2. Коррекционный компонент
Раздел учителя-дефектолога
Пояснительная записка
Дефектологическая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у обучающегося.
Задания, составляющие основу программы индивидуальных занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, а также формирует учебную мотивацию успеха. Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с ОВЗ отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Продолжительность дефектологических занятий не превышает 40-45 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Цели и задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
·климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
·развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых обучающийся может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
·ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
·опора на личный опыт ученика;
·обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
·индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
·использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
·организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
·стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
·использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
·Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
·Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
·Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
·Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
·Формирование учебной мотивации;
·Ликвидацию пробелов знаний;
·Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
·Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
·Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
·Развитие навыков каллиграфии;
·Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
·Развитие зрительного восприятия и узнавания;
·Развитие зрительной памяти и внимания;
·Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
·Развитие пространственных представлений и ориентации;
·Развитие представлений о времени;
·Развитие слухового внимания и памяти;
·Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
·Навыков соотнесенного анализа;
·Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
·Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
·Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
·Развитие наглядно-образного мышления;
·Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Содержание учебных тем.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).
Развитие внимания
Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.
Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.
Самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
Контроль уровня обученности:
1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:
·задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;
·задания на развитие внимания;
·задания на развитие пространственного восприятия и воображения;
·задания на развитие памяти;
·задания на развитие личностно-мотивационной сферы.
2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного года.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
- устранять логические ошибки;
- хранить в памяти и использовать полученные инструкции;
Тематическое планирование 9 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание работы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
||||
1 |
Обследование произношения. |
Формирование фонематической группы. |
1 |
|
|
2 |
Обследование фонематического синтеза. |
Формирование составлять слова из разного количества звуков. |
1 |
|
|
3 |
Обследование чтения. |
1 |
|
|
|
4 |
Обследование фонематического восприятия. |
Формирование восприятия и дифференциация фонем. |
1 |
|
|
5 |
Обследование фонематического анализа. |
Формирование умений анализировать фонемы. |
1 |
|
|
6 |
Обследование фонематических представлений. |
Формирование фонематических представлений. |
1 |
|
|
7 |
Обследование слоговой структуры слова. |
Методика А.К. Марковой. |
1 |
|
|
8 |
Обследование словаря. |
Методика С.Г. Шевченко |
1 |
|
|
9 |
Слоговой диктант |
Формирование навыков фонематического слуха. |
1 |
|
|
10-11 |
Имена существительные. |
Методика С.Г. Шевченко. |
2 |
|
|
12-13 |
Глаголы. |
Методика С.Г. Шевченко. |
2 |
|
|
14-15 |
Имена прилагательные. |
Методика С.Г. Шевченко. |
2 |
|
|
16-17 |
Качественные прилагательные. |
Методика С.Г. Шевченко. |
2 |
|
|
18 |
Понимание обращенной речи. |
Формирование грамматического строя речи. |
1 |
|
|
19-20 |
Словоизменение. |
Формирование грамматического строя речи. |
2 |
|
|
21-22 |
Относительные прилагательные. |
Формирование грамматического строя речи. |
2 |
|
|
23-24 |
Наречия. |
Формирование грамматического строя речи. |
2 |
|
|
25-26 |
Имена числительные. |
Формирование грамматического строя речи. |
2 |
|
|
27-28 |
Местоимения. |
Формирование грамматического строя речи. |
2 |
|
|
29 |
Словообразование |
Формирование грамматического строя речи. |
1 |
|
|
30 |
Самостоятельная речь. |
Формирование грамматического строя речи. |
1 |
|
|
31 |
Закрепление материала |
1 |
|
|
|
32 |
Контрольное списывание. |
1 |
|
|
|
33 |
Слуховой диктант. |
Формирование слуховых процессов. |
1 |
|
|
34-35 |
Закрепление формирования математических навыков |
Формирование знаний числового ряда (счет в прямом и обратном порядке). |
2 |
|
|
36-37 |
Геометрическая фигура, форма. |
Формирование зрительного восприятия. |
2 |
|
|
38-39 |
Мера веса. |
Формирование измерительных навыков. |
2 |
|
|
40-41 |
Старинная мера веса. |
Пополнение словарного запаса новыми словами. |
2 |
|
|
42-43 |
Длинна. Расстояние. |
Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти. |
2 |
|
|
44-45 |
Старинные меры длины. |
Пополнение словарного запаса старинными словами. |
2 |
|
|
46-47 |
«Найди отличия». Римские цифры |
Формирование знаний о римских цифрах, умения написания |
2 |
|
|
48 |
Графический диктант. |
Формирование навыков правописания, каллиграфии. |
1 |
|
|
49-50 |
Умножение на десяток и сотню. |
Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти. |
2 |
|
|
51-52 |
Деление на десяток и сотню.
|
Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти. |
2 |
|
|
53-54 |
Деление на десяток и сотню с остатком. |
Формирование умения делить на 10, 100 с остатком |
2 |
|
|
55 |
Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
56-57 |
Многозначные числа. |
Формирование знаний о многозначных числах. |
2 |
|
|
58-59 |
Сравнение чисел. |
Формирование умения сравнивать числа |
2 |
|
|
60 |
Параллельные прямые. |
Формирование знаний о параллельных линиях |
1 |
|
|
61 |
Виды треугольников. |
Формирование знаний о видах треугольников |
1 |
|
|
62-63 |
Десятичные дроби. |
Формирование представлений о дробях |
2 |
|
|
64 |
Закрепление пройденного материала |
1 |
|
|
|
65 |
Графический диктант. |
Формирование навыков правописания, каллиграфии. |
1 |
|
|
66-67 |
Цвет. Форма. Величина. |
Формирование навыков логического мышления. |
2 |
|
|
68-69-70 |
Отработка техники чтения. |
Расширение кругозора, развитие речи, пополнение словаря. Развитие внимания, самоконтроля, пространственного восприятия. |
3 |
|
|
71-72-73 |
Правописание. |
Развитие памяти, мышления, внимания, самоконтроля. |
3 |
|
|
74-75-76 |
Отработка беглого чтения. |
Расширение кругозора, развитие речи, беглости чтения, пополнение словаря |
3 |
|
|
77-78 |
Словарные слова. |
Формирование правильно писать словарные слова. |
2 |
|
|
79-80-81 |
Написание сочинений. |
Формирование умения писать сочинение. |
3 |
|
|
82 |
Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
83 |
Закрепление изученного материала. |
1 |
|
|
|
84 |
Отработка каллиграфии. |
Развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса, отработка каллиграфии. |
1 |
|
|
85 |
Контрольное списывание |
1 |
|
|
|
86 |
Слуховой диктант. |
1 |
|
|
|
87-88 |
Отличия растительного и животного мира. |
Формирование представлений о животном мире, отличиях растительного и животного мира. |
2 |
|
|
89-90 |
Животный мир |
Формирование знаний о животных, их названий, разнообразии животного мира |
2 |
|
|
91-92 |
Деревья. Кустарники. |
Формирование представлений о разнообразии мира деревьев и кустарников. |
2 |
|
|
93-94 |
Лекарственные травы. |
Формирование представлений о разнообразии мира лекарственных трав, их пользе. |
2 |
|
|
95 |
Насекомые. |
Развитие речи. Пополнение словарного запаса. |
1 |
|
|
96 |
Рыбы. |
Развитие речи. Пополнение словарного запаса. |
1 |
|
|
97-98 |
Здоровье человека. |
Формирование знаний о том как можно сохранить здоровье человека |
2 |
|
|
99 |
Закрепление изученного материала. |
1 |
|
|
|
100 |
Контрольное чтение. |
1 |
|
|
|
101 |
Слуховой диктант. |
1 |
|
|
|
102 |
Подведение итогов. |
1 |
|
|
|
Итого: |
102 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.