Конспект по истории по теме " Коллективизация"
Оценка 4.7

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
10 кл—11 кл +1
22.04.2017
Конспект по истории по теме " Коллективизация"
Конспект урока, представленный имеет форму бинарного урока. История процесса коллективизации в ее проявлении предполагается изучить и с опорой на художественное произведение.Рассматриваются основополагающие термины данной темы, приводятся выдержки из романа "Поднятая целина" Шолохова. Урок готовился преподавателем истории и литературы.В конспекте указаны цели, задачи , оборудование , ход урока и тестовые задания на закрепление изученной темы.
коллективизация урок.doc
Тема: Коллективизация в СССР Цели:     познакомить учащихся с понятием коллективизация, раскулачивание показать как исторические факты рассматриваются в литературе выявить умение учащихся анализировать исторические факты, делать выводы Оборудование: видеоматериалы, доклады, тесты Форма урока: бинарный урок Ход:   Организационный момент   Изложение материала:  На нашем  уроке основными понятиями станут 3 ключевых слова ­ коллективизация,  раскулачивание и голод.  Мы должны разобраться не только в этих понятиях, как проходила коллективизация в  СССР, но также назвать причины, последствия, плюсы и минусы этого явления.  Особенностью нашего урока станет рассмотрение этого процесса не только с точки зрения  истории, но и как видели писатели русской литературы эту проблему в своих  произведениях. Для примера мы с вами используем произведение Михаила Шолохова  «Поднятая целина»  Коллективизация что это такое?  коллективизация­ это объединение единоличных крестьянских хозяйств в крупные  коллективные хозяйства В 1927 году на 15 съезде ВКП(б) был провозглашен курс на коллективизацию.  Цели коллективизации:  Централизованное управление сельским хозяйством  Обобществление средств  производства  Передача земли в коллективную собственность крестьян   Повышение эффективности сельскохозяйственного труда  Применение в сельском хозяйстве машинного труда  «ликвидация кулачества как класса» Но если выделять основную цель, для чего необходимо было это мероприятие? как вы  думаете? ­ необходимы были средства на проведение индустриализации. В 1929 году  в газете «Правда»  была опубликована статья Сталина «Год великого  перелома. Сообщение 1 – Год великого перелома 7 ноября 1929 года в газете « Правда» выходит сталинская статья «Год великого  перелома», в которой говорилось о « коренном переломе нашего земледелия от мелкого отсталого  к крупному и передовому коллективному земледелию». В конце декабря  1929 года Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к «политике ликвидации  кулачества как класса». В деревне происходили два взаимосвязанных процесса:  образование колхозов и раскулачивание.   что такое раскулачивание??? При  просмотре видео подумайте над вопросами :  Кто такие кулаки  Что такое раскулачивание  Как поступали с раскулаченными? Видеоролик, после просмотра ответить письменно на вопросы. Итак,   кто такие кулаки?  ­ зажиточные крестьяне  что такое раскулачивание?  ­ ликвидация хозяйств кулаков и высылка их в  отдаленные районы в середине 30­х годов  Как поступали с раскулаченными? – расстрел, высылка в отдаленные районы,  высылка в пределах района проживания Цель раскулачивания ­ обеспечение колхозов материальной базой А теперь давайте обратимся к произведению Михаила Шолохова  « поднятая целина».Кто  знаком с этим произведением? Обратимся к истории романа.  Сообщение 2 ­ история произведения  История этого произведения не совсем обычная. Шолохов начал работу над своим  романом в 1930­1931 гг.Роман создавался с тяжелых условиях, при свете керосиновой  лампы автор писал свою работу. В годы войны все его архивы пропали и в послевоенное  время Шолохов начал заново писать свой роман. Первая книга романа была завершена  довольно быстро и сразу же опубликована (в 1932 году). Первоначально роман назывался  «С потом и кровью». Это название, по мнению писателя, более точно передавало трагедию  «великого перелома». Второй том был опубликован только в 60 е годы.  Во время коллективизации, а в частности, в процессе раскулачивания, активно принимали  участие так называемее 25тысячники. Кто это? Сообщение  3 – 25тысячники 25тысячники – это передовые рабочие крупных промышленных центров. 25тысячники  приняли активное участие в создании новых колхозов и организационно­хозяйственном  укреплении слабых колхозов, вели политическую, воспитательную и культурно­массовую  работу среди крестьян. 25тысячники помогали колхозам наладить учёт артельного  имущества, укрепить трудовую дисциплину, установить правильную оплату труда,  выступали организаторами социалистического соревнования. Ряд 25тысячников был избран членами правлений, председателями колхозов. Свою работу они вели в обстановке  классовой борьбы против кулаков, оказавших яростное сопротивление социалистическому  переустройству сельского хозяйства. Многие из них остались на постоянной работе в  деревне. В советской художественной литературе воплощены образы 25тысячников.  (например, Давыдов в "Поднятой целине" М. А. Шолохова). Как отразил цели 25 тысячников  Шолохов в своем романе. Сообщение  4 «Ты, товарищ, поедешь сегодня же в качестве уполномоченного райкома проводить  сплошную коллективизацию. Последнюю директиву крайкома читал? Знаком? Так вот,  поедешь ты в Гремяченский сельсовет. Отдыхать уж после будешь, сейчас некогда. Упор  — на стопроцентную коллективизацию. Там есть карликовая артель, но мы должны создать колхозы­гиганты. Как только организуем агитколонну, пришлем ее к вам. А пока езжай и  на базе осторожного ущемления кулачества создавай колхоз».  Вопрос:  Какова цель 25тысячника? А вот  теперь мы посмотрим как автор произведения видел коллективизацию: Сообщение 5  «Читал я и Карла Маркса и знаменитый Манифест коммунистической партии. Знаешь,  какой конец колхозному делу? Сначала колхоз, потом коммуна — полнейшее уничтожение собственности. Не только быков, но и детей у тебя отберут на государственное воспитание. Все будет общее: дети, жены, чашки, ложки. Ты хотел бы лапши с гусиным потрохом  покушать, а тебя квасом будут кормить. Крепостным возле земли будешь».   Вопрос: в чем видел герой коллективизацию? Формы колхозного строительства:  ТОЗ – товарищество по совместной обработке земли (единый посев  обрабатываемый совместно)  Артель – в общем пользовании: земля, тягловый скот, инвентарь  Коммуна – полное обобществление, уравнительное распределение   Основной формой была артель. Обязательства колхозов перед государством  Госзакупки   Натурпоставки   Оплата работ МТС (машинно­тракторные станции ­  это государственное сельхоз  предприятие, обеспечивавшее техническую и организационную помощь колхозам  сельхоз техникой.)  Подоходный налог   оплата труда крестьян­ трудодень  (мера оценки и форма учёта количества и  качества труда в колхозах в период 1930—1966 годов. З/п членам колхозов не  начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством  (обязательные поставки и внесения натуроплаты за услуги МТС) поступал в распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням.) После выхода статьи Сталина, какое отношение к раскулачиванию герои романа  сформировали: Сообщение 6  «...Раскулачивания нельзя было допускать, пока мы стояли на точке зрения ограничения...  А теперь? Теперь — другое дело. Теперь мы имеем возможность повести решительное  наступление на кулачество, сломить его сопротивление, ликвидировать его как класс...»  Вопрос: как изменилось видение раскулачивания?   Перед вступлением в колхоз каждый из крестьян опасался что их ожидает:  Сообщение 7  «А куда же ягнят, козлят сведем? Ить им хата теплая нужна, большой догляд. Как их,  враженят, разбирать, ежели они все почти одинаковые? Их и матеря будут путать и люди.  А коровы? Корма как свозить? Потеряем сколько! Что, если разбредутся люди через  неделю же, испугавшись трудного? Тогда — на шахты, кинув Гремячий на всю жизнь. Не  при чем жить остается». Вопрос: чего боялись крестьяне?  Итак подведем итог. В своем  романе Шолохов показал реальность тех лет, что на простом народе проводились  эксперименты , причем эти опыты были во многом принудительны и в  итоге страшны для крестьянства, независимо от того, какой у них был достаток.  Коллективизация  как негативное явление представлено в романе. В 1930 году выходит статья Сталина “Головокружение от успехов”, а за ней постановление ЦК. Кулачество признается враждебным классом, подлежащим ликвидации, к числу  кулаков приписываются и середняки, ведь необходимо выполнить “план по  раскулачиванию”, и из страха середняки опять возвращались в колхоз Сообщение 8 И. В. Сталин осудил действия властей на местах, которые не были предусмотрены планами ускоренной коллективизации, в частности, преждевременное насаждение  сельскохозяйственных коммун: «Не коммуна, а сельскохозяйственная артель является  основным звеном колхозного движения, но в артели не обобществляются:  приусадебные земли (мелкие огороды, садики), жилые постройки, известная часть  молочного скота, мелкий скот, домашняя птица и т. д.». И. В. Сталин обвинил  «ретивых обобществителей» в «разложении и дискредитации» колхозного движения и  осуждал их действия, «льющие воду на мельницу наших классовых врагов». Таким образом, при проведении коллективизации был нарушен самый главный принцип,  подтвержденный в Ленинском плане, принцип добровольности. Крестьян опять обманули,  государство жестко контролировало каждый день их жизни. 1932­1933 гг. ­ это годы страшного голода. Южные районы страны голодали, и очень  ярко это явление проявилось на Украине. Видеоролик  Причинами голода мы можем назвать как неурожай, так и интенсивный экспорт зерна,  который был так необходим государству для проведения индустриализации. Во время  раскулачивания, крестьяне при сопротивлении колхозам и раскулачиванию резали свой  скот, гноили сое зерно, что также повлияло на ситуацию.  Подведем итог,  в чем были плюсы и минусы коллективизации в СССР для государства. Положительные последствия Отрицательные последствия  Увеличение   поставок   хлеба  Сокращение государству   Приток в город рабочих рук  Ликвидация   аграрного сельскохозяйственного производства  Голод 1932­1933 годов перенаселения  Созданы   условия   для индустриализации Как вы можете оценить эти результаты со своей точки зрения?   В результате  всех проведенных мероприятий к 1940 году единоличных хозяйств почти не  осталось (примерно 3% ). Все крестьяне были приняты в колхоз. Закрепление: Тест «Коллективизация»     1 вариант 1. Сущностью коллективизации было: а) огосударствление сельского хозяйства б) создание частного крестьянского хозяйства в) возрождение крестьянской общины г) продажа за рубли дешёвого хлеба  2. Как называлась статья Сталина, ставшая «теоретическим» обоснованием   насильственной коллективизации? а) «Год великого перелома» б) «Головокружение от успехов» в) «Основы Ленинизма» 3. Кого в советской деревне на рубеже 20­30 годов причисляли к кулакам? а) всех, кто имел более трёх коров б) всех, кто имел сельскохозяйственные машины в) всех, кто имел двух лошадей г) не было чётких критериев, действовал произвол местных властей 4. Какая единица расчёта использовалась для оплаты труда советского крестьянина? а) пай, б) рубль, в) трудодень 5.За счёт чего планировалось проведение индустриализацию? а) за счёт иностранных займов б) за счёт сельского хозяйства Тест «Коллективизация»     2 вариант 1. Кому принадлежали в СССР  машинно­тракторные станции (МТС)? а) государству б) колхозам в) кооперативам 2 .С какой целью И.В.Сталин опубликовал в марте 1930 года статью  «Головокружение от успехов»? а) чтобы  возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные  власти б) чтобы признать вину ЦК и свою личную в деле коллективизации в) чтобы предостеречь крестьян от преждевременного вступления в колхозы 3. Итогом коллективизации является: а) уничтожение крестьянского хозяйства б) подъём сельскохозяйственного производства в) всенародная поддержка коллективизации г) резкое повышение жизненного уровня населения 4. Экономическая цель политики раскулачивания: а) обеспечить продуктами городское население б) ликвидировать хлебозаготовительный кризис в) создать материальную базу  коллективных хозяйств 5. Какая форма колхозов была самой распространённой? а) ТОЗ,   б) артель,   в) коммуна

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"

Конспект по истории по теме " Коллективизация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017