Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
-воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные:
- углублять представления детей о диких животных холодных стран.
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Материал:
- демонстрационные картины: «Тундра», животные Севера, презентация «Животные Севера
Д/и «Назови семью».
Рассматривание серии картин «Животные Севера».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 814
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 863 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе «Животные севера»
Провела: Ковалева Любовь Леонидовна
воспитатель старшей группы СП № 863Москва 2017
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях
севера зимой.
Программные задачи:
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению
к окружающему миру.
воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества
на занятии.
Образовательные:
углублять представления детей о диких животных холодных стран.
об
умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место
обитания животного по внешнему виду.
систематизировать
представления
детей
Развивающие:
развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую
моторику.
развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Материал:
демонстрационные картины: «Тундра», животные Севера, презентация
«Животные Севера
Д/и «Назови семью».
Рассматривание серии картин «Животные Севера».Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие
на северный полюс (В Арктику) Воспитатель показывает этот место на
глобусе.
Воспитатель: Ребята а как мы попадем на северный полюс?
Дети: на самолете , на корабле и т.д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руке? (достаю цветик
семицветик)
Воспитатель: Что же это, ребята? Из какой сказки?
Дети: Сказка Цветиксемецветик (Валентина Катаева)
Воспитатель: Благодаря этому цветку мы с вами попадем на Северный
Полюс.
Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток.
Дети: (Белого).
Воспитатель: Правильно белого, потому что белый цвет больше всего
подходит к этой части земли.
Давайте вспомним слова, которые нам помогут попасть на Северный Полюс:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг ,
Возвращайся, сделав круг .
Лишь коснешься ты земли –
Быть помоему вели.. .
Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе.
Воспитатель: Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся
на Северном полюсе.
Лёд в Арктике никогда не тает.Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не
показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.
Воспитатель: Ребята на северном полюсе есть необыкновенное явление, я
вам загадаю загадку, а вы отгадаете что это такое?
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый кого мы встречаем на
нашем пути.
Воспитатель показывает картинки с изображением животных севера.
Моржи.
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у
моржа.
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие
ласты, усы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают
плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой
подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во
время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее
обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете,
чем моржи питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
Воспитатель: Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.
Олени.
Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?Дети: Это олень.
Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени
хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.
Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на
его голове?
Дети: Длинные рога.
Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от
стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта
которые не проваливаются в снег
Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить
сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
Чем же питаются северные олени?
Дети: Мхом, травой.
Воспитатель:
ягелем.
всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.
Летом кормится
Правильно,
лишайником,
Тюлень.
Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?
Дети: Это тюлень.
Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное
тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней
передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо
ног?
Дети: Плавники.
Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты.
Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело
покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень –
водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?рыбой,
он
Правильно,
разными
питается
Дети: Рыбой питается тюлень.
Воспитатель:
морскими животными.
А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того чтобы быть незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день,
чтобы покормить его молоком.
Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Верно, молодцы!
Белый медведь.
Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?
Дети: Белый медведь.
Воспитатель: Как приспособился белый медведь к жизни на
Крайнем Севере?
Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти
короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он
не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его
не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее.
Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от
холода, он может долго находиться в воде.
Воспитатель: У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу
под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Воспитатель: Ребята, а давайте движением изобразим белого медведя:
2. Физкультминутка
3. Исследовательский эксперимент.Когда медведь вылез на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все
стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он
вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь
приспособился к таким условиям, проделаем опыт (переход к следующему
столу).
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее
внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы
сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь
вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите
руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку,
она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят.
На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
4. Назови семью.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вернемся с
вами домой с помощью нашего цветика семицветика (повторяем слова
заклинания).
Рефлексия.
1.Где мы с вами сегодня побывали?
2.Какие
животные
северном
живут
на
полюсе?
3.Понравилось вам наше путешествие?