Конспект организованной образовательной деятельности "Чудесная кладовая"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Чудесная кладовая" для дошкольников старшего возраста. Раздел "Познавательное развитие". Цель: Познакомить детей с составом почвы; развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой; воспитывать гуманное отношение к природным объектам. Детям предлагаются эксперименты с почвой, заполнение таблицы.Конспект непосредственной образовательной деятельности "Чудесная кладовая"
Иконка файла материала занятие Потапова.doc
Чудесная кладовая. Потапова Е .Ю. Программное содержание:  Область познание Познакомить с составом почвы; развивать умение устанавливать взаимосвязь  между живой и неживой природой; воспитывать гуманное отношение  к  природным объектам.   Интеграция образовательных областей Область коммуникация Обогащать словарь детей, учить понимать смысл пословиц (использовать  в  речи) Область безопасность Закреплять умение соблюдать правила безопасности при  экспериментировании с природным материалом. Предварительная работа Наблюдение «Что у нас под ногами» Экспериментирование «Почва сухая, влажная» Драматизация сказки Н. А. Рыжовой “Как Медведь пень потерял” Чтение сказки «Дороже жемчуга и злата» Знакомство с пословицами о земле Оборудование  Аудиозапись текста «Чудесная кладовая»; шкатулка с землей; для  воспитателя:  таблица и маркер, 2 прозрачных емкости  (с водой (0,5 л) и  пустая), розетка с  почвой, бинт, воронка;   на каждого ребенка:  небольшие  таблицы и фломастеры (1 цвет), 2 розетки с почвой сухой и влажной, лупа,  прозрачная емкость с водой (0,2 л.), чайная ложка.  Индивидуальная работа Код ребенка : 11.4;  11.9 – закреплять умение доводить начатое дело до  конца, наводить порядок на рабочем месте. Ход занятия В.  Включает аудиозапись: "Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна ­ а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда­нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него ­ оно   и   полетело.   А   попадет   такое   семечко   в   чудесную   кладовую,   полежит   ­ глядишь,   где   было   крылатое   семечко,   стоит   ветвистое   дерево,   да   такое большое, что не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется"Воспитатель предлагает детям угадать, что находится в волшебной шкатулке запахов.  В. выносит шкатулку с землей.  В. Попробуйте отгадать по запаху, что у меня в шкатулке? Д. Земля В. Как вы догадались?  Д. Пахнет сыростью, землей. Педагог достаёт ёмкость с землёй из шкатулки.      В. – посмотрите, вот наша волшебная кладовая. Почему нашу обычную  землю называют волшебной? Д.­  земля кормит и поит растения. Д.­ в земле все растет. В. –Вспомните, пожалуйста, пословицы о земле: Земля – кормилица,  Кто мать ­ сыру землю любит, тот голоден не будет,  Земелька черная, а хлебец белый родит. В.  О земле говорят с уважением, с любовью: мать ­ сыра земля, земелька, земля – кормилица. В. – Как земля нас кормит? Ответы детей. В.­ А можно сказать, что она нас радует? Чем? Д.­ Цветами, зеленой травой. В. – скажите, а что земля дает растениям?  (предположения детей) В. – Я предлагаю вам пройти в лабораторию и выяснить, почему растения так любят эту черную землю.  (Столы стоят полукругом, стол воспитателя в центре. Рядом мольберт.).  В.  Посмотрите, у вас на столе образцы почвы и таблицы (показывает на свою), которые мы будем с вами заполнять после каждого эксперимента. Эксперимент 1. В.  У вас в розетке горсточка почвы. Рассмотрите её. Что вы видите?  Ответы детей. В.   Чтобы   лучше   рассмотреть   почву,   чем   можно   воспользоваться,   каким инструментом? В. Предлагает одному из детей раздать лупы.  В. Что вы видите? (кусочки травинок, камешки, листики и т.д.)  В. –Как вы думаете, для чего они в почве? (предположения детей)В. Когда остатки живых организмов перегнивают в почве, они насыщают ее полезными   питательными   веществами.   Это   называется   –  перегной.  Таким образом, перегной нужен растениям для питания. В. предлагает детям условное обозначение слова перегной. В. и д. заполняют  таблицы. Эксперимент 2. В. Предлагает детям образцы сухой и влажной почвы. Ребята, посмотрите и потрогайте два образца почвы. Что вы чувствуете?  Что вы можете сказать о почве, которая находится в розетках?  (Чем отличается почва?)  Как   вы   думаете,   в   какой   почве   растения   буду   чувствовать   себя   лучше? Почему? ­ Я хочу показать вам еще один эксперимент. Посмотрите, какая вода в этой емкости?   (чистая,   прозрачная).   Я  проливаю   воду   через   слой   почвы (используя марлю и воронку). Какой вода стала теперь? В. Почему вода стала темней? (предположения детей). Дело в том, что она помогает растворять полезные вещества, которые находятся в почве. Таким образом, вода насыщает растения влагой и питательными веществами. Воспитатель   предлагает   отметить   в   таблице,   условным  обозначением, что еще важное для растений находится в почве. (вода) Есть еще один важный компонент в составе почвы…  Для того, чтобы его увидеть предлагаю провести следующий эксперимент. Эксперимент 3.  Насыпьте в банку с водой  две ложки почвы. А теперь, чтобы мы увидели результат   ­  необходимо   немного   подождать.  Выходите   на   коврик,   немного поиграем.  Физкультминутка. Малоподвижная игра «Венок» Рано, рано поутру                               (дети иду по кругу, взявшись за руки,) Мы собрались на лугу. Я подснежник, ты вьюнок, Ты вставай­ка в наш венок. Раз, два, три,                                        (остановились, хлопают в ладоши) Ты цветок скорей бери!                       ( быстро берут цветок на полу )  Воспитатель стоит в центре, вокруг него на полу разложены цветы. Пока дети идут по кругу ­ убирает один цветок Тот, кому не хватило цветка должен выполнить   задание,   которое   написано   на   обратной   стороне   цветка   у воспитателя. Повторяется несколько раз.В.  Пройдемте в лабораторию. Что кроме почвы  появилось в стакане  с водой? (пузырьки воздуха) Как вы думаете, откуда они появились? (из почвы). Значит, в почве есть еще и воздух!  Давайте зарисуем.   В.  Предлагает   рассмотреть   таблицу  и  сделать   вывод   о   важных   для растений компонентах почвы.  В. Как вы думаете, нам в группе пригодится эта таблица? Для чего? (ставим на подоконник рядом с комнатными растениями). Предлагает взять домой свои таблицы и познакомить с ними своих родителей.  аудиозапись волшебная шкатулка запахов   ­ Почему нашу обычную землю называют волшебной? ­ пословицы о земле: Земля – кормилица,  Кто мать ­ сыру землю любит, тот голоден не будет,  Земелька черная, а хлебец белый родит.  ­ Как земля нас кормит? ­ что она нас радует? Чем? ­ Что земля дает растениям?  _______________________________ ­ Что вы видите?  лупы         ­ для чего они в почве? Когда остатки живых организмов перегнивают в почве, они насыщают ее полезными питательными веществами. Это называется –  перегной.  Таким образом, перегной нужен растениям для питания. ________________________________ образцы сухой и влажной почвы.  посмотрите и потрогайте ­ Что вы можете сказать о почве ­ Чем отличается почва?  ­ В какой почве растения буду чувствовать себя лучше? Почему? ­ какая вода в этой емкости? ­ Какой вода стала теперь? Почему? Дело в том, что она помогает растворять полезные вещества, которые находятся в почве. Таким образом, вода насыщает растения влагой и питательными веществами. _______________________________ ­ Есть еще один важный компонент в составе почвы ­ Насыпьте в банку с водой  две ложки почвы ­ Что кроме почвы появилось в стакане с водой? (пузырьки воздуха)  ­ откуда они появились? (из почвы). рассмотреть таблицу и сделать вывод о важных для растений компонентах почвы.