Конспект по истории на тему "Характер славянина" (2 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по истории во 2 классе на тему "Характер славянина" является одним из занятий программы "Час истории Отечества". На этом занятии дети знакомятся с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений; выделяют основные качества характера русского человека: патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, умение дружить, жизнерадостность; воспитывается уважение к старине; ; желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ и Родину.
Иконка файла материала Конспект занятия по теме Характер славянина 2 класс.docx
Конспект занятия по теме «Характер славянина» Цели:  1. Приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших   предков;   знакомить   с   социальным   и   нравственным   опытом предшествующих поколений. 2. Помочь   выделить   основные   качества   характера   русского   человека:   умение   дружить,   гостеприимство, патриотизм, жизнерадостность.   трудолюбие, 3. Развивать   историческое,   наглядно­образное   и   логическое   мышление, речь,   интерес   к   прошлому;   развивать   воображение   и   творческие способности, умения сравнивать, выделять главное, делать выводы. 4. Воспитывать   уважение   к   старине;   уважительное   отношение   к   своим предкам; желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ и Родину. Оборудование:  Презентация «Характер славянина».  Карточки с заданиями для работы в группах.  Репродукции картин художников: В.Васнецов. « Богатыри» В.Суриков. «Взятие снежного городка»  Иллюстрации о праздновании Масленицы.  Карточки, на которых напечатаны черты характера славян.  Карточки для детей с пословицами.  Аудиозаписи народных песен. Ход занятия: 1. Приветствие в кругу.                         Придумано кем­то                          Просто и мудро                         При встрече здороваться:                         ­ Доброе утро!                         ­ Доброе утро!                         Солнцу и птицам!                         ­ Доброе утро!                         Улыбчивым лицам.                         И каждый становится                         Добрым, доверчивым…                         Доброе утро длится до вечера. 2. Упражнение  « Давайте поздороваемся». 3. Оздоровительный массаж для профилактики ОРЗ.                       Вы представьте наше тело –                       Это целая страна.Состоит оно из клеток.                       Клетки – это города.                            Каждый город сторожит                       Клетка крови – лимфоцит.                       И у каждой, мой дружочек,                       Есть на коже свой звоночек.                       Если клетка заболела                       Шлёт она сигналы смело.                            И на коже от звоночков                       Появляются кружочки.                           Ищем пальчиком кружочек,                       Нажимаем на звоночек.                           Девять раз вращаем влево –                      Выгоняем вирус смело.                      Девять раз вращаем вправо –                      Выгоняем вирус браво.   ­ Тихонечко садимся на свои места… 4. Работа по теме занятия.  Чтоб занятие начать           Предлагаю поиграть.           (Тем, кто хочет больше знать –           Нужно руку поднимать!) Кто пришёл сюда скучать И ребятам всем мешать? …           Рада, здесь лентяев нет;           Замечательный ответ. Кто, ребята, много знает И всегда всем помогает? …           Молодцы, приятно знать,           Что готовы помогать! Покажите мне рукой У кого настрой плохой? …           Очень рада нет таких,           Да и нам не нужно их! Кто мне станет помогать: Громко, чётко отвечать? …           Поработаем мы дружно!           Потрудиться всем нам нужно! Путь нелёгкий предстоит. Вдаль дорога уж бежит. Мы промчимся чрез века. Через многие года.Пронесёмся над лесами. И окажемся мы с вами… Далеко за тысячу лет… Ученик:    Слава нашей стороне!                 Времена теперь другие.                  Слава нашей старине!                 Как и мысли и дела ­                  И про эту старину                       Далеко ушла Россия                  Я рассказывать начну,                 От страны, какой была.                  Чтобы дети знать могли                                    (Н.Кончаловская)                  О делах родной земли. ­ На прошлых занятиях мы с вами узнали о том:  Кто были наши предки.  Где они жили.  Откуда  они пришли.  Как их называли.  Выяснили каков портрет  славянина. ­ Одним словом, мы знаем время, в которое жили славяне, внешний вид. ­ А что ещё о них мы не знаем? …  ­ Правильно, мы не знаем его внутренний мир, характер славянина. ­ Предлагаю поговорить   том, какой он – русский человек, какими людьми были наши предки славяне.      А вы будьте внимательны. В конце урока вас ждёт кроссворд. В нём спрятано зашифрованное слово, прочитать которое можно только разгадав кроссворд. ­ Итак, начнём?!...  ­ Черты славянского характера можно увидеть в кратких народных изречениях – пословицах.  ­ Прочитайте пословицы: Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим. Лучше смерть принять, чем родину предать. ­ О какой черте характера говорится в пословицах?                              (О преданности, смелости и любви к Родине, о патриотизме.)       (На доску вывешиваю карточку со словом  патриотизм.) ­ Ребята, у кого из вас пословица, в которой есть отражение любви славянина к Родине?                             (Родина – мать, умей за неё постоять.) Рассказ учителя.     (Звучит фоновое сопровождение ­ С.Прокофьев. «Нашествие»)           Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на   её защиту. Трусость,   предательство   считались   одними   из   самых   тяжких   грехов.   Смелость одобрялась: «Смелость – города берёт», «Смелый воин тысячи водит»,  а трусостьосуждалась: «Трусливому и пень волком кажется», «Лучше смерть принять, чем родину предать».       В   сражениях   воины   бились   железными   мечами   и   секирами   в   виде   топора   с длинной   ручкой.   Они   осыпали   врага   стрелами,   поражали   копьями.   Для   защиты прикрывались   деревянными   щитами.   Щиты   были   обтянуты   кожей   или   обиты железом.     Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют десантниками. Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.   ­ Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки. ….  ­ Из летописей, старинных книг и художественных произведений известно, что уже в древности славяне хорошо плавали, могли долго находиться под водой, дыша через соломинку из выдолбленного внутри камыша.    ­ Назовите качество, которым обладали славяне.                                                               (Сообразительность.)    ­ Верно, они проявляли большую военную хитрость и смекалку.     Славяне очень дорожили своей свободой и предпочитали скорее умереть в бою, чем сдаться в плен.       Вот   что   пишет   о   славянах   иностранец,   который   в   те   далёкие   годы   посетил Древнюю Русь: «Они любят свободу и не  склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, выносливы, легко переносят холод и жару».    За рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей.   ­ А кто такие богатыри?                                      (Дети, н­р,   это  сильные, смелые, выносливые, справедливые. Трудолюбивые, любящие свою  Родину люди.)    ­ Если мы обратимся к толковому словарю живого великорусского языка В.Даля, то узнаем, что      БОГАТЫРЬ – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.      Испокон веку русский богатырь стоял на страже своей Родины и покоя своего народа,   охраняя   границы   родной   земли,   что   и   нашло   отражение   в   картине В.Васнецова «Богатыри». (Слайд)    ­ Так, какие же качества помогали славянам одерживать победу над врагом?                        (Смелость, отвага, хитрость, любовь к Родине, любовь к свободе, выносливость.) ФИЗМИНУТКА   необыкновенной физической силой. А нам стать сильными помогает спорт.  Как   мы   уже   сказали,   многие   славяне   отличались    ­ Прочитайте следующие пословицы:Берись дружно – не будет грузно. Дружба – в делах помощница.    ­ Назовите черту характера, о которой идёт речь в пословицах.                                  (Забота о ближнем, взаимопомощь.)    (Вывешиваю табличку:  умение дружить.)    ­ Ребята, у кого пословица о дружбе? Прочитайте. ….                                                     (Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.)    Забота о ближнем – черта славянского характера. Было в старину такое слово – помочь, от него пошли слова помощь, помогать, помощник. Никогда славянин не оставлял в беде своего брата, соседа, иноземца. Помогали погорельцу построить всем   миром  новый   дом.   Брали   в   свою   семью   осиротевших   детей.   Кормили заходившего   в   дом   странника,   давали   на   дорогу   хлеба,   воды   или   молока.   Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.      Заботу о ближнем, желание помочь можно увидеть и в произведениях устного народного творчества.    ­ Сейчас вы будете работать в группах. Свои названия вы выбрали в честь древних русских городов: «  Киевляне», «Новгородцы», «Москвичи».      ­ Вам нужно составить из разрезных частей картинки­иллюстрации к русским народным сказкам.  («Гуси­лебеди», «Заячья избушка», «По щучьему веленью».) ­ Как называются эти сказки?   Что их объединяет?  …..  ­ Прочитайте следующие пословицы: Маленькое дело лучше большого безделья. Терпенье и труд всё перетрут.   ­ Назовите черту характера, о которой идёт речь в пословицах.                                           ( Трудолюбие.)    (Вывешиваю табличку со словом: трудолюбие.)    ­ Ребята, у кого пословица, отражающая эту черту характера?  Прочитайте. …                                  (Хочешь есть калачи – не сиди на печи.)    ­ Ребята, выскажите своё предположение: какое высказывание верно?  Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.  От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.­ Вспомним всем известную шутку. ­ Тит, иди молотить! ­ Живот болит. ­ Тит, иди кашу есть! ­ А где моя большая ложка?    ­ Что вы можете сказать об этом человеке?    ­ Как будут жить его дети и внуки?    ­ Как вы думаете, почему наши предки не могли быть ленивыми? …      ­ Мы уже говорили о том, что славяне жили большими семьями –  родами. От того, как работали все члены семьи (рода) зависело их благополучие и богатство. Каждая   семья   старалась   (особенно   в   деревнях)   сама   себя   обеспечить   всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой. Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные травы, ягоды, грибы. Летом жители работали в поле, а в долгие зимние дни и вечера пряли, ткали, делали глиняную и деревянную посуду, игрушки   для   ребят.   Иногда   жители   деревни   занимались   одним   ремеслом,   так возникали народные промыслы.        Была ещё одна причина трудолюбия наших предков. Чтобы вырастить хлеб, нужно   было   много   потрудиться:   подготовить   поле,   освободить   его   от   леса, выкорчевать пни и корни. А ведь инструменты в те годы были очень простыми (примитивными)   –   топор   и   пила.   Недаром     в   народе   появилась   поговорка: «Терпение и трут всё перетрут».    ­ Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе   будут   упорно   трудиться,   заботиться   друг   о   друге.   Иначе   племя   может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов.    ­ Хочу предложить вам продолжить работу в группах.       ­ Соедините начало и конец пословиц и подумайте, о каком качестве человека в ней говорится. Люди пахать, а…                                    ….и пожнёшь. Не красна изба углами, а …                    …он руками махать. Трудиться …                                           …всегда пригодится. Что посеешь, то …                                  …красна пирогами.                                              (Проверка работы в группах)       ­ Очень многие на Руси могли колодец сложить, избу срубить, коня подковать. А вот   часы   смастерить,   которые   на   ладошке   помещаются?   Водились   на   Руси изобретатели.    Жил много лет назад изобретатель. Звали его Иван Петрович Кулибин. Сделал он как­то необыкновенные часы с гусиное яйцо. Каждый час распахивалась в часах дверца,   появлялись   крошечные   человечки   и   весело   передвигались   под   музыку.Царица Екатерина Великая пригласила Кулибина к себе на службу. Он построил телескоп, создал проект удивительного моста­радуги.  ­ А теперь прочитайте следующие пословицы:                       За общим столом еда вкусней.                      Не красна изба углами, а красна пирогами.    ­ Назовите черту характера, о которой идёт речь в пословицах.                                                       (Гостеприимство.)      (Вывешиваю табличку со словом гостеприимство.)    ­ У кого пословица об этом качестве человека? Прочитайте…..             (Хоть не богат, а гостям рад.)      ­ В старину был такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, клали посредине хлеб, рядом ставили солонку с солью. Зачем так делали?  Самыми ценными продуктами в те времена были хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: «Хлеб­ соль со стола не сходит».  ­ Прочитайте пословицы:         Кончил дело – гуляй смело. Делу ­  время, а потехе – час.    ­ Назовите черту характера, о которой идёт речь в пословицах.                                                                 (Жизнерадостность, умение отдыхать.)               (Вывешиваю табличку со словом жизнерадостность.)   Прочитайте. …     ­   У   кого   пословица,   говорящая   об   этом   качестве   характера   славянина?                                   (Беседа дорогу коротает, а песня – работу.)    ­ Умели славяне  не только трудиться, но и отдыхать.      Жизнь русского народа невозможно себе представить без ярмарки – весёлого базара, куда съезжались люди из разных городов и деревень.  Но народ приходил на ярмарку   не   только   свои   товары   показать   или   что­то   купить.   Это   был   весёлый праздник с песнями и плясками, с горячим чаем и бубликами, со скоморохами и кукольным театром.     Славяне всегда пели: и в горе, и в радости. Были праздничные песни, трудовые, игровые, свадебные, колыбельные, песни о природе.      ­Сейчас вы опять поработаете в группах. Вам будут даны карточки с текстами песен. Ваша задача, определить, когда и где могли быть исполнены эти песни. (Звучит  народная музыка.)Карточка 1 Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, радостью, С великой милостью:  Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Д. Это песня о весне. Ее могли исполнять во время праздника, посвященного  встрече весны. Это праздничная песня. Карточка 2 Уж я сеяла, я сеяла ленок, Я сеяла, приговаривала, Чеботами приколачивала: Ты удайся, удайся, ленок! Ты удайся, мой беленький ленок! Лен мой, лен, белый лен! Д. Это песня о посеве льна. Ее могли исполнять во время работы в поле. Это  трудовая песня. Карточка 3 Баю, баю, баиньки! Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить – Новы валенки носить. Д. Эту песню могли исполнять, когда укладывали ребенка спать. Это колыбельная  песня. ФИЗМИНУТКА    Дети водят хоровод, выполняя танцевальные движения под песню «Вдоль                                         по улице метелица метёт».    ­ Вот мы с вами отдохнули под народную песню.    ­ А знаете ли вы, что прежде, чем приступить к работе, наши предки обращались к богам.А как вы думаете почему?  Сколько их было? …      ­ Интересно было бы узнать? Хорошо!   Об этом мы поговорим на следующих занятиях.       ­   А   сейчас   я   хочу     предложить   вам   продолжить   разговор   об   этом   качестве характера славян – жизнерадостность.    ­ Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники.    Главными праздниками древних славян были:                      КОЛЯД (день зимнего солнцестояния), МАСЛЕНИЦА (символизирует приход   весны),   ВЕЛИКОДЕНЬ   (праздник   весеннего   равноденствия),   ИВАНА КУПАЛЫ   (день   летнего   солнцестояния)   и   ОВСЕНЬ   (праздник   осеннего равноденствия.      ­ Названия каких праздников вам известны, а про какие праздники вы слышите впервые?    ­ Угадайте, о каком празднике идёт речь в стихотворении. Ученик. Что за праздник к нам идёт раннею весною? Сколько радостей несёт он всегда с собою! Ледяные горы ждут, и снежок сверкает,   Санки с горок вниз бегут, смех не умолкает. Дома аромат блинов праздничный чудесный. На блины друзей зовём, будем есть их вместе. …    ­ Я вам предложила  окунуться в эпоху того далёкого времени и узнать об этом весёлом празднике побольше.    ­ Вам были даны задания (по группам).    ­ Посмотрим, как вы поработали!...    ­ Итак, приглашаю первую группу «Поисковую».       ­   Вы   должны   были   с   помощью   разных   источников   информации   (   интернет, энциклопедии, журналы, книги) найти ответ на вопрос:        Что такое Масленица, и какие атрибуты этого праздника существуют?    ­ Прошу вас…   ­ Посмотрим работу второй группы «Информационной».    ­ Вам нужно было собрать пословицы о Масленице и попробовать объяснить их значение.    ­ Слушаем вас…    ­ Третья группа «Деятельностная».    ­ Вам нужно было изготовить  Солнышко, найти и выучить весеннюю закличку.­ Просим вас…    ­ Приглашаем четвёртую группу «Трудовую».     ­ Вам нужно было изготовить символ праздника – куклу Масленицу и узнать, какие ритуалы связаны с ней.                                   (Подводим итог работы групп.) Итог занятия.      ­ А сейчас проверим, насколько вы были внимательны на занятии. Для этого разгадайте кроссворд. 1. Герой русских былин, совершающий подвиги. 2. Танцевальные движения взявшихся за руки и образовавших круг людей. 3. Примитивное орудие для вспашки земли. 4. Христианский праздник в честь рождения Иисуса Христа. 5. Делать что­то сообща, «всем...». 6. Имя одного из трех богатырей, изображенных на картине В. Васнецова. 7. Отечество или место, в котором человек родился. 8. Люди, одетые в необычную забавную одежду на святочной неделе. Ответы к кроссворду: 1. Богатырь.  2. Хоровод.  3. Соха.  4. Рождество.  5. Миром.  6. Илья.  7. Родина.  8. Ряженые.    ­ Прочитайте слово, получившееся в выделенном вертикальном столбце.                                                                                                       (Россияне.)    ­ Дайте толкование этому слову.    ­ Россияне – это люди, живущие в России.  Это мы с вами.    ­ Давайте перечислим ещё раз качества характера, которыми обладали славяне.  Трудолюбие,   любовь   к   Родине,   гостеприимство,   умение   дружить,     жизнерадостность.­ Ребята, мы очень хорошо потрудились!    ­ Какое открытие вы для себя сделали?    ­ Что вас заинтересовало и о чём вы хотели бы ещё узнать?    Изотерапия.    ­ Всем спасибо!    ­ Приглашаю попробовать наши блинчики.                     (Звучит песня «Ой, блины, мои, блины…»)