Учитель начальных классов МКОУ СОШ №7 г.- к. Кисловодска Халина Ольга Васильевна
Конспект открытого урока
4 класс
Русский язык
УМК «Гармония» М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко Учебник «Русский язык: «К тайнам нашего языка. 4 класс» - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2016 г., Тетрадь-задачник к учебнику, ч.1.
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение.»
Тип урока: обобщение изученного.
Цели:
- обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного
числа, о способе их проверки, закрепить знания о склонении имен существительных;
- развивать орфографическую зоркость учащихся; вырабатывать навыки каллиграфического письма, самоконтроля при
письме, умение вести сравнительный анализ, обобщать, используя понятия и научную терминологию;
- закреплять навыки работы в парах, группах;
- прививать интерес к изучению русского языка, осуществлять преемственность при переходе из начального звена в
среднее.
Планируемые результаты:
Предметные: - умение определять правописание безударных падежных окончаний имён существительных;
- умение самостоятельно определять основные языковые понятия, использовать их;
- умение планировать поиск информации по теме;
- умение вести диалог, соблюдая правила работы в малых и больших группах;
Метапредметные:
- овладение навыками совместного критического анализа;
- формирование умения работать с информацией в группе;
- доступно передавать информацию другому человеку;
- умение задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и
высказывания собеседника;
- формирование понятийного мышления;
- умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение работать с информацией, отображать её графически;
- умение осуществлять самоконтроль, коррекцию и самоанализ деятельности.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения работать в малых и больших группах;
- развивать стремление изучать родной язык и овладеть грамотной устной и письменной речью.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Используемая стратегия: «Зигзаг», «До и после».
Приёмы: «Тонкие и толстые вопросы», алгоритм-схема,
Формы работы: в группах.
Оборудование: М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко Учебник «Русский язык: «К тайнам нашего языка. 4 класс» - Смоленск,
«Ассоциация XXI век», 2016 г., Тетрадь-задачник к учебнику, ч.1, презентация, демонстрационная таблица
«Проверяй падежные окончания имен существительных», карточки с вариантами текстов для работы в
группах, таблица «До и после», лист самооценки.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Актуализа - ция знаний.
2. Обобщение изученного.
____
3. Итог урока. Рефлексия.
_________ 4. Домашнее задание.
|
1.Формирование рабочих групп учащихся. - Сегодня мы обобщим полученные знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Работать будем в группах. /тема урока на слайде/ - Каждая рабочая группа должна совместно создать алгоритм «Определение безударных падежных окончаний имён существительных». /на слайде: Алгоритм «Определение безударных падежных окончаний имён существительных» и «Алгоритм - ?»/
- Что такое алгоритм? Для чего его используем? - Алгоритм решения какой задачи вы будете создавать на уроке?
2. Определение учащимися направлений в изучении темы. Работа в группах. 1)рабочие группы: - Вспомните понятия, используемые при определении безударного падежного окончания и отразите их в «Концептуальном колесе».
/Учитель на доске фиксирует предложения групп в общем «Концептуальном колесе»./
2)экспертные группы: /учитель формирует экспертные группы, которые будут работать с отдельным вариантом/
- Перед вами текст, в котором сказочные герои уже показали свои знания по теме. /На базе текста объяснительного диктанта /тетрадь-задачник: с.23 текст у. 234/ составлены 3 варианта решения орфографической задачи по теме урока./
№1 Буратино
Дорога к даче . Наша дача находится в деревн . . Туда надо ехать на поезд . , а потом идти пол . м по тропинке. Справа и слева от дорожк . растёт много цветов. С тропинк . не сворачивайте. Она ведёт прямо к калитке нашей дач . . А у калитк . всем радуется куст сирен . .
№2 Пьеро
Дорога к дач . . Наша дача находится в деревн . . Туда надо ехать на поезд . , а потом идти пол . м по тропинк . . Справа и слева от дорожки растёт много цветов. С тропинки не сворачивайте. Она ведёт прямо к калитк . нашей дачи. А у калитки всем радуется куст сирени .
№3 Мальвина
Дорога к даче. Наша дача находится в деревне. Туда надо ехать на поезде, а потом идти полем по тропинке. Справа и слева от дорожки растёт много цветов. С тропинки не сворачивайте. Она ведёт прямо к калитке нашей дачи. А у калитки всем радуется куст сирени .
-Вернитесь в свои рабочие группы и заполните в таблице графу «До», используя знания эксперта по варианту текста.
3.Обобщение работы в группах. Составление алгоритма действий.
- Для какой задачи письма вы составили алгоритм?
- Перечислите законы алгоритма.
- Каким способом вы отразили алгоритм? /Учитель фиксирует основные этапы алгоритма на доске./
- Как вы считаете, всегда ли нужно делать все шаги алгоритма?
- Когда его можно сократить и почему? /Учитель фиксирует дополнения в алгоритме/
___________________________________________
1. Заполнение таблицы «До и после».
- Запишите в таблице, чему научились герои сказки вместе с нами на уроке.
- Кому из героев пришлось помогать? Почему?
- Кого бы вы пригласили в экспертную группу сразу по всем вариантам? На основании чего?
- В каких случаях нужно проверять окончания имен существительных? - Что мы используем для решения орфографической задачи письма?
- Какие «шаги» алгоритма нужно сделать? / по схеме слайда/
- Когда достаточно сделать 2 «шага»?
2. Самооценка. - Вы уже убедились, что помочь и научить товарища может только тот, кто сам знает и умеет, учится и развивается. - Оцените свою работу в листе самооценки по предложенным критериям. - Как вы считаете, для чего нужно анализировать свою работу и достигнутые результаты? /Учитель предлагает детям продолжить одно из предложений слайда/: На уроке я разобрался………………………………… Я сумел…………………………………………………. Было трудно……………………………………………. Меня удивило…………………………………………..
/Если некоторые дети затрудняются это сделать на уроке, учитель предлагает им осмыслить предложения дома и на следующем уроке поделиться с классом. / __________________________________________
1.Тетрадь-задачник: с. 60 у. 218, 219. 2. Для работы на следующем уроке сформулировать 3 утверждения по теме урока, записав только части утверждения в таблицу по правилу «Грамматическое лото»/ /Например/:
|
/Предлагаемый детям текст имеет 3 варианта, поэтому для формирования впоследствии 3-х экспертных групп я прошу детей разделиться на 4 группы по 3 человека в каждой, определив свои ролевые позиции. Группы берут себе название: «Знатоки», «Силачи», «Старатели»/
- Это определённый порядок действий при решении задачи. - Чтобы не пропустить важный «шаг» в порядке действий. - Алгоритм решения орфографической задачи «Определение безударных падежных окончаний имён существительных».
/В каждой рабочей группе дети обсуждают основные понятия, необходимые для создания будущего алгоритма: - падеж, - косвенные падежи, - падежные вопросы, - падежные окончания;
- тип склонения.
/Свои результаты группы представляют классу/
/Учащиеся пересаживаются в новые, экспертные, группы, рассчитавшись на первый-четвёртый. Сфомировались группы из 1-х, 2-х, 3-х номеров, которые работают с одним вариантом текста:1-е –Буратино;2-е –Пьеро; 3-и –Мальвина. /Анализируя вариант текста, дети в экспертной группае: 1) определяют правильность решения орфографической задачи, объём знаний героев по теме: 2) формулируют по 3 вопроса для своей рабочей группи записывают их на обратной стороне таблицы «До и после»:
№1 Буратино:
- Сколько падежных форм им. сущ. сумел определить Буратино? /1форму - Д.п./ - По каким признакам он выбрал окончание Д. п.? /1 скл.- и/ - Почему он решил не все задачи письма? /не знает алгоритма/
№2 Пьеро:
- В каких падежах смог решить задачи письма?/в Р.п./ - Как вы считаете, что помогло ему выбрать окончание в разных склонениях? /Р.п. во всех склонениях - И/
- Можно ли сказать, что Пьеро различает типы склонений? /Можно, т. к. был 1 и 2 тип скл./
№3 Мальвина:
- Правильно ли выбраны окончания? /Да./ - Почему Мальвина ни разу не ошиблась? /Знает материал и действует по алгоритму./ - Как Мальвине применить свои знания, чтобы она смогла помочь друзьям? /Выстроить цепочку понятий по теме, поработать над темой в группе, используя алгоритм/
/Вернувшись в свои рабочие группы, фиксируют объём знаний героя по теме в графе «До» индивидуальной таблицы «До и после», эксперт по определённому аспекту темы обучает других членов рабочей группы, чтобы они могли учесть этот аспект, затем все вместе создают общий алгоритм и представляют его классу/
- Алгоритм «Определение безударных падежных окончаний имён существительных»
Законы алгоритма: - действуем поэтапно; - проверяем правильность действия; - при ошибке повторяем предыдущий этап или начинаем действия сначала.
- Графически.
/Выступающие от каждой группы представляют этапы классу, аргументируя./
- Нет, не всегда. В некоторых случаях можно делать всего лишь 2 шага: выбирать падежное окончание, определив только тип склонения или только падежную форму:
- Если им. сущ. – 3 склонения, то смело пиши в безударном окончании – И, т. к. –Е в 3 склонении не бывает. -Если по предлогам ты сразу определил форму Р. п.. то смело пиши в безударном окончании – И, т. к. –Е в Р. п. всех 3-х склонений не бывает. _________________________________________________________
/Эксперты аргументируют и заполняют графу «После» в индивидуальной таблице. Таблица станет частью портфолио учащегося./
/Учащиеся аргументируют записями графы «После»/
- Когда имена существительные в форме косвенных падежей имеют безударные окончания.
- Алгоритм действий.
/Учащиеся повторяют основные этапы-«шаги» алгоритма по слайду./ 1. Определи тип склонения имени существительного. 2. Определи его падежную форму. 3. Выбери падежное окончание по типу склонения имени существительного. - Если им. сущ. – 3 склонения, то смело пиши в безударном окончании – И, т. к. – Е в 3 склонении не бывает.
- Если по предлогам ты сразу определил форму Р. п., то смело пиши в безударном окончании – И, т. к. –Е в Р. п. всех 3-х склонений не бывает.
- Для того, чтобы понимать, что ты уже знаешь, умеешь. Тогда поймёшь, что ещё нужно изучить, и сможешь сам планировать свою работу./ ____________________________________________________
|
Вывод:
1) использование стратегии «Зигзаг» позволяет учителю организовать продуктивную работу учащихся в группах, где они
активизируются быстрее, чем при индивидуальной работе; создаёт условия для выработки учащимися навыков
совместного критического анализа; развивает умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
осуществлять поиск средств ее осуществления, доступно передавать информацию другому человеку;
2) пробуждая у учащегося стремление к рефлексии, учитель создаёт ему условия и возможность сформулировать
цели, определить направления для дальнейшего развития ребёнка; формирование у учащегося навыков
самоанализа и критериальной самооценки позволяет ему осознавать проблемы, определять пути их решения,
выйти на более высокий уровень деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.