Открытый урок по детской риторике в 1 классе по теме «Мимика и жесты».
ОС «Школа 2100»
Тема: Мимика и жесты
Цель: 1. Познакомить с несловесными средствами общения – мимикой и жестами.
2. Развивать коммуникативные умения, речь учащихся, творческое воображение.
3. Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества.
Открытый урок по детской риторике в 1 классе по теме «Мимика и жесты».
ОС «Школа 2100»
Тема: Мимика и жесты
Цель: 1. Познакомить с несловесными средствами общения – мимикой и жестами.
2. Развивать коммуникативные умения, речь учащихся, творческое
воображение.
3. Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества.
Ход урока.
I. Гимнастика для рта.
Смотря в зеркало вытягивание мышц губ.
Катание шариков.
II. Работа в группах.
Перед вами скороговорки и чистоговорки, прочитайте их, проговорите перед
зеркалом, затем в группах.
Как будем говорить скороговорки? (быстро, четко)
Как будем говорить чистоговорки? (медленно, четко)
Скороговорки Чистоговорки
1гр. Утром спозаранку 3гр. Мороз невелик
Купил баран баранку. Да стоять не велит
2гр. 33 вагона в ряд 4гр. Щеголь щетку уважает
Тараторят, тарахтят Щеткой щеголь пыль счищает
III
Как мы сейчас общались? (с помощью устной речи) Сегодня вы узнаете чтото
. Постановка цели.
новое об устной речи. А что именно – об этом вы догадаетесь сами.
. Введение в тему.
IV
а) Работа со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок».
Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыпленком. (чтение без мимики и
жестов)
Какие герои встретились в сказке?
Смогли вы представить хорошо этих героев? Какие они были, понятно? (Нет)
А сейчас Диана расскажет эту же сказку, поможет понять какие были герои. А вы
внимательно смотрите на нее и слушайте. (Диана рассказывает сказку, используя
выразительные мимику и жесты)
А теперь увидели вы героев, поняли какие они?
Что помогло вам их как бы увидеть? (руки, выражение глаз, лица)
Как называют движения рук, пальцев (жесты). А выражение лица? (мимика)
Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны
заменить собой даже целые слова.
б) Распознавание учащимися назначения мимики и жестов.
Если вы радуетесь, что возникает на лице? Покажите.
Какой жест используете? (улыбка)
Удивление, недоумение (поднятые бровей)
Недовольство, грусть (нахмуренные брови)
Движение руки (садитесь)
Поздоровайтесь
Попрощайтесь
(Показывание детьми своих жестов и мимики, жестов , мешающих пониманию речи
– одергивание куртки, покручивание пуговиц и т.д.)Физминутка
1) Встали, представили, что летит жук, как он жужжит жжж (произнесли тихо,
громче, еще громче)
2) Прилетел комар – как он пищит? Отмахиваемся, ловим – недовольство.
3) Задуваем свечку.
V . Осознание понятий. (с. 42 учеб. «Детская риторика»)
На доске символы.
а) Рассмотрите рисунки – символы и скажите какое настроение передал художник.
Почему? Обсудите в группах. Радость, грусть, удивление и страх.
Покажите движение при радостном настроении, если вы грустите, удивляетесь,
если страшно.
Откройте с. 42.
Рассмотрите рисунки – символы, рисунки, определите по мимике героев их
настроение. Какой рисунок – символ соответствует каждой ситуации.
Нарисуйте в кружочке простым карандашом около каждого рисунка нужный
символ, если затрудняетесь, посоветуйтесь с ребятами из группы.
Проверка (показывают символы)
б) Сегодня к нам в гости пришли гномы. Из какой они сказки? («Белоснежка и семь
гномов»)
Определите по мимике настроение гномов (на доске на картинках изображены
гномы – грустный – веселый; злой – испуганный; самодовольный – застенчивый;
удивляется бабочке)
Оживим гномов (Ребята одеты в костюмы гномов, по желанию изображают гномов)
в) Вспомним сказку про цыпленка, посмотрите, как ребята изображают героев
сказки (инсценирование сказки)
. Итог.
Домашнее задание придумать продолжение сказки.
VI
Беседа по сказке.
Что помогло нам точнее увидеть характер и настроение героев? Какие средства
использовали? (Несловесные средства общения – мимику и жесты)
Учебник: Ладыженская Т.А.,Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская, Ладыженская Н.В.
«Детская ритрика в рисунках и рассказах».
К . И.Чуковский «Цыпленок»
«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень
Приложение
большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама,
которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.
Как то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А кот был вот
такой.
Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит взлетел на забор петух, вытянул шею
вот так и во все горло закричал:
Кукареку! и важно посмотрел по сторонам. Я ли не удалец, я ли не молодец?
Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею вот так – и что было силы
запищал:Пи –пипипи! Я тоже молодец!
Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась:
Ха ха ха! Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!
А была лягушка вот такая.
Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.