилетели на ваши деревья? (нет, мы наносили акварель на лист
бумаги цветными пятнами).
И, что у вас получилось? (Осенний пейзаж) Молодцы!!!