Конспект открытого урока по окружающему миру "Россия на карте"

  • Работа в классе
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Россия на карте». Тип урока: ОНЗ Оборудование: карточки к игре, географическая карта России, карточки с дополнительным материалом. УМК «Школа России» учебник по окружающему миру А.А.Плешакова 2 класс, рабочая тетрадь по окружающему миру к учебнику А.А.Плешакова. Цели и задачи урока: Образовательные: научить учащихся различать виды карт; читать физическую карту (различные цвета); уметь показывать границы России; стороны горизонта; Воспитательные : содействовать воспитанию чувства любви к родине, интереса к её изучению; Развивающие: развитие речи, мышления, целеустремлённости и познавательной потребности; выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности - целеполагание, нахождение способа действия. УУД: Познавательные - ориентироваться в учебнике,справочной литературе и других источниках, добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные - умение слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи; совместно договариваться о правилах работы в группе. Личностные - способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; развитие способностей к творческому мышлению; учебная мотивация, ориентация на понимание причин успеха; Регулятивные - умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем,принимать и сохранять учебную задачу, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
Иконка файла материала Конспект открытого урока по окр.docx
Филиал МБОУ СОШ с.Суадаг в с.Хаталдон Учитель начальных классов : Гугкаева Луиза Уртановна Стаж работы 32  года Высшая  категория    класс 2 Тема урока: «Россия на карте». Тип урока: ОНЗ Оборудование: карточки к игре, географическая карта России, карточки с дополнительным материалом. УМК «Школа России» учебник по окружающему миру А.А.Плешакова 2  класс, рабочая тетрадь по окружающему миру к учебнику А.А.Плешакова. Цели и задачи урока: Образовательные: научить учащихся различать виды карт; читать физическую карту (различные цвета); уметь показывать границы России;  стороны горизонта; Воспитательные : содействовать воспитанию чувства любви к родине,  интереса к её изучению; Развивающие: развитие речи, мышления, целеустремлённости и  познавательной потребности; выполнять операции анализа, синтеза,  классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности ­  целеполагание, нахождение способа действия.УУД: Познавательные ­ ориентироваться в учебнике,справочной литературе и  других источниках, добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные ­ умение слушать собеседника и вести диалог, излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;  донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи; совместно договариваться о правилах работы в группе. Личностные ­ способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные  выводы; развитие способностей к творческому мышлению; учебная мотивация, ориентация на понимание причин успеха; Регулятивные ­ умение находить и формулировать проблему урока вместе с  учителем,принимать и сохранять учебную задачу, овладение логическими  действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;I. Мотивация (П., Л.) Создание эмоционального настроя на учебную деятельность.  (звучит песня) 1.Умывает красно солнышко Руки тёплые в росе И Россия, как Алёнушка, Предстаёт во всей красе. Припев: Ни вблизи, ни вдали  Я не знаю земли Лучше той, что меня растила: Синих рек рукава,  В небе синь­синева, И светла от берёз Россия. ­ О чем эта песня? (О Родине) Как называется наша Родина (Россия) ­Да, о нашей Родине, великой и могучей. « У нее коса пшеничная Родниковые глаза. И поляны земляничные  Щедро дарят ей леса». ­Случайно ли я ее включила? ( Мы сегодня будем говорить о Родине)2.Отгадайте загадку: Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. (карта) Карта –это плоское изображение поверхности нашей Земли. На доске слова:РОССИЯ, РОДИНА, КАРТА. ­Чтобы объединить эти слова, надо выполнить задания. II. Актуализация знаний. (К.,П.,Р.) ­У каждой группы на столе карточки определенного цвета. Вы должны  прочитать слова, обсудить и ответить, что их объединяет. Минута на  размышление. ­Кто отвечает? (уч­ся из каждой группы зачитывают и говорят, что их  объединяет) 1 и 3 группы ­по аналогии. ­Почему они записаны с заглавной буквы? (имена собственные) III. Постановка целей и задач урока. (К., П., Р.) ­Когда я бываю на море, я могу видеть только море, когда я в горах, я вижу перед собой только горы. ­А как вы думаете, можно сразу увидеть и города, и моря, и океаны? И даже  горы?А где это можно увидеть все сразу? (на карте)­Да, ребята! Вот мы и подошли к теме нашего урока. Карта. Наша Родина на  карте. ­Карта­ это удивительная вещь. Ёе можно изучать часами, открывать для себя  все новое и не уставать. Сегодня мы сделаем первый шаг в этот удивительный  мир…(слайд) ­Выберите из предложенных задач, которые вы бы хотели решить. Значит, вы должны решить на уроки все эти задачи. И раз у вас есть желание  узнать так много нового, приступим к работе. А в конце урока мы посмотрим, все ли у нас получилось. IV. Изучение нового материала (П., Р.) ­Сегодня наши ребята, это не только ваши одноклассники, но и эксперты. ­Кто такой эксперт? (это человек, обладающий специальными знаниями,  специалист в какой либо области) ­Правильно,и сегодня наши эксперты поделятся с вами информацией,  которой они владеют и помогут вам ответить на все вопросы. Ваша задача: выслушать весь материал, запомнить информацию и как можно  точнее ответить на контрольные вопросы. Будьте внимательны. ­Задание понятно? ­Вопросы есть? ­Тогда приступим к работе.Различные карты (1 Эксперт)Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус.  Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно  уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной  поверхности, уже на плоскости ­ карты. Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с  помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой  эксперт, а мы поговорим о картах. Карты бывают разными. Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города  т.д. А бывают политические карты, на них показаны разные государства, каждое  имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия­  самое большое по площади государство. Геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых  (уголь, гранит, золото и т.д.). Карты растительного и животного мира­ на них показано где какие животные  обитают и где растут разные растения. ­А теперь я проверю, что вы поняли, что запомнили. У вас на столе видыкарт­­­­­­Найдите и покажите физическую карту. ­Политическую карту.­Геологическую карту. ­Карту животного и растительного мира. Ребята, у всех групп одинаковые карты? Молодцы! Условные обозначения (2 Эксперт) Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся  различные цвета и другие обозначения. Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета. Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным,  жёлтым коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым ­  горы.(показывает равнины) Вы заметили, что равнины обозначаются разным цветом. Дело в том, что на  равнинах есть низкие места – низменности (зелёный цвет) и более высокие  возвышенности (жёлтый цвет). На карте есть и другие значки, они находятся в левом нижнем углу карты.мы  с ними познакомимся на следующих уроках. ­А теперь проверим ваши знания. ­ Что обозначают на карте синим цветом? (моря, реки, океаны, реки)­ Каким цветом изображают горы? (коричневым) ­Что обозначают зеленым цветом?Значит, что надо знать, чтобы прочесть карту? ВЫВОД: ­ Язык карты, это условные обозначения. ­Читать карту, это знать условные обозначения. Физминутка Путешествие по родной стране (3 Эксперт)  Как показывать объекты на настенной карте 1. 2. 3. 4. Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. Показывай только указкой. Показывай не надпись, а сам объект. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко. Путешествие по родной стране (у каждого ребёнка перед глазами лежит карта) Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад. Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа  (рассказчик показывает на карте, остальные учащиеся находят на своих  картах ). Нашу страну с севера омывают Баренцево море, Карское море, Море  Лаптевых, Восточно ­ Сибирское, Чукотское.С востока: Берингово море, Охотское море, Японское море. На юге страны находятся: Чёрное море, Каспийское море.А на западе: Балтийское море. V. Обсуждение проделанной работы (П., К., Р.) ­Найдите и положите перед собой физическую карту России. У каждой  группы будет свое задание. 1 группа­ назовите моря, которые омывают нашу страну с севера.(Баренцево  море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно ­ Сибирское, Чукотское ). 2 группа ­ назовите моря, которые омывают нашу страну с юга.(Чёрное море,  Каспийское море). 3 группа­ назовите моря, которые омывают нашу страну с востока.  (Берингово море, Охотское море). 4 группа­ назовите моря, которые омывают нашу страну на западе.  (Балтийское море) Физминутка ­ Я вижу, вы все хорошо запомнили и разобрались в информации.  Обобщение о нашей Родине(показываю на карте)!!! ­Велика и прекрасна наша страна­Россия. Столица нашей страны ­ Москва.  Когда солнце восходит на востоке нашей огромной страны, то на западе  глубокая ночь, а когда на западе день, на востоке глубокая ночь. На севере  нашей страны вечные льды и живут белые медведи, тюлени, а на юге пустыни, жара, и живут верблюды.Эмоционально­патриотический момент. ­Ребята, где легче навести порядок, в классе или во всей школе? ­А где легче следить за дисциплиной, в классе или во всей школе? Вот так и в нашей стране есть президент, которому порой трудно следить за  порядком в нашей огромной стране, и каждый из нас должен ему в этом  помогать. Своей учебой, своим поведением, своей работой. Потому что это  наша Родина. ­ Красной линией на карте обозначена граница нашего великого государства,  которую никому и никогда нельзя нарушать. (ПОКАЗЫВАЮ ГРАНИЦУ  РОССИИ НА КАРТЕ) И сейчас вы на своих картах проведете эту границу и запомните: ее никогда и  никому нельзя нарушать! Конечно же, она будет красного цвета. А затем на всей территории написать  название нашей страны – Россия. И отметить стороны горизонта. Итог групповой работы. А теперь посмотрите ­ это ваша первая карта. На ней ваша Родина. Вы ее  любите? Вы готовы ее защищать? (да) ­Мы сможем добавлять туда города, моря, реки, горы, материки, когда научимся это делать. VI. Рефлексия. (П., Л.) ­ Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? ­ Как вы считаете, мы решили эти задачи? ­ Значит, у нас урок получился?­ Мне очень понравились выступления экспертов. Молодцы, вы будете мне помогать и в дальнейшем. Надеюсь, каждый из вас побывает в  этой роли. Мне очень понравилось, как слаженно и дружно работаете  в команде. ­ Возьмите листы самооценки, напишите фамилию и отметьте  +то, что вам уже понятно, то, что вы сможете объяснить и показать. ­То, что у вас пока вызывает затруднение или вы просто не  поняли ­ поставьте минус и на следующем уроке я объясню  ещё раз. Домашнее задание: с. 90­95, а те, кто захочет, может уже начать  заполнять свою карту: отметить столицу нашего государства,  найти и написать название морей, которые омывают границы нашей Родины. И на  следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось. Лист самооценки Ф.И.                                                                                                    Отметь знаком «+» нужное утверждение 1. Я знаю, что такое карта 2. Я знаю, что обозначают разные цвета на карте3. Я могу показать свою страну на карте 4. Я умею находить объекты на карте 5. Я умею показывать реки, моря и горы на карте