Конспект НОД по познавательному развитию на тему "В мире насекомых"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. В нём дети вместе с воспитателем отправляются в мир насекомых, чтобы освободить их от колдовства злого паука. Выполняя различные задания, дети узнают о насекомых много интересного и нового, закрепят знания об пользе и вреде.
Иконка файла материала НОД по познавательному развитию в мире насекомых.doc
Конспект НОД  по познавательному развитию  на тему: «В мире насекомых»  (старшая группа)  Речевое,   познавательное, Интеграция   образовательных   областей:  социально­коммуникативное, художественно­эстетическое развитие. Форма проведения: игра ­ путешествие Форма организации детей: групповая. Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь   детей   обобщающее   понятие   «насекомые».   Продолжать упражнять   в   составлении   предложений   разных   конструкций   с использованием   союза   потому   ­   что.   Продолжать   учить   составлять небольшой рассказ по серии картин. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете. РАЗВИВАЮЩИЕ:  Развивать зрительную и слуховую память.  Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.  Развивать связную речь.  Развивать образность речи.   Развивать словесно­логическое мышление детей, умение устанавливать причинно­следственные   связи,  рассуждать,  делать   выводы,  исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.   Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.  Развивать общую моторику, координацию.  Продолжать учить группировать предметы по основным признакам. Оборудование:  предметные  картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей,   гусеница,   божья   коровка,   стрекоза).   Цветок,   дидактическая   игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая  игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.  Ход занятия: 1.Кинезиологическое упражнение  « Перекрестные шаги» Воспитатель:  ­  Сегодня   мы   с   вами   отправимся     в  гости   к   маленьким   жителям     лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию: «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,Через кустики и кочки, через ветви пенечки.          Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?» 2.Организационный момент. Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука. Воспитатель:  ­ Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!» 3.Введение в тему. Воспитатель: ­   Ребята,   с   шестиногими   малышами   что­то   случилось,   вы   готовы   помочь? Воспитатель  читает текст: Однажды над насекомыми  Пронёсся злой паук На полянке разноцветной Он всех заколдовал. Чтоб бабочки порхали, Трудился муравей. И осы чтоб жужжали, Ты помоги скорей. Возьми с собой ты знанья,  И доброту возьми, И этим шестиногим  Малышкам  помоги!   Воспитатель:  ­ А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых.   У   меня   есть   волшебная   цветок,   который   поможет   нам. Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми: ­ Закройте все глаза и повторяйте за мной: ­  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки». 4.Загадки. Беседа по теме. Воспитатель   читает   загадки,   дети   отгадывают,   находят   картинку   и выставляют на фланелеграф.  У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза,Называют ее…(стрекоза). Воспитатель:  ­ Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?  Сок цветов душистых пьет,  Дарит нам и воск, и мед.  Людям всем она мила  А зовут ее... (пчела). Воспитатель: ­ Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?  Он работник настоящий Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. ( муравей). Воспитатель:  ­ Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?  Она ярка, красива,  Изящна, легкокрыла.  Сама похожа на цветок   И любит пить цветочный сок. (бабочка). Воспитатель:  ­ Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?  Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки. ( Божья коровка). Воспитатель:  ­ А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?  ­ Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? ­  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) ­  А паук – это насекомое? ­   Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка) ­ Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) ­ Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.) ­ Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.) ­  Назовите  вредных  насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.) ­  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.5.Физминутка «Сороконожка» 1. Шла сороконожка  ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)    По сухой дорожке. 2. Вдруг закапал дождик: Кап­кап­кап!   ( дети останавливаются и приседают.)  ­ Ой, промокнут сорок лап! 3. Насморк мне не нужен   (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),     Обойду я лужи! 4. Грязи в дом не принесу   (  дети останавливаются, трясут одной ногой),     Каждой лапкой потрясу!    (  трясут другой ногой). 5. И потопаю потом   (  дети топают ногами) ­ Ой, какой от лапок гром! Воспитатель:  ­ Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки. 6. Игра  «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что». Воспитатель:  ­   Внимательно   посмотрите   на   картинки   и   скажите,   какая   картинка   здесь лишняя и почему вы так думаете?   Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.  Лишний   муравей,   потому   что   он   не   летает,   а   остальные   насекомые летают.  Лишняя   бабочка,   потому   что   она   летает,   а   остальные   насекомые   не летают.  Лишняя   бабочка,   потому   что   остальные   насекомые   относятся   к хищным.      Воспитатель:  ­ Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие. 7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре). Воспитатель:  ­   Посмотрите,     какие   к   нам   красивые   прилетели   бабочки.   Предлагаю разложить их  по группам. Катя, разложи бабочек.  Воспитатель:  ­ Катя, по какому признаку  ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:   ­Я  разложила бабочек по форме. Воспитатель:  ­ А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому  признаку разложила бабочек? Ребенок:­ Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:  ­ А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:  ­ По размеру. Воспитатель:  ­ Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:  ­   Вот   и   кузнечика   и   жука   мы   с   вами   освободили.   Какие   вы   молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:  ­ Продолжим  путешествие. (Дети садятся на стульчики) 8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».  Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: ­ Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:  ­Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте   поможем  гусенице   превратиться   в  бабочку.  Воспитатель   проводит беседу: ­ Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:  ­ Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:  ­ Кто появляется из яйца? Ответы детей:  ­ Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:  ­ Что делает гусеница? Ответы детей:  ­ Она питается листьями и растет. Воспитатель:  ­ В кого она превращается? Ответы детей:  ­ Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:  ­ Кто выходит из куколки? Ответы детей:  ­   Из   куколки   появляется   бабочка,   у   нее   мокрые   крылья.   Бабочка   сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать. Воспитатель: ­ Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам.   9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница». Этот странный дом без окон       У людей зовётся «кокон».  Свив на ветке этот дом,                  (вращают руками) Дремлет гусеница в нём. Спит без просыпа всю зиму. Но зима проходит мимо ­ Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово) Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются) Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко) Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем) Стала бабочкой она! крыльями) 10. Рассказы детей по цепочке:  Бабочка отложила яички на цветке.   (ладошки под правой щекой)  (ладошки под левой щекой) (медленно поворачиваются вокруг себя)      (взмахи руками вверх) (бегут по кругу, машут руками, как Потом появилась   гусеница.           Гусеница питалась листьями и росла.          Потом гусеница превратилась в куколку.             Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. 11. Итог занятия.   Воспитатель:  Вот и подошло наше   путешествие   к концу, какие вы все молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых­игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной: ­  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати! ­ Вам понравилось быть насекомыми? ­ А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему? ­ Какая игра вам больше всего понравилась? ­ Вы все сегодня были молодцы! 12. Релаксация. «Порхание бабочки» Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте  отдохнем.  Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу.  Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми  крыльями. Ваши ручки легкие­легкие — это крылья бабочки. И тело ваше  стало тоже легкое­легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым  вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок  нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз­ вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь  другу.