Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Тема: «Лексические игры и упражнения»
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задача:
- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы.
-развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;
- воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.
Ход занятия:
-Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!
Я люблю наш детский сад
В нём полным полно:
Мышат?-Нет
Цыплят?-Нет!
Утят?-Нет
Бельчат?-Нет!
Ребят?-Да!
Знаю я ,когда мы вместе
Настроение чудесней!
Что ж, пора нам заниматься,
Будем очень мы стараться! (дети садятся на места)
-Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть.
Но для начала мы с вами сделаем разминку для нашего языка. Артикуляционная сказка «Как Язычок лепил снеговика» (Н.В. Рыжова)
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5)и
очень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).
Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить:«Ха-ха-ха»).
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз(опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем - левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!
Какие игры вы знаете? Дети: подвижные, настольные, и т.д.
-Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры которые формируют нашу речь.
-Сегодня утром к нам залетела снежинка.
-Как вы думаете как она у нас оказалась?
- Ребята, скажите, какое сейчас время года?»
-Почему вы так думаете?
-А какой месяц?
А какой он по счету зимний месяц? Дети:(первый, начинает зиму)
-Назовите зимние месяца?
-Снежинка не простая, а волшебная. Она хочет с нами поиграть. И она приготовил для нас задания. Вы хотите поиграть снежинкой? Давайте вспомним правило игры.
Игра "Скажи наоборот". Скажи наоборот, нам нужно подобрать противоположные слова.
низкий – высокий
умный –глупый
белый –черный
веселый - грустный
мягкий– твердый
кислый –сладкий
длинный – короткий
тяжелый – легкий
новый –старый
шумный –тихий
чистый– грязный
узкий –широкий
хороший –плохой
злой –добрый
Упражнение «Доскажи словечко».
-Нам нужно подобрать подходящие слова ( в этом упр. можете ответить хором)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…. (снежинки).
На поля и на лужок
Все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …. (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка (снегурка).
На снегу – то посмотри?-
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
- На какое слово похожи все отгаданные слова? (снег).
-Все слова образованы от слова снег. Однокоренные слова.
-А теперь назовите слова от слова "зима". Какие слова сможем
Дети: (Зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний.)
- Молодцы ребята,
2. Игра "Какой? Какая?"
- Нам нужно подобрать слова - признаки ( Какой? ,какое?, какая?)
Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.
Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.
Зима (какая) - морозная, снежная, белоснежная, холодная, суровая.
Лёд (какой) – холодный, гладкий, твёрдый, прозрачный.
День (какой) - тёплый, морозный , ветреный, зимний.
Упражнение «Сравните выражение». С чем можно сравнить?
Небо синее – точно… (море)
Снег мягкий – словно… (пух)
Лёд твердый - точно… (камень)
Сок холодный – как… (лед)
Физкультминутка.
Мы зимой в снежки играли, мы играли
По сугробам мы шагаем, мы шагаем
И на лыжах мы бежим, мы бежим
На коньках по льду скользим, мы скользим
И снегурку лепим мы, лепим мы
Гостью-зиму любим мы, любим Мы.
Воспитатель: — Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом. Посмотрите картинки, которые висят на доске: елка, еж, иголка.
- Что общего у этих предметов? (иголки)
- Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
- Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, их называют многозначными словами.
Показ двух предметов:
– Что это? (ручка)
-Что делают этой ручкой? (пишут)
- А теперь скажите , у каких еще предметов есть ручка. ( чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода )
Игра «Слова двойняшки».
Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
- Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы. У снежинки есть друг Егор и она хочет рассказать Вам одну историю историю про своего друга.
Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
- Я купила ершик – сказала мама.
- Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
- Это не ершик, а какая-то щетка, — огорченно сказал Егорка.
- Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
- Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик — щетка для мытья бутылок, — объяснила мама Егорке.
Вопросы:
- Что купила мама в магазине?
- Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
- Что объяснила мама Егорке?
Упражнение «Закончи предложение».
- Папа косил траву, у него острая … коса.
- У девочки заплетена длинная … коса.
- У меня в ушах золотые … сережки.
- На ветке березы висят зеленые … сережки.
- Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
- Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
- О каких словах – братьях вы еще узнали?
-Молодцы ребята. Снежинки понравилось как вы справились с заданиями. Ей пора возвращаться к своим подружкам.
Рефлексия:
Если вам понравились игры и упражнения нарисуйте снежинку, которую вам оставила снежинка.
-Ребята молодцы, вы справились со всеми заданиями. В какие игры мы с вами играли?
Какие были трудными для вас? Как называются слова котрые пишутся одинаковы, но обозначают разные предметы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.