Рабочая программа учителя-логопеда с ребенко ОВЗ в общеобразовательной школе
Оценка 4.7

Рабочая программа учителя-логопеда с ребенко ОВЗ в общеобразовательной школе

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
9 кл
06.02.2020
Рабочая программа учителя-логопеда с ребенко ОВЗ в общеобразовательной школе
Индивидуальная рабочая программа для работы с ребенком ОВЗ в общеобразовательной школе
9 ОВЗ.docx

2. Коррекционный компонент

Раздел учителя-дефектолога

 

Пояснительная записка

       

Дефектологическая программа составлена для учащихся  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

       Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у обучающегося.

       Задания, составляющие основу программы индивидуальных занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений  на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, а также формирует учебную мотивацию успеха.        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с ОВЗ отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся.

        Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

       Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

        Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

        Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

        Продолжительность дефектологических занятий не превышает 40-45 минут.       В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенкавосприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышленияЭти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Цели и задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

·климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

·развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых обучающийся может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам;

·ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

·опора на личный опыт ученика;

·обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

·индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

·использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

·организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

·стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

·использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:

·Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

·Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

·Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

·Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

·Формирование учебной мотивации;

·Ликвидацию пробелов знаний;

·Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

·Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

·Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

·Развитие навыков каллиграфии;

·Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

·Развитие зрительного восприятия и узнавания;

·Развитие зрительной памяти и внимания;

·Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;

·Развитие пространственных представлений и ориентации;

·Развитие представлений о времени;

·Развитие слухового внимания и памяти;

·Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

·Навыков соотнесенного анализа;

·Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

·Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

·Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

·Развитие наглядно-образного мышления;

·Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

Содержание учебных тем.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

 

Развитие внимания 

Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.

Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.

Самостоятельное планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Развитие памяти

Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

 

Контроль уровня обученности:

                                     

1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:

·задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;

·задания на развитие внимания;

·задания на развитие пространственного восприятия и воображения;

·задания на развитие памяти;

·задания на развитие личностно-мотивационной сферы.

2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного  года.

 

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

делать обобщения и умозаключения самостоятельно;

- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;

- устранять логические ошибки;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции;

 

 

 

 

Тематическое планирование 9 класс

 

 

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Обследование произношения.

Формирование фонематической группы.

1

 

 

2

Обследование фонематического синтеза.

Формирование составлять слова из разного количества звуков.

1

 

 

3

Обследование чтения.

1

 

 

4

Обследование фонематического восприятия.

Формирование восприятия и дифференциация фонем.

1

 

 

5

Обследование фонематического анализа.

Формирование умений анализировать фонемы.

1

 

 

6

Обследование фонематических представлений.

Формирование фонематических представлений.

1

 

 

7

Обследование слоговой структуры слова.

Методика А.К. Марковой.

1

 

 

8

Обследование словаря.

Методика С.Г. Шевченко

1

 

 

9

Слоговой диктант

Формирование навыков фонематического слуха.

1

 

 

10-11

Имена существительные.

Методика С.Г. Шевченко.

2

 

 

12-13

Глаголы.

Методика С.Г. Шевченко.

2

 

 

14-15

Имена прилагательные.

Методика С.Г. Шевченко.

2

 

 

16-17

Качественные прилагательные.

Методика С.Г. Шевченко.

2

 

 

18

Понимание обращенной речи.

Формирование грамматического строя речи.

1

 

 

19-20

Словоизменение.

Формирование грамматического строя речи.

2

 

 

21-22

Относительные прилагательные.

Формирование грамматического строя речи.

2

 

 

23-24

Наречия.

Формирование грамматического строя речи.

2

 

 

25-26

Имена числительные.

Формирование грамматического строя речи.

2

 

 

27-28

Местоимения.

Формирование грамматического строя речи.

2

 

 

29

Словообразование

Формирование грамматического строя речи.

1

 

 

30

Самостоятельная речь.

Формирование грамматического строя речи.

1

 

 

31

Закрепление материала

1

 

 

32

Контрольное списывание.

1

 

 

33

Слуховой диктант.

Формирование слуховых процессов.

1

 

 

34-35

Закрепление формирования математических навыков

Формирование знаний числового ряда (счет в прямом и обратном порядке).

2

 

 

36-37

Геометрическая фигура, форма.

Формирование зрительного восприятия.

2

 

 

38-39

Мера веса.

Формирование измерительных навыков.

2

 

 

40-41

Старинная мера веса.

Пополнение словарного запаса новыми словами.

2

 

 

42-43

Длинна. Расстояние.

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти.

2

 

 

44-45

Старинные меры длины.

Пополнение словарного запаса старинными словами.

2

 

 

46-47

«Найди отличия».  Римские цифры

Формирование знаний о римских цифрах, умения написания

2

 

 

48

Графический диктант.

Формирование навыков правописания, каллиграфии.

1

 

 

49-50

Умножение на десяток и сотню.

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти.

2

 

 

51-52

Деление  на десяток и сотню.

 

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти.

2

 

 

53-54

 Деление  на десяток и сотню

с остатком.

Формирование умения делить на 10, 100 с остатком

2

 

 

55

Самостоятельная работа.

1

 

 

56-57

Многозначные числа.

Формирование знаний о многозначных числах.

2

 

 

58-59

Сравнение чисел.

Формирование умения сравнивать числа

2

 

 

60

Параллельные прямые.

Формирование знаний о параллельных линиях

1

 

 

61

 Виды треугольников.

Формирование знаний о видах треугольников

1

 

 

62-63

Десятичные дроби.

Формирование представлений о дробях

2

 

 

64

Закрепление пройденного материала

1

 

 

65

Графический диктант.

Формирование навыков правописания, каллиграфии.

1

 

 

66-67

Цвет. Форма. Величина.

Формирование навыков логического мышления.

2

 

 

68-69-70

Отработка техники чтения.

Расширение кругозора, развитие речи, пополнение словаря. Развитие внимания, самоконтроля, пространственного восприятия.

3

 

 

71-72-73

Правописание.

Развитие памяти,  мышления, внимания, самоконтроля.

3

 

 

74-75-76

Отработка беглого чтения.

Расширение кругозора, развитие речи, беглости чтения, пополнение словаря

3

 

 

77-78

Словарные слова.

Формирование правильно писать словарные слова.

2

 

 

79-80-81

Написание сочинений.

Формирование умения писать сочинение.

3

 

 

82

Самостоятельная работа.

1

 

 

83

Закрепление изученного материала.

1

 

 

84

Отработка каллиграфии.

Развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса, отработка каллиграфии.

1

 

 

85

Контрольное списывание

1

 

 

86

Слуховой диктант.

1

 

 

87-88

Отличия растительного и животного мира.

Формирование  представлений о животном мире, отличиях растительного и животного мира.

2

 

 

89-90

Животный  мир

Формирование знаний о животных, их названий, разнообразии животного мира

2

 

 

91-92

Деревья. Кустарники.

Формирование представлений о разнообразии мира деревьев и кустарников.

2

 

 

93-94

Лекарственные травы.

Формирование представлений о разнообразии мира лекарственных трав, их пользе.

2

 

 

95

Насекомые.

Развитие речи. Пополнение словарного запаса.

1

 

 

96

Рыбы.

Развитие речи. Пополнение словарного запаса.

1

 

 

97-98

 Здоровье человека.

Формирование знаний о том как можно сохранить здоровье человека

2

 

 

99

Закрепление изученного материала.

1

 

 

100

Контрольное чтение.

1

 

 

101

Слуховой диктант.

1

 

 

102

Подведение итогов.

1

 

 

Итого:

102

 

 

 

 

 

 


 

Коррекционный компонент Раздел учителя-дефектолога

Коррекционный компонент Раздел учителя-дефектолога

Продолжительность дефектологических занятий не превышает 40-45 минут

Продолжительность дефектологических занятий не превышает 40-45 минут

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей…

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей…

Развитие внимания Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль

Развитие внимания Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль

Тема занятияСодержание работыКол-во часовДата проведения по планупо факту 1Обследование произношения

Тема занятияСодержание работыКол-во часовДата проведения по планупо факту 1Обследование произношения

Формирование грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи

Десятичные дроби. Формирование представлений о дробях 2 64Закрепление пройденного материала1 65Графический диктант

Десятичные дроби. Формирование представлений о дробях 2 64Закрепление пройденного материала1 65Графический диктант

Лекарственные травы. Формирование представлений о разнообразии мира лекарственных трав, их пользе

Лекарственные травы. Формирование представлений о разнообразии мира лекарственных трав, их пользе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020