Конспект открытого урока русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение» (4 класс)
Оценка 5

Конспект открытого урока русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение» (4 класс)

Оценка 5
Аудио +2
docx
русский язык
4 кл
06.01.2017
Конспект открытого урока русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение» (4 класс)
Использование на уроке стратегии «Зигзаг» позволяет учителю организовать продуктивную работу учащихся в группах, где они активизируются быстрее, чем при индивидуальной работе; создаёт условия для выработки учащимися навыков совместного критического анализа; развивает умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления, доступно передавать информацию другому человеку. Пробуждая у учащегося стремление к рефлексии, учитель создаёт ему условия и возможность сформулировать цели, определить направления для дальнейшего развития ребёнка; формирование у учащегося навыков самоанализа и критериальной самооценки позволяет ему осознавать проблемы, определять пути их решения и выйти на более высокий уровень деятельности.Обобщение знаний учащихся о правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа, о способе их проверки, закреплене знаний о склонении имен существительных.
Конспект урока русского языка - 4 класс.docx

Учитель начальных классов МКОУ СОШ №7 г.- к. Кисловодска Халина Ольга Васильевна

Конспект открытого урока

4 класс

Русский язык  

УМК «Гармония» М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко Учебник «Русский язык: «К тайнам нашего языка. 4 класс»  - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2016 г., Тетрадь-задачник к учебнику, ч.1.

 

 

Тема:  «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение.»

 

Тип урока: обобщение изученного.

 

Цели:

- обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного

  числа, о способе их проверки, закрепить знания о склонении имен существительных;

- развивать орфографическую зоркость учащихся; вырабатывать навыки каллиграфического письма, самоконтроля при

  письме, умение вести сравнительный анализ, обобщать, используя понятия и научную терминологию;

- закреплять навыки работы в парах, группах; 

- прививать интерес к изучению  русского языка, осуществлять преемственность при переходе из начального звена в

 среднее.

 

Планируемые результаты:

Предметные:  - умение определять правописание безударных падежных окончаний имён существительных;

                         - умение самостоятельно определять основные языковые понятия, использовать их;                       

                         - умение планировать поиск информации по теме;

                         - умение вести диалог, соблюдая правила работы в малых и больших группах;             

 

Метапредметные:

                          - овладение навыками совместного критического анализа;                                                                                                               

                          - формирование умения работать с информацией в группе;                                                                                                                    

                          - доступно передавать информацию другому человеку;                                                                                                                

                          - умение задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и 

                            высказывания собеседника;                                                                                                                                                                                                                 

                          - формирование понятийного мышления;                                                                                                                                                                                                  

                          - умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

                          - умение работать с информацией, отображать её графически;                                                                                                           

                          - умение осуществлять самоконтроль, коррекцию и самоанализ деятельности.

 

Личностные:

                         - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения работать в малых и больших группах;

                         - развивать стремление изучать родной язык и овладеть грамотной устной и письменной речью.

 

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Используемая стратегия: «Зигзаг», «До и после».

                             

Приёмы: «Тонкие и толстые вопросы», алгоритм-схема,

 

 

Формы работы: в группах.

 

 

Оборудование: М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко Учебник «Русский язык: «К тайнам нашего языка. 4 класс»  - Смоленск,  

                            «Ассоциация XXI век», 2016 г., Тетрадь-задачник к учебнику, ч.1, презентация, демонстрационная таблица  

                            «Проверяй падежные окончания имен существительных», карточки с вариантами текстов для  работы в                       

                             группах, таблица «До и после», лист самооценки.

 

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

 

1.

Актуализа - ция знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Обобщение изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____

 

3.

Итог урока. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________

4.

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

1.Формирование рабочих групп учащихся.

- Сегодня мы обобщим полученные знания о

   правописании безударных падежных окончаний имён  

   существительных. Работать будем в группах.

/тема  урока на слайде/

- Каждая  рабочая группа должна совместно  создать алгоритм «Определение безударных  падежных

окончаний имён существительных».

/на слайде: Алгоритм «Определение безударных  падежных окончаний имён существительных»  и «Алгоритм - ?»/

 

- Что такое алгоритм? Для чего его используем?

- Алгоритм решения какой задачи вы будете 

  создавать на уроке?

 

2. Определение учащимися направлений в изучении темы. Работа в группах.

  1)рабочие группы:   

- Вспомните понятия, используемые при    

определении безударного падежного окончания и отразите их в «Концептуальном колесе».

 

/Учитель на доске фиксирует предложения групп в общем  «Концептуальном колесе»./

 

 

 

 

 

2)экспертные группы:

    /учитель формирует экспертные группы, которые будут работать с отдельным вариантом/

 

- Перед вами текст, в котором сказочные герои уже

  показали свои знания по теме.

/На базе текста объяснительного диктанта /тетрадь-задачник: с.23 текст у. 234/ составлены 3 варианта решения орфографической задачи по теме урока./

 

№1 Буратино

 

                               Дорога к даче .

     Наша дача находится в деревн . . Туда надо ехать на поезд . ,  а потом идти пол . м по тропинке.

Справа и слева от дорожк .  растёт много цветов.

С тропинк .  не сворачивайте. Она ведёт прямо к калитке  нашей дач . .  А у калитк .  всем радуется куст сирен . .

 

№2 Пьеро  

                   

                             Дорога к дач . .

     Наша дача находится в деревн . .  Туда надо ехать на поезд . ,  а потом идти пол . м по  тропинк . .

Справа и слева от дорожки  растёт много цветов.

С тропинки  не сворачивайте. Она ведёт прямо к калитк .  нашей дачи. А у калитки  всем радуется куст сирени .

 

№3 Мальвина  

                 

                             Дорога к даче.

     Наша дача находится в деревне. Туда надо ехать на поезде,  а потом идти полем по тропинке.

Справа и слева от дорожки  растёт много цветов.

С тропинки  не сворачивайте. Она ведёт прямо к калитке  нашей дачи. А у калитки  всем радуется куст сирени .

 

-Вернитесь в свои рабочие группы и заполните 

 в таблице графу «До», используя знания эксперта по варианту текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Обобщение работы в группах.

   Составление алгоритма действий.

 

- Для какой задачи письма вы составили   алгоритм?

 

- Перечислите законы алгоритма.

 

 

 

 

 

- Каким способом вы отразили алгоритм?

 /Учитель фиксирует основные этапы алгоритма на доске./

 

 

 

 

 

 

 

 


- Как вы считаете, всегда ли нужно делать все шаги

  алгоритма?

 

 

- Когда его можно сократить и  почему?

/Учитель фиксирует дополнения в алгоритме/

 

 

___________________________________________

 

 

1.  Заполнение таблицы «До и после».

   

- Запишите в таблице, чему научились

  герои сказки вместе с нами на уроке.

 

 

 

 

 

- Кому из героев пришлось помогать? Почему?

 

- Кого бы вы пригласили в экспертную группу

   сразу по всем вариантам? На основании чего?

 

 

- В каких случаях нужно проверять окончания  имен

   существительных?

- Что  мы используем для решения

  орфографической задачи письма?

 

- Какие «шаги» алгоритма нужно сделать?

/ по схеме слайда/

 

 

 

- Когда достаточно сделать 2 «шага»?

 

 

2. Самооценка.

   - Вы уже убедились, что помочь и научить товарища может только тот, кто сам знает и умеет, учится и развивается.

   - Оцените свою работу в листе самооценки по предложенным критериям.

   - Как вы считаете, для чего нужно анализировать свою работу и достигнутые результаты?

   /Учитель предлагает детям продолжить одно

   из предложений слайда/:

  На уроке я разобрался…………………………………             

  Я сумел………………………………………………….

  Было трудно…………………………………………….

  Меня удивило…………………………………………..

 

/Если некоторые дети затрудняются это сделать на уроке, учитель предлагает им осмыслить предложения дома и на следующем уроке поделиться с классом. /

__________________________________________

 

1.Тетрадь-задачник: с. 60 у. 218, 219.

2. Для работы на следующем уроке сформулировать 3 утверждения по теме урока, записав только части утверждения в таблицу по правилу «Грамматическое лото»/ /Например/:

 

          Склонение -

это………………………..

Чтобы………………..

нужно определить падежную форму

Окончание  – И всегда               пишется  в

 

 ………………………….

………………………..

называются косвенными

/Предлагаемый детям текст имеет 3 варианта, поэтому для формирования впоследствии 3-х экспертных групп я прошу детей разделиться на 4 группы по 3 человека в каждой, определив свои ролевые позиции.

Группы берут себе название: «Знатоки», «Силачи», «Старатели»/

 

 

 

 

 

 

- Это определённый порядок действий при решении задачи.

- Чтобы не пропустить важный «шаг» в порядке действий.

- Алгоритм решения орфографической задачи «Определение безударных  падежных окончаний имён существительных».

Надпись: падежный?                                   

        

Тип   склонения
 


Надпись:                    
     косвенные    
        падежи
/В каждой рабочей группе дети обсуждают основные понятия,  необходимые для создания будущего алгоритма:

Надпись: падеж
Надпись: падеж-       ное - падеж,

- косвенные падежи,

- падежные вопросы,

- падежные окончания;

  ?

 
Надпись: скло  нение
ние
- склонение,

- тип склонения.

 

/Свои результаты группы

представляют классу/

 

 

 

/Учащиеся пересаживаются в новые, экспертные, группы, рассчитавшись на первый-четвёртый. Сфомировались группы из 1-х, 2-х, 3-х номеров, которые работают с одним вариантом текста:1-е –Буратино;2-е –Пьеро;

3-и –Мальвина.

                                                                                                                                         /Анализируя вариант текста, дети в экспертной группае:

1)    определяют правильность решения орфографической задачи, объём знаний героев по теме:

2)    формулируют по 3 вопроса для своей рабочей группи записывают их на обратной стороне таблицы «До и после»:

 

 

№1 Буратино:

 

- Сколько падежных форм им. сущ. сумел определить  Буратино? /1форму - Д.п./

- По каким признакам он выбрал окончание Д. п.?                              /1 скл.- и/

- Почему он решил не все задачи письма? /не знает алгоритма/

 

 

№2 Пьеро:  

 

- В каких падежах смог решить задачи письма?/в Р.п./

- Как вы считаете, что помогло ему выбрать окончание в  

  разных склонениях?              /Р.п. во всех склонениях - И/

 

- Можно ли сказать, что Пьеро различает типы склонений?

                                            /Можно, т. к. был 1 и 2 тип скл./

 

 

№3 Мальвина:  

 

- Правильно ли выбраны окончания? /Да./

- Почему Мальвина ни разу не ошиблась?                                    /Знает материал и действует по алгоритму./

- Как Мальвине применить свои знания, чтобы она смогла помочь друзьям?                                                                                      /Выстроить цепочку понятий по теме, поработать над темой в группе, используя алгоритм/

 

 

/Вернувшись в свои рабочие группы, фиксируют объём знаний героя по теме в  графе «До» индивидуальной таблицы «До и после»,  эксперт по определённому аспекту темы обучает других членов рабочей группы, чтобы они могли учесть этот аспект, затем все вместе создают общий алгоритм и представляют его классу/

 

 

                 «До»

                   «После»

Б

знает  только окончания Д. п. им. сущ. 1 и 2  склонений

 

П

 

умеет определять тип склонения и знает, что в 3 склонении: - И , а - Е  не бывает                                                

 

М

 

умеет по типу склонения и падежной форме выбрать нужное  падежное окончание

 

 

 

 

 

 

- Алгоритм «Определение безударных  падежных окончаний имён существительных»

 

Законы алгоритма:                                                                   

- действуем поэтапно;

- проверяем правильность действия;

- при ошибке повторяем предыдущий этап или начинаем

  действия сначала.

 

- Графически.

 

   

 

 

/Выступающие от каждой группы  представляют этапы классу, аргументируя./

 

 

 

- Нет, не всегда. В некоторых случаях можно делать всего лишь 2 шага: выбирать падежное окончание,  определив только тип склонения или только падежную форму:

 

- Если им. сущ. – 3 склонения, то смело пиши в безударном окончании – И, т. к. –Е в 3 склонении не бывает. 

-Если по предлогам ты сразу определил форму Р. п.. то смело пиши в безударном окончании – И, т. к. –Е в Р. п. всех 3-х склонений не бывает.

_________________________________________________________

 

 

/Эксперты аргументируют и заполняют графу «После» в индивидуальной таблице. Таблица станет частью портфолио учащегося./

 

           «До»

           «После»

Б

знает  только окончания Д. п. им. сущ. 1 и 2  склонений

определяет падежи и их  

окончания  по типу склонения,

П

 

 

 

умеет определять тип скл. и знает, что в 3 скл.  - И , а - Е  не бывает                                                

определяет 1, 2 тип склонения и

их падежные окончания

 

М

 

 

 

умеет по типу склонения и падежной форме выбрать нужное  падежное окончание

отображает алгоритм действий

графически

 

/Учащиеся аргументируют записями графы «После»/

 

- Когда имена существительные в форме косвенных падежей

   имеют безударные окончания.

 

- Алгоритм действий.

 

 /Учащиеся повторяют основные этапы-«шаги» алгоритма по слайду./

1.      Определи  тип склонения имени существительного.

2.      Определи его падежную форму.

3.      Выбери падежное окончание по типу склонения имени

существительного.

 - Если им. сущ. – 3 склонения, то смело пиши в безударном

   окончании – И, т. к. – Е в 3 склонении не бывает. 

 

- Если по предлогам ты сразу определил форму Р. п., то смело

   пиши в безударном окончании – И, т. к. –Е в Р. п. всех 3-х

   склонений не бывает.  

Баллы

Рубрики самооценки

3 б.

Я умею планировать свою работу по теме.

2,5 б.

Я умею преобразовывать информацию в графической форме.

2 б.

Я умею работать в группе, соблюдая правила.

1,5 б.

Я умею аргументировать свою точку зрения данными текста.

1 б.

Я умею формулировать и задавать вопросы.

На уроке я разобрался…………………………………             

Я сумел………………………………………………….

Было трудно…………………………………………….

Меня удивило…………………………………………..

- Для того, чтобы понимать, что ты уже знаешь, умеешь.   

 Тогда поймёшь, что ещё нужно изучить, и сможешь сам    

 планировать свою работу./

____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

1)    использование стратегии «Зигзаг» позволяет учителю организовать продуктивную работу учащихся в группах, где они

          активизируются быстрее, чем при индивидуальной работе; создаёт условия для выработки учащимися навыков   

          совместного критического анализа; развивает умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

          осуществлять поиск средств ее осуществления, доступно передавать информацию другому человеку;                                                                                                               

                         

      2) пробуждая у учащегося стремление к рефлексии, учитель создаёт ему  условия и возможность сформулировать

          цели, определить направления для дальнейшего развития ребёнка; формирование у учащегося навыков

          самоанализа и критериальной самооценки позволяет ему осознавать проблемы, определять пути их решения, 

          выйти на более высокий уровень деятельности.  

 

 

 

 

 

 


 

Учитель начальных классов МКОУ

Учитель начальных классов МКОУ

Метапредметные: - овладение навыками совместного критического анализа; - формирование умения работать с информацией в группе; - доступно передавать информацию другому человеку; - умение задавать разноуровневые…

Метапредметные: - овладение навыками совместного критического анализа; - формирование умения работать с информацией в группе; - доступно передавать информацию другому человеку; - умение задавать разноуровневые…

Этапы урока Действия учителя

Этапы урока Действия учителя

Обобщение изученного. ____ 3

Обобщение изученного. ____ 3

Итог урока. Рефлексия. _________ 4

Итог урока. Рефлексия. _________ 4

Итог урока. Рефлексия. _________ 4

Итог урока. Рефлексия. _________ 4

Итог урока. Рефлексия. _________ 4

Итог урока. Рефлексия. _________ 4

Актуализа - ция знаний. 2

Актуализа - ция знаний. 2

Вывод: 1) использование стратегии «Зигзаг» позволяет учителю организовать продуктивную работу учащихся в группах, где они активизируются быстрее, чем при индивидуальной работе; создаёт условия для выработки…

Вывод: 1) использование стратегии «Зигзаг» позволяет учителю организовать продуктивную работу учащихся в группах, где они активизируются быстрее, чем при индивидуальной работе; создаёт условия для выработки…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017