Конспект по познавательному развитию "Птицы"для детей подготовительной к школе группы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы"для детей подготовительной к школе группы. Содержание материала включает конспект занятия, задачи - уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах, расширять представления об особенностях поведения птиц весной. Может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений и другими. Творческих успехов!
Иконка файла материала встречаем птиц.docx
Конспект НОД  по познавательному развитию  "Птицы" для детей подготовительной к школе группы Программное содержание: 1. Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах; 2. Расширять представления об особенностях поведения птиц весной; 3.  Развивать познавательный интерес при установлении причинно­следственных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц;  Закреплять умение в составлении описательных рассказов и классификации птиц;  Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения; 4. 5. Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить все звуки речи; 6. 7. Развивать знаково­символическую функцию сознания; 8. Формировать основы экологических знаний и экологического сознания; 9. Формировать пространственное ориентирование;  10. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и  её обитателям.                   Оборудование и материалы: набор для показа презентации по теме «Птицы», диск с записями голосов птиц.   Листы в клетку, простые карандаши. Дидактические игры: «Помоги птицам найти друзей», «Собери из деталей птиц»; карточки с изображениями зимующих и перелетных  птиц. Ход НОД: В: ­ Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие? Дети: ­ …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы... В: ­ Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природу есть несколько царств. Назовите их Ответы   детей:   ­   …растительный   мир,   животный   мир,   мир   микробов...   Воспитатель:   ­   Давайте заглянем в царство животного мира, где есть   мир птиц. Изменяются   времена   года   и   происходят   изменения   в   жизни   животного   и   растительного   мира. Скажите, какое сейчас время года? Дети: ­ Весна! В: ­ Назовите мне весенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц? (ответы детей) В: ­ Алиса, расскажи стихотворение об апреле: Ребенок:   ­ Хорошо в лесу в апреле пахнет лиственною прелью, Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют. На полянке медуница выйти к солнышку стремится. Набухают веток почки, пробиваются листочки. Воспитатель: ­ О каком периоде весны в нём говорится? Звучит аудио кассета с голосами птиц. Воспитатель: ­ Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести. Давайте вспомним правила поведения в лесу. 1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно    добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе. 2.  Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение. 3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные. 4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево — живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда птицы. 5.  Сохраняйте паутину — это дом паука. 6.  Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе. 7.  Кора дерева — это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет. 8.  Охраняйте муравейники! Муравьи — санитары леса. 9.  Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица­мать может бросить это гнездо. 10.  Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса. 11.   Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы. Ведь звери привыкли жить в тишине. 12. Лес — это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто. Ребенок читает стишок: 1Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй. Воспитатель: ­ Правила поведения в лесу вы знаете. Дыхательная гимнастика В: ­ Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он? Дети: ­ …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый. В: ­ Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны. Ответы детей: ­ Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче; ­ стало теплее, прилетели перелётные птицы ­ тает снег, …много влаги и тепла; ­  набухают почки, …проснулись насекомые; ­  после зимней спячки  пробудились медведи; ­  началось сокодвижение у деревьев; ­  люди одеваются легко... В: ­ Молодцы!  Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) (релаксация)             игра «Один – много» Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать  какие именно, давайте отгадаем загадки:  Всех перелетных птиц черней,  Чистит пашню от червей,  Взад – вперед по пашне скачет,  А зовется птица ­ …грач  слайд 1: ­Правильно, это – грач.  ­   Ребята,   есть   такое   выражение:   грачи   прилетели,   на   крыльях   весну   принесли.   ­   Как   вы   его понимаете? (грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна. Посмотрите на изображение грача. ­ Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного) ­ На какую зимующую птицу он похож? (ворона)  Обратите внимание, какой большой у него клюв. ­ Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. А эту птицу всякий знает:  На шесте её дворец, Червяков птенцам таскает, Да трещит весь день­ …. скворец. Слайд 2: Скворец   ­   красивая   птица   с   блестящим   черным   опереньем.   Короткий   хвост,   длинные   крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко­желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.  ­ Предлагаю угадать следующую птицу: Под крышей я леплю гнездо, Из комочков глины.  Для птенчиков стелю на дно  Пуховую перину. ( ласточка) Слайд 3: ­ Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце.  ­ Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету?  Кто на ёлке, на суку, Счёт ведёт: «Ку­ку. Ку­ку?» (кукушка) Слайд 4: 2Кукушка   –   небольшая   птица,   но   крупнее,   чем   соловей.   Какую   она   имеет   окраску? (пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости: Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (соловей)  Слайд 5: Соловей – маленькая птичка,  Какое она имеет оперение по цвету? (коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки? Это крупная птица с большими глазами, серым оперением, и клювом крючком. Она бесшумно летает, способна видеть в темноте, у нее острый слух, мгновенная реакция – за эти качества в народе их прозвали «пернатыми кошками». Кто же это? слайд 6: Дети: сова! Физкультминутка «СОВУШКА» Днем сплю, ночью летаю, Мышей добываю И. П. – основная стойка. 1. поднять руки через стороны вверх; 2. вернуться в и. п. повтор 6­8 раз ­Воспитатель:  Весной у птиц появляются новые заботы. Какие? Дети: ­ Им нужно строить гнёзда. Воспитатель: ­ Где птицы строят свои гнёзда? Ответы детей: ­ Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в дуплах. Воспитатель: ­ А из чего птицы строят свои гнёзда? Ответы детей: ­ Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха  животных.  С наступлением весны оживает вся природа, мы всё чаще слышим пение птиц, которое  нас радует, вдохновляет, совсем скоро у них появятся птенцы, как же будут называться птенцы у  этих птиц? Давайте подумаем. У грача…(грачата) У скворца….(скворчата) У ласточки ….(ласточата) У кукушки….(кукушата) У соловья ….(соловьята) Соберите из деталей фигуры птиц, подумайте, как эта птица называется и к каким птицам она относится: перелетным или зимующим. Игра «Добавь слово» У человека квартира, а у птицы… гнездо. У зверей шерсть, а у птицы… перья. У человека нос, а у птицы… клюв. У человека руки, а у птицы… крылья. У человека ребёнок, а у птицы… птенец. ­ Молодцы, правильно угадали. Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются. Воспитатель: ­ Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах. Ответы детей:         * Лес без птиц не лес.         * Всякая птица своим  пером гордится. 3* Всякая птица по­своему поет.         * У каждой пташки ­ свои замашки.         * Не бывать вороне соколом.         * Немного синица ест, пьет  да весело живет.         * Сорока без причины не стрекочет.         * Сорока на хвосте новости приносит.         * Соловей берёт пением, а человек – умением.         * Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.         * Кукушка кукует ­  по дому горюет.         * Журавль прилетел  и тепло принес.         * Журавль высоко летает,  а от реки не отлетает.         * Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать. Пальчиковая гимнастика «Птичка» Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела, песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту) «Графический диктант» –Возьмите свои карандаши, листочки, найдите начальную точку, выполняем задание:   2 вверх, 3 вправо, 2вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,  5 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 8 влево. –Проверим, что у вас получилось? Дорисуйте глаз, клюв, ноги. Если утки перестанут крякать, А вороны перестанут каркать, Дятел дерево долбить в лесу, А кукушка плакать на суку.                                     Что случится? Что произойдет?                                                                             В: ­ Ребята, что может случиться, если птиц не станет?                             Ответы детей:­ Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;                                           ­ расплодятся вредные насекомые ,грызуны ­ они съедят все листья, хвою на деревьях; ­ погибнут леса и  сады.                                                                                                      В: Да, лес большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.                       Итог:  ­ Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали во время нашего путешествия? ­ О каких перелётных птицах? ­ Какая первая птица прилетаем к нам весной? ­ Что интересного вы узнали о кукушке? ­ Где строит себе гнездо ласточка? ­ А из чего? ­ Где выводит своих птенцов скворец? ­ Верно. ­ Ребята, Вы с родителями сделали скворечники, и их развесили, теперь   будем встречать прилет скворцов и других птиц. На этом наше путешествие в царство животного мира подошло к концу. 4