конспект по ОРКиСЭ

  • Рабочие листы
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Конспект.docx
Конспект урока по основе православной культуры Класс: 4 «Б» Учитель: Тябина Л.Н. Студент­практикант: Пестова П.С. Методист: Косарева О.М. Предмет: ОРКиСЭ. Дата проведения: 21.11.2017г.  Тема: «Совесть и раскаяние» Тип урока: Урок открытия нового знания Цель: Создание условий для знакомства обучающихся  с православными представлениями о добре и зле, уяснения  понятия «совесть», «грех»,  «раскаяние», провести беседу о  внутреннем состоянии человека.. Задачи формирования УУД: Личностные: понимание необходимости бережного отношения к духовным и материальным ценностям: доверия и уважения к истории и культуре всех  народов, уважительного отношение к различиям культур, как к норме человеческой жизни. Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого  иметь своё мнение. Регулятивные: активизировать познавательную деятельность обучающихся; развивать эмоциональную сферу и речевую культуру обучающихся. Планируемые результаты: Знать: что такое грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы. Уметь: анализировать свои действия и поступки Оборудование: презентация, учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4­5 классы: учебное пособие для  общеобразовательных учреждений, А.В. Кураев, наглядный материал, информационный лист.Этапы урока 1. Организационный  момент Врем я  1 мин 2. Актуализация знаний 2 мин Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствуют учителя, проверяют рабочее место; готовность к уроку, включаются в  учебную деятельность. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Полина  Сергеевна сегодня я проведу у вас урок Основы Православной  Культуры ­  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего  настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю  вам  работать дружно, открыть что­то новое.  Кроссворд: Ключевое слово ­ раскаяние 1)Учение Иисуса Христа – это… (Христианство) 2) Небольшая гора на окраине Иерусалима, на которой распинали  преступников? (Голгофа) 3)Это слово означает умение правильно славить Бога, т.е.  молиться. (Православие) 4)Еженедельный праздничный день, названный в честь воскресения Христа. (Воскресенье) 5)Православный праздник воскресения Иисуса Христа (Пасха)  6)Священная Книга христиан (Библия) 7)Обращение к Богу с мольбой (Молитва) х р и с т и а н с т в о в и е а с е х а е н и е г о л п р г а в о ф а в л о с к р о с п с а л и я н и т е б и б 3. Проверка домашнего  задания м о л 7 мин 2 мин 15 мин Вам на дом было задание: *Творческое задание: подобрать 2­3  примеры из произведений художественной литературы, в которых  человек старается улучшить свой внутренний мир. ­ Сказка «о потерянном времени» Волков А. Волшебник изумрудного города в а4. Самоопределение  (мотивация) к  деятельности.  Целеполагание. Ребята, для того чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на  уроке предлагаю вам просмотреть инсценировку, подготовленную  вашими одноклассниками. Хаврошечка обработка А.Н. Толстого Инсценировка учащихся В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и  бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за  Петей. И вот однажды бабушка заболела. ­ Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, ­ только недолго ходи, у меня очень болит горло. Петя быстро оделся и убежал. Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец­то раздался звонок в дверь. Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя. ­ Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка. ­  Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил  Петя. ­  А молоко купил? ­  Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я  совсем забыл о твоей просьбе. И бабушка, заплакав, сказала: ­  Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась! ­Петя не выполнил обещания. Поступил  плохо. ­ Всегда выполнять то, что обещал ­Пете стыдно ­да, он больше так не поступит. ­ О совести. ­  Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети. ­ Что бы вы ему посоветовали? ­ Как вы думаете какие чувства испытывает Петя? Бабушка? ­ Раскаяние ­Совесть и раскаяние.  ­ о подсказках совести И как исправлять ошибки­ Как вы думаете, Петя осознал свой проступок? ­ О чём же мы будем с вами сегодня говорить? ­ Ребята, совесть бок о бок идет с одной способностью человека.  ­Давайте обратимся к кроссворду, какое ключевое слово у нас  ­ узнать, что такое совесть и раскаяние ­как исправить ошибки. ­ о подсказках совести ­ как исправлять ошибки получилось? ­ Как вы думаете, что это такое? ­ Как вы думаете, как же будет звучать тема нашего урока? Запишите в информационных листах тему урока. - О чём мы узнаем сегодня на уроке? ­ Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? ­ Уточним в рубрике «Вы узнаете:»  Подумайте и скажите, что же такое совесть по ­ вашему мнению? Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос  человека, который указывает нам на неправильные поступки. ­Впишите в информационный лист недостающие слова в  определение понятия Совесть. ­ Так звучит определение слова  совесть в словаре Ожегова.  ­ Зачем человеку совесть? ­  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого  раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете  смысл слова «добро»? ­ Найдите в учебнике определение этого понятия и вставьте  недостающие слова в информационном листе.   ­ В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто  положительное, хорошее, полезное».  ­  Назовите антоним слова «добро».    ­ Какой  смысл вы вкладываете в это слово? ­Совесть­это внутренний голос человека ­ она предостерегает человека от плохих  поступков. ­хорошее, полезное ­Добро­это то, что способствует росту  души человека, помогает другим людям,  радует Бога. ­зло ­плохое, вредное ­Зло­это то, что удаляет от этих добрых  целей. ­ грех Грех­ это недоброе чувство, мысль или  5.  Организация  деятельности по решению  цели и задач урока. 1) Работа над понятием «совесть»  «грех»­ Найдите в учебнике определение этого понятия и вставьте  недостающие слова в информационном листе.  дело. Грех противоречит голосу совести.    ­ В православии у этого слова есть синоним. ­ Как вы думаете, какой?  В русском языке слово «грех» по значению соответствовало  понятию «ошибка». ­ Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этого  слова. Впишите недостающие слова в информационный лист.      ­ Какой же сделаем вывод?  Что значит «добро» в православии? На доске. •    это то, что способствует росту души, •    помогает людям, •    радует Бога.    ­ А зло наоборот: •    это то, что удаляет от этих добрых целей.   ­ Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. ­  В народе  говорят «совесть заговорила». ­ О чём говорит совесть с человеком? ­ Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что­то делаем не  так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений. Обратите внимание, на доске части фразеологизмов, восстановите  их.   ­ о том, что он поступил плохо.  «совесть спать не дает»,  «испытывать  угрызения совести», «мучает совесть». ­ нет, ему тревожно, тяжело на душе. ­человеку трудно, неспокойно на душе. 2) Работа по иллюстрациям 3)Отречение Петра, работа с  аудио­фрагментом  4) Групповая работа над пунктом  «Работа совести»  ­Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?­ Ребята, посмотрите на доску,  (на доске 3 изображения) обратите внимание на 1 изображение, что вы видите на этом изображении? ­ кто может сказать как называется эта картина? ­Какие чувства испытывает мальчик? ­Что послужило причиной его грусти? ­Ребята, посмотрите на 2 изображение,  ­ Кто изображен на этой картине? ­ Вспомните как называется эта картина? ­ Ребята, что вы помните о событии распятия? ­Какое выражение лица у Иисуса Христа? ­Как вы думаете почему Иисус Христос спокоен? ­ Ребята, посмотрите на мозаику апостола Петра  ­Ребята, скажите, кого называли апостолами? ­  Какое выражение лица у него? Почему?  ­ Что же послужило причиной его грусти, муки? ­Ребята, для того чтобы более подробно узнать об отречении  Петра мы прослушаем аудио­фрагмент. Сядьте поудобнее. ­ Послушаем отрывок  из Евангелие: «Отречение Петра» (аудио) ­ О чём вы прослушали этот аудио­фрагмент?   Грустный мальчик­ученик ­Опять двойка. Федор Решетников ­ему стыдно, грустно ­он получил двойку из­за того что не  выполнил д/з, т.к. катался. ­Иисус Христос ­ «Христос в ожидании ареста» Вильгельм  Котарбинский ­ИХ предал его ученик Иуда, а второй  ученик Петр трижды от него отрекся. ­ спокойное ­Его совесть чиста, он не боится умереть. ­Мозаика­ это изображение на плоскости,  посредствам различных материалов. ­Учеников Иисуса Христа ­ грустное, печальное. Возможно его  мучает совесть ­Апостол Петр отрекся трижды от Христа,  его мучает совесть ­Как вы можете оценить этот проступок? ­ Как вы думаете, можно ли как­нибудь  избавиться от  мучений и  терзаний совести? ­ Что обозначают выделенные слова в тексте: «Заплакал от  горького стыда», «обновилась душа»? ­Найдите в учебнике на стр. 38 определение понятия  РАСКАЯНИЕ и запишите недостающие слова в информационном  листе. ­Петр поступил неправильно и у него  «проснулась» совесть от чего ему стало  плохо – он расплакался ­ он раскаялся ­ Раскаяние – (покаяние) – это изменение  той оценки, которую человек дает своимпоступкам. (Групповая работа) по рядам - Прочитайте рассказ «Работа СОВЕСТИ» (стр.37-38) и попытайтесь ответить на вопросы: 1 ряд. Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему? 2 ряд. Растолкуйте эту фразу: Что значит жить в ладу со своей совестью? 3 ряд. Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает? - Ребята, как можно помочь таким людям, встать на праведный путь. На стр. 38-39 найдите три шага в раскаянии. ­«Самое главное  в жизни человека – жить  в ладу со своей совестью». (Варианты ответов детей). Надо уметь  слышать совесть и поступать по её  подсказкам, исправляя свои ошибки. ­ Он не задумывается о проступках и их  последствиях.  ­прислушиваться к своей совести Первый шаг – согласие человека с  протестующим криком своей совести. Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки. Третий шаг – покаянные молитвы к Богу. ­ Когда раскаяние искренне, то на душе у  человека становится спокойнее. ­ Оно успокаивает человека, а значит и его  душу. ­ Раскаяние обновляет душу.- Что приходит после искреннего раскаяния? - Почему покаяние называют лекарством для души? - Как оно лечит? А теперь все тихо встали  и на месте зашагали Дружно руки вверх подняли В стороны, вперед, назад Наклонились вправо, влево Тихо сели и за дело ­Ребята, сейчас я буду вам зачитывать определение понятия,  а вы укажите рукой на это понятие. Понятия находятся в  кабинете. Внутренний голос человека – СОВЕСТЬ То, что способствует росту души человека, помогает другим  людям, радует Бога – ДОБРО То, что удаляет от добрых целей – ЗЛО Недоброе чувство, мысль или дело – ГРЕХ Изменение той оценки, которую человек дает своим  поступкам ­ РАСКАЯНИЕ - вернёмся к рассказу «Отречение Петра» - Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии? 6. Физминутка. 2 мин 5)Три шага к раскаянию Вопросы (  И тут петух пропел утреннюю зарю...  Петр вспомнил, что еще вечером Христос  сказал ему слова, оказавшиеся  пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух,  трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр  мужественно ответил: «хотя бы надлежало  мне и умереть с Тобою, не отрекусь от- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии? -- Как вы его понимаете? - В чём разница между покаянием и признанием своей ошибки. - Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. - Какой третий шаг в раскаянии вы узнали? - Назовите самую простую покаянную молитву. - Всякое ли покаяние помогает? - а каким должно быть покаяние? - Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на стр. 39. Храм – место покаянной молитвы. - Ребята, а кто-нибудь из вас был в храме? - Ребята как нужно вести себя в Храме? -Какие правила существуют? - А теперь прочитайте рубрику «Это интересно» на стр.38 - 39 - Что интересного вы узнали из Евангелие? Тебя». Теперь же при крике петуха Петр  вспомнил это предсказание Христа и  заплакал от горького стыда.) ­ Переворот своих стремлений. ­ Готовность исправить свой поступок. ­ «В этих слезах обновилась его душа.  Впредь он не будет бояться ничего, будет  проповедовать учение Христа и за это  будет казнен.» ­покаяние более сильная мера осознания  своей ошибки.   ­ Покаянные молитвы. ­ «Господи, прости…»  ­ Не всякое покаяние помогает. ­ Искренним Из учебника: «Как работу надо делать до  пота, так и каяться надо искренне, а порой  до слёз» ­Не разговаривать, выключить телефон,  относиться уважительно к прихожанам  Храма, девушки должны быть в юбке и с  покрытой головой. Бог в каждом из нас. И то как мы  относимся к простому человеку­так мы7. Закрепление 2 мин Восстановим фразы в информационных листах Задание 5. На его грех человеку указывает… совесть относимся и к Богу. со своей совестью. раскаяние или покаяние узнать: Что такое совесть? Что такое раскаяние? Как жить по совести? ­два человека ­грусти, печали ­да ­нет, так как того человека уже не вернуть Самое главное в жизни человека – быть в  ладу со своей совестью.  Самое главное в жизни человека – быть в ладу…  Правильная переоценка своего  поступка – это…  Какую задачу мы ставили на уроке? Я предлагаю вам просмотреть притчу, которая называется «Окно» ­Ребята, кто герой, этой притчи? ­Какие эмоции вызвала у вас притча? ­ Раскаялся ли 2 герой притчи? ­ Ребята, а поможет ли ему раскаяние изменить ситуацию? ­ Правильно, ребята, того человека уже не вернуть. Раскаяние  бывает запоздалым. Какой главный  нравственный урок извлекли вы из этой темы?Рефлексия. У вас на столах лежат листочки, напишите, все что вам  тревожит, мешает вашей совести, теперь скомкайте. У меня есть такая  вот коробочка, я сейчас пройдусь, и вы выбросите свои скомканные  листочки. Потом Я сожгу все эти листочки, и ваши беспокойства и  тревоги пройдут. А вы постарайтесь не совершать плохие поступки,  чтобы потом не тревожило вашу совесть. ­ Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как  совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не  заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас  учить разбираться, что такое хорошо, и  что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения. Продолжи предложения • • • Домашнее задание: 1.Вспомнить в каких изученных нами произведениях описываются  совесть и раскаяние. 2.Подготовить рассказ « Добро и Зло» в православной культуре. 3.Взять интервью у родителей, родственников:  связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа»? Объяснить. Сегодня на уроке я узнал … Больше всего мне запомнилось … Я задумался … 8. Итог урока. 9. Рефлексия  10. Инструктаж домашнего  задания. Подпись учителя:  Подпись методиста: Оценка за урок: Оценка за подготовку: Оценка за самоанализ: