Конспект кружкового занятия по русскому языку, проводимого в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы» Учитель: Бобровникова Н. В.
Оценка 4.8

Конспект кружкового занятия по русскому языку, проводимого в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы» Учитель: Бобровникова Н. В.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
19.02.2018
Конспект кружкового  занятия по русскому языку, проводимого   в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы»    Учитель: Бобровникова Н. В.
Цель занятия: способствовать формированию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности. Задачи: • обобщить и систематизировать знания о фразеологизмах, антонимах и синонимах; • способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы; • способствовать созданию условий для формирования умений и навыков в групповой работе. Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, доска, фразеологический словарь, толковый словарь. Организационный момент. 1. Постановка задачи урока. -Ребята, вы любите путешествовать? Почему? Слайд № 1. -Сегодня мы отправимся в морское путешествие на остров, где спрятаны сокровища Флинта. И чтобы не скучать, плавая по океану Орфографических знаний, мы будем узнавать новое, интересное. -Кем был Флинт? (Пират, капитан Флинт) - Кто написал книгу «Остров сокровищ»? (Роберт Льюис Стивенсон) Слайд № 2,3. Значит, и мы сегодня на уроке превращаемся в пиратов. (Дети надевают банданы.) -Я желаю вам быть сильными, мужественными, преодолеть бури и штормы, выстоять в нашем трудном путешествии и стать настоящим морским волком. А наградой будет клад - сокровища капитана Флинта. -Какого человека называют морским волком? (Стойкого, мужественного, бывалого моряка) -Кто знаком с сочетанием типа «морской волк»? (фразеологизм) ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - это тема нашего урока. 2. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа. Слайд № 4,5,6,7. Отправляясь в путешествие, мореплаватели выбирают средство для передвижения, набирают команду, запасаются провизией и сверяются с картой. Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. -Отгадайте загадку: Мой парус ветер ловит, А волны реет киль. Меня не остановят Ни ураган, ни штиль. (Корабль) -Командир судна, имеющий офицерское звание или чин в армии и флоте (капитан) -Моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота (матрос) -Что из продуктов питания, содержащее множество витаминов, так необходимых в дальнем путешествии, произрастает на огороде? (овощи) Запишите несколько названий овощей: -Этот овощ завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб – трюфель, как и трюфель растут в земле (картофель) -Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что означает голова (капуста) -Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым (огурец) -Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали» (морковь) ПРОВЕРКА -Назовите слова, в котором надо запомнить безударную гласную О (корабль,овощи, огурец, морковь) -Назовите слово, в котором есть орфограмма-согласная (морковь) -Почему написание безударных гласных в этих словах нужно запомнить? (т. к. её нельзя проверить) -Мы отправляемся. Вперёд, отважные мореплаватели! Слайд №8. 3. Работа с синонимами и антонимами. Слайд №9 Словом «пейратес» греки обычно называли мужчин, которые в поисках приключений и добычи отправлялись в далёкие странствия по морю. Эти странствия чаще всего превращались в грабёж чужого побережья. Позже появились слова «каперы, корсары, флибустьеры». Давайте узнаем, что они обозначают. Работа с толковыми словарями (смысл их один – морские разбойники). Но пираты нередко вызывали восхищение у современников. Они открывали и осваивали новые водные пути, ввели новый приём боя – абордаж. А Френсис Дрейк – «пират её величества королевы Елизаветы» совершил второе (после Магеллана) кругосветное путешествие. -Кто такие пираты? (Морские разбойники) -Назовите слова, близкие по смыслу к слову пираты. Пираты- каперы, корсары, флибустьеры. -Как называются эти слова? (синонимы) -Какие слова мы называем синонимами? (Слова, которые обозначают что-то близкое по значению.) -Запишите в тетради эти синонимы. -На острове нас ждёт следующее задание: Слайд № 10,11,12,13,14. -Объедините сочетания слов, имеющие близкое значение, в три группы: Во весь дух, одного поля ягода, во все лопатки, одним миром мазаны, на всех парах, шагу негде ступить, на одно лицо, иголку негде воткнуть, яблоку негде упасть. ПРОВЕРКА: Во весь дух Одного поля ягода Шагу негде ступить во все лопатки одним миром мазаны иголку негде воткнуть на всех парах на одно лицо яблоку негде упасть -Какое значение имеют сочетания в 1 столбике? (очень быстро) -Какое значение имеют сочетания во 2 столбике? (очень похожи) -Какое значение сочетаний в 3 столбике? Когда так говорят? (О большой тесноте в помещении, очень много) -Как называются устойчивые сочетания слов, которые в речи существуют почти как слова.( Фразеологизмы) Слайд №15. - На доске пословицы. -Найдите синонимы «наоборот». Какое задание вы должны выполнить? (найти антонимы) -Что мы называем антонимами? (Слова, имеющие противоположное значение) -На смелого собака лает, а трусливого кусает. -Труд всегда даёт, а лень только берёт. -На чёрной земле белый хлеб родится. Прочитайте пословицы. Объясните их. Назовите антонимы. Слайд № 16,17,18. -А теперь попробуйте найти фразеологизмы с противоположным значением в правом столбике. Запишите в тетради в виде теста 1. С лёгким сердцем. а) за тридевять земель 2. От горшка два вершка. б) взять себя в руки 3. Рукой подать. в) с тяжёлым сердцем 4. Выйти из себя г) ростом в косую сажень ПРОВЕРКА:1.- в 2. - г 3. - а 4.- б Объясните значение этих фразеологизмов с помощью словаря. (Работа в группах с фразеологическим словарём) 4. Самостоятельная работа (разноуровневая работа). Низкий уровень – «Восстанови поговорки» Голоден как заяц хитёр как собака труслив как свинья нем как бык колючий как лиса упрям как рыба грязен как ёж здоров как осёл Средний уровень – «Соедини пары» Торопиться как банный лист не видать как горькая редька надоесть как на пожар дрожать как своих ушей пристать как осиновый лист Высокий уровень – «Замени одним словом» Сесть в лужу - забыть ходить на голове - разоблачить на вес золота - опозориться выбросить из головы - дорого вывести на чистую воду - баловаться клевать носом – дремать 5. Закрепление изученного. Слайд №20, 21. - А теперь нам нужно только открыть сундук с сокровищами. Соедините фразеологическое сочетание в левой части с его объяснением в правой. 1.Не ударить в грязь лицом А. Занятие, которое себя не оправдывает. 2.Держать себя в руках. Б. Обязательно 3. Мелькнуть, как молния В. Очень быстро. 4. Игра не стоит свеч. Г. Точно в цель. 5. Стрелять без промаха. Д. Сохранять самообладание. 6. Во что бы то ни стало. Е. Показать себя с лучшей стороны. 7. Не находить себе места. Ж. Быть в состоянии большого волнения. 8. Вешать голову. З. Огорчаться. -Кто подобрал ключ? 1. - Е 5. - Г 2. - Д 6. - Б 3. - В 7. - Ж 4 . - А 8. – З Слайд № 22,23. ДЕВИЗ «Бороться, искать, найти и не сдаваться!» 6. Итог урока. -Итак, мы снова дома. (Дети снимают костюмы) -Что нового узнали в путешествии? Что повторили? -Зачем в речи употребляют крылатые выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы? (чтобы речь была красивой, образной, выразительной) Сделать кораблик и написать на нём пожелания гостям.
Фразеологизмы.docx
Во весь дух, одного поля ягода, шагу негде ступить, одним миром мазаны, иголку негде воткнуть, во все лопатки, на одно лицо, на всех парах, яблоку негде упасть. ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДА, ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ, НА ОДНО ЛИЦО – ОЧЕНЬ  ПОХОЖИ

Конспект кружкового занятия по русскому языку, проводимого в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы» Учитель: Бобровникова Н. В.

Конспект кружкового  занятия по русскому языку, проводимого   в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы»    Учитель: Бобровникова Н. В.

Конспект кружкового занятия по русскому языку, проводимого в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы» Учитель: Бобровникова Н. В.

Конспект кружкового  занятия по русскому языку, проводимого   в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы»    Учитель: Бобровникова Н. В.

Конспект кружкового занятия по русскому языку, проводимого в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы» Учитель: Бобровникова Н. В.

Конспект кружкового  занятия по русскому языку, проводимого   в 3 – в классе по теме: «Фразеологизмы»    Учитель: Бобровникова Н. В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018