Закрепление детьми представления о строении растений, формирование представлений о приспособлении растений к среде обитания ( на примере кактуса и водяной лилии). Воспитание у детей познавательного интереса к жизни растений. А также развитие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида растений.
Конспект НОД по экологии
в средней группе.
"Растение как живое существо"
Задачи:
1. Закреплять представления детей о строении растений.
2. Формировать представление о приспособлении растений к среде обитания (на
примере кактуса и водяной лилии).
3. Развивать умения устанавливать причинноследственные связи, между средой
обитания и особенностями внешнего вида растений. Использование доказательной
речи.
4. Воспитывать у детей познавательный интерес к жизни растений.
Предварительная работа:
беседа о живой природе;
опыты: может ли растение дышать; установление способности растения к поиску
света; о свойстве воды испаряться;
наблюдения в природе;
чтение художественной литературы, загадки о природе, рассматривание
иллюстраций;
знакомство с моделью растения.
Материалы:
Заяц Степашка, картинка кактуса, картинки с разными видами кактусов, игра "Собери
цветок", макет водяной лилии, картинка лилии, картинка телеграфного столба.
Ход Занятия.
Организационный момент:
Дети располагаются на ковре полукругом. Стук в дверь, появляется игровой персонаж
заяц Степашка.
"Здравствуйте, ребята! Я тут в одном детском журнале прочитал загадку и никак не
могу её отгадать. У меня конечно есть предположения, но мама мне сказала, что я не
прав и посоветовала сходить к ребятам в детский сад. Она сказала что вы мне сможете
помочь. Вы мне поможете?"
(Ответы детей)
Степашка читает загадку:
"И пьёт, и дышит, а не ходит"
Дети догадываются, что это растение. Степашка спорит, что это мальчик, а не
растение. Дети доказывают, что он не прав. Степашка просит детей научить его
узнавать растения.
Воспитатель: "Ребята давай те поможем Степашке разобраться и понять, из каких
частей состоит любое растение, какие имеет функции".Игра «Собери цветок»
(Корень, стебель, лист, цветок)
Воспитатель: "Для того что бы растение росло и было красивым, здоровым ему
необходимы все части. А что ещё необходимо растению?"
(Ответы детей)
( благоприятные условия , земля, свет, тепло, вода)
Воспитатель: "Растение, как любой живой организм питается, пьет, тянется к солнцу,
растет, размножается, еще растения дышат".
Степашка говорит, что он всё понял и показывает картинку, на которой изображён
телеграфный столб: "Посмотрите, какое интересное растение я нашёл!"
Воспитатель: "Ребятки, разве столб это растение?"
Дети объясняют, что столб это не растение, так как у него нет корней, листьев,
цветка и он не живой.
Воспитатель: "Ребятки, в природе очень много разных растений, и все они по своему
приспосабливаются к разным условиям жизни. Ребята давайте покажем Степашке,
какое множество есть разных растений".
Воспитатель предлагает детям и Степашке "побыть перелётными птицами" и
отправиться в путешествие. Дети "летают" под музыку, "пролетая над пустыней"
воспитатель предлагает "отдохнуть птичкам" и заодно познакомиться с растениями
пустыни. (дети садятся на стульчики на ковре).
Воспитатель: "Вот мы и в пустыню с вами попали. Здесь растут только отдельные
виды растений, которые приспосабливаются к такой жаре.
Давайте посмотрим какое растение мы с вами здесь можем встретить.
(показывает картинку с кактусом). Дети, что это за растение?"
(Ответы детей)
Степашка спорит : " Это точно не растение, стебелька нет, листьев тоже нет".
Воспитатель: "Нет, Степашка, кактус тоже растение. Давайте мы его с вами
рассмотрим.
(Дети вместе со Степашкой и воспитателем рассматривают кактус).
"У кактуса шишкаобразная форма, листьев нет, но есть колючки, внутри растения
мякоть. Кактусы своими широкими корнями собирают всю доступную воду, и хранят
ее в своих толстых «стеблях» шишках, а еще кактусы могут цвести, правда, не очень
долго, и их яркие цветы привлекают насекомых. В природе на кактусах появляютсясъедобные плоды. Некоторые виды кактусов достигают гигантских размеров.
(Показать разные виды кактусов на картинках). У нас же растут декоративные
кактусы"
Воспитатель добавляет: "Листья всех растений испаряют воду (вспоминают
проведённый опыт о свойстве воды испаряться), чем больше лист тем больше воды
испаряется, и тогда воды в растении становится меньше"
Воспитатель даёт деткам возможность самим догадаться и объяснить Степашке, что
листья кактуса превратились в шипы. И таким образом, кактусы приспособились к
жизни в пустыне, так они экономят воду.
Воспитатель предлагает деткам снова "превратиться в птиц" и "лететь дальше".
Воспитатель: "Полетели птицы над рекой. Видят прямо на воде большие листья и
красивые цветы. Присели птички отдохнуть и рассмотреть растения, которые растут
на реке",
(Дети садятся на стульчики на ковре)
Воспитатель предлагает подумать деткам, какие растения растут на реке.
(Дети высказывают свои предложения).
Затем показывает детям водяную лилию. (макет)
Степашка вновь вмешивается:
"Это уж точно не растение нет стебля и корни непонятно где".
Воспитатель при помощи детей объясняет Степашке, что это растение водяная
лилия, корень и стебель у неё под водой.
Степашка сомневается.
Воспитатель показывает картинку, где изображены стебель и корень лилии, уходящий
на дно реки.
Затем с помощью детей объясняет Степашке, как лилия приспособилась к своей среде
обитания (длинный, очень крепкий стебель уходит под воду, а корень, тоже очень
крепкий, надёжно удерживает лилию и не даёт течению реки её унести.)
Воспитатель предлагает деткам снова "превратиться в птичек" и вернуться в группу.
Воспитатель: "Ребята сегодня мы с вами говорили о растениях, их строении. О том
какие они разные, как поразному приспосабливаются к разным условиям".
Степашка очень рад тому, что побывал у ребят в гостях и узнал много нового о
растениях: "Ребятки, я побегу к своей мамочке и расскажу ей всё, что я сегодня узнал
и заодно скажу ей ответ на загадку. Я теперь точно знаю, что это растение. А можно, я
к вам ещё как нибудь в гости приду?(Ответы детей) Мне с вами было так интересно!
До свидания, ребятки!Воспитатель и дети: "До свидания Степашка, приходи к нам ещё!