Конспект по ОРКиСЭ
Оценка 4.9

Конспект по ОРКиСЭ

Оценка 4.9
Рабочие листы +2
docx
религиоведение
4 кл
28.10.2018
Конспект по ОРКиСЭ
Публикация является частью публикации:
Конспект.docx
Конспект урока по основе православной культуры Класс: 4 «Б» Учитель: Тябина Л.Н. Студент­практикант: Пестова П.С. Методист: Косарева О.М. Предмет: ОРКиСЭ. Дата проведения: 21.11.2017г.  Тема: «Совесть и раскаяние» Тип урока: Урок открытия нового знания Цель: Создание условий для знакомства обучающихся  с православными представлениями о добре и зле, уяснения  понятия «совесть», «грех»,  «раскаяние», провести беседу о  внутреннем состоянии человека.. Задачи формирования УУД: Личностные: понимание необходимости бережного отношения к духовным и материальным ценностям: доверия и уважения к истории и культуре всех  народов, уважительного отношение к различиям культур, как к норме человеческой жизни. Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого  иметь своё мнение. Регулятивные: активизировать познавательную деятельность обучающихся; развивать эмоциональную сферу и речевую культуру обучающихся. Планируемые результаты: Знать: что такое грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы. Уметь: анализировать свои действия и поступки Оборудование: презентация, учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4­5 классы: учебное пособие для  общеобразовательных учреждений, А.В. Кураев, наглядный материал, информационный лист. Этапы урока 1. Организационный  момент Врем я  1 мин 2. Актуализация знаний 2 мин Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствуют учителя, проверяют рабочее место; готовность к уроку, включаются в  учебную деятельность. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Полина  Сергеевна сегодня я проведу у вас урок Основы Православной  Культуры ­  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего  настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю  вам  работать дружно, открыть что­то новое.  Кроссворд: Ключевое слово ­ раскаяние 1)Учение Иисуса Христа – это… (Христианство) 2) Небольшая гора на окраине Иерусалима, на которой распинали  преступников? (Голгофа) 3)Это слово означает умение правильно славить Бога, т.е.  молиться. (Православие) 4)Еженедельный праздничный день, названный в честь воскресения Христа. (Воскресенье) 5)Православный праздник воскресения Иисуса Христа (Пасха)  6)Священная Книга христиан (Библия) 7)Обращение к Богу с мольбой (Молитва) х р и с т и а н с т в о в и е а с е х а е н и е г о л п р г а в о ф а в л о с к р о с п с а л и я н и т е б и б 3. Проверка домашнего  задания м о л 7 мин 2 мин 15 мин Вам на дом было задание: *Творческое задание: подобрать 2­3  примеры из произведений художественной литературы, в которых  человек старается улучшить свой внутренний мир. ­ Сказка «о потерянном времени» Волков А. Волшебник изумрудного города в а 4. Самоопределение  (мотивация) к  деятельности.  Целеполагание. Ребята, для того чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на  уроке предлагаю вам просмотреть инсценировку, подготовленную  вашими одноклассниками. Хаврошечка обработка А.Н. Толстого Инсценировка учащихся В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и  бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за  Петей. И вот однажды бабушка заболела. ­ Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, ­ только недолго ходи, у меня очень болит горло. Петя быстро оделся и убежал. Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец­то раздался звонок в дверь. Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя. ­ Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка. ­  Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил  Петя. ­  А молоко купил? ­  Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я  совсем забыл о твоей просьбе. И бабушка, заплакав, сказала: ­  Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась! ­Петя не выполнил обещания. Поступил  плохо. ­ Всегда выполнять то, что обещал ­Пете стыдно ­да, он больше так не поступит. ­ О совести. ­  Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети. ­ Что бы вы ему посоветовали? ­ Как вы думаете какие чувства испытывает Петя? Бабушка? ­ Раскаяние ­Совесть и раскаяние.  ­ о подсказках совести И как исправлять ошибки ­ Как вы думаете, Петя осознал свой проступок? ­ О чём же мы будем с вами сегодня говорить? ­ Ребята, совесть бок о бок идет с одной способностью человека.  ­Давайте обратимся к кроссворду, какое ключевое слово у нас  ­ узнать, что такое совесть и раскаяние ­как исправить ошибки. ­ о подсказках совести ­ как исправлять ошибки получилось? ­ Как вы думаете, что это такое? ­ Как вы думаете, как же будет звучать тема нашего урока? Запишите в информационных листах тему урока. - О чём мы узнаем сегодня на уроке? ­ Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? ­ Уточним в рубрике «Вы узнаете:»  Подумайте и скажите, что же такое совесть по ­ вашему мнению? Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос  человека, который указывает нам на неправильные поступки. ­Впишите в информационный лист недостающие слова в  определение понятия Совесть. ­ Так звучит определение слова  совесть в словаре Ожегова.  ­ Зачем человеку совесть? ­  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого  раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете  смысл слова «добро»? ­ Найдите в учебнике определение этого понятия и вставьте  недостающие слова в информационном листе.   ­ В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто  положительное, хорошее, полезное».  ­  Назовите антоним слова «добро».    ­ Какой  смысл вы вкладываете в это слово? ­Совесть­это внутренний голос человека ­ она предостерегает человека от плохих  поступков. ­хорошее, полезное ­Добро­это то, что способствует росту  души человека, помогает другим людям,  радует Бога. ­зло ­плохое, вредное ­Зло­это то, что удаляет от этих добрых  целей. ­ грех Грех­ это недоброе чувство, мысль или  5.  Организация  деятельности по решению  цели и задач урока. 1) Работа над понятием «совесть»  «грех» ­ Найдите в учебнике определение этого понятия и вставьте  недостающие слова в информационном листе.  дело. Грех противоречит голосу совести.    ­ В православии у этого слова есть синоним. ­ Как вы думаете, какой?  В русском языке слово «грех» по значению соответствовало  понятию «ошибка». ­ Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этого  слова. Впишите недостающие слова в информационный лист.      ­ Какой же сделаем вывод?  Что значит «добро» в православии? На доске. •    это то, что способствует росту души, •    помогает людям, •    радует Бога.    ­ А зло наоборот: •    это то, что удаляет от этих добрых целей.   ­ Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. ­  В народе  говорят «совесть заговорила». ­ О чём говорит совесть с человеком? ­ Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что­то делаем не  так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений. Обратите внимание, на доске части фразеологизмов, восстановите  их.   ­ о том, что он поступил плохо.  «совесть спать не дает»,  «испытывать  угрызения совести», «мучает совесть». ­ нет, ему тревожно, тяжело на душе. ­человеку трудно, неспокойно на душе. 2) Работа по иллюстрациям 3)Отречение Петра, работа с  аудио­фрагментом  4) Групповая работа над пунктом  «Работа совести»  ­Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему? ­ Ребята, посмотрите на доску,  (на доске 3 изображения) обратите внимание на 1 изображение, что вы видите на этом изображении? ­ кто может сказать как называется эта картина? ­Какие чувства испытывает мальчик? ­Что послужило причиной его грусти? ­Ребята, посмотрите на 2 изображение,  ­ Кто изображен на этой картине? ­ Вспомните как называется эта картина? ­ Ребята, что вы помните о событии распятия? ­Какое выражение лица у Иисуса Христа? ­Как вы думаете почему Иисус Христос спокоен? ­ Ребята, посмотрите на мозаику апостола Петра  ­Ребята, скажите, кого называли апостолами? ­  Какое выражение лица у него? Почему?  ­ Что же послужило причиной его грусти, муки? ­Ребята, для того чтобы более подробно узнать об отречении  Петра мы прослушаем аудио­фрагмент. Сядьте поудобнее. ­ Послушаем отрывок  из Евангелие: «Отречение Петра» (аудио) ­ О чём вы прослушали этот аудио­фрагмент?   Грустный мальчик­ученик ­Опять двойка. Федор Решетников ­ему стыдно, грустно ­он получил двойку из­за того что не  выполнил д/з, т.к. катался. ­Иисус Христос ­ «Христос в ожидании ареста» Вильгельм  Котарбинский ­ИХ предал его ученик Иуда, а второй  ученик Петр трижды от него отрекся. ­ спокойное ­Его совесть чиста, он не боится умереть. ­Мозаика­ это изображение на плоскости,  посредствам различных материалов. ­Учеников Иисуса Христа ­ грустное, печальное. Возможно его  мучает совесть ­Апостол Петр отрекся трижды от Христа,  его мучает совесть ­Как вы можете оценить этот проступок? ­ Как вы думаете, можно ли как­нибудь  избавиться от  мучений и  терзаний совести? ­ Что обозначают выделенные слова в тексте: «Заплакал от  горького стыда», «обновилась душа»? ­Найдите в учебнике на стр. 38 определение понятия  РАСКАЯНИЕ и запишите недостающие слова в информационном  листе. ­Петр поступил неправильно и у него  «проснулась» совесть от чего ему стало  плохо – он расплакался ­ он раскаялся ­ Раскаяние – (покаяние) – это изменение  той оценки, которую человек дает своим поступкам. (Групповая работа) по рядам - Прочитайте рассказ «Работа СОВЕСТИ» (стр.37-38) и попытайтесь ответить на вопросы: 1 ряд. Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему? 2 ряд. Растолкуйте эту фразу: Что значит жить в ладу со своей совестью? 3 ряд. Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает? - Ребята, как можно помочь таким людям, встать на праведный путь. На стр. 38-39 найдите три шага в раскаянии. ­«Самое главное  в жизни человека – жить  в ладу со своей совестью». (Варианты ответов детей). Надо уметь  слышать совесть и поступать по её  подсказкам, исправляя свои ошибки. ­ Он не задумывается о проступках и их  последствиях.  ­прислушиваться к своей совести Первый шаг – согласие человека с  протестующим криком своей совести. Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки. Третий шаг – покаянные молитвы к Богу. ­ Когда раскаяние искренне, то на душе у  человека становится спокойнее. ­ Оно успокаивает человека, а значит и его  душу. ­ Раскаяние обновляет душу. - Что приходит после искреннего раскаяния? - Почему покаяние называют лекарством для души? - Как оно лечит? А теперь все тихо встали  и на месте зашагали Дружно руки вверх подняли В стороны, вперед, назад Наклонились вправо, влево Тихо сели и за дело ­Ребята, сейчас я буду вам зачитывать определение понятия,  а вы укажите рукой на это понятие. Понятия находятся в  кабинете. Внутренний голос человека – СОВЕСТЬ То, что способствует росту души человека, помогает другим  людям, радует Бога – ДОБРО То, что удаляет от добрых целей – ЗЛО Недоброе чувство, мысль или дело – ГРЕХ Изменение той оценки, которую человек дает своим  поступкам ­ РАСКАЯНИЕ - вернёмся к рассказу «Отречение Петра» - Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии? 6. Физминутка. 2 мин 5)Три шага к раскаянию Вопросы (  И тут петух пропел утреннюю зарю...  Петр вспомнил, что еще вечером Христос  сказал ему слова, оказавшиеся  пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух,  трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр  мужественно ответил: «хотя бы надлежало  мне и умереть с Тобою, не отрекусь от - Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии? -- Как вы его понимаете? - В чём разница между покаянием и признанием своей ошибки. - Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. - Какой третий шаг в раскаянии вы узнали? - Назовите самую простую покаянную молитву. - Всякое ли покаяние помогает? - а каким должно быть покаяние? - Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на стр. 39. Храм – место покаянной молитвы. - Ребята, а кто-нибудь из вас был в храме? - Ребята как нужно вести себя в Храме? -Какие правила существуют? - А теперь прочитайте рубрику «Это интересно» на стр.38 - 39 - Что интересного вы узнали из Евангелие? Тебя». Теперь же при крике петуха Петр  вспомнил это предсказание Христа и  заплакал от горького стыда.) ­ Переворот своих стремлений. ­ Готовность исправить свой поступок. ­ «В этих слезах обновилась его душа.  Впредь он не будет бояться ничего, будет  проповедовать учение Христа и за это  будет казнен.» ­покаяние более сильная мера осознания  своей ошибки.   ­ Покаянные молитвы. ­ «Господи, прости…»  ­ Не всякое покаяние помогает. ­ Искренним Из учебника: «Как работу надо делать до  пота, так и каяться надо искренне, а порой  до слёз» ­Не разговаривать, выключить телефон,  относиться уважительно к прихожанам  Храма, девушки должны быть в юбке и с  покрытой головой. Бог в каждом из нас. И то как мы  относимся к простому человеку­так мы 7. Закрепление 2 мин Восстановим фразы в информационных листах Задание 5. На его грех человеку указывает… совесть относимся и к Богу. со своей совестью. раскаяние или покаяние узнать: Что такое совесть? Что такое раскаяние? Как жить по совести? ­два человека ­грусти, печали ­да ­нет, так как того человека уже не вернуть Самое главное в жизни человека – быть в  ладу со своей совестью.  Самое главное в жизни человека – быть в ладу…  Правильная переоценка своего  поступка – это…  Какую задачу мы ставили на уроке? Я предлагаю вам просмотреть притчу, которая называется «Окно» ­Ребята, кто герой, этой притчи? ­Какие эмоции вызвала у вас притча? ­ Раскаялся ли 2 герой притчи? ­ Ребята, а поможет ли ему раскаяние изменить ситуацию? ­ Правильно, ребята, того человека уже не вернуть. Раскаяние  бывает запоздалым. Какой главный  нравственный урок извлекли вы из этой темы? Рефлексия. У вас на столах лежат листочки, напишите, все что вам  тревожит, мешает вашей совести, теперь скомкайте. У меня есть такая  вот коробочка, я сейчас пройдусь, и вы выбросите свои скомканные  листочки. Потом Я сожгу все эти листочки, и ваши беспокойства и  тревоги пройдут. А вы постарайтесь не совершать плохие поступки,  чтобы потом не тревожило вашу совесть. ­ Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как  совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не  заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас  учить разбираться, что такое хорошо, и  что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения. Продолжи предложения • • • Домашнее задание: 1.Вспомнить в каких изученных нами произведениях описываются  совесть и раскаяние. 2.Подготовить рассказ « Добро и Зло» в православной культуре. 3.Взять интервью у родителей, родственников:  связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа»? Объяснить. Сегодня на уроке я узнал … Больше всего мне запомнилось … Я задумался … 8. Итог урока. 9. Рефлексия  10. Инструктаж домашнего  задания. Подпись учителя:  Подпись методиста: Оценка за урок: Оценка за подготовку: Оценка за самоанализ:

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ

Конспект по ОРКиСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018