Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.
• Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.
• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность.
Развивающие:
• Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому.
• Развивать умение отличать богородские игрушки.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель
Нефтеюганского районного муниципального образовательного бюджетного
учреждения «Сингапайская СОШ»
Глушкова Ольга Валерьевна
Тема: «Богородские игрушки»
Группа: 34 года
Длительность: 15 минут
Место проведения: групповая комната
Дата проведения: 01 февраля 2018 г.
Интеграция образовательных областей: социальнокоммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие,
физическое развитие.
Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как
произведением русского народного искусства.
• Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее
содержания.
• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее
занимательность.
Развивающие:
• Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому.
• Развивать умение отличать богородские игрушки.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к
народным умельцам мастерам — резчикам по дереву.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства
художественной выразительности.
• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных
впечатлений от совместной игры с народными игрушками.
Планируемые результаты: дети знакомятся с Богородскими игрушками;
знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали,
из каких пород дерева); получают удовольствие и положительные эмоции от игры с
Богородскими игрушками.
Форма организации: групповая.
Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра,
игры под музыку, совместное действие.
Предварительная работа: Организация выставки «Русская народная игрушка»,
разгадывание загадок об игрушках.
Словарь новых слов: игрушечное ремесло, купец.
Оборудование и материалы:Демонстрационный дидактический материал
• Богородские игрушки: дергунчики Буратино, Петрушка, каталка Бычок,
Птичий разговор, свистульки.
• Иллюстрации с росписью.
Раздаточный материал:
• Богородские игрушки.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат
перед вами?
Дети: Красивые расписные игрушки.
Педагог: Из чего они сделаны?
Дети: Из дерева.
Педагог: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен
ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева
ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья.
Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и
сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали
игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла
женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго
играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на
ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку.
Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких
игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и
занялись “ игрушечным” ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.
Педагог: А что необычного в этих игрушках?
Дети: Они не такие как наши игрушки, сделаны из дерева.
Педагог: Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки.
Встрепенется петушок.
О дощечку стук да стук.
Вместе с курами туктук.
Никогда не устают.
Куры зернышки клюют,
А яичек не несут.
Вот какие странные
Куры деревянные!
Дети: рассматривают игрушки.
Педагог: А вот ребята, игрушки – дергунчики. Ручки и ножки у этих игрушек
крепятся с помощью веревочек, если за них дернуть, игрушки «оживают» и
начинают задорно плясать.
Дети: Очень интересные игрушки.
Педагог: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые».
Педагог: Ребята, давайте вспомним стихотворение Агнии Барто «Бычок».
Дети: Идет бычок качается, Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается, Сейчас я упаду».Педагог: Посмотрите внимательно на эту Богородскую игрушку. Ее называют –
каталка Бычок. Правда похожа на персонажа из стихотворения!
Дети: Очень!
Педагог: Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.
Педагог: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек».
Чтобы продавец продал вам какуюнибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее
отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только
правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями.
Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками.
Дети делятся на две команды: продавцы и покупатели. Покупатели описывают
строение игрушки, цвета, которыми игрушка раскрашена, продавцы отгадывают и
дают поиграть.
Во время игры звучит мелодия «Русская изба»
(Е. Птичкин М. Пляцковский).
Педагог: Ребята, вы такие молодцы. С уважением к друг другу играли в игру.
Понравилось вам играть с народными игрушками?
Дети: Очень!
Педагог: А как называется село, в котором народные мастера изготавливают эти
Дети: Село Богородское.
Педагог: Правильно. А из каких пород дерева изготавливают Богородские
игрушки?
игрушки?
Дети: Из мягких, игрушки вырезают ножом.
Педагог: Наше занятие подошло к концу, а вы ребята можете поиграть
Богородскими игрушками.