Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Лексические игры и упражнения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. тема: "Лексические игры и упражнения"
Иконка файла материала Конспект развитие речи «Лексические игры и упражнения».docx

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Тема: «Лексические игры и упражнения»

 

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

 

Задача:

- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы.

-развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;

- воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.

                        

                                                   

                                                       Ход занятия:

-Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!

Я люблю наш детский сад

В нём полным полно:

Мышат?-Нет

Цыплят?-Нет!

Утят?-Нет

Бельчат?-Нет!

Ребят?-Да!

Знаю я ,когда мы вместе

Настроение чудесней!

Что ж, пора нам заниматься,

Будем очень мы стараться! (дети садятся на места)

-Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть.

Но для начала мы с вами сделаем разминку для нашего языка. Артикуляционная сказка «Как Язычок лепил снеговика» (Н.В. Рыжова)

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5)и

очень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить:«Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз(опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем - левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!

 Какие игры вы знаете? Дети: подвижные, настольные, и т.д.

-Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры которые формируют нашу речь.

-Сегодня утром к нам залетела снежинка.

-Как вы думаете как она у нас оказалась?

- Ребята, скажите, какое сейчас время года?» 

-Почему вы так думаете?

-А какой месяц? 

А какой он по счету зимний месяц? Дети:(первый, начинает зиму)

-Назовите зимние месяца?

-Снежинка не простая, а волшебная. Она хочет с нами поиграть. И она приготовил для нас задания. Вы хотите поиграть снежинкой? Давайте вспомним правило игры.

Игра "Скажи наоборот". Скажи наоборот, нам нужно подобрать противоположные слова.

низкий – высокий

умный –глупый

белый –черный

веселый - грустный

мягкий– твердый

кислый –сладкий

длинный – короткий

тяжелый – легкий

новый –старый

шумный –тихий

чистый– грязный

узкий –широкий

хороший –плохой

злой –добрый

     Упражнение  «Доскажи словечко».

    -Нам нужно подобрать подходящие слова ( в этом упр. можете ответить хором)

      Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…. (снежинки).

На поля и на лужок

Все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …. (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка (снегурка).

На снегу – то посмотри?-

С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

 - На какое слово похожи все отгаданные слова? (снег).

-Все слова образованы от слова снег. Однокоренные слова.

-А теперь назовите слова от слова "зима". Какие слова сможем

Дети: (Зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний.)

- Молодцы ребята,

2. Игра "Какой? Какая?"

- Нам нужно подобрать слова - признаки ( Какой? ,какое?, какая?)

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.

Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.

Зима (какая) - морозная, снежная, белоснежная, холодная, суровая.

Лёд (какой) – холодный, гладкий, твёрдый, прозрачный.

День (какой) - тёплый, морозный , ветреный, зимний.

Упражнение «Сравните выражение».  С чем можно сравнить?

Небо синее – точно… (море)

Снег мягкий – словно… (пух)

Лёд твердый -  точно… (камень)

Сок холодный – как… (лед)

       Физкультминутка.

Мы зимой в снежки играли, мы играли

По сугробам мы шагаем, мы шагаем

И на лыжах мы бежим, мы бежим

На коньках по льду скользим, мы скользим

И снегурку лепим мы, лепим мы

Гостью-зиму любим мы, любим Мы.

 Воспитатель: — Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом. Посмотрите картинки, которые висят  на доске: елка, еж, иголка.

- Что общего у этих предметов?       (иголки)

- Эти иголки одинаковые или разные?       (разные)

- Разные, но называются одним словом.  А чем похожи все эти иголки?    (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.

Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, их называют многозначными словами.

 Показ двух предметов:

 – Что это?    (ручка)

-Что делают этой ручкой?       (пишут)

- А теперь скажите , у каких еще предметов есть ручка. ( чайник,  зонт,  дверь, ведро,  чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода )

Игра «Слова двойняшки».                                      

Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).

- Чем похожи все эти ножки?

Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы. У снежинки есть друг Егор и она хочет рассказать Вам одну историю историю про своего друга.

Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).

- Я купила ершик – сказала мама.

- Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.

Мама достала из сумки ершик.

- Это не ершик, а какая-то щетка, — огорченно сказал Егорка.

- Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.

- Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик — щетка для мытья бутылок, — объяснила мама Егорке.

Вопросы:

- Что купила мама в магазине?

- Что сказал Егорка, когда увидел покупку?

- Что объяснила мама Егорке?

Упражнение «Закончи предложение».

- Папа  косил траву, у него острая … коса.

- У девочки заплетена длинная … коса.

- У меня в ушах золотые … сережки.

- На ветке березы висят зеленые … сережки.

- Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.

- Бабушка купила для волос красивый … гребешок.

- О каких словах – братьях вы еще узнали?  

-Молодцы ребята. Снежинки понравилось как вы справились с заданиями. Ей пора возвращаться к своим подружкам.

Рефлексия:

Если вам понравились игры и упражнения нарисуйте  снежинку, которую вам оставила снежинка.

-Ребята молодцы, вы справились со всеми заданиями. В какие игры мы с вами играли?

Какие были трудными для вас? Как называются слова котрые пишутся одинаковы, но обозначают разные предметы?