Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
7 кл
24.11.2018
Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"
Открытый урок по музыке пению в 7б классе, вар 2 коррекционной школы 8 вида на тему "Осень. Поэт, художник, композитор". Целью данного урока является обучение детей проводить простые аналогии и сравнения между произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства. На уроке используются пьесы (П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» (из фортепианного цикла «Времена года»), С. Прокофьев «Вариация Феи Осени» (из балета «Золушка»).
1 Осень поэт – художник – композитор.doc
Открый урок музыки «Осень: поэт – художник – композитор» 7б класс (вар 2)   Учитель музыки: Тарновская Елена Борисовна Саратов 2018 Тема урока «Осень: поэт – художник – композитор»   Цель урока:  Учить проводить простые аналогии и сравнения между произведениями музыки,  литературы и  изобразительного искусства.  Задачи:  Обучающие: Учить различать произведения искусства: поэзию, живопись и музыку. Воспитательные: Воспитывать  чувство прекрасного; формировать  способность замечать красоту в привычной  действительности. Развивающие: Развивать вокально­хоровые навыки, творческие способности. Коррекционные: Развивать у детей умение анализировать музыку; Развивать речь, артикуляцию. Оборудование: Компьютер, проектор; синтезатор; электронная презентация; записи фортепианных пьес (П. И.  Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» (из фортепианного цикла «Времена года»),  С. Прокофьев  «Вариация Феи Осени» (из балета «Золушка»); Стихи поэтов: Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева “Миновало лето». Живопись: И. Левитан. «Осень»; «Поздняя осень». Рут Сандерсон «Фея осени» Песенный репертуар: Слова и музыка Н. М. Куликовой «Осень, как рыжая кошка» (пение) План урока 1) Организационный момент – 2 мин 2) Постановка цели и задач урока – 2 мин  3) Актуализация знаний – 4 мин  4) Дыхательная гимнастика – 2 мин 5) Усвоение новых знаний – 12 мин  6) Физминутка «Осенние листочки» ­ 2 мин 7) Работа над песней: исполнение песни с оркестровкой – 6 мин 8) Закрепление – 3 мин 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин Ход урока 2 1. Организационный момент: музыкальное приветствие. Распевание: А теперь – небольшая распевка, которая поможет «разогреть» наш голос, подготовить его к пению. Листики летят –  Это листопад. Мы их соберем, В школу принесем. 2. Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня мы с вами на уроке будем знакомиться не только с музыкой, но и другими  художественными произведениями. Хотите узнать о чем я говорю? Вы узнаете тему сегодняшнего   урока, если отгадаете загадку:  Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурится, часто дождик льется – Это время года как зовется? (Осень.) Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Осень: поэт – художник – композитор». И наша задача – научиться определять виды творческих работ и их характер. А так же вспомнить и спеть песню про осень. 3.Актуализация знаний. А начнем мы с того, что вспомним, как недавно мы с вами изучали музыкальное произведение. Я  предлагаю вам сейчас прослушать отрывок из него. Кто мне скажет, как называется это произведение, и кто композитор этого произведения? (Русский композитор Петр Ильич Чайковский и его произведение «Октябрь. Осенняя песня» из  цикла «Времена года»). Пожалуйста, покажите композитора на фотографии, выбрав ее из тех, что лежат у вас на  парте.  Следующий вопрос: а звук какого инструмента вы сейчас услышали? Пожалуйста,  назовите его.  Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру с теми осенними листочками, что лежат у вас на  партах.  4. Дыхательная гимнастика.  Игровое дыхательное упражнение« Ветер»     Учитель: Дует легкий ветерок — ф­ф­ф... И качает так листок — ф­ф­ф... Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок — ф­ф­ф... И качает так листок — ф­ф­ф... 3 Активный выдох.            Учитель:  Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки. Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки детям говорят: Осиновый — а­а­а... Рябиновый — и­и­и... Березовый — о­о­о... Дубовый — у­у­у... ­ Осень ­ одно из  любимых времен года для художниов, композиторов, поэтов. ­Кого мы называем поэтом? (художником, композитором) (Используя слайды  презентации №№2, 3, 4  (репродукции картин П. Кончаловского   «Пушкин в Михайловском»; Э. Мане « Барка»; И. Грабаря      « Портрет С.С. Прокофьева  (1881 – 1953) за работой над оперой «Война и мир») подводим к ключевым понятиям темы:  поэт сочиняет стихи, художник пишет картины, композитор сочиняет музыку). Запоминаем, что стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства. ­Для того, чтобы создать образ осени ­ красавицы, каждый творческий человек использует  определенные средства. Что нужно каждому из них, чтобы создать образ осени, мы постараемся  сейчас определить.  Итак, что нужно композитору для создания музыки? (Ноты) Поэту для создания стихов? (Слова) Художнику для создания картины? (Краски) Проверим себя (слайд на доске). Да,  сегодня на уроке мы выяснили что художники, поэты и музыканты для выражения своих  чувств, мыслей, эмоций используют краски, стихи, музыку. 5. Усвоение новых знаний. Сопоставление литературы и изобразительного искусства. И теперь вернемся к теме нашего урока – к осени. Посмотрим, какой же ее видят художники,  поэты, композиторы. Красота нашей русской природы всегда находила отклик у людей. Природную красоту трудно  передать словами, и тогда на помощь приходят художники со своими красками и холстами.  Много художников в своих каритинах нарисовали красивейшие уголки России. Мы сейчас видим картину  Исаак Левитан ­ «Осень». Она изображает осень начальную, и передает  изображение торжественного спокойствия леса и природы. Деревья одеты в солнечную листву. На полотнах художника берёзки показаны во всей своей  осенней красоте, изяществе, в драгоценном золотом уборе. Они представляют собой нашу Родину ­  саму Русь: статную, легкую, красивую и задают тон в картинах. Чистая вода в реке отражает  солнечные блики, небо, солнце и деревья.  Поэты также восторгались таким красивым временем года, как начальная осень. 4 Послушайте стихотворение. Написала его Евгения Трутнева. Называется оно «Осень». Узнайте,  какой видит осень автор, когда она писала это стихотворение. Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, ­ Это платье золотое У берёзы на плечах. Утром мы во двор идём, ­ Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть это Улетает наше лето… Какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…) Но есть и другая осень – с опавшими листьями, хмурым небом, затяжным дождем…. Василий Нестеренко ­ «Последние листья»; Дмитрий Левитан ­ «Поздняя осень». Даже теперь, когда осень уже не светлая, радостная, а хмурая и печальная, художники создают нам  ощущение присутствия в необычайно красивых местах.  На полотне художника Д. Левитан ­ «Поздняя осень» пейзаж становится более темным, деревья  стоят без своего наряда, солнце не золотит ту яркую красоту, что была ранее… И у поэтов звучит иное настроение. Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»  и попробуйте догадаться о настроении этого автора. Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Тучи небо кроют, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья, Птички улетели в тёплые края… ­ Какие чувства были у автора. Когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние,  разочарование, тоска…) Художники и поэты  по­своему увидели природу поздней осени  и передали  их в своих стихах и  картинах. Сопоставление музыки, изобразительного искусства и литературы.   Русские композиторы, так же, как и художники, и поэты, любили создавать образы осенних  пейзажей в своих музыкальных произведениях, передавая красками музыки ее характер. Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (слайд №  9)   писал не только  сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых  маленьких. Он очень любил сказки.  «Фея Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро.  Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В  сказке­балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крестная, но и феи  5 всех времен года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под  стать временам года… Итак, знакомьтесь: фея Осени! (Слушание музыкального фрагмента) (слайд №  10) Вопросы после слушания:           ­ Вы поняли, какой у феи Осени характер?  (колкий, резкий, взволнованный) ­ Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи характера  сказочного образа феи Осени? Музыка – быстрая, громкая, взволнованная. В ней мы слышим внезапные порывы ветра,  срывающего листья с деревьев и взметающего их ввысь. Деревья гнутся, листья трепещут и  осыпаются – холодно, зябко… Но фея Осени все время меняется – она же волшебница! Вот она уже искрится, сверкает  разноцветными красками, переливающимися в осеннем солнце; вот словно швыряет в нас брызги  дождя (слышите переливы арфы и позвякивание колокольчиков?); вот вновь посылает страшные  ветры – музыка звучит угрожающе, сурово, ярко (это медные духовые инструменты). Но в конце  «колючие» тихие и низкие аккорды как бы сковывают природу, и она замирает, наступает  затишье… 6. Физминутка.  А теперь давайте отдохнем и представим свою картину осени:  “Мы листики осенние, на ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (машут руками). И на землю тихо сели (приседают). Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются). Закружились (кружатся), полетели (машут руками) И на землю тихо сели (садятся по местам).  7) Работа над песней: исполнение песни с оркестровкой  Мы тоже можем стать композиторами, и сделать песню более яркой и интересной, сыграв еще и на  музыкальных инструментах во время ее исполнения. Напомните мне, как мы поем (передавая  характер песни, настроение, стараемся правильно вести мелодическую линию и четко пропевать  слова).  Итак, все готовы петь и играть?... Берем в руки инструменты, и начинаем! Встану прямо, не согнусь,  И за пение возьмусь. Исполняется песня “Осень, как рыжая кошка” Учитель. Как вы думаете, вам удалось передать характер песни? Петь слажено? Конечно, вы постарались. В этой песне слова очень тесно связаны с музыкой, мелодия откликается на каждое слово. В стихах и в музыке теплота и нежность, ласка и грустинка переплетаются между собой. Думаю, что мы  передали характер песни. 5. Закрепление  (по слайду №17 проверка понимания понятий «поэт», «художник», «композитор»,  «произведения искусства»).    ­ Поэты, художники и композиторы, используя различные средства выразительности ­ слово,  краски, звуки, воспевали красоту, выражали свою любовь к Родине, природе. 6 Какие виды искусства встретились сегодня на нашем уроке? Что объединяет произведения поэтов, художников, композиторов? Всегда ли стихи об осени вызывали радостное настроение? Почему?  С помощью картин, музыки и стихов вы научились быть внимательнее и добрее по отношению к  природе, и мне кажется, что мы должны сказать сегодня «спасибо» за то, что нас научили эти виды  искусств замечать красоту нашей родины. 7. Рефлексия. Закончите  некоторые из предложений: 1)Больше всего мне понравилось_________  2)Самым сложным для меня сегодня было_________ 3)Сегодня на уроке я почувствовал______________ 4)Сегодня я научился_________  7

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"

Конспект открытого урока по музыке пению в 7б классе коррекционной школы 8 вида "Осень. Поэт, художник, композитор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2018