Конспект по роману Достоевского
Оценка 4.7

Конспект по роману Достоевского

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
29.01.2017
Конспект по роману Достоевского
Тема урока: Человек в понимании Достоевского Цель урока: разгадать, найти, представить определение гармоничного человека Человек сам решает, все идет от человека, для человека, благодаря человеку…В этом заключается величайший гуманизм Достоевского. Раскольников идет на преступление ради такого человека. Но оправдывает ли цель средства достижения ее?
конспект.docx

Тема урока: Человек в понимании Достоевского

Цель урока:

разгадать, найти, представить определение гармоничного человека

Записи на доске:

1. Тенгиз Абуладзе, режиссер фильма «Покаяние»

2.  Гармония— категория, отражающая закономерный характер развития действительности, согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы, целостность.

 

Ход урока:

       I.            Вступительное слово учителя

-Этот урок- урок обобщения, он седьмой по счету в системе уроков по роману Достоевского.

 

    II.            Ассоциативная задача.

Что ассоциируется у вас с цифрой 7?

7–тайна, 7 правящих планет, 7 дней недели, 7 нот гаммы, 7- цифра везения, 7 цветов радуги, 7 чувств, 7- число гармонии, совершенное число, 7 букв в слове «человек».

 

 III.            Определение темы урока

Задание 1:

1.      Прочитайте высказывания

2.      Определите тему урока (Человек в понимании Достоевского)

-Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

-Человек наиболее живет в то время, когда ему нужно чего-нибудь искать.

-Человек- целый мир, ему бы представить гармоничное побуждение.

Задание 2:

1.      Назовите глаголы в высказываниях

2.      Определите цель урока

Цель урока: разгадать, найти, представить определение гармоничного человека

 

 IV.            Исследовательская работа «Се человек!»

-«А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти,— поспешил Мармеладов,- Ничего-с! Не с презрением, а со смирением к сему отношусь.  Пусть! пусть! «Се человек!»

Задание:

1.      просмотрите ряды романных образов (в этом суть многослойности романа)

2.      проанализируйте диаграмму

3.      определите диаграмму Раскольникова

Вывод:

Человек сам решает, все идет от человека, для человека, благодаря человеку…В этом заключается величайший гуманизм Достоевского (по словарю Ожегова, гуманность, человечность)

Раскольников идет на преступление ради такого человека. Но оправдывает ли цель средства достижения ее?

 

    V.            Анализ эпизода преступления

Задание:

Определите, как режиссер решает показать преступление. (тиканье часов)

Этот страшный эксперимент- проверка теории.

 

 VI.            Дискуссия «Теория Раскольникова»

О Раскольникове говорит Достоевский: «Это человек, приговоренный к смерти»

О Раскольникове говорит Писарев: «Это человек, приговоренный к преступлению»

    Кто прав?

 

VII.            Игра «Продолжите фразу»

Как и любая теория, теория Раскольникова гармонична и пропорциональна.

Когда возникает диспропорция и дисгармония?

Задание:

Продолжите фразу словом «НО Раскольников»

«Существуют на свете лица, которые могут, полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления»

«Человеку все позволено…»

 «Убей ее и возьми ее деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу…»

«Да ведь тут арифметика! За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен».

 «Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь,…может дать себе разрешение через кровь…»

«Одно преступление влечёт за собой другое»

«Разве я старушонку убил? Я себя убил?»

 

VIII.            Групповая проектная работа

Задание:

1.      Прочитайте высказывание Н. Страхова: «Главная мысль романа: …показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью».

2.      Спроектируйте модель гармоничного человека в понимании Достоевского в виде одного высказывания

                  

 IX.            Заключение 5

1. чтение высказывания Достоевского

«Жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы- сердце человеческое»

2. просмотр ролика из кинофильма «Покаяние»

 

    X.            Рефлексия

Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.

 


 

Тема урока: Человек в понимании

Тема урока: Человек в понимании

Определите, как режиссер решает показать преступление

Определите, как режиссер решает показать преступление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017