Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы"для детей подготовительной к школе группы. Содержание материала включает конспект занятия, задачи - уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах, расширять представления об особенностях поведения птиц весной. Может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений и другими. Творческих успехов!
Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы" для детей подготовительной к
школе группы
Программное содержание:
1. Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах;
2. Расширять представления об особенностях поведения птиц весной;
3.
Развивать познавательный интерес при установлении причинноследственных связей между
внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц;
Закреплять умение в составлении описательных рассказов и классификации птиц;
Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения;
4.
5. Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить все звуки речи;
6.
7. Развивать знаковосимволическую функцию сознания;
8. Формировать основы экологических знаний и экологического сознания;
9. Формировать пространственное ориентирование;
10. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям.
Оборудование и материалы: набор для показа презентации по теме «Птицы», диск с записями
голосов птиц. Листы в клетку, простые карандаши. Дидактические игры: «Помоги птицам найти
друзей», «Собери из деталей птиц»; карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц.
Ход НОД:
В: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?
Дети: …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы...
В: Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей
матушки природу есть несколько царств. Назовите их
Ответы детей: …растительный мир, животный мир, мир микробов... Воспитатель: Давайте
заглянем в царство животного мира, где есть мир птиц.
Изменяются времена года и происходят изменения в жизни животного и растительного мира.
Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
В: Назовите мне весенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц? (ответы детей)
В: Алиса, расскажи стихотворение об апреле:
Ребенок:
Хорошо в лесу в апреле пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют.
На полянке медуница выйти к солнышку стремится.
Набухают веток почки, пробиваются листочки.
Воспитатель: О каком периоде весны в нём говорится?
Звучит аудио кассета с голосами птиц.
Воспитатель: Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести.
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе
пищу и могут погибнуть в неволе.
2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные.
4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево — живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда
птицы.
5. Сохраняйте паутину — это дом паука.
6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
7. Кора дерева — это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.
8. Охраняйте муравейники! Муравьи — санитары леса.
9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птицамать может бросить это гнездо.
10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11. Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы.
Ведь звери привыкли жить в тишине.
12. Лес — это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.
Ребенок читает стишок:
1Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём
Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй.
Воспитатель: Правила поведения в лесу вы знаете.
Дыхательная гимнастика
В: Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он?
Дети: …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый.
В: Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны.
Ответы детей:
Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче;
стало теплее, прилетели перелётные птицы
тает снег, …много влаги и тепла;
набухают почки, …проснулись насекомые;
после зимней спячки пробудились медведи;
началось сокодвижение у деревьев;
люди одеваются легко...
В: Молодцы! Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют
птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) (релаксация)
игра «Один – много»
Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать
какие именно, давайте отгадаем загадки:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица …грач
слайд 1:
Правильно, это – грач.
Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. Как вы его
понимаете? (грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает
весна. Посмотрите на изображение грача.
Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)
На какую зимующую птицу он похож? (ворона)
Обратите внимание, какой большой у него клюв.
Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он
делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
А эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день …. скворец.
Слайд 2:
Скворец красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья,
прямой длинный клюв, черный – у самочки, яркожелтый – у самца. Ест червей и насекомых.
Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
Предлагаю угадать следующую птицу:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( ласточка)
Слайд 3:
Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце.
Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету?
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Куку. Куку?» (кукушка)
Слайд 4:
2Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей. Какую она имеет окраску?
(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда
не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и
растить птенцов кукушки.
Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Слайд 5:
Соловей – маленькая птичка,
Какое она имеет оперение по цвету?
(коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки?
Это крупная птица с большими глазами, серым оперением, и клювом крючком.
Она бесшумно летает, способна видеть в темноте, у нее острый слух, мгновенная реакция – за эти
качества в народе их прозвали «пернатыми кошками». Кто же это?
слайд 6:
Дети: сова!
Физкультминутка «СОВУШКА»
Днем сплю, ночью летаю,
Мышей добываю
И. П. – основная стойка.
1. поднять руки через стороны вверх;
2. вернуться в и. п.
повтор 68 раз
Воспитатель: Весной у птиц появляются новые заботы. Какие?
Дети: Им нужно строить гнёзда.
Воспитатель: Где птицы строят свои гнёзда?
Ответы детей: Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в
дуплах.
Воспитатель: А из чего птицы строят свои гнёзда?
Ответы детей: Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха
животных. С наступлением весны оживает вся природа, мы всё чаще слышим пение птиц, которое
нас радует, вдохновляет, совсем скоро у них появятся птенцы, как же будут называться птенцы у
этих птиц? Давайте подумаем.
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У кукушки….(кукушата)
У соловья ….(соловьята)
Соберите из деталей фигуры птиц, подумайте, как эта птица называется и к каким птицам она
относится: перелетным или зимующим.
Игра «Добавь слово»
У человека квартира, а у птицы… гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы… перья.
У человека нос, а у птицы… клюв.
У человека руки, а у птицы… крылья.
У человека ребёнок, а у птицы… птенец.
Молодцы, правильно угадали.
Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются.
Воспитатель: Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах.
Ответы детей:
* Лес без птиц не лес.
* Всякая птица своим пером гордится.
3* Всякая птица посвоему поет.
* У каждой пташки свои замашки.
* Не бывать вороне соколом.
* Немного синица ест, пьет да весело живет.
* Сорока без причины не стрекочет.
* Сорока на хвосте новости приносит.
* Соловей берёт пением, а человек – умением.
* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
* Кукушка кукует по дому горюет.
* Журавль прилетел и тепло принес.
* Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
* Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела,
песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту)
«Графический диктант»
–Возьмите свои карандаши, листочки, найдите начальную точку, выполняем задание: 2 вверх, 3
вправо, 2вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 8 влево.
–Проверим, что у вас получилось? Дорисуйте глаз, клюв, ноги.
Если утки перестанут крякать,
А вороны перестанут каркать,
Дятел дерево долбить в лесу,
А кукушка плакать на суку.
Что случится? Что произойдет?
В: Ребята, что может случиться, если птиц не станет?
Ответы детей: Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;
расплодятся вредные насекомые ,грызуны
они съедят все листья, хвою на деревьях;
погибнут леса и сады.
В: Да, лес большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны
друг другу и зависят друг от друга.
Итог:
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали во время нашего путешествия?
О каких перелётных птицах?
Какая первая птица прилетаем к нам весной?
Что интересного вы узнали о кукушке?
Где строит себе гнездо ласточка?
А из чего?
Где выводит своих птенцов скворец?
Верно.
Ребята, Вы с родителями сделали скворечники, и их развесили, теперь будем встречать прилет
скворцов и других птиц. На этом наше путешествие в царство животного мира подошло к концу.
4