Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)
Оценка 4.7

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
doc
история +2
7 кл
31.07.2018
Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)
Проект "Песни в военной шинели" выполнен обучающимися 7 класса. Работа над проектом «Песни в военной шинели» позволяет расширить кругозор, способствует развитию и воспитанию нравственно-патриотических, художественно-эстетических качеств, а также творческих способностей. Музыка и война… Казалось бы несовместимые понятия. Но в годы Великой Отечественной войны песня стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.Проект "Песни в военной шинели" знакомит с авторами песен периода Великой Отечественной войны, историями создания военных песен, исполнителями, которые выезжали с концертными бригадами на фронт и выступали в частях, нередко прямо на передовых позициях.
Проект Песни в военной шинели.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35 ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОЕКТ по музыке Песни в военной шинели  Выполнили Мельникова Милана,  Бурцева Екатерина, Кавалерова Екатерина, учащиеся 7А класса Научный руководитель Киргизова Любовь Васильевна, учитель музыки     1 Смоленск  2015 Содержание Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1. Концепция проекта……………………………………………………….5 Глава 2.История создания песен Великой Отечественной войны………………7 «Священная война»…………………………………………………..9 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. «В землянке»…………………………………………………………10 «Темная ночь»………………………………………………………..12 «Синий платочек»…………………………………………………...13 «Катюша»…………………………………………………………….16 «Три танкиста»………………………………………………………19 «Смуглянка»…………………………………………………………22 Глава 3. Исполнители песен во время Великой Отечественной войны………23 3.1.    Лидия Русланова……………………………………………………25 3.2.    Клавдия Шульженко………………………………………………. 27 3.3.    Марк Бернес…………………………………………………………28 3.4.    Ансамбль песни и пляски им. Александрова……………………. 29 Глава 4. Описание результатов исследовательской деятельности…………….33 Заключение………………………………………………………………………..38 Список литературы……………………………………………………………….40 Приложения……………………………………………………………………… 41     2 1. Введение В любое время, в любое тысячелетие общество нуждается во всесторонне развитых,   интеллектуальных,   творческих   молодых   людях,   любящих   свою Родину, знающих историю своей страны и безмерно чтящих Великие подвиги прошлого. Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине   являются   актуальными   для   современного   общества.     К   сожалению, наблюдения   показывают   существование   у   современных   детей   и   подростков тенденции к снижению этих качеств.  Нам хочется видеть у наших сверстников патриотические чувства и чувство гордости за прошлое нашей страны, знание ее истории, а кроме этого хочется верить, что молодые люди, также как и люди, более зрелого возраста, встанут на защиту своей Родины, если в этом будет необходимость.  Одним из самых  страшных, незабываемых  событий прошлых  столетий является Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней и опалила кровавым дыханием каждую российскую семью. Музыка и война… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов   отмечал:   «Музыка   удваивает,   утраивает   армию,   с   развернутыми знаменами   и   громогласною   музыкою   взял   я   Измаил».   В   годы   Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.  Работа над проектом «Песни в военной шинели» позволит расширить наш кругозор,   будет   способствовать   развитию   и   воспитанию   нравственно­ патриотических,   художественно­эстетических   качеств,   а   также   творческих способностей.   Вследствие   документы,   слушая   воспоминания   фронтовиков,   работы   над   проектом,   изучая   исторические   нам   представилась 3 возможность открыть для себя новые сведения о войне и «познакомиться» с уже знакомыми песнями заново.  Работа   над   проектом   позволит   активизировать   познавательные, интеллектуальные,   исследовательские     способности   учащихся,   поможет углубить знания по предмету и смежным наукам, а также даст возможность получить ответ на вопрос о целесообразности проводимой работы. Кроме   этого,   у   обучающихся   развиваются   коммуникативные способности,  и растет уверенность в собственных силах, работа над проектом и участие в нем – отличная возможность для каждого подростка заявить о себе, повысить   свою   самооценку   и   значимость   в   собственных   глазах   и   глазах социума. 4 Глава 1. Концепция проекта Цель проекта: исследование военной песни как культурологического  феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы  Великой Отечественной войны. Задачи: 1. Выяснить, что знают наши одноклассники о песенном творчестве периода   Великой отечественной войны. 2. Систематизировать песни, написанные во время Великой отечественной  войны  в соответствии с тематикой и их содержанием. 3. Назвать самые известные военные песни, популярные в наше время. 4. Выявить особенности воздействия военных песен. 5. Создать мультимедийный  альбом  «Песни Победы» Гипотеза:   военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно  в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал,  позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в  духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне. Актуальность:  военная песня всегда была явлением объединяющим  нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается  наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как  патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все  это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими  поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности. Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны. Область исследования: литература , музыка, история. 5 Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов   военных   песен,   литературных   источников   и   Интернет­ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан. Ожидаемые   результаты   проекта:  учащиеся   узнают,   во­первых,   какие песни вели нашу страну к Победе, во­вторых, их авторов и историю создания песен. Проект   будет     интересен   не   только   нашим     одноклассникам,   но   и полезен для ребят других классов. Учителя могут использовать   материалы проекта и музыкальные файлы на уроках в младшем звене, на мероприятиях, на школьных вечерах. Незаменим он и на уроках музыки и уроках искусства. 6 Глава 2. История создания песен Великой Отечественной воны  «Там, где переходы и завалы, Рваная колючка на столбах, Умирали наши запевалы С недопетой песней на губах». М. Дудин Дни и годы Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа, народа­победителя. В едином порыве советский народ поднялся на борьбу с врагом. Пошли в бой войсковые соединения и части, не считаясь с трудностями, в тылу начали свой   героический   труд   труженики   заводов,   фабрик,   совхозов   и   колхозов, учреждений. Не могли оставаться в бездействии и люди искусства. Они тоже вступили   в   бой   со   своим   оружием,   разящим   врагов,   ибо   их   произведения вдохновляли бойцов на ратные подвиги на фронтах, на трудовые подвиги в тылу — бесценно искусство  времен Великой Отечественной войны. В годы войны   рождались   произведения   всех   видов   искусства:   литературы,   музыки, театра, кино, изобразительного искусства. И надо признать, что искусство в годы войны вспыхнуло с такой силой, какой у него не было в мирное время. Хочется   особо   отметить   музыку   —   искусство,   обладающее   мощной   силой непосредственного эмоционального воздействия на чувства людей, вызывая у них яркие художественные образы, впечатления, которые во многих случаях вдохновляют на соответствующие поступки, вплоть до героических. Советские композиторы вместе с поэтами в годы войны создали многие сотни музыкальных произведений самого широкого народного жанра — песни. 7 Свойство   песни   —   оперативность.   Она   живо   откликается   на   все   события жизни.   Ей   присуща   душевная   пылкость,   а   у   советской   песни   и гражданственность, теснейшая связь с жизнью страны, ее народа.  Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим,   картины   жизни   солдат.   Рассказы   о   боевых   подвигах   моряков   и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали   композиторы   и   поэты   в   те   годы,   это   была   бы   антология   истории Великой Отечественной войны.  Песни   –   как   люди:   у   каждой   своя   биография,   своя   судьба.   Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены наши поиски и исследования. Истории   возникновения   песен   различны.   Говорилось,   что   фронтовая песня   –   это   винтовка,   что   враг   боится   песни   больше,   чем   огнестрельного оружия, что боец­песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. 8 2.1. «Священная война»   «Песня­боец»   ­   так   можно   сказать   о   песне   «Священная   война» композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева­Кумача. Уже 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и в «Красной звезде».   На   четвертый   день   войны   композитор   А.В.   Александров   написал музыку на эти стихи, песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль, она зазвучала по радио. Приложение №6.  Песня эта была совершенно необходима в те грозные дни. Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла, как пушка, стоявшая   в   засаде.   С   этой   песней   на   вокзалах   Москвы   родные   и   близкие провожал   солдат   на   смертный   бой   с   фашизмом.   Проникновенные   слова   и величавая мелодия песни звучала как воинская присяга. [7] Песня   А.В.   Александрова   —   произведение   огромной   выразительной силы. Ее невозможно забыть, ее суровый напев сам врезается в память. Ее маршевый   ритм,   вскипающий   гнев,   воля   советского   народа   заставляют учащенно биться сердце, поднимают дух человека, призывают его к защите Родины. Недаром родилось неофициальное название этой песни «Гимн Великой Отечественной войны». В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен враг. Она и в наше время, начала XXI   века,   вызывает   у   всех   жителей   России   —   патриотов   своей   страны огромное чувство любви к Родине и готовность к ее защите, а у ветеранов войны   комок   подступает   к   горлу,   и   наворачиваются   на   глаза   слезы 9 воспоминаний   о   военной   поре.   Таков   «сплав»   эмоциональной   музыки   и великолепный текст песни. На   войне   сложено   и   пелось   немало   боевых   громких   песен.   Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. Но особо хочется сказать о лирической песне, песне о дружбе, любви и верности, о Родине, о преданности и любви к ней. Приложение №1. 2.2. «В землянке» Лирическая   песня   в   годы   Великой   Отечественной   войны   явилась   не менее могучей силой, поднимающей дух советского народа, его веру в Победу, надежду на возвращение и скорую встречу с родными и близкими людьми, с любимыми, с родной стороной, за что надо смело сражаться. Жанр лирической песни   в   годы   войны   во   многом   превзошел   предвоенные   по   объему   и содержанию.   и эмоциональностью,   сердечностью   и   чистотой   эмоций,   задушевностью,   Лирические   песни   отличались   и   мастерством, мелодико­ритмичным   строем.   Конечно,   каждого   композитора   отличает   от других   своя   тематика,   свое   любимое   содержание   песни,   свой   музыкальный строй, но в главном все они едины.   Одной из таких песен стала песня «В землянке».   По утверждению ее автора  поэта   Алексея   Александровича   Суркова,   этой   песне   суждено   было стать первой лирической песней, созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился   в   ту   трудную,   суровую   пору   с   голосами   всех   разлученных   войной. Песня вошла в историю Великой Отечественной войны и стала в последующие мирные годы неопровержимым  свидетельством стойкости советского  воина, характеристикой   душевного   состояния   тех,   кто   выдержал   бешеный   натиск 10 бронированного   врага   и   разбил   его,   спас   Европу   от   фашистского   рабства, повернул   судьбы   мира.   Дата   написания   «Землянки»   –   ноябрь   1941   года. Советский   поэт   Алексей   Сурков,   участник   войны,   находясь   на   Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». А после, рассказал своей жене в стихотворных строчках о тех тяготах, которые пришлось пережить. [10] Так бы и остались эти строчки в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию   фронтовой   газеты   «Красноармейская   правда»   композитор Константин Листов, которому позарез нужно было «что­нибудь, на что можно написать песню». «Чего­нибудь» не оказалось. «И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову,   будучи   уверенным   в   том,   что...   песня   из   этого,   абсолютно лирического стихотворения, не выйдет... Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню «В землянке». Всем показалось, что песня «вышла». После   опубликования   в   «Красноармейской   правде»   стихов   и   мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. «Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага»  упаднические,  разоружающие. Просили  и  даже  требовали,  чтобы  про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно...». Текст   песни   солдаты   переписывали,   и   солдатские   жены   и   невесты получали это стихотворное послание. «В землянке» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду.   Из воспоминаний участника   и ветерана Великой Отечественной войны Н.И.   Мусина:   «После   того,   как   появились   слова   песни   «В   землянке»   и стихотворение «Жди меня»,  солдаты, и я  в  том  числе,  пытающиеся писать 11 родным душевные строчки в письмах, перестали мучиться. Мы переписывали стихи Суркова или Симонова и отсылали их домой, так как они очень верно передавали   наше   душевное   состояние.   Говорили,   что   поэты   на   это   не обижались.   «Землянку»   любили   все   и   часто   напевали   в   перерывах   между боями, вспоминая свой дом и своих близких». [7] И сейчас, спустя шесть с половиной десятилетий, песня эта продолжает волновать   сердца   людей,   остается   нестареющим   гимном   любви   и   верности солдатскому долгу. 2.3. «Темная ночь» А   вот   воспоминания   другого   ветерана   и   участника   Великой Отечественной войны Н.К. Гребнева: «Да, «Землянку» пели везде. Это была очень  знаменитая  песня.  Но не менее  популярной среди фронтовиков  была песня Никиты Богословского «Темная ночь» на стихи В. Агатова. Мы ее пели в часы   отдыха:   кто­то   дремал,   кто­то   негромко   заводил   песню.   У  некоторых солдат на глазах блестели слезы, когда звучала эта песня. Да и неудивительно: у многих дома остались малые дети, у некоторых жены должны были родить вскоре после того, как они ушли на фронт. После этой песни особенно зло и беспощадно били фашистов». [10] История   создания   всенародно   любимой   песни   «Темная   ночь»   очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом   письма.   Расстроенному   из­за   множества   безуспешных   попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня,   передающая   чувства   бойца   в   момент   написания   письма   родным.   Не теряя   ни   минуты,   Леонид   Луков   поспешил   к   композитору   Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 12 минут   предложил   другу   мелодию.   После   этого   оба   приехали   к   поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару­тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского  и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и   поныне   песня   «Темная   ночь».   Спетая   исполнителем   роли   главного   героя Марком   Бернесом,   «Темная   ночь»   навсегда   осталась   в   памяти   советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно   снята   с   первого   дубля.   Но   и   на   этом   история   создания   песни   не заканчивается.   Первая   матрица   пластинки   пострадала   от…   слез   работницы завода,   которая   не   смогла   сдержать   чувств   при   прослушивании   песни   в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы. [8] 2.4. «Синий платочек» Еще одна «тихая, душевная песня «Синий платочек». Музыка песни была написана Ежи Петербургским задолго до Великой Отечественной войны. В сентябре 1939 г. (в ряде воспоминаний есть ссылки и на 1940 г.) во Львов приехали музыканты популярного польского эстрадно го   коллектива   «Голубой   джаз»,   которым   руководили   композиторы Генрих Гольд и Ежи Петербургский. Все концерты шли с огромным успехом. Оркестр выступал и в московском театре «Эрмитаж». В программе коллектива было много хороших песен и танцевальных мелодий, среди которых скромно прозвучал   вальс,   сочиненный   Е.Петербургским   в   Днепропетровске.   Яков Галицкий, поэт и драматург, тут же, в зале набросал несколько строк в своем блокноте, слушая нежную мелодию вальса:  «Синенький скромный платочек  Падал с опущенных плеч.  Ты говорила, что не забудешь  ласковых, радостных встреч…».  13 После   концерта   композитор   и   поэт   встретились.   «Синий   платочек» очень   понравился   Е.   Петербургскому.   И   уже   через   несколько   дней   песню, полный текст которой дописал Галицкий, исполнял солист оркестра Станислав Ландау.   Песня   сразу   полюбилась   москвичам.   Известный   поэт   А.   Сурков   в своей книге «Голоса времени» писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что   рядом   с   коваными   строками   «Идет   война   народная…»   в   солдатском сердце теплятся лирические слова песенки «Синий платочек». Тут же возник и народный   вариант   «Синего   платочка».   Его   слова   всем   хорошо   известны:          «Двадцать второго июня Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили,  Что началася война». Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году. Клавдия Шульженко со своим ансамблем в то время выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54­й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым.  «Узнав,   что   я   пишу   стихи,   –   вспоминал   Максимов,   –   Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, – сказала она, – у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали   нашу   великую   битву   с   фашизмом».   Предложение   взволновало молодого журналиста. Он никогда не писал песен. Однако отказать Клавдии Ивановне не смог и работал над текстом всю ночь. «Мне сразу понравилась песня, простые, берущие за душу слова, – говорила потом певица, – у каждого из   защитников   нашей   Родины   есть   своя   родная   женщина,   самая   близкая, любимая и дорогая, за горе и страдания которой он будет мстить врагу». Так появились новые строки: «Строчит пулеметчик За синий платочек, 14 Что был на плечах дорогих!» Когда К.И. Шульженко спела «Синий платочек» с текстом Максимова, успех   нового   варианта   песни   был   обеспечен.   Чутье   настоящую   актрису   не подвело, она не ошиблась. Именно такой песни ждали люди. Может быть, текст песни и небезупречен, но он верно передает обстановку тех тревожных дней. Приложение №4. Участник Великой Отечественной войны, писатель Ю. Яковлев писал: «Когда   я   слышу   песню   о   синем   платочке,   то   сразу   переношусь   в   тесную фронтовую землянку. Потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная…» [6] Общаясь с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками  тыла, мы старались понять их душевное состояние, и теперь с уверенностью  можем сказать, что только в Красной Армии, только в нашей стране грустное  лирическое стихотворение могло выполнять функции боевой,  воодушевляющей песни. Тихие лирические песни ­ «В землянке», «Темная  ночь», «Синий платочек» ­ объединяли людей, как бы протягивая нить между  фронтом и тылом, между  передовой  и  родным  домом.  Такие  песни  также   были  очень  необходимы солдату. Эти песни и сейчас, уже в далекое послевоенное время, волнуют сердца людей как символ любви и супружеского долга. 15 2.5. «Катюша» Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи М. Исаковского. Песня была написана в конце 30­ых годов, когда еще никто не думал о войне. Война, цветущие сады, любовь и верность…. Однажды известный поэт Михаил Исаковский сочинил четверостишие: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. А   дальше   стихи   не   складывались   ни   в   какую.   Он   и   сам   потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег­то ведь был родной, смоленский, – родился Михаил 16 Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели. Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси   зачин,   который   уже   имелся.   Но   как   только   взял   Матвей   Блантер листок   с   четверостишием,   так   тут   же   и   сам   потерял   покой:   так   ему понравилась игра ударений: берег – на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою. Премьера   песни   состоялась   не   где­нибудь,   а   в   Колонном   зале   Дома Союзов,   где   в   ноябре   1938   г.   исполнила   «Катюшу»   Валентина   Батищева   в сопровождении   Государственного   джаз­оркестра   под   управлением   Виктора Кнушевицкого.  По   воспоминаниям   М.И.Блантера,  «когда   после   всей   нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от апплодисментов».     Никак   не   хотели   зрители   отпускать   со   сцены   молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.  По­новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой   солдата,   ждущей   его   возвращения   с   победой,   и   фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше­партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда­то пела над рекой». Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша.  В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ­13, прозванных «Катюшами»,  дала  батарея   капитана   Флерова.   Из  семи  орудий, бывших в распоряжении бойцов­артиллеристов, пять относились к опытным образцам,     которые   были   доставлены   прямо   из   мастерских. 17 И   под   Москвой   воевали   «Катюши»  –  аккурат   на   знаменитом   Бородинском поле, и под Ленинградом, – да что говорить, всю войну прошли, «передавая пламенные   приветы»   врагу,   как   шутили   солдаты.  [10] И   сочинили   свои продолжения песни. Вариантов слов «Катюши» было много, вот некоторые из них: Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом – Распевала песенки «катюша» Под Калугой, Тулой и Орлом. Другой – вот этот: Пусть фриц помнит русскую «Катюшу», Пусть услышит, как она поет: Из врагов вытряхивает души, А своим отвагу придает! Бесхитростные   строчки,   идущие   из   самой   глубины   души,   сколько   их было!  Трогательны   бесхитростные   слова  фронтового   фольклора,  и  сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюшина». «Катюша» олицетворяла все   самое   лучшее   в   жизни   –   все   то,   что   пытался   разрушить   беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей   стране.   Мелодия   «Катюши»   стала   гимном   итальянских   партизан,   ее считали   своей   маки   Франции   (бойцы   сопротивления   фашизму),   швейцарцы считали ее своей народной песней! Из воспоминаний Н.К. Гребнева: «Однажды у нас появились странные грузовики   с   каким­то   высоким,   косо   поставленным   сооружением   в   кузове, плотно укрытые  брезентовыми  чехлами. Машина находилась  под  усиленной охраной.   Когда   исход   боя   висел   на   волоске,   на   позицию   выкатились таинственные машины. Раздался залп и в сторону врага понеслись огненные стрелы.   РС   (Реактивные   снаряды),   в   первые   же   дни   своего   пребывания   на 18 фронте,   получили,   кроме   своего   технического   наименования,   сердечное, дорогое имя – Катюша». Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слово, соответствующее   его   вере   в   победу.   Катюша   была   таким   именем,   таким словом. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». А в сердце народа,   завоевавшего   победу,   осталась   тихая   и   нежная   лирическая   песня Исаковского и Блантера о любви и верности. [7] 2.6. «Три танкиста» Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца­ танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую   группу   гитлеровцев,   тот   ответил,   что   он   был   не   один,   ведь   ему помогали трое: танк, автомат и песня. Речь идет о песне Д. Покрасса на стихи Б. Ласкина «Три танкиста».  Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозерной и озера Хасан. В истории эти события  остались   под   именем   Хасанских,   хотя   само   по   себе   озеро   Хасан   не   очень заметное.  С  нашей стороны в бой вступили и танки.  Хасан стал в сознании 19 советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие.  Романтические   песни   о   конях,   клинках,   тачанках   звучали   на   полную мощность, юноши и мальчишки пели их, но бой уже представляли себе по­ иному. Должны были появиться песни о танкистах. И они появились. В   конце   30­х   годов   по   экранам   страны   триумфально   прошла   веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы». В ней играли совсем молодые в ту пору  актеры   Николай   Крючков,   Борис   Андреев,   Петр   Алейников,   Марина Ладынина и другие. Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, Борис Ласкин писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше   и   больше   осложнялось.   В   воздухе   пахло   порохом,   пахло   войной. Германский   фашизм   с   благословения   англо­американского   империализма начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия. На Дальнем Востоке Японии,   захватив   Центральный   Китай   и   Маньчжурию,   сделала   пробное провокационное   нападение   на   границе   нашей   Родины.   Нападение   это,   как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев­ танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман нами как основной герой будущего фильма…» По   сценарию,   написанному   Евгением   Помещиковым,   действие начиналось на Дальнем Востоке, в танковом подразделении. Командир полка говорил   добрые   напутственные   слова   воинам,   уходящим   после   окончания службы в запас. Однако в процессе разработки режиссерского сценария было решено начать фильм не с этой сцены, а с песни. Но песни не было. И тогда режиссер   И.  Пырьев  пригласил   к  себе поэта  Б. Ласкина  и  сказал  ему,  что нужна   песня,   в   которой   нашла   бы   отражение   тема   обороны   наших   границ, подвиг славных героев­танкистов, участников боев на Хасане. «Ясно?   —   спросил   Пырьев   и   добавил   тоном,   не   допускающим возражений,— песня должна быть готова завтра к часу дня…» 20 «Я   сказал,   что   подумаю,   —   вспоминал   Б.   Ласкин,   —   и   вышел   от режиссера   несколько   растерянный.  Мне   никогда   не   приходилось   бывать   на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и потому определенное представление об этом грозном   роде   войск   у   меня   сложилось.  События,  происшедшие   на   Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки: На границе тучи ходят хмуро. Край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура Часовые Родины стоят…»   С   готовым   текстом   Ласкин   отправился   к   братьям   Покрасс,   авторам музыки будущего фильма. «Этому трудно поверить,— говорил он потом,— но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга». Позвонили Пырьеву. Тот не заставил себя долго ждать. Прослушав песню в исполнении авторского «трио», Иван Александрович попросил повторить ее и задал только один вопрос: «А у танкистов есть слово «экипаж»?» Получив утвердительный ответ, режиссер сказал «годится», забрал листок со словами, клавир песни, попрощался и ушел. А на другой день песню «Три танкиста» уже записывали в павильоне «Мосфильма» артисты  Николай Крючков,   Петр   Савин   и   Арто   Кефчиян  —   исполнители   главных   ролей   в фильме. [7] Эта   песня,   по   признанию   самого   И.А.   Пырьева,   придала   фильму   «с самого   начала   музыкальный   и   несколько   романтический   характер».   Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и каждый экипаж были уверены, что эта песня именно о них. «Три танкиста» ­ это песня об экипаже танка, типичного для 1938 года. Потом 21 распространились   тяжелые   танки   с   большим   боевым   расчетом.   Но   песня закрепила в сознании людей цифру «три». [9] С   новой   силой   зазвучала   она   в  дни   Великой   Отечественной   войны,   в короткие и редкие минуты солдатских привалов. На фронте бытовало в те годы   немало   переделок   и   вариантов   этой   замечательной   довоенной   песни, например, такие: Я прошел от севера до юга, Слыша голос песенки живой: Три танкиста, три веселых друга, Экипаж машины боевой... Или о медицинской сестре: Помню дым походного привала, Сон бойцов у яркого костра. Руку мне тогда забинтовала Славная военная сестра. 2.7. «Смуглянка» Песни   являлись   живительной   силой   для   солдат   той   войны.   Они поддерживали боевой дух солдат, приближая тепло тех, кто ждал их дома, как бы говоря им о том, что дома их любят, ждут и верят в победу. И как бы в подтверждении этого, на свет появилась песня «Смуглянка» композитора А. Новикова. Эта песня стала боевым духовным оружием фронтовиков. [10] 22 Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке­партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война,   ноты   этого   цикла   у   Новикова   пропали.   Сохранились   лишь   черновые наброски.   Восстановив   некоторые   песни,   композитор   решил   показать «Смуглянку»  на  радио.  Но   там  ее  забраковали. —  Что  это   за  песня:     про любовь,   свидание,   расставание,   про   какую­то   смуглянку­молдаванку?   Ведь сейчас   идет   такая   тяжелая   война...   Вы   же   автор   героических   песен,   — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она   и   осталась   там,   если   бы   не   один   случай.   —   Как­то   в   1944   году   мне позвонил   художественный   руководитель   Краснознаменного   ансамбля   А.   В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему   удивлению,   именно,   эта   веселая,   лирическая   песенка   про   любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. [6] «Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской   войны,   воспринималась   она   как   песня   сегодняшняя,   песня Великой Отечественной войны. Глава 3. Исполнители песен во время Великой Отечественной войны Песни военных лет! От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил  войну, песни эти сродни позывным  из той незабываемой   далекой   поры.   Стоит   раздаться   звукам   одной   из   них,   и 23 распрямляются   плечи,   загораются   задорным   блеском   или   наполняются глубоким раздумьем глаза. Быть может, по этим дорогам глухим К тебе суждено мне вернуться любя. А если не мне, так хоть песням моим, Я верю, придется дойти до тебя. Песням военных лет – поверьте! Мы не зря от дома вдалеке Пели о четырех шагах от смерти, О родном заветном огоньке. И не зря про путь к Берлину пели –  Как он был нелегок и нескор… Песни с ветеранами старели, Но в строю остались до сих пор. Говоря о песнях и их создателях, нельзя не сказать и об их исполнителях. Прежде всего, это коллектив, руководимый в годы войны А.Александровым, — Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Красной (позднее Советской) Армии,   который   явился   (и   является   до   сего   дня)   главным   исполнителем военных песен. Ансамбль в годы войны редко оставался в Москве, совершая поездки по фронтам, где и давал свои замечательные концерты. Не отставал от него и Центральный Ансамбль Военно­Морского Флота, к слову, явившийся первым исполнителем песни В.Соловьева­Седого «Вечер на рейде» (1942 г.). Песни исполнялись и многими коллективами музыкантов армейских духовых оркестров,   которые   выходили   на   передовые   позиции   в   боевой   обстановке. Были   случаи,   когда   музыканты   вынуждены   были   вступать   в   бой   с   врагом вместе с бойцами армии. Участвовали в концертах музыканты художественных и   музыкальных   учреждений,   таких   как   Большой   театр   СССР,   Союз композиторов СССР, Московская консерватория. 24 Из   многих   артистов­профессионалов   были   сформированы   фронтовые бригады, которые выступали в частях, нередко прямо на передовых позициях. Всего   за   годы   войны   в   частях   армии   и   флота   было   дано   1   350   000 художественных выступлений и концертов, из них 473 000 — на передовых. В концертах   часто   выступали   лучшие   артисты   страны   —   солисты   оперных театров   и   оперетты.   Среди   них   В.Барсова,   Е.Крутикова,   М.Михайлов, С.Лемешев,   Л.Александровская,   М.Литвиненко­Вольгемут,  И.Паторжинский, артисты эстрады М.Бернес, Л.Утесов, Л.Русланова, И.Юрьева, К.Шульженко, Г.Виноградов и другие — их много! Приложение №2­5. Песню   пели   везде   и   всегда,   когда   появлялась   такая   возможность:   на привалах у костров, в партизанских отрядах, на отдыхе в поле, на различных концертах, в том числе и самодеятельных. В подразделениях обычно были и свои   баянисты­гармонисты,   украшавшие   игрой   быт   и   отдых   бойцов. О роли песни в годы войны хорошо и полно высказал свои чувства Маршал Советского   Союза   И.Баграмян   в   своей   статье   «После   битвы»   («Советское искусство», 23 июня 1945 г.): «У народа, слабого духом, не могли родиться такие   песни:   песни­призывы,   песни,   вдохновляющие   на   справедливую   и кровавую   борьбу   с   врагом,   которого   надо   было   уничтожить,   чтобы   спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира. Песни рождались народными   массами   и   приносились   массам   фронтовиков   нашими композиторами   и   певцами.   Мы   слышали   их   по   радио,   с   киноэкрана,   с маленькой эстрады на фронте, и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей родной, кровной помощницей».  [3]  Лучше этого и не скажешь. Песни   тех   далеких   военных   лет   мы   поем   и   сейчас,   потому   что   они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.                               25 3.1. Лидия Русланова Девочка запела лет с шести. Первым ее слушателем была мама, которая рано  умерла.  Кормить   Лиду   и  ее  младших  брата   и  сестру   стало   нечем,  и сирота стала петь за подаяние. Хождение с сумой продолжалось , пока на талантливую   девочку   не   обратила   внимание   одна   вдова­чиновница. Сжалившись   над   сиротками,   она   определила   всех   троих   детей   по   разным приютам.   Так   семилетняя   Русланова   попала   в   саратовский   приют,   где окончила   три   класса   церковноприходской   школы.   Регенту,   который   вел   в приюте   уроки   пения,   голосок   Лиды   понравился,   и   он   взял   девочку   в церковный   хор.   Это   было   ее   музыкальное   образование.   В   церковном   хоре Лида Русланова очень быстро стала солисткой. Девочку приходили слушать в кафедральный собор со всего города. «Идем сегодня на Сироту! Уж больно хорошо поет!» ­ говорили в Саратове о маленькой знаменитости.  В   16   лет   она   пела   в   опере.   Русланова   на   сцену   любила   выходить   в подлинно русских костюмах и украшениях Вершиной   творческого   и   человеческого   подвига   Лидии   Андреевны Руслановой   стали   годы   войны,   сначала   финской,   а   затем   Великой Отечественной.   Во   время   финской   войны   Лидия   Андреевна   Русланова   в составе концертной бригады выехала на фронт. Это было зимой 1940 года. Постоянно   принимая   стрептоцид,   чтобы   от   простуды   не   потерять   голос, Лидия Андреевна не пропустила ни одного концерта. А за двадцать восемь дней концертная бригада дала более ста концертов! Слава   «гвардии   певицы»   Руслановой   прошла   вместе   с   ней   по   всем фронтам   Великой   Отечественной   войны   и   долетела   до   Бранденбургских ворот.   Уже   в   первые   недели   1941   года   Лидия   Андреевна   удивила   всех знакомых,   вернувшись   на   несколько   дней   в   Москву,   как   и   некоторые мужчины­артисты,   в   военной   форме.   Она   участвовала   в   самой   первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала 26 до конца войны. Многочисленные репортажи, фотографии и кадры военной кинохроники   сохранили   для   нас   облик   Руслановой.   Под   артиллерийским обстрелом Лидия Андреевна стоит на лесной поляне или кузове грузовика в ярком   национальном   костюме.   Вокруг   сотни   солдат   с   оживленными восхищенными лицами. Активная концертная деятельность певицы в годы войны была отмечена правительственными   наградами.   В   1942   году   певице   присвоили   звание заслуженной артистки РСФСР.  И вот ­ долгожданная победа. Последний военный концерт. На самом знаменитом   в   своей   жизни   концерте   ­   у   Бранденбургских   ворот   ­   Лидия Андреевна Русланова спела и свои знаменитые «Валенки». Песню пришлось повторить   несколько   раз.   И   каждый   раз   ее   исполнение   сопровождалось восторженным «ура» и оглушительными аплодисментами. Еще бы! Солдаты, штурмовавшие Берлин, хорошо помнили, сколько верст пришлось «отмахать» от заснеженного Подмосковья до столицы фашистского рейха в валенках, о которых пела Русланова ­ «не подшиты, стареньки». Эта   песня   вошла   в   репертуар   Руслановой   на   всю   жизнь,   став своеобразной  визитной   карточкой   певицы...  Первый  концерт   в  захваченном Берлине продолжался до глубокой ночи. Весть о нем разнеслась мгновенно, и в течение нескольких часов к рейхстагу прибывали все новые и новые бойцы и командиры. Прославленный маршал подошел к актрисе, снял с груди боевой орден и отдал его певице в знак большого признания. День  2  мая 1945  года,  когда  состоялся   этот   неповторимый   концерт, Лидия Андреевна запомнила навсегда, а снимок, запечатлевший ее поющей на ступенях рейхстага в окружении воинов­победителей, хранила всю жизнь.   27 3.2. Клавдия Шульженко Клавдия   Ивановна   Шульженко   родилась   24   (11)   марта   1906   года   в Харькове.   Брала   уроки   вокала   у   профессора   Харьковской   консерватории Н.Л.Чемизова. В 1923 году начала работать в Харьковском драматическом театре.   В   1939   году   Шульженко   стала   лауреатом   Первого   Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Объявление   о   начале   войны   застало   певицу   на   гастролях   в   Ереване. Добровольно   вступив   в   ряды   действующей   армии,   Шульженко   стала солисткой фронтового джаз­ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов. В конце 1941 года в репертуаре певицы появилась песня "Синий   платочек",   ставшая   одной   из   самых   популярных   песен   военного времени.   Участвовала   в   съемках   фильма   «Концерт   фронту»,   в   1943   году представила программу «Города­герои». В 1945 году Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки республики. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. В 1965 году выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. В   1971   году   Клавдии   Ивановне   Шульженко   было   присвоено   звание Народной артистки СССР. С конца 70­х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня "Вальс о вальсе" Э.Колмановского и Е.Евтушенко. Умерла Клавдия Ивановна 17 июля 1984 года в Москве. 28 3.3. Марк Наумович Бернес Родился   в   городе   Нежин   (ныне   райцентр   в   Черниговской   области Украины Юношей Марк поступил в харьковский музыкальный театр «Миссури» Н.   Н.   Синельникова,   избрав   сценическое   имя   Бернес.   В   1929   окончил театральные курсы в Харькове.  С   1935   года   снимался   в   кино.   Игра   актёра   отличалась   обаянием   и мягким   юмором.   Большую   популярность   Марку   Бернесу   принесли   роли   в фильмах о войне. В фильме «Два бойца» он с поразительной задушевностью и простотой   спел   песню   «Тёмная   ночь» (музыка   Н.  Богословского,   слова   В. Агатова). Почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», посвящённая Марку Бернесу, 1999. Приложение №5. Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 1940­х годов, сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции.. Продолжая сниматься в кино, всё больше внимания Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор   для   реализации   собственных   замыслов.   Стал   принимать   активное участие в создании репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке, и к стихам, долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами. Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или с его прямым участием. Марк Наумович Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких.      29 3.4. Ансамбль песни и пляски им. А. А. Александрова.. Творчество Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова — крупнейший военный художественный коллектив. Днём его рождения считается на 12 октября 1928 года — день, когда состоялось первое выступление коллектива в составе 12 человек   в   Центральном   доме   Красной   Армии.  Уже   к   середине  30­х   годов численность   Ансамбля   выросла   до   300   человек,   а   его   известность   вышла далеко за пределы СССР.            В 1978 году Ансамбль получил наивысшую профессиональную аттестацию — в свое 50­летие он стал академическим.                Организатором и первым музыкальным руководителем был профессор Московской   консерватории   им.   П.И.Чайковского,   народный   артист   СССР, композитор,   генерал­майор   А.В.Александров,   возглавлявший   ансамбль   на протяжении 18 лет.                 За   всю   историю   коллектива   126   "александровцев"   были   удостоены почетных творческих званий.                Хор   признан   одним   из   лучших   мужских   хоров   мира.   Он   соединяет стройность   и   чистоту   звучания   академической   капеллы   с   яркой эмоциональностью   и   непосредственностью, исполнительству,   присущими   народному   демонстрирует   высокое   вокальное   мастерство. Танцевальная   группа   ансамбля   с   честью   удерживает   завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцевальной группы во многом зависит от гибкого и стройного в своем звучании оркестра, который уникален по своему составу. В нем удачно 30 сочетаются   русские   народные   инструменты   —   домры,   балалайки,   баяны   с деревянными и медными духовыми инструментами.                В   годы   Великой   Отечественной   Войны   ансамбль   полным   составом   и бригадами выступил в действующей армии более 1500 раз. Краснознаменцы проехали с концертами по всей России, побывали с гастролями более чем в 70­ти странах  Европы, Азии, Африки и  Америки, и  везде их выступления пользовались поистине триумфальным успехом.                В   репертуаре   ансамбля   более   2­х   тысяч   произведений.   Это   песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная   музыка,   классические   произведения   русских   и   зарубежных композиторов.            Деятельность ансамбля положила начало созданию и развитию коллективов нового типа — Ансамблей песни и пляски. По его образцу возникли многие Ансамбли песни и пляски военных округов, флотов и групп войск, причем не только у нас в стране, но и за рубежом. Хор   был   одним   из   немногих   коллективов,   принимавших   участие   в праздновании великой Победы 9 мая 1945 г. на Красной площади. В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого   солдата   в   дни,   когда   Победа   была   уже   близка,   но   война   еще   не окончена. В  одной   из   давних   радиопередач   автор   стихов,  на  которые  написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919—1959),   в   шинели   рядового   прошагавший   трудными   военными дорогами, рассказывал: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! 31 И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев”.    Автор песни говорил: «….герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах: Узнавшие горе. Хлебнувшие горя. В огне не сгорели. В боях уцелели. Никто не расскажет смешнее историй, И песен никто не споет веселее. Ну что ж, что гремят бесконечные залпы? Взлетает гармошка, сверкая резьбою. И, слушая песню, никто не сказал бы, Что час лишь, как парни вернулись из боя…» В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт   весна»,   датированный   1942   годом.   В   каких   только   фронтовых переделках не побывал этот исчерканный фатьяновской рукой листочек! Поначалу   поэт   сам   придумал   мелодию   к   своим   стихам.   Собственно говоря, так часто бывало, когда Фатьянов сочинял свои песни. Природа щедро одарила его, в том числе и мелодическим даром. Алексей Иванович неплохо пел, и потому друзья – однополчане не упускали случая попросить его не только прочитать, но и напеть сложенные им стихи и песни. «Там он себя хорошо показал и был одним из первых, кто вступил в город,   за   что   получил   медаль   «За   отвагу»   и   краткосрочный   отпуск,   — вспоминал   друг   и   соавтор   поэта   по   многим   песням   композитор   В.   П. Соловьев­Седой, — и вот тогда­то он привез мне оттуда и вручил слова двух песен, которые я, надо сказать, написал в один день. Это были “Соловьи” и “Ничего не говорила”.  32 Так   было   и   в   случае   с   «Соловьями».   Фатьянов   не   только   прочитал Соловьеву­Седому свои стихи, но и напел придуманную им самим мелодию, ставшую основой припева песни. Чтобы   песня   пошла   в   народ,   чтобы   полюбили   ее   и   запомнили,   она должна   быть   не   просто   исполнена,   а  спета   сердцем,  спета   душой.  В   этом отношении   «Соловьям»   очень   повезло:   песню   впервые   исполнил замечательный   певец,   с   голоса   которого   запомнились,   полюбились   людям многие песни, — Георгий Павлович Виноградов. Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком  1945 году было да, пожалуй, и   по   сей   день   остается,   непревзойденным   образцом   проникновения   в творческий замысел авторов. Секрет   успеха   этой   песни,   думается,   очень   точно   объяснил прославленный   полководец   Великой   Отечественной   войны   Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25­летия Победы над   фашистской   Германией   на   просьбу   корреспондента   «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи». Прозвучав   сорок   с   лишним   лет   назад,   “Соловьи”   стали   одной   из любимых и знаменитых песен военной поры. 33 Глава 4. Описание результатов исследовательской деятельности Механизм реализации проекта Поставленные выше цели  и задачи достигаются в три этапа. 1. I  этап – подготовительный:   Задачи этапа: определение темы проекта, создание рабочих групп, уточнение цели и задач; формирование мотивации и заинтересованности для участников проекта – задача для педагога. 2. II этап – планирование: На втором этапе деятельности мы распределяли обязанности   в   рабочих   группах,   анализировали   проблемы,   которые   могут возникнуть в работе над проектом, определяли источники информации.  3. III  этап   деятельности   –   Выполнение   проекта:  поиск   информации   об истории создания песен, знакомство с биографиями композиторов. Нам было интересно   узнать,   что   у   каждой   песни   есть   своя   история,   каждая   из   них написана не по заказу, а от души, многие из песен ­ спонтанно. Эти сведения дополнили наши знания о Великой Отечественной войне, представили войну  в новом   ракурсе.   На   данном   этапе   мы   учились   азам   поисковой   и исследовательской   работы,   формировали   задачи   во   время   «мозговых штурмов».   Кроме   этого,   мы   репетировали   песни,   собирали   теоретический материал, а также готовили презентации для выступлений.  34 Получение   навыков   интеллектуального   труда,   умение   формулировать мысли и делать выводы, творчески себя реализовать – задачи данного проекта. Для школьников среднего звена участие в проекте: это приведение в систему полученных знаний, осмысление и документальное и литературное оформление собранного   материала,   приобретение   первого   опыта   научно­ исследовательского   поиска   и   публичной   защиты,  что,   несомненно,   станет   в дальнейшей жизни стимулом для реализации личного творческого потенциала. Песни прошлых лет, а именно песни Великой Отечественной войны  – превосходное   средство   патриотического,   эстетического   воспитания   детей, прекрасный инструмент развития личности в целом. Интересна   ли   подобная   тема   современным   детям,   родителям   и педагогам? Нужно ли говорить на эту тему, изучать ее? Ответы на эти вопросы мы   получили   в   ходе   работы   над   проектом   и   по   итогам   проведенных исследований. В ходе работы над проектом нами использованы методы исследования:  анкеты;     диагностика; устные опросы; наблюдение. Анкетирование проводилось среди учеников 7­х классов. Всего приняло  АНКЕТИРОВАНИЕ участие 75 человек. Какие Песни Победы вы знаете? 100% 16% «Катюша» «Священная война» 35 29% 52% 27% 56% 77% 100% 23% «Синий платочек» «Темная ночь» «В землянке» «Смуглянка» «Три танкиста» «День победы» «Огонек»     Где звучат эти песни сегодня? Поют дома Звучат на ТВ На концертах В кинофильмах 86% 75% 75% 88%   Выводы:  Анкетирование показало, что 100% учащихся известны Песни Победы.   песни:   «Катюша»,   «Три   танкиста», Самыми   известными   стали   «Смуглянка», «Темная ночь», «День Победы».    Большинству опрошенных 88%   песни знакомы по кинофильмам, из праздничных концертов 75%, а также по трансляциям на ТВ 75%. У 86% учащихся эти песни звучат дома. 36  Никто из наших одноклассников ничего не знал об авторах и истории создания   этих   песен,   кроме   автора   слов   песни   «Катюша»   ­   Михаил Исаковский, наш смоленский поэт. При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное  разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни  на несколько групп. 1. Патриотические песни. Песня­призыв защищать Родину  («Священная война») 2. Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с  женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»;  «Вечер на рейде»; «До свиданья, города и хаты») 3. Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме,  семье («Темная ночь»; «Случайный вальс», «Синий платочек»; «В лесу  прифронтовом») 4. Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на  привале («Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра») 5. Победные песни. В них поется о победе советского солдата над  врагом. («Дорога на Берлин») Анализируя  тематику  военных   песен,   мы   выяснили,  что  песня­призыв звучала в начале войны («Священная война»). Мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным («Синий платочек», «Катюша»). Меняется   обстановка   на   фронтах,   «до   смерти   четыре   шага»,   а   в землянках   запели,   заиграли   про   любовь.   Лирическая  песня­воспоминание, песня­ностальгия  позволила   высказать   самые   сокровенные   мысли   и   чувства («Тёмная ночь», «Случайный вальс»). 37 Осознание   горя,   причинённого   войной,   рождало  песни­утраты,   песни­ драмы («Вечная слава героям», «Враги сожгли родную хату»). Песня­шутка  («Вася­Василёк»,   «Мишка­одессит»),   военные куплеты, сатирические частушки придавали силы. Песня­ликование, песня­слава звучит в победном 1945 году («Ехал я из Берлина», «Дорога на Берлин»). В   качестве   одной   из   задач   исследования   стоял   вопрос,   связанный   с выявлением   особенностей   воздействия   военной   песни,   которые,   как   мы определили, заключаются в следующем:     – объединяющая сила – 15%; – создание ощущения эмоционального подъема – 43%; – передача атмосферы времени – 21; – передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу  ­21% Проектным продуктом нашей работы является создание  мультимедийного альбома «Песни Победы». 38 Заключение   Когда   мы   начинали   работать   над   проектом,   собирали   сведения   о военных   песнях,  встречались   с  участниками  Великой   Отечественной  войны, слушали их рассказы, слышали, как они напевали нам свои любимые песни, мы и не могли предположить, насколько близкими станут для нас эти песни. Мы видели набегавшие слезы в глазах ветеранов и понимали, как остро они чувствуют прошлое, хотя, казалось бы, прошло уже более 65 лет после Великой Отечественной войны. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Мы должны быть благодарны всем советским воинам и чтить память тех, кому обязаны счастьем жить на земле, кто отстоял наши жизни на полях войны. Мы должны помнить о страшной   цене,   заплаченной   за   победу,   помнить   о   миллионах   человеческих жизней, а ценнее жизни человека нет ничего в мире. А ведь это были ровесники 39 наших родителей. Погибали отцы и сыновья, братья и сестры, матери и дети. Нам следует знать и помнить о подвигах своих прадедов и дедов. Как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.  Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают нам беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный. Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством   защитников   прошедшей   войны,   ощутить   ответственность   перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. В   ходе   исследования   мы   пришли   к   выводу,   что   в   годы   Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом. 1. 2. 3. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных. 4. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Много   песен   о   Великой   Отечественной   войне   сложено   уже   после   ее окончания.   Они   тоже   сыграли   заметную   роль   в   жизни   нашего   общества.   В изучении этих песен видится дальнейшая перспектива исследования. 40 Список  литературы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. ­  М., 2000; Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,  2005; И.Баграмян. После битвы//Советское искусство. – 1945. ­ №17.   Поспелов О.Н. Песня в годы войны//Советская Россия. ­2001. ­ №64. А. Сурков. Голоса времени. ­  М., 1979. История   создания   песни.   ­   Режим   доступа:  http://www.9maya.ru/ 2009/06/10/smuglyanka­istoriya­sozdaniya­pesni.html  (дата   обращения   1 декабря 2014). 41 7. 8. 9. Музы не молчали. – Режим доступа:  http://rudocs.exdat.com/docs/  (дата обращения 20 января 2015). На крыльях времени. – Режим доступа: http://angelladydety.getbb.ru (дата  обращения 19 ноября 2014). Р­10 (ХАИ­5). – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата  обращения 20 октября 2014).  10. Фронтовой концерт: Кто сказал, что надо бросить песни на войне. –  Режим доступа: http://www.nachalka.com/65_pesni (дата обращения (1  декабря 2014). Кто надо на Приложение №1 сказал, что бросить песню войне… 42 Приложение №2 Лидия Русланова 43 №3 Приложение 44 Лидия Русланова «…Валенки, да валенки.  Ох! Да не подшиты стареньки…» 45 Приложение №4 «Синенький скромный платочек…» 46 Приложение №5 Марк Бернес Песня «Темная ночь»,  слова В. Агатова 47 Приложение №6 Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А. Александрова «…Соловьи, соловьи,  не тревожьте солдат…» 48

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)

Проект по музыке "Песни в военной шинели" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2018