Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
9 кл
10.05.2018
Тема урока: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Цель: Создание условий для активной познавательной деятельности учащихся и формирования у них ценностной ориентации на правильную жизненную позицию по отношению к курению, алкоголю и наркотикам.
Задачи:
1. Образовательные (формирование познавательных УУД):
- расширить знания обучающихся о вредном влиянии курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды человека;
- формировать осознанное отрицательное отношение к последствиям вредных привычек (курения, алкоголизма и наркомании).
2. Коррекционно-развивающие (формирование регулятивных УУД):
- развивать мышление, познавательную активность;
- развивать связную речь, память;
- развивать умение излагать своё мнение;
- корректировать эмоционально-волевую сферу.
3. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- повышать мотивацию учебной деятельности;
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
- вырабатывать правильную жизненную позицию по отношению к вредным привычкам: курению, алкоголизму и наркомании;
- формировать стремления к здоровому образу жизни.
КОНСПЕКТ УРОКА ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ, АЛКОГОЛЯ. НАРКОТИКОВ НА ССС.docx
ГКОУ РО Новочеркасская школаинтернат №1
Конспект открытого урока по биологии
в 9 классе на тему:
«Вредное влияние курения,
алкоголя и наркотиков
на сердце и кровеносные сосуды»
Разработала: учитель биологии
Высшей категории Щебуняева Л.А. Новочеркасск2017г.
Тема урока: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков
на сердце и кровеносные сосуды»
Цель: Создание условий для активной познавательной деятельности учащихся
и формирования у них ценностной ориентации на правильную жизненную
позицию по отношению к курению, алкоголю и наркотикам.
Задачи:
1. Образовательные (формирование познавательных УУД):
расширить знания обучающихся о вредном влиянии курения, алкоголя
и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды человека;
формировать осознанное отрицательное отношение к последствиям
вредных привычек (курения, алкоголизма и наркомании).
2. Коррекционноразвивающие (формирование регулятивных УУД):
развивать мышление, познавательную активность;
развивать связную речь, память;
развивать умение излагать своё мнение;
корректировать эмоциональноволевую сферу.
3. Воспитательные (формирование коммуникативных и
личностных УУД):
повышать мотивацию учебной деятельности;
совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
вырабатывать правильную жизненную позицию по отношению к
вредным привычкам: курению, алкоголизму и наркомании;
формировать стремления к здоровому образу жизни.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации – фронтальная, индивидуальная.
На уроке применяются следующие технологии:
* ИКТ.
* Здоровьесберегающие. * Технология активного (деятельностного) обучения.
Методы, используемые в работе с детьми:
1. Объяснительноиллюстративный.
2. Диалогический.
3. Дифференцированного обучения.
Оборудование: учебники («Биология 9 класс. Человек», учебники для
специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И. В. Романов, И. Б.
Агафонова. 2е издание. М. Дрофа, 2009); ноутбук, мультимедийный
проектор, презентация «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на
сердце и кровеносную систему».
Медиапродукт: разработан в программе для создания презентаций
Microsoft PowerPoint c использованием текстового редактора Microsоft
Word.
Целесообразность использования медиапродукта на уроке: повышение
эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного
изложения необходимых сведений и показа демонстрационных
фрагментов;
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: Создание доверительной атмосферы, способствующей продуктивной
работе.
Учитель: Дети, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.
Поприветствуем их! (Дети приветствуют гостей) Молодцы, садитесь!
Мы говорим друг другу: «здравствуйте», «доброго вам здоровья», тем
самым мы желаем друг другу хорошего здоровья. Это первое что мы
желаем при встрече значит хорошее здоровье стоит на первом месте в
числе жизненных ценностей. (Слайд 1)
Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа.
Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый
образ жизни это такой способ жизни людей, который обеспечивает им
сохранение и укрепление здоровья.
II. Теоретическая часть урока. Актуализация знаний.
Цель: Закрепление изученного ранее материала по теме: «Кровеносная
система человека».
Прежде чем мы с вами перейдём к теме нашего открытого урока, я
проверю ваши знания по изученным темам: «Кровеносная система
человека».
(Учащиеся, слабо осваивающие учебную программу по биологии, получают
карточкизадания с упрощёнными вопросами. Двое учащихся выполняют
письменное задание на доске: «состав крови», «что относится к органам
кровообращения?», «названия кровеносных сосудов»). (Слайд 2)
Вопросы:
1) Вспомните сколько литров крови в теле взрослого человека?
2) Каково значение крови в нашем организме?
3) В каком органе кровь обогащается кислородом?
4) Почему в учебниках на схемах правая часть сердца окрашена в голубой
цвет, а левая в красный?
Изучение нового материала.
Цель: Изучить вредоносные свойства табака, алкоголя и наркотиков. Дать
представление о влиянии курения, алкоголя и наркотиков на сердце и
кровеносные сосуды человека.
Рассказ учителя:
Вспомнив изученный материал, мы переходим к изучению новой темы.
Читаем её название с доски. «Вредное влияние курения, алкоголя и
наркотиков на сердце и кровеносные сосуды». Изучать эту тему мы
будем по плану, который написан на доске. (Слайд 3)
План работы на уроке:
1. Вредные привычки человека.
2. Вред курения, алкоголя и наркотиков на сердце и сосуды.
3. Мы за здоровый образ жизни.
Учитель: Что такое вредная привычка?
(Учащиеся отвечают: грызть ногти, сквернословить, употреблять слова
паразиты, такие как «это самое», «вот блин» и т.п.)
Учитель: Да, эти привычки вредные, но есть такие привычки. Которые
несут смертельную опасность здоровью человека! Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз
действие, причем действие это вредоносное с точки зрения окружающих
или здоровья самого человека.
Вот сегодня мы с вами поговорим о вреде курения, алкоголя и наркотиков
на здоровье человека. Эти привычки находятся рядом с нами.
Итак, поговорим о вреде курения на организм человека. (Слайд 4) В наше
время курение табака стало массовым, особенно среди молодёжи.
Рассмотрим причины, по которым подростки начинают курить? (Дети
называют свои варианты ответов: «Курят в семье родители», «Все мои
друзья курят. А надомной насмехаются» и т.п.) (Слайд 5)
Во время процесса курения, когда горит табак, образуются
многочисленные ядовитые вещества, это никотин, угарный газ и табачные
смолы. Эти вещества попадая в легкие, загрязняют их, препятствуют
поступлению кислорода в организм, затрудняется работа сердца,
закупоривает и сужает кровеносные сосуды, наступает кислородное
голодание, погибают клетки мозга, нарушается память. (Слайд 6)
Курение сигарет очень губит твое здоровье. Курение является одним из
вариантов наркомании, к которому быстро привыкаешь. Общее
количество вредных веществ в табаке достигает 1200, а самым вредным
из них является никотин. Никотин – один из сильнейших растительных
ядов. В фильтре сигареты скапливается такое количество никотина,
которого достаточно, чтобы убить мышь. А птицы (воробьи, голуби)
погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку,
смоченную никотином.
Попав в лёгкие, а потом в кровь,
* никотин повреждает стенки сосудов,
* никотин заставляет работать сердечную мышцу с повышенной
нагрузкой,
*никотин ведёт к отложению холестерина на стенках кровеносных
сосудов.
* никотин приводит к сужению кровеносных сосудов. (Слайд 7)
От этого нарушается питание и газообмен во всех органах. Особенно
губительно это сказывается на работе сердца. Кровь насыщается в лёгких
не кислородом, а всеми отравляющими веществами. Чем богата сигарета
и попадает в сердце. Сердце, испытывая кислородное голодание, начинает
работать в ускоренном ритме, увеличивая число сердечных сокращений.
Что приводит к повышению давления и развитию гипертонии,
переутомлению, преждевременному старению и изнашиванию сердечной
мышцы. Никотин снижает упругость сосудов, их стенки хуже
растягиваются и могут легко разрываться. Особенно опасны разрывы
сосудов в головном мозге. Это приводит к инсульту. Никотин ускоряет
процесс свёртывания и разрушения эритроцитов, что приводит к
образованию тромбов, которые закупоривают сосуды. (Слайд 8) У курящих людей особенно страдают сосуды ног. Изза недостатка
кислорода мышцы могут постепенно омертветь, возникает гангрена. Это
приводит к ампутации ног. (Слайд 9)
Вред алкоголя (Слайд 10)
Учитель: Алкоголь другая разновидность наркотика, и от него так же
можно приобрести зависимость.
Слово «алкоголь» арабского
происхождения и обозначает «одурманивающий». Алкоголь – это
вещество, которое содержится в различных пропорциях в спиртных
напитках. При регулярном употреблении алкогольных напитков организм
привыкает к нему и требует все большие и большие дозы. Возникает
зависимость от алкоголя, которую преодолеть очень трудно. Часто в
алкоголе подростки ищут средство для приведения себя в веселое,
непринужденное состояние, особенно в больших компаниях.
А с чего все начинается?
Назовите причины алкоголизма у подростков?
1. Социальное окружение (из желания подражать, за компанию,
так модно);
2. Желание скорее стать взрослым, самоутвердиться.
Учитель: К спиртным напиткам относятся водка, вино, пиво, самогон,
виски, коньяк, ром и другие напитки, содержащие даже самую маленькую
дозу алкоголя. Алкоголь является наркотическим ядом для живого
организма. Он действует, прежде всего, на клетки головного мозга.
Кислород прекращает поступать к клеткам головного мозга, начинается
гипоксия, то есть кислородное голодание. Именно гипоксия и
воспринимается человеком, как якобы безобидное состояние опьянения. И
это приводит к отмиранию участков головного мозга. Страдают все
органы: печень, почки, ЖКТ, а также сердце и кровеносные сосуды.
(Слайды 1214) Под действием алкоголя стенки сосудов становятся
хрупкими и ломкими. Они легко разрушаются, особенно в головном мозге и
сердце. Клетки сердца накапливают жир, мышечные волокна отмирают,
происходит ожирение сердца, возникают такие сердечнососудистые
заболевания как ишемия, инфаркт и т.д. Сердце увеличивается в размере,
становится дряблым и слабым. (Слайд 15)
ВРЕД НАРКОТИКОВ (Слайды 1619) Учитель: В настоящее время наркотики стали популярны в среде
молодых людей. Их научились добавлять в курево и алкогольные напитки,
их нюхают, вводят в вены. От наркотиков страдают все органы, в том
числе сердце и кровеносные сосуды. Употребление наркотиков быстро
приводит к развитию наркотической зависимости – болезненной
потребности в их употреблении. Человек становится рабом наркотиков –
наркоманом. Ради наркотиков он способен на всё и даже на
преступление. Наркотики –яд, который отравляет и разрушает организм
и неизбежно приводит к смерти человека. У большинства подростков нет
системных реальных знаний о механизме действия наркотиков, поэтому
детей легко обмануть, заманить, втянуть в их употребление.
Большинство подростков начинают употреблять наркотики в 1415 лет.
Чаще наркоманят подростки из материально благополучных семей.
Причина: за наркотики придется заплатить большие деньги. Наркоманы –
очень лживые люди. Они могут лгать, глядя в глаза и не смутиться. Они
довольно раздражительные и злые, изобретают разные способы, чтобы
использовать своих друзей, близких для добывания себе очередной дозы
наркотика.
А сейчас. Дети, посмотрите на экран! Вот какие последствия наркотики
оказывают на внешность человека в очень короткие сроки (Слайды 2024)
III. Закрепление изученного. Работа с текстом учебника.
Учитель: Проводим выборочное чтение о вреде курения и алкоголя (Стр.
110112 учебника). Находим в тексте пояснения:
1. Что способствует раковым заболеваниям? (стр. 110)
2. Какое вещество в табачном дыму вызывает сужение кровеносных
сосудов? (стр. 110)
3. Что приводит к инсульту? (стр. 111)
4. Как влияет алкоголь на кровь? (стр. 111)
5. Что происходит с мышцами сердца у алкоголиков? (стр. 11112)
IV. ФИЗМИНУТКА
(Воспитанникам предлагается под музыкальное сопровождение выполнить
несколько физических упражнений).
V. Обобщение. Вывод по уроку. (Слайд 25)
Учитель: Есть у нас с вами альтернатива вредным привычкам? Да,
есть. Я призываю вас к здоровому образу жизни: заниматься спортом, записаться в кружки и клубы по интересам, ходить в кино, театры,
посещать выставки, заниматься в музыкальной школе, путешествовать,
фотографировать, заниматься коллекционированием.
Как вы думаете, дети, что нужно ответить людям, мнимым
друзьям, если они вам предложили сигарету, рюмочку спиртного или
наркотик?
(Учащиеся отвечают: «Нет!»)
Правильно! Многие люди, пытаясь бросить вредные привычки,
используют разные способы.
Существует 2 пути избавления от пагубных привычек:
Первый из них основан на силе воле, стойкости характера человека. В
этом случае человек полагается только на свои силы, он должен
отказываться от предложений окружающих закурить или употребить
алкоголь, т.е. сказать твёрдо: «Нет!». Потому, что только сильные люди
могут справиться со своими вредными привычками.
А второй способ – это помощь врачейспециалистов наркологов. В
этом случае человека укладывают в клинику, где и производят все
врачебные процедуры – капельницы, уколы, специальные приемы и методы
лечения.
Мы за здоровый образ жизни и об этом наши стихи:
Если хочешь долго жить,
То бросай скорей курить.
Долгое курение –
Сердцу напряжение!
Водку пить я не хочу,
И курить не буду,
Лучше спортом я займусь,
И сильнее буду!
Вокруг нас чудеса: в космосе ракеты.
Для чего же нам нужны пиво.
Сигареты?
Дружно «нет» ядам алкогольным!
Мы без дряни этой будем жить
спокойно.
В небесах высоко солнце ярко светит
До чего ж хорошо жить на белом свете. Голова не болит, дышится свободно,
Быть здоровым в стране стало нынче модно!
VI. Заключительная часть урока (Рефлексия).
(Учитель анализирует работу учащихся, подводит итоги работы класса в
целом и каждого ученика, выставляет оценки).
Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу. Благодарю всех за работу и
внимание!
VII. Домашнее задание: Стр. 110112.
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе на тему: «Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков на сердце и кровеносные сосуды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.