Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)
Оценка 4.8

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
2 кл
31.03.2017
Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)
Конспект занятия по истории во 2 классе на тему "Характер славянина" является одним из занятий программы "Час истории Отечества". На этом занятии дети знакомятся с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений; выделяют основные качества характера русского человека: патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, умение дружить, жизнерадостность; воспитывается уважение к старине; ; желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ и Родину.
Конспект занятия по теме Характер славянина 2 класс.docx
Конспект занятия по теме «Характер славянина» Цели:  1. Приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших   предков;   знакомить   с   социальным   и   нравственным   опытом предшествующих поколений. 2. Помочь   выделить   основные   качества   характера   русского   человека:   умение   дружить,   гостеприимство, патриотизм, жизнерадостность.   трудолюбие, 3. Развивать   историческое,   наглядно­образное   и   логическое   мышление, речь,   интерес   к   прошлому;   развивать   воображение   и   творческие способности, умения сравнивать, выделять главное, делать выводы. 4. Воспитывать   уважение   к   старине;   уважительное   отношение   к   своим предкам; желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ и Родину. Оборудование:  Презентация «Характер славянина».  Карточки с заданиями для работы в группах.  Репродукции картин художников: В.Васнецов. « Богатыри» В.Суриков. «Взятие снежного городка»  Иллюстрации о праздновании Масленицы.  Карточки, на которых напечатаны черты характера славян.  Карточки для детей с пословицами.  Аудиозаписи народных песен. Ход занятия: 1. Приветствие в кругу.                         Придумано кем­то                          Просто и мудро                         При встрече здороваться:                         ­ Доброе утро!                         ­ Доброе утро!                         Солнцу и птицам!                         ­ Доброе утро!                         Улыбчивым лицам.                         И каждый становится                         Добрым, доверчивым…                         Доброе утро длится до вечера. 2. Упражнение  « Давайте поздороваемся». 3. Оздоровительный массаж для профилактики ОРЗ.                       Вы представьте наше тело –                       Это целая страна. Состоит оно из клеток.                       Клетки – это города.                            Каждый город сторожит                       Клетка крови – лимфоцит.                       И у каждой, мой дружочек,                       Есть на коже свой звоночек.                       Если клетка заболела                       Шлёт она сигналы смело.                            И на коже от звоночков                       Появляются кружочки.                           Ищем пальчиком кружочек,                       Нажимаем на звоночек.                           Девять раз вращаем влево –                      Выгоняем вирус смело.                      Девять раз вращаем вправо –                      Выгоняем вирус браво.   ­ Тихонечко садимся на свои места… 4. Работа по теме занятия.  Чтоб занятие начать           Предлагаю поиграть.           (Тем, кто хочет больше знать –           Нужно руку поднимать!) Кто пришёл сюда скучать И ребятам всем мешать? …           Рада, здесь лентяев нет;           Замечательный ответ. Кто, ребята, много знает И всегда всем помогает? …           Молодцы, приятно знать,           Что готовы помогать! Покажите мне рукой У кого настрой плохой? …           Очень рада нет таких,           Да и нам не нужно их! Кто мне станет помогать: Громко, чётко отвечать? …           Поработаем мы дружно!           Потрудиться всем нам нужно! Путь нелёгкий предстоит. Вдаль дорога уж бежит. Мы промчимся чрез века. Через многие года. Пронесёмся над лесами. И окажемся мы с вами… Далеко за тысячу лет… Ученик:    Слава нашей стороне!                 Времена теперь другие.                  Слава нашей старине!                 Как и мысли и дела ­                  И про эту старину                       Далеко ушла Россия                  Я рассказывать начну,                 От страны, какой была.                  Чтобы дети знать могли                                    (Н.Кончаловская)                  О делах родной земли. ­ На прошлых занятиях мы с вами узнали о том:  Кто были наши предки.  Где они жили.  Откуда  они пришли.  Как их называли.  Выяснили каков портрет  славянина. ­ Одним словом, мы знаем время, в которое жили славяне, внешний вид. ­ А что ещё о них мы не знаем? …  ­ Правильно, мы не знаем его внутренний мир, характер славянина. ­ Предлагаю поговорить   том, какой он – русский человек, какими людьми были наши предки славяне.      А вы будьте внимательны. В конце урока вас ждёт кроссворд. В нём спрятано зашифрованное слово, прочитать которое можно только разгадав кроссворд. ­ Итак, начнём?!...  ­ Черты славянского характера можно увидеть в кратких народных изречениях – пословицах.  ­ Прочитайте пословицы: Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим. Лучше смерть принять, чем родину предать. ­ О какой черте характера говорится в пословицах?                              (О преданности, смелости и любви к Родине, о патриотизме.)       (На доску вывешиваю карточку со словом  патриотизм.) ­ Ребята, у кого из вас пословица, в которой есть отражение любви славянина к Родине?                             (Родина – мать, умей за неё постоять.) Рассказ учителя.     (Звучит фоновое сопровождение ­ С.Прокофьев. «Нашествие»)           Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на   её защиту. Трусость,   предательство   считались   одними   из   самых   тяжких   грехов.   Смелость одобрялась: «Смелость – города берёт», «Смелый воин тысячи водит»,  а трусость осуждалась: «Трусливому и пень волком кажется», «Лучше смерть принять, чем родину предать».       В   сражениях   воины   бились   железными   мечами   и   секирами   в   виде   топора   с длинной   ручкой.   Они   осыпали   врага   стрелами,   поражали   копьями.   Для   защиты прикрывались   деревянными   щитами.   Щиты   были   обтянуты   кожей   или   обиты железом.     Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют десантниками. Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.   ­ Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки. ….  ­ Из летописей, старинных книг и художественных произведений известно, что уже в древности славяне хорошо плавали, могли долго находиться под водой, дыша через соломинку из выдолбленного внутри камыша.    ­ Назовите качество, которым обладали славяне.                                                               (Сообразительность.)    ­ Верно, они проявляли большую военную хитрость и смекалку.     Славяне очень дорожили своей свободой и предпочитали скорее умереть в бою, чем сдаться в плен.       Вот   что   пишет   о   славянах   иностранец,   который   в   те   далёкие   годы   посетил Древнюю Русь: «Они любят свободу и не  склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, выносливы, легко переносят холод и жару».    За рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей.   ­ А кто такие богатыри?                                      (Дети, н­р,   это  сильные, смелые, выносливые, справедливые. Трудолюбивые, любящие свою  Родину люди.)    ­ Если мы обратимся к толковому словарю живого великорусского языка В.Даля, то узнаем, что      БОГАТЫРЬ – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.      Испокон веку русский богатырь стоял на страже своей Родины и покоя своего народа,   охраняя   границы   родной   земли,   что   и   нашло   отражение   в   картине В.Васнецова «Богатыри». (Слайд)    ­ Так, какие же качества помогали славянам одерживать победу над врагом?                        (Смелость, отвага, хитрость, любовь к Родине, любовь к свободе, выносливость.) ФИЗМИНУТКА   необыкновенной физической силой. А нам стать сильными помогает спорт.  Как   мы   уже   сказали,   многие   славяне   отличались    ­ Прочитайте следующие пословицы: Берись дружно – не будет грузно. Дружба – в делах помощница.    ­ Назовите черту характера, о которой идёт речь в пословицах.                                  (Забота о ближнем, взаимопомощь.)    (Вывешиваю табличку:  умение дружить.)    ­ Ребята, у кого пословица о дружбе? Прочитайте. ….                                                     (Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.)    Забота о ближнем – черта славянского характера. Было в старину такое слово – помочь, от него пошли слова помощь, помогать, помощник. Никогда славянин не оставлял в беде своего брата, соседа, иноземца. Помогали погорельцу построить всем   миром  новый   дом.   Брали   в   свою   семью   осиротевших   детей.   Кормили заходившего   в   дом   странника,   давали   на   дорогу   хлеба,   воды   или   молока.   Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.      Заботу о ближнем, желание помочь можно увидеть и в произведениях устного народного творчества.    ­ Сейчас вы будете работать в группах. Свои названия вы выбрали в честь древних русских городов: «  Киевляне», «Новгородцы», «Москвичи».      ­ Вам нужно составить из разрезных частей картинки­иллюстрации к русским народным сказкам.  («Гуси­лебеди», «Заячья избушка», «По щучьему веленью».) ­ Как называются эти сказки?   Что их объединяет?  …..  ­ Прочитайте следующие пословицы: Маленькое дело лучше большого безделья. Терпенье и труд всё перетрут.   ­ Назовите черту характера, о которой идёт речь в пословицах.                                           ( Трудолюбие.)    (Вывешиваю табличку со словом: трудолюбие.)    ­ Ребята, у кого пословица, отражающая эту черту характера?  Прочитайте. …                                  (Хочешь есть калачи – не сиди на печи.)    ­ Ребята, выскажите своё предположение: какое высказывание верно?  Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.  От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки. ­ Вспомним всем известную шутку. ­ Тит, иди молотить! ­ Живот болит. ­ Тит, иди кашу есть! ­ А где моя большая ложка?    ­ Что вы можете сказать об этом человеке?    ­ Как будут жить его дети и внуки?    ­ Как вы думаете, почему наши предки не могли быть ленивыми? …      ­ Мы уже говорили о том, что славяне жили большими семьями –  родами. От того, как работали все члены семьи (рода) зависело их благополучие и богатство. Каждая   семья   старалась   (особенно   в   деревнях)   сама   себя   обеспечить   всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой. Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные травы, ягоды, грибы. Летом жители работали в поле, а в долгие зимние дни и вечера пряли, ткали, делали глиняную и деревянную посуду, игрушки   для   ребят.   Иногда   жители   деревни   занимались   одним   ремеслом,   так возникали народные промыслы.        Была ещё одна причина трудолюбия наших предков. Чтобы вырастить хлеб, нужно   было   много   потрудиться:   подготовить   поле,   освободить   его   от   леса, выкорчевать пни и корни. А ведь инструменты в те годы были очень простыми (примитивными)   –   топор   и   пила.   Недаром     в   народе   появилась   поговорка: «Терпение и трут всё перетрут».    ­ Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе   будут   упорно   трудиться,   заботиться   друг   о   друге.   Иначе   племя   может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов.    ­ Хочу предложить вам продолжить работу в группах.       ­ Соедините начало и конец пословиц и подумайте, о каком качестве человека в ней говорится. Люди пахать, а…                                    ….и пожнёшь. Не красна изба углами, а …                    …он руками махать. Трудиться …                                           …всегда пригодится. Что посеешь, то …                                  …красна пирогами.                                              (Проверка работы в группах)       ­ Очень многие на Руси могли колодец сложить, избу срубить, коня подковать. А вот   часы   смастерить,   которые   на   ладошке   помещаются?   Водились   на   Руси изобретатели.    Жил много лет назад изобретатель. Звали его Иван Петрович Кулибин. Сделал он как­то необыкновенные часы с гусиное яйцо. Каждый час распахивалась в часах дверца,   появлялись   крошечные   человечки   и   весело   передвигались   под   музыку. Царица Екатерина Великая пригласила Кулибина к себе на службу. Он построил телескоп, создал проект удивительного моста­радуги.  ­ А теперь прочитайте следующие пословицы:                       За общим столом еда вкусней.                      Не красна изба углами, а красна пирогами.    ­ Назовите черту характера, о которой идёт речь в пословицах.                                                       (Гостеприимство.)      (Вывешиваю табличку со словом гостеприимство.)    ­ У кого пословица об этом качестве человека? Прочитайте…..             (Хоть не богат, а гостям рад.)      ­ В старину был такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, клали посредине хлеб, рядом ставили солонку с солью. Зачем так делали?  Самыми ценными продуктами в те времена были хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: «Хлеб­ соль со стола не сходит».  ­ Прочитайте пословицы:         Кончил дело – гуляй смело. Делу ­  время, а потехе – час.    ­ Назовите черту характера, о которой идёт речь в пословицах.                                                                 (Жизнерадостность, умение отдыхать.)               (Вывешиваю табличку со словом жизнерадостность.)   Прочитайте. …     ­   У   кого   пословица,   говорящая   об   этом   качестве   характера   славянина?                                   (Беседа дорогу коротает, а песня – работу.)    ­ Умели славяне  не только трудиться, но и отдыхать.      Жизнь русского народа невозможно себе представить без ярмарки – весёлого базара, куда съезжались люди из разных городов и деревень.  Но народ приходил на ярмарку   не   только   свои   товары   показать   или   что­то   купить.   Это   был   весёлый праздник с песнями и плясками, с горячим чаем и бубликами, со скоморохами и кукольным театром.     Славяне всегда пели: и в горе, и в радости. Были праздничные песни, трудовые, игровые, свадебные, колыбельные, песни о природе.      ­Сейчас вы опять поработаете в группах. Вам будут даны карточки с текстами песен. Ваша задача, определить, когда и где могли быть исполнены эти песни. (Звучит  народная музыка.) Карточка 1 Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, радостью, С великой милостью:  Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Д. Это песня о весне. Ее могли исполнять во время праздника, посвященного  встрече весны. Это праздничная песня. Карточка 2 Уж я сеяла, я сеяла ленок, Я сеяла, приговаривала, Чеботами приколачивала: Ты удайся, удайся, ленок! Ты удайся, мой беленький ленок! Лен мой, лен, белый лен! Д. Это песня о посеве льна. Ее могли исполнять во время работы в поле. Это  трудовая песня. Карточка 3 Баю, баю, баиньки! Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить – Новы валенки носить. Д. Эту песню могли исполнять, когда укладывали ребенка спать. Это колыбельная  песня. ФИЗМИНУТКА    Дети водят хоровод, выполняя танцевальные движения под песню «Вдоль                                         по улице метелица метёт».    ­ Вот мы с вами отдохнули под народную песню.    ­ А знаете ли вы, что прежде, чем приступить к работе, наши предки обращались к богам. А как вы думаете почему?  Сколько их было? …      ­ Интересно было бы узнать? Хорошо!   Об этом мы поговорим на следующих занятиях.       ­   А   сейчас   я   хочу     предложить   вам   продолжить   разговор   об   этом   качестве характера славян – жизнерадостность.    ­ Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники.    Главными праздниками древних славян были:                      КОЛЯД (день зимнего солнцестояния), МАСЛЕНИЦА (символизирует приход   весны),   ВЕЛИКОДЕНЬ   (праздник   весеннего   равноденствия),   ИВАНА КУПАЛЫ   (день   летнего   солнцестояния)   и   ОВСЕНЬ   (праздник   осеннего равноденствия.      ­ Названия каких праздников вам известны, а про какие праздники вы слышите впервые?    ­ Угадайте, о каком празднике идёт речь в стихотворении. Ученик. Что за праздник к нам идёт раннею весною? Сколько радостей несёт он всегда с собою! Ледяные горы ждут, и снежок сверкает,   Санки с горок вниз бегут, смех не умолкает. Дома аромат блинов праздничный чудесный. На блины друзей зовём, будем есть их вместе. …    ­ Я вам предложила  окунуться в эпоху того далёкого времени и узнать об этом весёлом празднике побольше.    ­ Вам были даны задания (по группам).    ­ Посмотрим, как вы поработали!...    ­ Итак, приглашаю первую группу «Поисковую».       ­   Вы   должны   были   с   помощью   разных   источников   информации   (   интернет, энциклопедии, журналы, книги) найти ответ на вопрос:        Что такое Масленица, и какие атрибуты этого праздника существуют?    ­ Прошу вас…   ­ Посмотрим работу второй группы «Информационной».    ­ Вам нужно было собрать пословицы о Масленице и попробовать объяснить их значение.    ­ Слушаем вас…    ­ Третья группа «Деятельностная».    ­ Вам нужно было изготовить  Солнышко, найти и выучить весеннюю закличку. ­ Просим вас…    ­ Приглашаем четвёртую группу «Трудовую».     ­ Вам нужно было изготовить символ праздника – куклу Масленицу и узнать, какие ритуалы связаны с ней.                                   (Подводим итог работы групп.) Итог занятия.      ­ А сейчас проверим, насколько вы были внимательны на занятии. Для этого разгадайте кроссворд. 1. Герой русских былин, совершающий подвиги. 2. Танцевальные движения взявшихся за руки и образовавших круг людей. 3. Примитивное орудие для вспашки земли. 4. Христианский праздник в честь рождения Иисуса Христа. 5. Делать что­то сообща, «всем...». 6. Имя одного из трех богатырей, изображенных на картине В. Васнецова. 7. Отечество или место, в котором человек родился. 8. Люди, одетые в необычную забавную одежду на святочной неделе. Ответы к кроссворду: 1. Богатырь.  2. Хоровод.  3. Соха.  4. Рождество.  5. Миром.  6. Илья.  7. Родина.  8. Ряженые.    ­ Прочитайте слово, получившееся в выделенном вертикальном столбце.                                                                                                       (Россияне.)    ­ Дайте толкование этому слову.    ­ Россияне – это люди, живущие в России.  Это мы с вами.    ­ Давайте перечислим ещё раз качества характера, которыми обладали славяне.  Трудолюбие,   любовь   к   Родине,   гостеприимство,   умение   дружить,     жизнерадостность. ­ Ребята, мы очень хорошо потрудились!    ­ Какое открытие вы для себя сделали?    ­ Что вас заинтересовало и о чём вы хотели бы ещё узнать?    Изотерапия.    ­ Всем спасибо!    ­ Приглашаю попробовать наши блинчики.                     (Звучит песня «Ой, блины, мои, блины…»)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017