Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»
Оценка 4.6

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
дефектология
4 кл
15.04.2019
Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»
Документ Microsoft Office Word.docx
Конспект логопедического занятия в 4 классе с обучающимися, имеющими нарушения интеллектуального развития «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных» А.Р.Макашева,  учитель­логопед 2019 г. Цель: формирование умения понимать лексическое и грамматическое  значение имени существительного. Задачи: продолжить формирование учебно­языковых умений и навыков при изучении  темы “Имя существительное”; развить фонематический анализ и синтез, развить логическое мышление; развивать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Оборудование: карточки, презентация занятия, наглядный материал,  раздаточный материал, мячи, индивидуальные зеркала. Ход занятия 1.Организационный момент Психологический настрой. Поприветствуйте, ребята гостей, Улыбнитесь друг другу веселей. Я желаю всем успехов и добра, А теперь занятие начать пора! Артикуляционная гимнастика. А начнем мы наше занятие с артикуляционной гимнастики. «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Конфетки», «Качели», «Болтушка».  Гимнастика для глаз «Прятки» ­ Кто мне скажет,  какое сейчас время года? ­ Какой сегодня день недели? ­ Какое сегодня число? ­ Какой сегодня месяц? ­ Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату.  2. Актуализация знаний                                                      (слайд 1). ­ Прочитайте слова, написанные в левом столбике, а теперь в правом.  Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед.  (Учащиеся читают слова и уточняют их смысл.) ­ Как вы думаете,  почему слова разделены на две группы? Вывод: Существительные первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые. Существительные второй группы отвечают на вопрос что?  Значит, они неодушевленные.                                            (слайд 2). Повторите: кто? девочка, т. д.; что? игра, т.д.  II. Основная часть. 1. Определение темы занятия. Целеполагание. ­ Кто сформулирует тему нашего занятия? Тема нашего занятия «Одушевлённые и неодушевлённые имена  существительные».                                                                    (слайд 3). ­Что мы будем делать на занятии? (Сегодня мы будем закреплять умения  различать одушевлённые существительные и неодушевлённые). 2. Объяснение материала. ­ Давайте вспомним. Существительные делятся на одушевлённые и  неодушевлённые. ­Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Почему? (Они  обозначают живых существ ­ людей, животных). ­Имена существительные, которые обозначают предметы, явления природы,  настроение, чувства, отвечают на вопрос что?  3. Тренировочные упражнения Задание 1. Найди лишнее.                                                   (слайд 4) ­ Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? 1) дети, ёжик, ученик, школа, малыши; (лишнее слово школа, потому что оно  неодушевленное и отвечает на вопрос что?, все остальные слова –  одушевленные) 2) карандаш, пенал, школьник, книга, школа; (лишнее слово школьник, потому что оно одушевленное и отвечает на вопрос кто?, все остальные слова –  неодушевленные)  Задание 2. Фонетический (звуко ­ буквенный)  разбор слова школа.             (слайд 5) Школа — слово из 2 слогов: шко­ла. Ударение падает на 1­й слог. Транскрипция слова: [школа] ш ­ [ш]­ согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произносится  твердо), шипящий к ­ [к] ­ согласный, глухой парный, твёрдый (парный) о ­ [о] – гласный, ударный л ­ [л] ­ согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый  (парный) а - [а] – гласный, безударный В слове 5 букв и 5 звуков. Массаж с помощью шарика Су­джок                             (слайд 6) «Непростой шарик» Этот шарик непростой, Весь колючий, вот такой! Меж ладошками кладем, Им ладошки разотрем. Вверх, вниз его катаем, Свои ручки развиваем. Раз, два, три, четыре, пять­ Нам пора и отдыхать! (Движения соответствуют тексту.) Задание 3. Шифровка слов цифрами и буквами.                (слайд 7) ­Ребята, расшифруйте слова и запишите их в тетради.  Слова: коробка, сок, парта, носок, вода, стакан, окно. ­Слова, которые вы расшифровали,  являются одушевленными или не  одушевленными? На какой вопрос они отвечают? Задание 4. Игра с мячом «Передай по кругу». ­ Будем играть в слова. Ребята вам необходимо передавать мяч и называть  одушевленные  существительные.  Задание 5.Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие  имена существительные?                                                     (слайд 8) Орел – город, орел – птица. Норка – хищный пушной зверёк. Мех норки. Норка – небольшая нора.  Мышиная норка. Составьте предложения.  ­ У вас на партах лежат конвертики с заданиями. Достаньте листочки.  Посмотрите на них, с одной стороны написаны цифры, разложите листочки по порядку. Теперь переверните листочки и прочитайте предложения, которые у  вас получились. На скале сидит орел. В Орле много красивых памятников. Норка питается  рыбой и насекомыми. Мышка спряталась в норку. Орел высоко летает. Норка  красивый зверек. Очень глубокая норка. Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных  зависит от их лексического значения. 6. Работа с текстом.                             (слайд 9) ­ Послушайте рассказ.  Рассказ о белочке. Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.    Один раз белка с белочкой собирали грибы на зиму. Вдруг на соседней ёлке появилась   куница.   Она   приготовилась   схватить   белочку.   Мама   –   белка прыгнула навстречу кунице и крикнула дочке: «Беги!» Белочка   бросилась   наутёк.   Наконец   она   остановилась.   Посмотрела   по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать? Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла. Я буду читать не спеша, ваша задача ­ услышать и запомнить одушевленные  имена существительные. (Проверим: белка, дочка, белочка, куница) ­ Ребята, найдите в тексте третье предложение. Прочитайте его. Перепишите в тетрадь. Подчеркните одной чертой все имена прилагательные. III. Итоговая часть. ­Наше занятие подходит к концу. Чем мы сегодня занимались? (Учились  различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.) ­Вам трудно или легко их различать? На какой вопрос отвечают  одушевленные имена существительные? На какой вопрос отвечают  неодушевленные имена существительные? Оценка работы учеников. На скале сидит орел. Норка питается рыбой и насекомыми. В Орле много красивых памятников. Мышка спряталась в норку. Орел высоко летает. Норка красивый зверек. Очень глубокая норка.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевленных и неодушевленных имён существительных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2019