Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс
Оценка 5

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
01.05.2017
Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс
Материал представлен в доступной для детей форме. В материале используются здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, смена видов деятельности на уроке). Используется раздаточный материал (карточки). Оформление доски красочными картинками, что делает урок наиболее интересным и понятным детям. При необходимости к конспекту урока можно сделать презентацию.
конспект урока по русскому языку 3 класс.doc
Предмет: русский язык Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные Тип урока:  Урок открытия нового знания Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные,  классифицировать слова, решать проблемные задачи. Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно­этическая  ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и  произвольное построение высказывания в устной и письменной форме) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка  вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с  достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации) Методы обучения: системно­деятельностный подход Информационный материал: • русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. ­ М.: Вентана­Граф, 2008. – (Начальная  школа XXI века) ­ с.66­69. • раздаточный материал – карточки. Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на  уроке. Ход урока Организационный момент Послушайте легенду. Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать, что  мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая  бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая – я её  умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».  Ваши знания тоже в ваших руках. Давайте мы это и докажем своей работой на уроке.  Минутка чистописания ­ Откройте свои тетради и запишите число, классная работа. ­ Если вы сгруппируете существительные по определённому признаку в 2 группы, то в  словах одной группы заметите букву, которую будем  писать на минутке каллиграфии:  Лес, крот, врач ,телефон, снег, ребята, сорока  (На карточках, на доске)                                ­ По какому признаку группировали слова ( одуш. и неодуш.)  Внимательно посмотрите на  существительные одушевлённые. ­ Какую букву будем писать? ( Р) ( во всех словах встречается буква Р) Р РР РРР продолжите ряд. Что вы заметили? (добавляется по  букве) Словарно­орфографическая работа. 1. Словарный диктант.   (Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске) Записать одним словом: o Синоним слова «дело»; (работа) o Множественное слово от слова «ребёнок»; (дети) o столица нашей страны (Москва); o маленькая серо­коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей); o сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь); Проверка.                                                                                   (работа, ребята, Москва, воробей, тетрадь)   ­ Что объединяет все эти слова?  (имена сущ.) ­ Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных.  ­Давайте поиграем в игру «Верю­не верю» 1. Имя существительное относится к служебным частям речи. ( нет) 2. Имя существительное ­ самостоятельная часть речи. (да) 3. Имя существительное обозначает признак предмета. (нет) 4. Имя существительное обозначает предмет. (да) 5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? (нет) 6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?. (да) 7. Имя существительное изменяется по лицам и числам. (да) 8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.(да) 9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет) 10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да) ­ Посмотрите на словарные слова. Какое слово   лишнее ? Обоснуйте свой ответ. .  Актуализация знаний  ­ А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы? Ответы учащихся  Ещё с заглавной буквы пишутся:  Имена, фамилии, отчества  Имена  сказочных героев  Названия  областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,      то есть  географические  названия ­ Послушайте стихотворение Измайлова о большой  букве (читает ученик) Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв­подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто. Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая ­ совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! ­Вот какие важные дела у большой прописной буквы.  Создание проблемной ситуации Ребята, а как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Как называются слова, которые пишутся со строчной буквы? «Открытие» новых знаний ­ В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные  термины. Это ­ имена существительные собственные и нарицательные.  «Собственные  называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и  пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные называют предметы, которые не являются единичными  и пишутся со строчной буквы». Значит, ФИО, имена сказочных героев, и  названия  областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё  клички животных ­ это собственные имена существительные.  Они  пишутся с заглавной   буквы,   а   названия   одинаковых   или   однородных   предметов   ­   это   имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы. Постановка темы урока     Попробуйте   назвать   тему   нашего   урока   (Тема   урока   «Имена   существительные   собственные и нарицательные Физкультминутка. Если я называю имена существительные собственные, то вы приседаете, а если имена  нарицательные – хлопаете в ладоши. Лес, ворона, Ирина, машина, Рома, Пушкин, мама, волк, Англия, Новгород, муравей,  Барсик,  яблоко, художник, Иванович, Надежда Первичное закрепление новой темы.  ­ Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными? ­ Какие у вас собственные имена? ­ Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города,  улицы, реки. ­ Как же пишутся собственные имена существительные? ­ Но есть еще нарицательные имена существительные. ­ Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются  единичными. ­ Как вы думаете, как пишутся такие слова? ­ Приведите примеры имен собственных (нарицательных). ­ Сверим свои полученные знания с учебником на стр 66 в рубрике «Тайны языка»  Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и  нарицательных Как определить род несклоняемых собственных имён существительных? Прочитаем правило на стр 67 Найдите  упр.2   на  с.67  Прочитайте стихотворение. Какое задание нужно сделать? (самостоят. работа  учащихся) ­ Прочитайте. Какие слова выписали. Назовите род выделенных слов. (Эри­ср.р, Ориноко­ ж.р., Ориноко­м.р.) Работа у доски стол –                                 Россия дом –                                    Саратов подарок ­                            река Волга кошка ­                             Алексеевич ­ Прочитайте слова левого столбика. ­ Измените их по числам. ­ Прочитайте слова правого столбика. ­ Измените их по числам. ­ Получается? ­ А к какой группе существительных относятся эти слова? (имена собственные) ­ Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать? ( не  изменяются по числам) Чтение правила. Прочитайте правило .с 68 ­Придумайте со словами  в упр. 3 с. 68 словосочетание одно с  именем  сущ.собственным , а другое с именем сущ.нарицательным. Черное море ­ чёрное платье город  Орёл –  птица орёл  Белое море ­ белое покрывало ­ Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите  слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки во дворе. Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал, постучал в окошко: ­ Отыскалась твоя серёжка! Работа по карточкам. Карточка № 1 1. Выписать имена существительные собственные.   Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;   Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;   Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;   Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;   Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук. Карточка № 2 1. Выписать имена существительные нарицательные.   Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;   Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;   Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;   Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;   Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук. На доске картинки 1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным  клички. Летом   и   жили в   … . По утрам   кормила    …, а   ­   … . Во дворе у   … жили   … ,   … и   … . Итог урока. Рефлексия. ­ Услышим скоро мы звонок.  Пора заканчивать урок. Кубик Блума (сегодня я узнал…, я понял, что…, было трудно…, теперь я могу…, я  выполнял задания…, я научился… ) Домашнее задание Карточка Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и  Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку  дали коту. Васька был рад. 1. Озаглавьте текст и спишите. 2. Выпишите все имена существительные собственные. 3. Выпишите имена существительные нарицательные. 1. Выписать имена существительные собственные.   Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;   Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;   Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;   Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;   Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук. Карточка № 2 1. Выписать имена существительные нарицательные.   Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;   Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;   Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;   Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;   Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук. Карточка № 1 1. Выписать имена существительные собственные.   Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;   Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;   Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;   Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;   Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук. Карточка № 2 1. Выписать имена существительные нарицательные. Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;   Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;   Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;   Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;   Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук. Карточка № 1 1. Выписать имена существительные собственные.   Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;   Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;   Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;   Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;   Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук. Карточка № 2 1. Выписать имена существительные нарицательные.   Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;   Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;   Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;   Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;   Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук. Карточка Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и  Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку  дали коту. Васька был рад. 4. Озаглавьте текст и спишите. 5. Выпишите все имена существительные собственные. 6. Выпишите имена существительные нарицательные. Карточка Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и  Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку  дали коту. Васька был рад. 7. Озаглавьте текст и спишите. 8. Выпишите все имена существительные собственные. 9. Выпишите имена существительные нарицательные. Карточка Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и  Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку  дали коту. Васька был рад. 10. Озаглавьте текст и спишите. 11. Выпишите все имена существительные собственные. 12. Выпишите имена существительные нарицательные. Карточка Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и  Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку  дали коту. Васька был рад. 13. Озаглавьте текст и спишите. 14. Выпишите все имена существительные собственные. 15. Выпишите имена существительные нарицательные. Карточка Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и  Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку  дали коту. Васька был рад. 16. Озаглавьте текст и спишите. 17. Выпишите все имена существительные собственные. 18. Выпишите имена существительные нарицательные. Карточка Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и  Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку  дали коту. Васька был рад. 19. Озаглавьте текст и спишите. 20. Выпишите все имена существительные собственные. 21. Выпишите имена существительные нарицательные. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв­подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто. Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая ­ совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! лес, крот, врач ,телефон, снег, ребята, сорока

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс

Конспект по русскому языку на тему "Имена существительные собственные и нарицательные" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017