Конспект открытого занятия «Управляй собой»
Оценка 4.9

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
психологическая работа +2
Взрослым
02.06.2019
Конспект открытого занятия «Управляй собой»
Несовершеннолетним предлагается список ценностей, записанный на доске: счастливая семья, любимая работа, друзья, вера (религия), любовь, богатство, свобода, машина, знания. Психолог предлагает детям выбрать пять самых важных для них ценностей, записать их на карточках по личному приоритету. Психолог: как вы думаете, в чем заключается смысл жизни человека? В каком возрасте человек должен стремиться понять смысл своей жизни? Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили. Заложило нос при насморке — почувствовали, как здорово вдыхать воздух всей грудью. Заболела нога — оценили чудесную возможность двигаться. Часто оказываясь в какой-то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется.
Тема открытого занятия «Управляй собой».docx
Конспект открытого занятия «Управляй собой»          М.К. Балабанова педагог­психолог Государственное казенное учреждение социального обслуживания  Краснодарского края  «Белореченский социально­реабилитационный центр  для несовершеннолетних» с. Великовечное, Белореченский район, Россия. Цель:  помочь   участникам   группы   обратиться   к   своим   чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни. Задачи: 1. Сплотить коллектив и настроить детей на совместную работу. 2. Способствовать повышению эмоционального интеллекта подростков. 3. Обучить   подростков   конструктивному   выражению   негативных   эмоций   и способам саморегуляции психического состояния. 4. Способствовать   профилактике   возникновения   самодеструктивных   форм поведения   (аутоагрессия,   суицидальные   попытки,   употребление   ПАВ)   в трудных жизненных ситуациях. 5. Содействовать повышению стрессоустойчивости и жизнестойкости детей. Необходимые материалы:  мячик,   доска, листы бумаги разного формата, принадлежности   для   рисования   и   письма   (карандаши,   фломастеры), карточки­«рыбы» с незаконченными фразами, сундучок для карточек, записи мелодий и аппаратура для их проигрывания, шаблоны гербов по одному на каждого участника. Лучшее   наслаждение,   самая высокая   радость   жизни   — чувствовать   себя   нужным   и близким людям. Максим Горький Ход занятия 1.Приветствие. Игровое упражнение «Мое имя» Психолог:   девочки,   хотя   мы   все   и   знакомы   друг   с   другом,   я   хочу предложить вам узнать каждого поближе. Тот, кому я брошу мячик, называет свое имя и, возвращая мне мячик, какое­либо свое качество, начинающееся на первую букву вашего имени. Давайте, я начну. 2.Игра «Цепочка ценностей» Несовершеннолетним предлагается список ценностей, записанный на доске:   счастливая   семья,   любимая   работа,   друзья,   вера   (религия),   любовь, богатство, свобода, машина, знания. Психолог   предлагает   детям   выбрать   пять   самых   важных   для   них ценностей, записать их на карточках по личному приоритету. Психолог: как вы думаете, в чем заключается смысл жизни человека? В каком возрасте человек должен стремиться понять смысл своей жизни? Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты   жизни   мы   обычно   связываем   с   внешними   проявлениями   и обстоятельствами. Например, что­то нам подарили или чего­то нас лишили. Заложило нос при насморке — почувствовали, как здорово вдыхать воздух   всей   грудью.   Заболела   нога   —   оценили   чудесную   возможность двигаться. Часто оказываясь в какой­то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется. 3.Групповая работа «Жить не хочется» Сейчас   я   попрошу   Вас   посредине   листа   бумаги   нарисовать   круг   и написать в нем фразу «жить не хочется». (Психолог делает то же самое на доске). Назовите   слова,   которые   могут   ассоциироваться   с   этой   фразой. (Подростки называют слова: горе, обида, злость, смерть и т.д.) А теперь попробуйте представить разные причины тех ситуаций, когда человеку не хочется жить. Случаи, когда у Вас, может быть, было на душе плохо,   а   может   быть   обидно,   горько.   Запишите   ситуации   и   обведите   их, придайте им форму, например облака. Кто хочет прочитать свои ситуации? (психолог может записывать их на доске, идет обсуждение) В перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые. 4.Психогимнастическая разминка «Прогноз погоды» Психолог: Чтобы немножечко размяться и отвлечься, предлагаю вам поиграть.   Давайте   встанем   в   круг,   расправим   плечи,   выровняем   спинки   и повторим за мной движения: ­ В Австралии поднялся ветер (Потирают ладони); ­ Начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди); ­ Начинается настоящий ливень (хлопки по бёдрам); ­ А вот и град, настоящая буря (топот ногами); ­ Капли падают на землю (щелчок пальцами); ­ Тихий шелест ветра (потирают ладонями); ­ А у нас сегодня солнце (руки вверх, покрутили кистями). Девочки, тихонечко сели, посмотрели друг на друга, улыбнулись, у всех хорошее настроение. 5.Психотехническое упражнение «Рыба для размышления» Психолог: девочки, в следующем упражнении я предлагаю каждому из вас «поймать   рыбу» —  вытянуть   карточку   и  закончить   записанное   на  ней предложение. Каждый   участник   группы   «ловит   рыбу»,   доставая   из   сундучка карточку   с   неоконченным   предложением.   После   этого   он   зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами. Предложения на карточках: Самый большой страх — это… Я не доверяю людям, которые… Я сержусь, когда… Я не люблю, когда… Мне грустно когда… Когда я спорю… Когда на меня повышают голос, я… Самое грустное для меня… Человек считается неудачником, если… Мне скучно, когда… Я чувствую неуверенность, когда… Обсуждение.   Какие чувства вы испытали, заканчивая предложения? Действительно,   каждый   из   нас   переживал   чувства   страха,   неуверенности, неуспеха.   Наверное,   случалось,   что   вы   были   обижены,   у   вас   было   плохое настроение   или   на   душе   грустно,   или   вы   просто   скучали.   В   этот   момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. 6.Психотехнические способы саморегуляции Психолог: все вы знакомы с эмоциями и чувствами человека. Какие из них мешают человеку комфортно жить, с какими эмоциями ему неуютно? (Участники группы называют отрицательные эмоции: гнев, страх, отчаяние, скука, обида, вина и др.). Психолог: а как вы думаете, какие человек испытывает эмоции, когда чувствует   надвигающуюся   опасность,   у   него   обостряется   восприятие, повышается скорость реакции, сужается объем связей с внешним миром? (Подростки называют беспокойство и тревогу) Психолог: определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная   особенность   активной   деятельности   личности.   У   каждого человека   существует   свой   оптимальный   или   желательный   уровень тревожности.   Это   так   называемая   полезная   тревожность.   При   каких обстоятельствах в школе школьник испытывает тревожность? (Ответы:   перед   контрольной   работой,   экзаменом,   опросом   на уроке, публичным выступлением – при ответственных ситуациях) Психолог: а можно ли себе помочь при повышенной тревожности? (Ответы участников: можно, только нужно научиться этому) Психолог:   мы   сегодня   рассмотрим   различные   способы   преодоления состояния тревожности. Способ   1.    Сейчас   прозвучит   три   типа   мелодии:   тревожная, успокаивающая, уверенная  (звучат записи). При сильном волнении сначала нужно вспомнить первую, потом вторую, а затем третью мелодию. Последнюю мелодию   нужно   вспомнить   несколько   раз   (подростки   выполняют   задание психолога) Способ 2.  Всем вам известно выражение из известной детской песенки «От   улыбки   хмурый   день   светлей».   Чтобы   улыбнуться   в   состоянии тревожности,   нужно   расслабить   мышцы   лица   –   попеременно   растягивая мимические мышцы лица (выполняется упражнение). А теперь улыбнитесь. Почувствовали, что напряжение снижается? Способ 3.  А теперь попробуйте вспомнить ситуацию, вызывающую у вас   тревожность,   например,   вы   в   первый   раз   выступаете   на   сцене.   Часто человек, который находиться в состоянии тревоги сосредотачивается на том, как   он   выглядит   со   стороны.   Такие   цели,   как:   «Я   должен   очень   хорошо выступить»,   «Я   должен   выступить,   во   что   бы   то   ни   стало»   еще   больше повышают тревожность. А как вы думаете, каким образом нужно формулировать цель, чтоб снизить тревожность? (Ответы   подростков:   «Я   вышел   на   сцену,   чтобы   прочитать стихи», «сейчас я буду петь» и др.) Способ 4.  Вы лучше выступите на сцене или у доски, если заранее отрепетируете   свое   выступление.   Представьте,   что   все   происходит   по­ настоящему.   Учитесь   властвовать   собой.   При   этом   контролируйте   голос, жесты.   Все   должно   происходить   спокойно.   Как   вы   считаете,   почему   вы должны тренироваться? (Ответы:   чтобы   запомнить   содержание   выступления   и   свое спокойное эмоциональное состояние) Способ 5. В состоянии тревоги телу человека приходится напрягаться. Поэтому нужно научиться расслаблять мышцы и делать это регулярно, чтобы ваш мозг запомнил состояние расслабления. При соответствующих ситуациях достаточно  человеку  вспомнить  это  состояние  и дать  телу «команду»: «Я спокоен, расслаблен». Сейчас   вспомним   это   упражнение.   Сядьте   удобнее,   держите   спину прямо.   Последовательно     напрягаем   мышцы   тела,   начиная   с   мышц   стопы, затем икр, бедер, ягодиц, живота, груди, рук, спины, шеи, головы. При этом мышцы   всего   тела   оказались   напряженными.  Так   нужно   продержаться   как можно дольше, а затем резко расслабиться. Отдыхаем одну минуту, при этом нужно почувствовать расслабленное состояние своих мышц. Способ   6.  Очень   эффективным   является   упражнение   на   дыхание. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание на 5 сек. И медленно выдыхаем. Так дышим, постепенно уменьшая на одну секунду задержку дыхания. Выдох должен   быть   в   два   раза   длиннее,   чем   вдох.   Чувствуете   расслабление   в мышцах? Обсуждение   и   выводы:  человеку   нужно   уметь   управлять   своим чувством   тревоги.   Для   этого   необходимо   найти   приемлемые   в   различных ситуациях способы управления собой и научиться эффективно их применять. 7.Чтение терапевтической сказки ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК Автор А. Лопатин Вырос у матери с отцом сынок Алеша, сильный да на все руки мастер. Девушку он полюбил пригожую. Рады родители, торопят сына со свадьбой, а он говорит: — Прежде, чем жениться, хочу я узнать, зачем на Земле жить. — Как зачем? Чтобы семью завести и добрых деток вырастить, — объяснила мать. — Чтобы мастером стать, семью кормить и дом защищать, — добавил отец —  Все это  я знаю, —  ответил  Алеша, — но должен я найти  один главный смысл жизни. —   Живет   в   соседнем   селении   мудрый   старец.   Сходи   к     нему,   он наверняка главный смысл жизни знает, — посоветовала юноше его бабушка. Алеша так и сделал. Поклонился он старцу и спросил: — Зачем человек на земле живет? —  Этого  я тебе  сказать не  могу, — ответил  старик после  долгого молчания. — Но знаю, что есть на земле золотой цветок. Найди его, и узнаешь смысл жизни. — Мир огромен. Где мне искать его? — спросил юноша. — Твое сердце тебе дорогу подскажет. Если потеплеет, значит, ты на верном пути, ну а если холодным станет, значит, заблудился. И чем ближе будешь подходить к волшебному цветку, тем горячее будет твое сердце, — ответил мудрец. Выслушал Алеша мудреца и отправился в дорогу. Долго ли, коротко ли он шел, дошел  до селения  одного. Смотрит люди  все  истощенные,  еле ходят. —   Что   с   вами   приключилось,   дедушка?   —   спрашивает   он   одного старика. — Не дедушка я. Голод состарил меня. Есть возле селения чудесный сад. Сто лет он нас кормил, но вдруг зарос весь  колючим кустарником и перестал плодоносить. Теперь мы умираем с голоду. — Разве нельзя вырубить кустарник и привести сад в порядок?   — удивился Алеша. — Многие пробовали, в кровь изранились, а кустарник растет гуще прежнего, — грустно сказал старик. — Попробуйте еще раз, — посоветовал Алеша и отправился в путь. Но чем дальше он отходил от селения, тем холоднее было на его сердце. Вдруг почувствовал юноша такой холод в сердце, даже дышать тяжело стало. И   вернулся   тогда   Алеша   в   селение,   нашел   топор,   наточил   его   и принялся кустарник рубить. Три дня рубил, а срубленный кустарник еще гуще разрастался. Отчаянно взмолился Алеша: «Помоги мне, Земля русская, эти колючки одолеть», и снова за работу принялся». Неделю рубит кустарник, другую,   третью.   Стал   вокруг   него   народ   собираться   и   смотреть,   как   он работает. Вдруг маленькая девочка подняла колючую ветку и отнесла ее в сторону.   На   следующий   день   нашли   мужчины   топоры   и   тоже   принялись рубить   кустарник,   а   женщины   колючие   ветки     сжигали.   Через   неделю очистился весь сад, зацвел. Потеплело на сердце у Алеши. Попрощался он с селянами   и   отправился   в   путь.   Долго   ли,   коротко   ли   он   шел,   пришел   в дальнюю   деревню.   А   там…   Растительность   вся   высохла,   люди   в   язвах   и болячках. — Что у вас случилось, бабушка? — спросил Алеша. — Не бабушка я. Болезни состарили меня. Есть у нас в деревне пруд. Раньше в нем вода была чистая и целебная. Мы пили, и никто не болел. А сейчас стала она гнилой. Но воды в округе нет. Приходится эту пить, хотя от нее мы  умираем. — Разве нельзя пруд очистить? — удивился Алеша. — Многие пробовали, да все без толку, — грустно сказала она. Тогда нашел Алеша ведро и начал вычерпывать плохую воду. Три дня черпал, от гнили у него даже голова  кружилась, а вода еще грязнее стала. Взмолился юноша отчаянно: «Помоги, Господи, эту грязь убрать», и снова принялся за работу. Неделю черпает, другую, третью. Стал вокруг него народ   собираться   и   смотреть,   как   он   работает.   Вдруг   маленький   мальчик подошел к пруду с ведерком, зачерпнул грязь и прочь унес. На следующий день   все   люди   пришли   с   ведрами   и   принялись   грязную   воду   из   пруда вычерпывать. Вскоре очистился пруд до самого дна и стал наполняться новой, прозрачной водой. Еще теплее стало на сердце у Алеши. Попрощался он с жителями деревни и отправился дальше. Шел он, шел и пришел в селение, где все люди были бледные и говорили только шепотом. — Что с вами случилось? — спросил Алеша у людей. — Тише говори. Живет у нас зверь страшный. Если услышит разговор, прибежит и убьет одним ударом лапы, — прошептал один человек. —   Раньше   этот   зверь   человеческим   голосом   разговаривал,   селение наше охранял, а теперь на всех кидается, — объяснил юноше другой человек. Тут раздался грозный рев, и все жители моментально спрятались по домам. Из сарая на окраине деревни выскочил зверь. Маленькие глазки его сверкали яростью, а с клыков капала кровь. Алеша схватил палку и кинулся на зверя, но тот одним ударом когтистой лапы сломал ее, а самого юношу перебросил через изгородь. Умчался зверь, и постепенно жители деревни вышли из домов. —Видишь, — прошептали они, — хорошо, что жив остался. Лучше не трогай зверя. Но   юноша   не   послушался.   Сделал   он   себе   дубинку   огромную   и закричал: — Выходи, зверь, на сражение! Снова примчался зверь, сломал дубинку, а юношу перебросил через дерево. Решил тогда Алеша хитростью зверя одолеть, во сне его связать. Сплел он веревку крепкую и подобрался поближе к зверю. Стал юноша ждать, когда зверь   уснет.   Только   тот     все   хрипел   и   рычал.   Взмолился   тогда   Алеша отчаянно: «Помоги мне, Господи, со страшным зверем справиться». Вдруг услышал юноша человеческие слова в рычании зверя: «Больно! Кость изранила мне горло. Лучше умереть, чем терпеть такую боль». Вошел тогда Алеша в сарай и сказал: —Не убивать я тебя пришел, а кость твою вытащить. Подполз   зверь   ближе,   и   увидел   Алеша,   что   у   того   поперек   горла огромная кость застряла. Из­за этой кости пасть у зверя не закрывалась и все время кровоточила. Привязал юноша веревку к кости и стал тянуть. Три дня тянул и три ночи, но кость даже не сдвинулась. — Лучше убей меня, — прохрипел зверь, но Алеша продолжал тянуть. Вокруг него все жители селения собрались и смотрели, как он веревку тянет. Вдруг   подошел   один   старик   и   тоже   за   веревку   взялся.   Кость   немного сдвинулась. Тогда все жители селения за веревку взялись, и вскоре вылетела кость из горла зверя, как пробка из бутылки. Закрыл зверь пасть, перестал рычать и сказал человеческим голосом: — Спасибо вам. В благодарность я все буду делать: и землю пахать, и дрова носить, и селение охранять. На сердце у Алеши еще теплее стало, и отправился он дальше. Целых три года ходил юноша по всей земле, многим помог, но золотой цветок не нашел. Наконец, он так соскучился по любимой, что не мог больше терпеть разлуку. Повернул Алеша к дому, и почувствовал жар на сердце. Примчался юноша к любимой, видит, она в саду. Перед ней волшебный золотой цветок лепестки раскрывает. — Откуда у тебя этот цветок? — изумился юноша. — Мудрый старец дал мне семечко и сказал: «Посади его, каждый день   поливай   и   помни   о   своей   любви.   Цветок   расцветет   и   твой   любимый вернется:   если   поможет   он   тем,   кто   в   беде;   если   с   Божьей   помощью   не отступит он перед трудностями; если люди, глядя на него, станут сильнее и храбрее». Молча обнял любимую Алеша и крепко расцеловал. Вскоре сыграли они свадьбу, и жили долго и счастливо. Золотой волшебный цветок никогда не увядал. Говорят, он до сих пор у того цветет, кто любовь свою умеет хранить, а еще живет так, как Алеша жил. Вопросы для обсуждения:  Почему   Алеше   было   недостаточно   того,   что   сказали   ему   родители   о смысле жизни?  Почему мудрый старец сразу не объяснил юноше, в чем смысл жизни, а отправил его путешествовать по земле?  Как вы думаете, нужно ли каждому человеку искать смысл жизни?  Отступаете   ли   вы   перед   трудным   делом,   если   оно   у   вас   сразу   не получается?  Можете ли вы увлечь своим делом других людей?  Почему жители разных селений без помощи юноши не могли справиться со своими проблемами? 8. Коллаж «Мой герб» Психолог: во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать   специальные   эмблемы   для   обозначения   своего   положения   в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера,   его   успехи   и   привилегии   его   семьи,   но   и   говорили   о   его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб. Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на четыре части. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего. Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно. В третьей — самое большое свое достижение. В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять. Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков. А на гербовой ленте напишите три слова, которые вы хотели бы слышать о себе. Время на работу — 15 минут. Участникам дается время на создание собственного герба.  Обсуждение:  По   желанию   участники   рассказывают   о   том,   что   у   них получилось. Психолог: ч хочу попросить вас еще раз вернуться к нашему плакату «Жить не хочется». Каждый раз, когда кто­либо из вас столкнется с тяжелой ситуацией, восстановите в памяти нарисованные вами гербы. Каждому   из   нас   надо   помнить,   что,   герб   который   вы   изготовили, поможет вам:  когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;  когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;  стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;  отдохнуть   и   успокоиться,   мысленно   представив   место,   в   котором   вам уютно и хорошо;  когда   же  бывает   горько,  обидно,  страшно,  тревожно,  для  поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе. Так   же   вы   можете   вспомнить   те   шесть   способов   саморегуляции,   с которыми   мы   познакомились   на   сегодняшнем   занятии.   И   обязательно помните,   что   в   вашей   жизни   есть   много   людей,   готовых   помочь   вам справиться   с   любыми   трудностями.   Достаточно   просто   сказать,   что   вам сейчас плохо и   попросить их о помощи. Помните, что ваша жизнь – самое ценное из всего, что у вас есть. Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие.   За   время   круиза   он   ни   разу   не   зашел   в   ресторан     парохода поесть, и, когда путешествие окончилось, капитан спросил у него: ­ Почему Вы никогда не обедали у нас? ­ Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, ­ ответил пассажир. ­ Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... ­ сказал ему капитан». О чем эта притча? (ответы участников). Каждый из вас увидел в ней свой смысл, а я обобщу: в «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь,   самореализация   и   свобода   выбора,   и   только   личные   ограничения мешают нам это понять и жить счастливо. Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из   этого   опыта   лучшее   для   саморазвития.   Искусство   мудреца   —   это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления. Помните: даже, если вас проглотили, у вас есть два выхода! Благодарю вас за плодотворную работу, за активное участие в занятии и за вашу искренность. 9.       Рефлексия Получение обратной связи. Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями о занятии.  Салют» 10.Ритуал прощания «         . По команде психолога все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют: Мы победим любые страхи!

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»

Конспект открытого занятия «Управляй собой»
Скачать файл