Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;
- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания ребенка по теме «Зима»;
- формировать навыки языкового анализа и синтеза;
- закрепить правильное произнесение звука [р] в словах и словосочетаниях;
-закрепить навык согласования слов-предметов со словами-признаками и словами-действиями.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Конспект логопедического занятия
Тема: «Зима. Звук [р] в словах и словосочетаниях».
Индивидуальное логопедическое занятие для обучающегося1-го класса.
Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа
полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и
синтеза;
- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук
(формирование ручной умелости и соразмерности движений).
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания ребенка по теме «Зима»;
- формировать навыки языкового анализа и синтеза;
- закрепить правильное произнесение звука [р] в словах и словосочетаниях;
-закрепить навык согласования слов-предметов со словами-признаками и
словами-действиями.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям,
трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: предметные картинки по теме «Зима», «Животные готовятся к
зиме»;цветные фишки для звукового анализа;плакат «Времена года. Зима»;
вырезные снежинки с написанными на них словами со звуком [р]; аудиозаписи
со звуками зимнего леса; кусочек ваты; сюжетная картинка зимы.
Ход занятия:
Деятельность педагога Деятельность
Этапы и виды работы на
этапе
Педагог задаёт вопрос о
времени года. Вырази
свое состояние и
настроение в разное
время зимы. Радуемся
первому снегу; ёжимся
от холодного ветра; нас
пробирает дрожь до
самых костей в
морозную, студеную
погоду; солнце
пригревает наше лицо
на морозе.
Педагог проверяет
домашнее задание по
теме: «Звук [р] в
слогах». Просит ребенка
произнести звук [р] в
Ребенок отвечает
на вопрос о
времени года и
показывает
мимикой, жестами,
движением
настроение и
действия зимы.
Ребенок произносит
слоги.
2.
Основной этап.
Проверка домашнего
задания.
1. Оргмомент.
Психогимнастика.
ребёнка
Какие задачи решались в
ходе выполнения заданий
Организовать и настроить
ребенка на занятие.
Выяснить насколько
скорригировано
произношение звука [р] в
слогах.
1слогах, повторяя за
логопедом.
Педагог предлагает
ребенку рассмотреть
изображение зимнего
леса на плакате,
назвать, что
изображено, полным
предложением, и
послушать звуки
зимнего леса.
Педагог сообщает
ребенку, что сегодня на
занятии он и ребенок
отправятся на прогулку
в зимний лес, где будут
продолжать учиться
правильно произносить
звук [р].
Педагог выясняет у
ребенка основные
признаки зимы.
Предлагает отгадать
загадки про зиму.
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
лежит возле хаты.
Лежит всю зиму - никто
не поднимет.
Весна придет - он сам
уйдет.
Он вошел – никто не
видел,
Он сказал – никто не
слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Педагог задает вопрос:
- Какой первый и
последний звук в словах
мороз и сугроб?Просит
сделать фонетический
разбор этих слов с
помощью фишек для
звукового анализа.
Педагог предлагает
сдуть снежинку из ваты
с ладони, контролирует
правильность выдоха.
Педагог сообщает, что в
зимнем лесу много
животных, просит
рассказать, как они
готовятся к зиме. При
необходимости
Актуализация знаний.
Работа с плакатом
«Времена года. Зима».
Изучение нового
материала.
Сообщение темы
занятия.
Беседа о зиме.
Дыхательная
гимнастика «Сдуй
снежинку с ладони»
Закрепление изученного
материала.
Д/и «Как животные
готовятся к зиме».
Автоматизация
произношения звука [р]
Ребенок называет,
что изображено на
плакате, полным
предложением, и
слушает звуки
зимнего леса.
Привлечь внимание ребенка
и вызвать интерес к
занятию. Актуализировать
знания по теме занятия.
Ребенок
вспоминает и
называет основные
признаки зимы.
Ребенок
вспоминает, как
правильно
произносится звук
[р].
Ребенок дает ответ
(сугроб).
Ребенок дает ответ
(мороз).
Ребенок выполняет
упражнение.
Определить
уровеньосведомленности
ребенка о правильном
произношении звука [р].
Закрепить произношение
звука [р].
Обогащать словарь по теме
занятия. Формировать
навык ответа на вопрос
полным предложением.
Закрепить произношение
звука [р].
Совершенствовать
фонематический слух.
Закрепить навык звукового
анализа.
Формировать правильный
выдох.
Ребенок
вспоминает, как
животные
готовятся к зиме.
Ребенок берет по
одной картинке,
Пополнять и обогащать
пассивный и активный
словарный запас
ребенка.Обогащать словарь
ребенка по теме занятия.
Закреплять навык ответа на
2помогать опорными
картинками.
Педагог предлагает из
ряда картинок по теме
«Зима» выбрать те, в
которых есть звук [р] и
назвать её.
называет её и
говорит, есть там
звук [р] или нет.
вопрос полным
предложением.
Закреплять произношение
звука в словах.
Совершенствовать
фонематический слух.
Педагог предлагает
выполнить упражнения,
объясняя их
выполнение.
Ребенок выполняет
упражнения вместе
с логопедом.
Корригировать и развивать
мелкую моторику пальцев и
кистей рук.
в словах.
Д/и «Найти слова со
звуком [р]»
Активная гимнастика
для развития мелкой
моторики.
Упражнения без
речевого
сопровождения:
«Зайчик», «Ёлочка».
Упражнение «Варежка»
с речевым
сопровождением.
Динамическая пауза.
Д/и «Выпал беленький
снежок …»
Педагог читает
стихотворение.
Закрепление изученного
материала.
Автоматизация
произношения звука [р]
в словах и
словосочетаниях.
Д/и «Найди пару
снежинке»
Контроль знаний и
умений.
Составление рассказа
по картинке «Зима».
3. Итог занятия.
Подведение итогов и
оценка деятельности
обучающихся.
Опрос.
Оценка деятельности
детей.
Педагог демонстрирует,
что началась метель, и
снежинки закружились
так, что надо подобрать
каждой пару, чтобы
вьюга прошла.
Логопед предлагает
детям вырезанные
снежинки со словами.
Необходимо их
прочитать. Затем
подобрать к каждой
снежинке пару.
Педагог предлагает
ребенку составить
рассказ по
предъявляемой
картине. При
необходимости,
помогает наводящими
вопросами.
Педагог предлагает
ребенку вспомнить то,
чем занимались на
занятии и какой звук
закрепляли в
произношении сегодня.
Затем оценивает
работу ребенка и дарит
ему букву Р,
обозначающую звук,
Ребенок
сопровождает
чтение имитацией
движений в
соответствии с
текстом.
Способствовать снятию
общего утомления.
Развивать общую моторику.
Чередовать статические и
динамические задания.
Ребенок берет
снежинку, читает
на ней слово и
подбирает ей пару,
подходящее
словосочетание.
Зачитывает
полностью. Н-р:
трескучий мороз.
Закрепить правильное
произношение звука [р] в
словах и словосочетаниях.
Закрепить навык
согласования слов-
предметов со словами-
признаками и словами-
действиями.
Ребенок составляет
рассказ.
Проверить навык
сформированности
правильного произношения
звука [р] в связной устной
речи.
Ребенок
вспоминает, о чем
говорили на
занятии, называет
звук, уточняет
правильную
артикуляцию звука.
Обобщить тему урока.
Подвести итог работы на
занятии.
Развивать долговременную
память.
Оценить деятельность
ребенка.
3Домашнее задание
Объяснение домашнего
задания по пройденной
теме.
который отрабатывался
на занятии.
Педагог объясняет.
Ребенок получает
домашнее задание.
Закрепить знания и умения
детей, полученные на
занятии, дома.
4