Конспект по познавательному развитию «Строим домик для трех поросят»

  • Мероприятия
  • docx
  • 20.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Расширение представления у детей о свойствах природного материала, используемого для строительства домов; воспитание интереса к экспериментированию. Задачи:  расширять и закрепить знания детей о свойствах соломы, веток и камней (хрупкая, тяжелый, крепкий, не мнется, прочный), их форме, размере;  прививать детям навыки экспериментирования;  развивать исследовательский интерес к объектам неживой природы;  способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать;  развивать речь и обогащать словарный запас детей;  воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников, не перебивая;  развивать моторику рук и двигательную активность детей.
Иконка файла материала Конспект занятия.docx
Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Строим домик  для трех поросят» (старшая группа) Подготовила: воспитатель Кривенко Е.А. Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная  деятельность.  Формы организации:  подгруппа детей старшего возраста.  Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое  развитие, художественно ­ эстетическое развитие, социально ­  коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель: Расширение представления у детей о свойствах природного материала,  используемого для строительства домов; воспитание интереса к  экспериментированию. Задачи:   расширять и закрепить знания детей о свойствах соломы, веток и  камней (хрупкая, тяжелый, крепкий, не мнется, прочный), их форме,  размере;  прививать детям навыки экспериментирования;  развивать исследовательский интерес к объектам неживой природы;  способствовать развитию мыслительных  умений: сравнивать, обобщать, анализировать;  развивать речь и обогащать словарный запас детей;  воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников, не  перебивая;  развивать моторику рук и двигательную активность детей. Методы и приёмы: создание игровой ситуации; использование аудиозаписи с голосами сказочных героев, развитие моторики, словесная игра, элементы  экспериментирования, физкультминутка, сюрпризный момент.Материал и оборудование: посылка с образцами материалов (солома,  деревянные прутики, камень); диск с аудиозаписью; игрушки трёх поросят;  изображения домиков из разных природных материалов; природный материал  (солома, деревянные прутики, камни); лейка с водой, цементная смесь,  лопатки – 4 шт., мастерок.. Предварительная работа: чтение сказки «Три поросёнка» пер. с англ. С.  Михалкова, обыгрывание сказки по ролям, рассматривание иллюстраций с  изображением сказочных героев; загадывание загадок, рассматривание  картинок с изображениями различных домов, конструирование домиков из  конструктора, опыты с воздухом, с водой, с ветром. Словарная работа: каменный, соломенный, прочный, надежный, тяжелый,  легкий. Ход непосредственной образовательной деятельности: (Дети становятся в круг, берутся за руки и произносят): Собрались сегодня снова, Все к занятию готовы! Будем весело играть И друг другу помогать. Воспитатель:  ­ Сегодня очень добрый день! Хоть за окном прохладная,  дождливая весна, но в нашей группе тепло и уютно. (Раздается стук в дверь). Ребята, кто же это мог быть? Давайте, посмотрим? (Воспитатель сообщает детям, что получила посылку.) ­ Ребята, давайте откроем ее и посмотрим, что там? (достает из коробки  музыкальный диск). Давайте послушаем, что на диске и узнаем от кого  посылка. (Прослушиваем запись на магнитофоне):  «Здравствуйте, ребята! Это три поросенка: Ниф­ниф, Наф­Наф и Нуф­Нуф.  Мы собрались строить дом, чтобы он защитил нас от непогоды и от злого  волка. Как вы знаете, дом поросенка должен быть крепостью. Поэтому нам  нужен крепкий и надежный дом. Но мы не знаем, из чего лучше его построить. Мы выслали вам несколько материалов. Помогите нам выяснить, из какого  материала лучше всего строить дом? Ваши поросята»  Воспитатель: давайте посмотрим, что же за материалы прислали нам  поросята? (достает из коробки солому, деревянные прутики, камень).Воспитатель: что же это, дети? (дети перечисляют материалы). ­ Сегодня поросята приглашают вас в свою сказку, они просят, чтобы вы  помогли им выбрать материал для постройки домиков.  Воспитатель: Вот так беда…Ребята, а мы сможем помочь трём  поросятам? (Ответы детей). Конечно, мы с радостью поможем. Но для начала, давайте вспомним, где  живут животные.   Поиграем в игру Медведь живет в (берлоге), Лиса, барсук – в … (норе), Бобер построил … (хатку), Белка живет в … (дупле), Крот под … (землей) ютится – Там он с семьёю всей. А где живем мы с вами, Кто скажет мне скорей? (Ответы детей.)     «Доскажи словечко»    . Воспитатель: Дома строят из разных материалов. Я буду называть материал, а  тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким будет дом из этого материала: Из соломы ­ соломенным; Из камня ­  Из дерева ­…. из глины­…. из кирпича ­…. Как вы думаете, из какого материала будет самый крепкий дом? (ответы  детей) Эксперимент с соломой. Опыт 1. «Сравниваем на ощупь» ­ Ниф – Ниф приглашает вас посмотреть из какого материала будет его  домик. (Дети подходят к месту, где обозначен домик. Педагог предлагает  рассмотреть картинку, на которой нарисован домик из соломы). ­ Посмотрите, ребята, какой домик хочет себе построить Ниф – Ниф. А как вы думаете, из чего он будет сделан? (Ответы детей. Педагог достает  солому и демонстрирует её детям.) Опыт 2. «Прочность»­ Ребята, а как вы считаете, домик из соломы у Ниф – Нифа прочный,  надежный? (Ответы детей) ­ Ниф – Ниф считает, что домик у него прочный. Вы хотите показать Ниф –  Нифу, что домик у него ненадежный. (Педагог детям взять по соломинке.  Дети держат их в руках).  Ребята, вам легко держать соломинку? Что вы можете сказать про нее, какая  она? (Ответы детей)  Опыт 3. «Защита от ветра». ­ Представьте, что подул ветерок. Что произойдет с соломинкой? (Она  полетит, потому что она легкая. Дети дуют на соломинку) Педагог предлагает попробовать ее сломать. Что произошло с  соломкой? (Дети ломают соломинку. Ответы детей). ­ Ребята, а если пойдет дождь, что может случиться с соломенным домиком  Ниф­Нифа? (ответы детей). ­ Давайте проверим ваши предположения.  Опыт 4. «Защита от дождя».  На пучок соломы педагог льет воду. Дети наблюдают, как вода протекает  сквозь солому. ­ Ребята, если Ниф – Ниф построит домик из соломы, какой он у него будет?  (непрочный, хрупкий, ненадежный, неудобный) Эксперимент с деревянными прутьями. Педагог предлагает отправиться к Нуф – Нуфу посмотреть из чего он решил  построить себе домик. (Дети проходят к месту, где обозначен домик Нуф –  Нуфа. На столе лежит картинка домика из прутиков). Далее ход деятельности проводится по аналогии эксперименту с соломой. (Опыт1 – 4 ) (Дети дуют на веточки, ломают их, поливают водой). ­ Ребята, если Нуф – Нуф построит домик из веточек, получится домик  надежный? (Ответы детей) ­ Теперь, нас приглашает Наф – Наф на свою строительную площадку. ­ Ребята, из чего будет делать домик Наф – Наф? (Дети рассматривают  картинку с изображением домика из камня. Педагог достает камни по  количеству детей и раздает их детям). ­ Вспомните, ребята, какими были солома и веточки? (Ответы детей) ­ Как вы считаете, камень такой же, как соломинка или веточка? (Ответы  детей о свойствах камня) Эксперимент с камнем. (Опыт1 – 4 ).­ Как мы это можем проверить? (Дети пытаются сдуть камень с ладошки,  сломать камень, поливают на него водой). ­ Посмотрите, какой крепкий, надежный камень! Его невозможно сдуть и  сломать. Камень не пропускает воду. ­ Как вы считаете, ребята, чей домик оказался самый прочный, надежный,  устойчивый? (Ответы детей). Физминутка «Строим дом» Раз, два, три, четыре, пять          Дети маршируют на месте Будем строить и играть                         Дом большой, высокий строим   Встают на носочки и тянутся руками вверх Окна ставим, крышу кроем.       Показывают руками окно, крышу над  головой Поросятам строим дом              Имитация ударов молотком Будем им уютно в нем.              Двумя руками обнимают сами себя Коллективная продуктивная деятельность Воспитатель: ну что же, размялись, отдохнули! А теперь пора за работу!  Поросята просят помощи, надо им помочь. Чтобы определить кто где будет  работать, возьмите карточки с геометрическими фигурами и найдите свою  площадку. (Дети берут карточки с фигурами треугольник – квадрат ­ круг и  расходятся по своим столам. На столах лежат строительные материалы из  сказки и макеты домиков).  Сейчас давайте подойдем к столам, где у нас уже все подготовлено для  построения домов для поросят. С их помощью мы узнаем, из чего же лучше  строить дом для поросят. (Дети подходят к столам для строительства домиков. Воспитатель  включает запись песни поросят «Всем на свете нужен дом…». )  Рефлексия ­ Ребята, как вы считаете, поросятам понравились домики, которые вы для  них сделали? Почему? (Домики каменные, поэтому они крепкие, надежные,  прочные). Ну что же, ребята, мы славно потрудились и узнали ответ на вопрос  поросят, из чего же лучше построить дом. А построенный нами домик мы  отправим поросятам.  (педагог включает песню «Нам не страшен серый волк»).Литература: Методические пособия: 1. Аджи А.В.Конспекты интегрированных занятий в старшей группе. ­ ТЦ  «Учитель» ­ Воронеж. 2008; 2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью. – УЦ ПЕРСПЕКТИВА – М. – 2008; 3.Нищева Н.В. Организация коррекционно­развивающей работы в  логопедической группе. – Изд­во «ДЕТСТВО­ПРЕСС». – СПб. 2006; 4. Развивающие занятия с детьми. (под ред. Парамоновой Л.А.), М., ОЛМА  Медиа Групп – 2009; 5. Программа развития «От рождения до школы», под ред. Веракса Н.Е., М. –  «Мозаика –Синтез», 2010. Художественная литература: «Три поросёнка», сказка, пер. с анг. С. Михалков, М. «Пресса» ­ 2004.