Методическая разработка разработана в соответствии с ФГОС. Прослеживается интеграция образовательных областей. Позволяет расширить представления детей о многообразии окружающего мира, закрепить знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы, о первом космонавте. После посещения планетария у детей возникли соответствующие вопросы, что повлекло за собой разработку и проведение данной деятельности.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей
старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
Автор: Марченко Марина Александровна,
воспитатель МКОУ
«Большегалкинская СОШ», дошкольная группа
Интеграция образовательных областей:
Художественно – эстетическое развитие
продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином,
развивать умения создавать коллаж из предложенных материалов,
закреплять умение передавать в лепке выразительность образа,
формировать технические умения и навыки работы с различными
материалами для лепки.
Познавательное развитие
уточнить и расширить знания детей о космосе,
закрепить знания детей о планетах Солнечной системы, о первом
космонавте.
Социально – коммуникативное развитие
расширение представления детей о многообразии окружающего мира,
поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками
разнообразными впечатлениями,
обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства
качества предметов.
Физическое развитие
обогащение двигательного опыта,
развитие координации движения, крупной и мелкой моторики,
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Материалы:
Для воспитателя: ноутбук, экран и проектор, образец работы, доска или
мольберты для показа техники выполнения.
Для детей: основа для композиции (лист цветного картона тёмносинего
или фиолетового цвета), пластилин, бусины, паетки, вырезки с космонавтами
и космическими кораблями, клей.
Предшествующая работа:
Посещение передвижного планетария,
рассматривание фото и
иллюстраций, чтение художественной и публицистической литературы о
космосе. Рисование на тему «Солнечная система», конструирование из
конструктора звездолётов, космических станций. Просмотр обучающего
фильма «Дошкольникам о космосе», создание слайдовой презентации по теме,
музыкальное сопровождение.
Ход занятия:Воспитатель приглашает детей на ковер. Минутка приветствия.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Доброе утро, леса и поля,
Доброе утро планета Земля!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель: Ребята, скажите, какой праздник мы будем отмечать 12
апреля? (День космонавтики).
Слайд №2
Правильно ребята, 12 апреля 1961 года Советский союз вывел на орбиту
Земли космический корабльспутник «Восток» с человеком на борту. Полет
продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг
Земли.
Слайд №3
Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий
Алексеевич Гагарин. Он принес славу нашей Родине. Прежде чем шагнуть к
ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!» А когда
ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым:
«Поехали!» Слайд №4
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
В. Степанов.
Давнымдавно люди мечтали летать. Сначала они поднимались в небо на
воздушных шарах, дирижаблях. Позже полетели на самолетах и вертолетах.
Но человек мечтал о полетах к звездам и другим планетам. Человек смотрел
на небо и думал: а что там выше? Человек мечтал о космическом
пространстве. И я предлагаю вам, сегодня вместе со мной ненадолго
отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же
находится там за облаками нашей любимой планеты.Скажите, ребята, на чем можно полететь в космос? (Ответы детей)
А можно полететь в космос в наших костюмах? Что же мы должны надеть
(скафандры, космические костюмы).
Надеваем скафандры. Самомассаж
Мы скафандры одеваем. (Поглаживаем ноги снизувверх)
Руки, ноги разминаем (Поглаживаем руки)
Раз присели, два привстали
И нисколько не устали.
Гермошлем на голову
Ой, как это здорово!
Отправляемся на космодром. Физминутка
Дружно в ногу мы идем
Мы идем на космодром
Мы походим на носках
А потом на пятках
Вот проверили осанку
И свели лопатки
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Внимание! Занять места, приготовится к полету
Но для этого нужно крепко зажмуриться, посчитать и громко – громко
сказать поехали! 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 ПУСК! Поехали!
Мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелая голова, руки, ноги. Откройте
глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения земли и находимся в состоянии
невесомости. А сейчас посмотрите в иллюминатор.
(Звучит космическая музыка, показ слайдов сопровождается
рассказом воспитателя)
Слайд №5
В необъятных просторах космоса вращается наша планета Земля. Земля в
космосе – как остров, затерянный в просторах безбрежного океана.
Слайд №6
«Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из
космоса Луна – верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе.
Слайд №7
Голубая водная гладь рек, морей и океанов. Белые снега. Коричневые,
желтые и зеленые участки суши.
Слайд №8Земной шар окружает голубая оболочка воздуха, которая называется
воздушной атмосферой. Она важна для Земли, потому что этим воздухом
дышат люди и животные. Планета Земля – единственная обитаемая планета!
Слайд №9
Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг
своей оси и вокруг Солнца. Изза этого вращения происходит смена суток,
времен года.
Слайд №10
Солнце – звезда, огромный раскаленный шар, находится в центре
Солнечной системы, которая объединяет в себе еще 8 планет, их спутники, а
так же другие небесные тела: астероиды, кометы, метеориты.
Слайд №11
Самая близкая к солнцу планета Меркурий, вторая от солнца – планета
Венера, третья, средняя по величине планета Земля, четвертая планета
Марс, пятая самая большая в Солнечной системе планета Юпитер, шестая
планета – Сатурн, ее окружают удивительные кольца, седьмая планета Уран,
восьмая планета Нептун, девятая самая удаленная от Солнца планета карлик
Плутон.
Слайд №12
А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление
астероидов – каменных глыб.
Слайд №13
А вот и комета – небесное тело, имеющее вид светящегося пятна, а с
приближением к солнцу видно яркую голову и хвост.
Слайд №14
Берегитесь, метеорит! Метеорит металлическое или каменное небесное
тело, падающее на Землю из космического пространства. Атмосфера
защищает Землю от горячих солнечных лучей и вредного космического
излучения, спасает от падающих из космоса камней и ледяных глыб. Они либо
сгорают, либо расплавляются в воздушной атмосфере.
Слайд №15
Полюбуйтесь сколько звезд! Звезд в небе очень много. Звезды кажутся нам
издалека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На
самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, подобный нашему
солнцу, который излучает тепло и свет. Самые горячие звезды – белые, чуть
менее горячие – голубые, затем следуют желтые и красные.
Слайд №16Зодиак – полоса созвездий, которые сменяют друг друга на звездном небе.
Солнце проходит поочередно в каждом из них и проводит в созвездии
примерно месяц. Всего зодиакальных созвездий 12.
Слайд №1718
Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время
находился в космосе. Были придуманы космические дома орбитальные
станции.
Слайд №19
Спутники, запущенные человеком в космос, присылают на Землю снимки
нашей планеты и снимки космического пространства.
Слайд №20
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы облетели вокруг
Земли и вернулись обратно, потому, что наша планета круглая. Побывать в
космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а
впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам
пройти за столы,
(на столах фотографии Ю.Гагарина, космические
корабли, вырезанные из журналов, пластилин, бусины, паетки, клей) и с
помощью пластилина и других материалов нарисовать наш удивительный
космос, создать космический коллаж. (Воспитатель демонстрирует детям
образец)
Но для начала мы выполним гимнастику для глаз Гимнастика для глаз
(компьютерная презентация)
и разомнем наши пальчики. А затем я расскажу, как сделать из пластилина
вот такие планеты, кометы и звезды.
Пальчиковая гимнастика «Планеты»
На Луне жил звездочет,Он планетам вел отсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон.
Кто не верит, выйди вон.
Алгоритм выполнения работы.
Выбираем главный объект (вырезка космонавта, космического корабля),
приклеиваем в центр работы,
чтобы слепить из пластилина нашу планету нам понадобится 3 цвета:
кусочек зеленого, белого, и синего. Смешиваем все три цвета так, чтобы на
комочке появились разводы. Сплющиваем. Прикрепляем к работе.
Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала
прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком
кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост
кометы.
Бусины и паетки помогут сделать наш космос ярким и сияющим, их мы
вот так крепим на пластилин.
Но, знайте, что в космосе не обойтись без верного товарища и друга,
поэтому работать вы сегодня будите парами, а в конце мы посмотрим чья же
команда лучше всех справилась с работой.
Воспитатель: – Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.
(Самостоятельная деятельность детей. Во время работы звучит
лёгкая космическая музыка. В конце все работы выкладываются на ковре,
получается космическое пространство)
Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились. И все
это вы сделали своими руками. Я думаю, нашим космонавтам очень
понравились бы ваши работы, космос получился как настоящий. Ну, а нам с
вами ждет еще много интересного. В группу входит Маленький принц и дарит
детям волшебный шар – проектор звездного неба, который будет напоминать
им о космическом путешествии.
В ряду десятилетий, каждый год
Мы метим новыми космическими вехами,
Но помним: к звездам начался поход
С Гагаринского русского «Поехали!»