ТЕМА ОД: «Необычное путешествие»
(старшая логопедическая группа)
Цель:расширять представления детей о знакомых предметах, об истории их происхождения, разнообразии.
Задачи:
1. Образовательные:
Познакомить дошкольников с историей ручки (от угля до современных моделей).
Учить детей делать выводы путем исследовательской деятельности.
Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
2. Развивающие:
Развивать познавательную способность и познавательную деятельность у детей через ассоциативную дидактическую игру (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
Развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности.
Стимулировать любознательность, интерес.
3. Коррекционные:
Развивать связную речь.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать коммуникативные навыки.
4. Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки сотрудничества, умение работать в коллективе, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Воспитывать бережное отношение к вещам.
«Необычное путешествие»
ТЕМА ОД:
Цель: расширять представления детей о знакомых предметах, об истории
(старшая логопедическая группа)
их происхождения, разнообразии.
Задачи:
1. Образовательные:
Познакомить дошкольников с историей ручки (от угля до современных
моделей).
Учить детей делать выводы путем исследовательской деятельности.
Формировать проектноисследовательские умения и навыки.
2. Развивающие:
Развивать познавательную способность и познавательную деятельность у
детей через ассоциативную дидактическую игру (анализ, классификация,
сравнение, обобщение).
Развивать навыки опытноэкспериментальной деятельности.
Стимулировать любознательность, интерес.
3. Коррекционные:
Развивать связную речь.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать коммуникативные навыки.
4. Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки сотрудничества, умение работать в
коллективе, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности.
Воспитывать бережное отношение к вещам.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, фрагмент мультфильма
«Фиксики», макет машины времени, столы, макет пещеры, подносы, песок,
карты – подсказки, спортивное оборудование, подносы с песком, лейка, камень,
уголь, глина, тарелочки с водой, листы бумаги, ручки по количеству детей,
иллюстрации, восковая свеча, гусиные перья, металлические перья, чернила,
разновидности шариковых ручек.Ход.
Воспитатель: Ребята, а вам нравятся мультфильмы про Фиксиков? Вот сегодня я
предлагаю вам новую историю. А вот о чем она…(видеофрагмент).
Введение детей в проблемную ситуацию
Симка, симка, я получил сообщение и посылку из космоса от нашего друга
Элека.
Что случилось? Говори скорее!
Во время метеоритного дождя в музее редких вещей потерялись некоторые
экспонаты из ларца древностей. А наш друг Элек так готовился к открытию
межгалактической выставки «Чудеса шариковой ручки».
Да, беда. Как же мы сможем ему помочь?
А я предлагаю обратиться за помощью к ребятам, может они помогут
собрать потерянные экспонаты с помощью карточек подсказок.
Бери посылку, полетели!
(спуск ракеты с игрушками).
Воспитатель: Ух ты, а вот и Фиксики с посылкой.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие экспонаты пропали (картаподсказка).
Как же мы сможем попасть в прошлое, чтобы узнать, как и чем раньше писали
древние люди? Как вы думаете?
(опускается ткань с машины времени)
Воспитатель: Ребята, занимайте места вокруг машины времени, полетели!
(видеофрагмент полета).
ДРЕВНЯЯ ЭПОХА
(музыка, оформление) (пролезание через туннель)
Воспитатель
: Вот мы и попали с вами в древний мир. А начиналось все с того,
что первобытные люди придумали делать небольшие рисунки на песке, камне.
(рисование на песке, полив нарисованного водой).
А как вы считаете, хороший это способ? (быстро высыхает и вся надпись
исчезает, а если идет дождь, то вся надпись размывается).Воспитатель: Вскоре, научившись добывать огонь, люди придумали писать
древесным углем. Но это тоже неудобно (показ)
Почему? (буквы получались толстые и некрасивые, а уголь крошился и пачкал
руки).
Воспитатель: Затем люди стали использовать глиняную дощечку, а ручкой
служила деревяшка или кость. Чтобы сделать надпись, глина должна быть
всегда мокрой, а на сухой глине следа от записи не остается, она лопается и
крошится. Но и от этого способа письма мы отказались.
(дети пробуют).
Воспитатель: Римляне придумали письмо по воску. Воск наливался в
деревянные таблеты. Писали стилусом. Стилос изготавливали из металла.
Один конец стилоса был заостренным, им писали, а другой, закругленным.
Если надпись была не нужна, ее стирали.
Авы хотите попробовать пописать по воску? (дети пишут).
А сейчас мы положим предметы, которые потерялись. Кто помнит, что должны
положить? (песок, камень, воск, глина).
Давайте продолжим нашу прогулку по прошлому.
Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Древние китайцы писали тушью по тонкой бумаге и тончайшей
кисточкой (дети пишут).
Посмотрите (игрушка гусь), как вы думаете, как этот предмет был связан с
шариковой ручкой?
В дальнейшем, люди придумали писать гусиными перьями.
А вы хотите попробовать пописать гусиными перьями? (практическая
деятельность детей)
Воспитатель: Гусиные перья просуществовали очень долго. Но перья нужно
было часто менять, и было жалко гусей.
Поэтому люди придумали металлическое перо для ручки. Перо
просуществовало довольно долго. Такими ручками писали в школе даже наши
бабушки.
(дети попробуют написать).Воспитатель: Хоть и получается чтото написать, но это было тоже неудобно.
А почему, как вы считаете?
(Для такой ручки нужна была чернильница, чернила быстро заканчивались, и
перья нужно было часто окунать в чернила).
Воспитатель: Поэтому человек придумал такую ручку, которую можно было
заправлять и писать достаточно долго (показ перьевой ручки).
Давайте соберем в ларец потерявшиеся экспонаты.
Воспитатель: Мы с вами немного потрудились, и перед дальнейшим полетом
предлагаю немного отдохнуть.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА («Солнышко лучистое»)
Ребята, мы с вами молодцы. Все пропавшие предметы из ларца древностей мы
отыскали и помогли другу Фиксиков. Но история шариковой ручки не
закончена. А вы хотите еще чтонибудь узнать про шариковую ручку? Ну, тогда
занимайте места в машине времени и мы отправляемся с вами в путешествие в
наше время (видеофрагмент).
Воспитатель: Мы с вами вернулись в наше время. Что интересного нас ждет?
Наше время
Воспитатель: Почти 75 лет назад в США изобрели первую шариковую ручку.
А как вы думаете, почему ручку называют шариковой?
А вам сейчас предлагаю посмотреть на этот шарик с помощью
увеличительного стекла. Возьмите, пожалуйста, каждый себе ручку и
увеличительное стекло (предложить рассмотреть острие ручки через лупу).
Воспитатель: Если рассмотреть острие ручки, то можно увидеть на кончике
шарик, через который проходят чернила (показ металлического шарика),
отсюда и название шариковая ручка. Шарик всё время как бы обмакивает в
пасту то один свой бочок, то другой и пишет, пишет, пишет! (показ макета
шариковой ручки)
А здесь у меня макет шариковой ручки: вот шарик, он поворачивается, окуная свой
бочок и оставляет след на листе. Шарик вращается и след остается. Вот так и
работает шариковая ручка.Раньше ручки писали только черным цветом, а сейчас они разноцветные
(показ). Сейчас в мире насчитывается огромное множество различных ручек.
Есть ручки с календарем, с часами, калькулятором. В Америке есть говорящая
ручка – компьютер, которая сама исправляет допущенные человеком при
написании ошибки, а для модниц придумали ручку – помаду, а вот ручка
«Прилежный ученик».
Как вы думаете, почему она так называется? (рассматривание образцов
ручек).
Недавно разработали ручку, которую не надо сжимать при письме.
А теперь я хочу вам открыть маленький секрет: шариковой ручкой можно писать и
в космосе, и даже под водой (опыт).
Ну что, убедились?
Воспитатель: А еще ученые заметили, что первое слово, которое пишет человек
новой ручкой – это его имя.
А теперь мы немного поиграем. Я предлагаю вам вспомнить, какой путь развития
прошла шариковая ручка.
Ассоциативная дидактическая игра «История обычных вещей».
Перед вами различные ассоциативные предметы, которые напомнят вам о том, что вы
сегодня узнали. Необходимо разместить предметы на свои места: чем человек писал
до того, как придумал шариковую ручку, и после.
(дети раскладывают предметы).
( Почему ты положил этот предмет сюда? Чем писали на камне? Песок? А как вы
думаете, как гусь связан с шариковой ручкой? О чем вам напоминает помада? Где
изобрели шариковую ручку?)
Возвращение в машину времени (видеофрагмент полета).
Воспитатель: Вот такое познавательное путешествие. Оно помогло нам узнать
много нового, и выяснить, почему многие письменные принадлежности ушли в
прошлое, а на смену пришли другие.
Что нового и интересного вы узнали? Что для тебя было интересным? А что ты
расскажешь своим друзьям?
А сейчас давайте представим, что вы уже стали взрослыми и стали учеными. Какую
бы ручку вы придумали? После нашего путешествия давайте нарисуем вашипридуманные ручки и отправим рисунки в научную лабораторию, может скоро и
появятся такие ручки.
Молодцы! Теперь вы многое узнали про шариковую ручку, и я надеюсь, что эти
знания вам пригодятся в школе. А этот ларец древностей мы отдадим Фиксикам, с
которыми нам уже пора прощаться (видеофрагмент).
Вручение сувениров.