Викторина по развитию речи с использованием интерактивных игр, словесных игр для детей старшего дошкольного возраста. Предназначена для воспитателей, логопедов. Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.
Задачи:
- образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с определенным звуком; упражнять в составлении простых предложений;
- развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
«Сказка»
Конспект открытого занятия
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»
Подготовила и реализовала:
Воспитатель старшей группы
Абзалова Наталья Леонидовна
с.п Унъюган, 2019 годЦель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в
области речевого развития.
Задачи:
образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить
называть слова с определенным звуком; упражнять в составлении простых
предложений;
развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей:
грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической
формы; формированию словаря;
воспитательные: воспитывать культуру речевого общения;
доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Ход викторины:
Ведущий. Словесная разминка.
Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные задания
викторины оцениваются по пять баллов. Если команда допускает ошибку, то
один балл (из пяти) вычитается и команда получает за задание четыре балла.
А теперь, друзья, внимание!
Ждут вас разные задания:
Словесные игры, шифровки из слов…
Посмотрим сейчас, кто ответить готов!
Кто дружит со звуком, слогом и словом.
Команды, я думаю, точно готовы.
Начнем, как обычно, с разминки.
Отвечайте точно, быстро, без запинки.
Задание 0. Игра «Какой? Какая? Какие?» (для разминки)
сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;
кровать из дерева (какая?) – деревянная;
шапка из меха (какая?) – меховая;
кольцо из золота (какое?) – золотое; кувшин из глины (какой?) – глиняный;
свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;
платок из пуха (какой?) – пуховый;
кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;
каша из манки (какая?) – манная.
Ведущий. Показывает детям декоративный камешек и объясняет, что с
помощью этого предмета будет определяться очередность хода.
В какой ладошке камешек надо угадать,
А если угадаете, вам первым отвечать!
Задание 1. Игра «Продолжи ряд» (на интерактивную доску выводится ряд
картинок, названная команда продолжает его. Первой начинает та команда,
которая угадает, в какой руке фишка. Каждой команде для продолжения дается
пять рядов. Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если
команда допускает ошибку, одно очко (из пяти) отнимается и команда получает
четыре очка.
Ведущий приводит пример словесного ряда: васильки, ромашки, ноготки – розы,
гладиолусы, хризантемы:
Словесный ряд для команды № 1
1. редис, огурцы, помидоры
2. Линейка, карандаш, тетрадь
3. платье, пальто, рубашка
4. стол, стул, шкаф
5. жук, стрекоза, пчела
Словесный ряд для команды № 2
1. Яблоки, лимон, ананас
2. Валенки, кеды, сапоги
3. Кувшин, стакан, чашка
4. Вишня, клубника, смородина
5.Волк, медведь, лиса
Задание 2. «Подходящее слово или кто, где живет?»Я называю животных, птиц, насекомых, а вы должны назвать их жилище.
Например: пчела улей. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та
команда, которая угадает, в какой руке фишка.
Задание для команды № 1
1. Волк – логово
2. Птица – гнездо
3. Муравей муравейник
Задание для команды № 2
1. берлога – медведь
2. дупло – белка
3. нора – лиса
Задание 3. Определи место звка «Л» в слове. Упражнение «Голосистые звуки»
Слова для команды № 1
Лось, клубок, мел.
Слова для команды № 2
Лошадь, стул, седло.
Задание 4. «Разложите слова». Ведущий предлагает командам разложить
сложные слова на два слова. Каждой команде предлагается разложить по
четыре слова. Ведущий приводит пример: листопад – листья падают.
Слова для команды № 1
Слова для команды № 2
самосвал
хлеборезка
рыболов
самолёт
Разминка
Ну – ка, маленький народ,
Все выходим в хоровод!
ледокол
водопад
трубочист
самолётЯ принимаю такое решение
Переходим все к движению: проводится музыкальная физминутка «Айкьюша»
А теперь скажу я вам:
Все садимся по местам!
Задание 5. «Перескажи рассказ». Для капитанов команд. Каждому капитану
предлагается запомнить и перессказать рассказ. Ведущий предлагает капитану
одной из команд угадать, в какой руке камешек. Первым начинает отвечать
капитан, который угадал, в какой руке камешек:
Интерактивная игра.
ПЕРЕССКАЗ для капитана команды № 1 «Ежики»
ПЕРЕССКАЗ для капитана команды № 2 «Летом»
Задание 6. Интерактивная игра. «Посчитай слоги».
Задание для команды № 1 Ножи, пирожок, шарф, Шапка, ерши, Жук.
Упражнение «Звуки «двойняшки»
Задание для команды № 2 Упражнение «Безголосые звуки». Человек, кабачки,
врач, ручка, грач, калач.
Задание 7. Интерактивная игра «Айкьюша» Много…Чего? Кого?
Задание 8. «Предложение с заданными словами». Командам по очереди
предлагается придумать предложения с заданными словами.
1 Собирает, землянику, Лена, лесную.
2 Дети, в, лесу, гуляют.
3 Мальчик, с, гуляет, собакой.
4 Поливает, из, Леня, цветы, лейки.
5 Лева, липу, полез, на.
6 Люда, пластилина, лепит, из.
https://infourok.ru/didakticheskayaigrapredlozhenierassipalos950283.html
Задание 9. Задание для капитанов команд.
подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с
изображением розы).
На Новый год мне подарили рыжую ... (на интерактивную доску выводится
картинка с изображением рыжей собаки).
Маша помыла пять…(на интерактивную доску выводится картинка с
В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с
изображением яблока). Мальчики принесли шесть…(на интерактивную доску выводится картинка с
изображением ведра).
Во дворе гуляли четыре... (на интерактивную доску выводится картинка с
изображением утенка).
Ведущий.
Все шифровки повторили,
Рифмы нужные нашли.
Речевые испытания
Вы с достоинством прошли!
Можно в школу собираться,
Покупать портфель пора!
Вы – большие грамотеи,
Я хвалю вас, детвора!
Литература:
1 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2 Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для
детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «Олма –
пресс Образование», 2003.
3 Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. А. С.
Герасимова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
4 Разминка. Стихотворные тексты для ведущего. И. Ф. Кугаевская.