Конспект "Охрана окружающей среды"
Оценка 5

Конспект "Охрана окружающей среды"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
экология +1
Взрослым
26.02.2018
Конспект "Охрана окружающей среды"
Конспект лекции "Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте" предназначен для слушателей дополнительного профессионального образования. В конспекте рассмотрены следующие вопросы: основные принципы охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; порядок оценки и возмещения вреда нанесенного окружающей природной среде
Сазонова Лекции ООС1.doc
Пермский институт железнодорожного транспорта – филиал государственного образовательного учреждения  высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Перми Центр дополнительного профессионального образования (ЦДПО) (ПИЖТ УрГУПС) КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ  ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Автор: преподаватель ЦДПО                                                                       Сазонова Е.А. Пермь  2011 Вопросы: 1 2 3 Основные принципы охраны окружающей среды Ответственность за нарушение законодательства в области охраны  окружающей среды Порядок оценки и возмещения вреда нанесенного  окружающей природной среде 1. Основные принципы охраны окружающей среды Экологическое право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия  общества   и   природы.   Экологическое   право   является   важным   инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды. Источниками   экологического   права   являются   следующие   нормативно­правовые   акты:   1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) указы и распоряжения Президента по   вопросам   экологии   и   природопользования;   правительственные   природоохранные   акты;   4) нормативные   акты   министерств   и   ведомств;   5)   нормативные   решения   органов   местного самоуправления. 1.  Конституционные   основы  охраны   окружающей   среды   закреплены   в   Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю   и   другие   природные   ресурсы,   закрепляет   право   каждого   человека   на   благоприятную окружающую   среду   (экологическую   безопасность)   и   на   возмещение   ущерба,   причиненного   его здоровью.   Она   также   определяет   организационные   и   контрольные   функции   высших   и   местных органов   власти   по  рациональному   использованию   и   охране  природных   ресурсов,   устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств. 2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природно­ресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др. Систему   экологического   законодательства   возглавляет   Федеральный   закон   «Об   охране окружающей   среды»   от   10.01.02   №7­ФЗ.   В   вопросах   охраны   природной   среды   нормы   других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту. В   этом   главном   Федеральном   законе   отражены   следующие   вопросы   в   области   охраны окружающей среды: • общие положения (гл. I); • основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II); • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III); • экономическое регулирование (гл. IV); • нормирование (гл. V); • оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI); • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII); • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII); • природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX); • государственный мониторинг окружающей среды (гл. X); • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI); • научные исследования (гл. XII); • основы формирования экологической культуры (гл. XIII); • ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV); • международное сотрудничество (гл. XV); • заключительные положения (гл. XVI). Действующий   ныне   Федеральный   закон   РФ   «Об   охране   окружающей   среды»   (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено  право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально­экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др. Земельный   кодекс   РФ  (2001)   регламентирует   охрану   земель   и   защиту   окружающей природной   среды   от   возможного   вредного   воздействия   при   использовании   земли.   Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных   земель.   Экологическими   нарушениями   считаются   порча,   загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю­продажу земель и совершение других земельных сделок. Водный кодекс Российской Федерации  (1995) регулирует правовые отношения в области рационального   использования   и   охраны   водных   объектов,   устанавливает   ответственность   за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения. Лесной   кодекс   Российской   Федерации  (1997)   закрепляет   требования,   предъявляемые   к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на рациональное использование леса   как   природного   ресурса,   воспроизводство   лесов,   охрану   и   защиту   лесов.   При   этом   лес рассматривается   как   совокупность   лесной   растительности,   земли,   животного   мира   и   других компонентов природной среды. Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды»  (2002), а также в  Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха»  (1999). Важнейшими общими мероприятиями по охране воздушного бассейна являются установление  нормативов предельно допустимых вредных воздействий  (ПДК, ПДВ) и платы  за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Закон   Российской   Федерации   «О   радиационной   безопасности   населения»  (1995) провозглашает   принцип   приоритета  здоровья   человека   и   окружающей   природной   среды   при использовании объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ  и.др., гарантируется этим   Законом.   В   случае   аварии   Закон  гарантирует   возмещение   ущерба   здоровью   и   имуществу граждан,   устанавливает   компенсацию   за   повышенный   риск   проживающим   вблизи   ядерных   и радиационных установок в виде улучшения социально­бытовых условий и др. Федеральный закон «О недрах»  (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании   и   охране   недр.   Законом   устанавливается   строгая   система   лицензирования   на использование   недр   и   введение   оплаты   за   использование   недр   как   объекта   государственной собственности. К числу эколого­правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, закон в первую очередь относит их загрязнение. Федеральный   закон   «О   животном   мире»  (1995)   определяет   эколого­правовые   и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно Закону к эколого­ правовым   нарушениям   отнесены:   незаконный   лов   рыбы,   уничтожение   редких   и   исчезающих животных и др. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998) содержит правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения  их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Важнейшие   экологические   требования   отражены   также   в  Федеральном   законе   РФ   «О санитарно­эпидемиологическом  благополучии населения»  (1999) и  Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993). 3.  Указы и распоряжения Президента, Постановления Правительства  затрагивают широкий   круг   экологических   вопросов.   Примером   могут   служить   Указ   Президента   РФ  «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.96 и Постановление Правительства   РФ   от   11.06.96   «Об   утверждении   Положения   о   порядке   проведения государственной экологической экспертизы». 4. Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лип. 5.  Нормативные решения местных административных органов  (мэрий, сельских и поселковых  органов) дополняют и конкретизируют действующие  нормативно­правовые  акты по охране окружающей среды. 2.     Ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды Эколого­правовая   ответственность   представляет   собой   систему   юридических   норм, обеспечивающих   порядок   применения   и   реализацию   принудительных   мер   воздействия   к правонарушителю. Содержание состава экологического правонарушения и степень опасности его последствий определяют вид юридической ответственности.  Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного   принуждения;   ее  задача  –  обеспечить   реализацию  экологических   интересов   в принудительном порядке. Экологические правонарушения  различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязнение природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее   число   экономических   правонарушений   связано   с   охраной   и   использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха. Общий   критерий   всех   экологических   нарушений   –   причинение   вреда   окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят среде обитания человека, например, сверх нормативов   загрязняют   воздух   в   производственных   помещениях,   говорят   о   санитарных правонарушениях. Экологические   правонарушения,   не   относящиеся   к   категории   общественно   опасных, считаются  экологическими  проступками.  Если  же  они  представляют  общественную  опасность, посягают   на   экологическую   безопасность   общества,   причиняют   ощутимый   вред   окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений. Согласно   Федеральному   закону   «Об   охране   окружающей   среды»   (2002)   (ст.   75)   «за нарушение   законодательства   в   области   охраны   окружающей   среды   устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством». Дисциплинарные   наказания  (предупреждение,   выговор,   строгий   выговор,   понижение   в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностных лиц, рабочих и служащих руководителем   предприятия,   учреждения   за   невыполнение   ими   своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей среды.   организации, При этом следует учитывать два важных момента: 1)   дисциплинарная   ответственность   может   наступить   лишь   за   нарушение   экологических правил,   исполнение   которых   входило   в   круг   должностных   обязанностей   нарушителя.   Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого   содержание   загрязняющих   веществ   в   выхлопе   превышало   установленные   нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей;  2)   недопустимо   наказывать   в   дисциплинарном   порядке   лиц,   которые   нарушают экологические правила в нерабочее время. Административная  ответственность  устанавливается  за противоправное   действие   или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф, кроме того, применяются предупреждения, общественное   порицание,   изъятие   орудий   и  средств   совершения   правонарушения,   конфискация незаконно добытой продукции и т.д. За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности   и   тяжкими   последствиями,   предусмотрена   уголовная  ответственность  (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом РФ (1996). К тяжким экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Оно наказывается лишением свободы сроком от 3   до   8   лет.   Менее   тяжкими   преступлениями   считаются   загрязнение   водоемов   и   атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие. Например, уничтожение критических местообитаний, т.е. мест постоянной концентрации объектов животного мира, для организмов,   занесенных   в   Красную   книгу   РФ,   повлекшее   гибель   популяций   этих   организмов, наказывается лишением свободы до трех лет. Предприятия   и   граждане,   причинившие   вред   окружающей   природной   среде,   здоровью   и имуществу   других   граждан   и   народному   хозяйству,   обязаны   возместить   его   в   полном   объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность. 3. Порядок оценки и возмещения вреда нанесенного окружающей природной среде В России  создан и функционирует  экономический  механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из  государственного бюджета, а в основном на экономические методы   регулирования.   Новая   структура   экономического   механизма   сочетает   как   ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, материально­техническое обеспечение и др.), так и новые  экономические  стимулы (экологические  фонды, плата  за пользование природными ресурсами,   экологическое   страхование   и   др.).   В   качестве   обязательных   элементов предусматривается   включение   экологических  требований   в   процедуру   оценки   принимаемых хозяйственных решений. Согласно   Федеральному   природоохранному   закону   (2002)   к   основным   методам экономического   регулирования   государственных   и   рыночных   отношений   в   области   охраны окружающей среды относятся: • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также лимитов на размещение отходов и на другие виды негативного воздействия на окружающую среду; •  проведение   экономической   оценки  воздействий  хозяйственной  и  иной  деятельности  на окружающую среду; •  предоставление   налоговых,   кредитных   и   иных   льгот   при   внедрении   малоотходных   и ресурсосберегающих   технологий   и   нетрадиционных   видов   энергии,   осуществлении   других эффективных мер по охране окружающей природной среды; • возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека. Важнейшая задача нового экономического механизма – сделать охрану окружающей среды составной   частью   производственно­коммерческой   деятельности,   чтобы   хозяйственник, предприниматель   были   заинтересованы   в   охране   окружающей   среды   не   меньше,   чем   он заинтересован, и в выпуске конкурентоспособной продукции. Платность природных ресурсов способствует повышению материальной заинтересованности природопользователя в сохранении, эффективном использовании и воспроизводстве природного ресурса,   а   также   дает   возможность   хотя   бы   частично   компенсировать   ущерб,   наносимый загрязнением и другими вредными воздействиями. Платность природопользования – важнейший принцип   экономического   регулирования   лицензируемых   видов   природопользования.   Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно. Плата за использование природных ресурсов. Плата за землю, воду, леса и др. взимается: а)   в   пределах   установленных   лимитов;   б)   за   сверхлимитное   и   нерациональное   использование природных   ресурсов;   в)   на   их   воспроизводство   и   охрану.   Платежи   устанавливаются   с   учетом кадастровой   оценки   природных   ресурсов,   а   при   ее   отсутствии   используют   другие   показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность. Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами – в виде регулярных платежей в течение срока водопользования,   землей   –   в   виде   земельного   налога,   арендной   платы.   Поступают   платежи   в местный бюджет (города или района), фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти платежи повышают материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании. Плата  за  негативное   воздействие  на  окружающую  среду.   Федеральным   законом   «Об охране   окружающей   среды»   (2002)   предусмотрена   плата   за   выбросы   (сбросы)   загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов за загрязнение недр,   почв,   загрязнение   окружающей   среды   шумом,   электромагнитными   и   другими   видами физических   воздействий.   Платежи   за   выбросы   (сбросы)   загрязнений   производятся   за   счет себестоимости  продукции  предприятия, а  в случае  превышения лимитов  загрязнений – за счет прибыли, которая получена предприятием­загрязнителем. При этом из общей суммы 90% платежей перечисляют во внебюджетные экологические фонды, а 10% в доход федерального бюджета. В   случае   убыточности   предприятия­загрязнителя   платежи   производятся   за   счет   всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Эти виды платы имеют три значения: компенсационное, стимулирующее и экономическое. Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие­загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и   отходов.   Именно   в   этом   главный   ключ   экологизации   хозяйственной   деятельности,   пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"

Конспект "Охрана окружающей среды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018