Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1.Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2.Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3.Пополнять словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №2
СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ
«Магнит и его друзья»
Воспитатель: Кривенко Е.А.2017 г.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1.Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2.Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его
свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3.Пополнять словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1.Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному
поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и
проявление индивидуальности.
2.Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной
речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1.Воспитывать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения
опытов.
2.Воспитывать умение детей работать сообща, умение обсуждать,
договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит, скрепки, «Железная дорога», схемыподсказки,
презентация «Магнит и его свойства», аудиозапись мелодии «Буратино».
Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов
из различных материалов: мягкие игрушки, деревянные карандаши,
пластмассовые стаканчики, тарелки, стеклянные стаканчики, металлические
скрепки и кнопки, железные ключи, картон, игра «Рыбалка».Ход НОД:
Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную
лабораторию…
Задает детям вопрос «Куда мы попали?»
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории),
подводит детей к выводу, что оказались они в научноисследовательском
институте (лаборатории).
Воспитатель: Кто работает в научноисследовательских институтах и чем
занимаются люди данной профессии?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам на некоторое время стать учеными —
исследователями. (Обращает внимание детей на правила безопасности работы в
«лаборатории». Воспитатель выступает в качестве старшего научного
сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем
интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших
сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.)
Воспитатель: Вы будете младшими научными сотрудниками, а я старшим.
(У воспитателя коробка с большим магнитом. Коробка закрыта.)
Сегодня нам привезли какойто предмет для исследования, попробуйте
отгадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.Воспитатель: Наша задача познакомиться поближе с этим удивительным
камнем. (Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий,
холодный), определяют вес (тяжелый легкий?), цвет…)
Дают определение «Магнит это камень, поверхность его холодная,
гладкая, имеет вес…».
Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных
камней?
Ответы детей…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем
младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…
Воспитатель: Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столе?
Дети перечисляют Мягкие игрушки, деревянные карандаши, пластмассовый
стакан, стеклянная баночка, металлические скрепки, болты, ключи.
Опыт № 1.
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему
мнению, может притянуть к себе магнит».
Дети выполняют задание…
Воспитатель: Как проверить правильный ли выбор вы сделали?
Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
Воспитатель: Какие предметы притянул магнит?
Дети: Скрепка, болт.
Воспитатель: А какие не притянул?
Дети: Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовый стакан,
стеклянную банку).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
(Слайд)
Воспитатель: Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в
лаборатории № 2. Ребята, посмотрите, в лаборатории № 2 стоят сосуды
(непрозрачные стаканчики), а что в них находится, не видно. Как узнать, что
находится в емкости, не смотря во внутрь?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
Опыт № 2. «Достань предмет».
Воспитатель: У вас на столах стоят пластмассовые стаканы, в которых что
то находится, достаньте из стаканов предметы магнитом. (При этом соблюдая
технику безопасности).
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: Магнит действует через пластмасс.
Воспитатель: Как вы думаете, только ли через пластмасс действует магнит?
Ответы детей.
Опыт №3
Воспитатель: В лаборатории №3 мы проведем опыт под названием «Танец
скрепок». Вам нужно «заставить» скрепки двигаться на листе картона. Как это
сделать?
Предположения детей
Вывод: Магнит действует через картон.
А теперь я вам предлагаю отдохнуть и немножечко размяться, поиграть в игру
«Рыбалка» (игра на магнитах).
Ребята делятся на две команды, им предлагается игра «Рыбалка». Удочками с
магнитом дети вылавливают рыбок.
В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через
воду».Опыт № 4.
Воспитатель: В лаборатории №4 нас ждет следующий эксперимент «Не
замочи рук».
Детям предлагаются стеклянные стаканчики наполненные водой, где на дне
лежат скрепки. Нужно не замочив пальцев рук достать предметы.
Вывод: «Магнит действует через стекло и воду».
Опыт №5
Воспитатель: В лаборатории №5 нас ждет следующий эксперимент «Клад».
Вам необходимо найти «клад» в пустыне. (Детям предлагается емкости
наполненные манной крупой, где спрятан «Клад» (кнопки, гвоздики), дети
должны отыскать его. (При этом соблюдая технику безопасности с острыми
предметами).
Вывод: «Магнит действует через сыпучие вещества».
Опыт № 6
Воспитатель:
В лаборатории №6 нас ждет следующий эксперимент
«Железная дорога». Вам необходимо вспомнить нашу беседу о полярности
магнита и сделать вывод. (Детям предлагается «Железная дорога» с паровозом
и вагончиками, но один вагончик не цепляется к остальным).
Почему один вагон не цепляется к остальным?
Предположения детей.
Вывод: «Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а
одинаковые отталкиваются».
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
Воспитатель: Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но
интересный день. Мы изучали свойства магнита. Так с чем же дружит магнит?
(На магнитной доске выставлены схемы подсказки).Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно
схемы появляются на экране).
(Слайд)
Дети:
Магнит притягивает только металлические предметы.
Магнит имеет два полюса: разные полюсы притягиваются, а одинаковые
отталкиваются.
Магнит действует через стекло, картон, воду, сыпучие вещества.
Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют
коробку с выполненным заданием.
Воспитатель: С заданиями и экспериментами мы справились и отправляем
коробку нашим ученым. А сейчас послушаем нашего сотрудника, который
интересуясь магнитами и играми на магнитах нашел очень интересное
стихотворение о магните.
Уже давно люблю магнит,
Он и теперь меня манит,
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель: Ребята, а где в быту мы применяем этот невзрачный, серенький
брусок?
Ответы детей.
(Слайд)
Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и
применением магнита.
Воспитатель: Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство
научноисследовательского института благодарит вас за проделанную работу и
награждает вас маленькими подарками магнитиками. Предлагаю вамподелиться своими знаниями с друзьями и родителями. А мы прощаемся с
лабораторией, до новых опытов и экспериментов.