Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
3 кл
22.01.2018
Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)
Цель урока: повторить понятия род и число имён существительных. урок нацелен на развития личностных результатов: формирование уважительного отношения к иному мнению, навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, мотивации к творческому труду; метапредметных результатов: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, установление аналогий и причинно-следственных связей.
Учимся правильно употреблять слова.doc
3 класс Русский язык Тема: "Учимся правильно употреблять слова"  Цели:  Повторить понятия род и число имён существительных  Познакомить с формами только единственного и множественного числа имён существительных  Повторить взаимосвязь слов в предложении  Продолжить обучение работе со словарями (словарь трудностей, толковый словарь)  Продолжить работу над правильностью речи  Развивать речь учащихся Цели урока направлены на достижение учащимися:  личностных результатов: формирование уважительного отношения к иному мнению,  навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, мотивации к творческому труду;  метапредметных результатов: овладение способностью принимать и сохранять цели и  задачи учебной деятельности, умение планировать, контролировать и оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей, установление аналогий и причинно­ следственных связей;  предметных результатов: овладение учебными действиями с языковыми единицами и  умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных  задач. Оборудование:   М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко "К тайнам нашего языка" (учебник 3 класса)  М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Тетрадь на печатной основе. 3 класс 3 ч  Александрова "Занимательный русский язык" ("Тригон" Санкт­Петербург 1997 с 441­442)  мультимедийный проектор, толковый словарь. Ход урока УУД Деятельность учащихся 1. Орфографическая пятиминутка. Дети записывают словосочетания под диктовку. (2 ученика выполняют данную работу на откидных  досках.) лесной шалаш луч солнца полевая мышь золотая рожь звёздная ночь прилетел грач ­ На какое правило были даны данные  словосочетания? Дети разбирают по составу слова лесной, полевая,  звёздная, прилетел (из предыдущего задания). (2 ученика выполняют работу на откидных досках.) ­ Почему надо писать слова правильно? (Чтобы речь была понятной) ­ Хорошо ли вы понимаете, что значит  слово правильно? Проверьте себя по словарю. К какому словарю обратимся? (толковый словарь,  учебник, с.62) Вывод. Для того чтобы писать слова правильно, надо не только знать правила корня, приставок,  суффиксов. Надо знать и особенности частей речи. 2. Дети выполняют морфологический разбор имён  существительных. (2 ученика выполняют работу на откидных досках) Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка: становление интереса к изучению русского языка, уважения к  нему. Повторяют и систематизируют изученное, отрабатывают введённые способы действия, обеспечивающие решение грамматических и орфографических задач; коллективно выявляют трудности в выполнении действий, находят и исправляют специально предъявленные ошибки в Обсуждают ответ на вопрос заголовка, систематизируют изученное. Анализируют предложения с точки зрения передаваемого значения; выявляют границы предложений, аргументируют решение. Разграничивают набор слов и предложение, уточняют опознавательные признаки предложений; находят в тексте предложения определённых видов, конструируют предложения, выполняют при этом известный общий 1 в ­ у озера 2 в ­ к реке (Пример образца разбора. 1. у озера ­ у чего?, обозначает предмет, изменяется  по падежам ­ имя существительное 2. начальная форма ­ что? озеро 3. постоянные признаки ­ средний род 4. употреблено в единственном числе, родительном  падеже) 3. У имени существительного есть грамматическая  категория, которая никогда не изменяется. Это род  имени существительного. ­ Назовите, какого рода может быть имя  существительное. ­ Как мы можем определить род имени  существительного? Дети записывают слова в три столбика по родам. (Дети выходят к доске по очереди и записывают  слова в 3 столбика, объясняя свой выбор.) Вещь, врач, какао, глушь, семья, пальто,  одежда, кенгуру, грабли, метро, рояль, калач. ­ Какое слово оказалось лишним? ­ Почему слово грабли оказалось лишним? (Род имени существительного можно определить  только в единственном числе) ­ Для чего важно уметь определять род имени  существительного? (Чтобы правильно согласовывать слова друг с  другом, правильно писать слова, чтобы была  правильная и понятная речь.) ­ Написание каких слов связано с правильным  определением рода имени существительного? (Дети возвращаются к первому заданию и приводят  примеры: вещь, врач, глушь, рояль, калач) Вывод: Существительные женского рода на  шипящий согласный имеют на конце мягкий знак,  существительные же мужского рода на шипящий  согласный мягкого знака на конце не имеют. ­ Всегда ли легко определить род имени  существительного? Для этого нам поможет "Словарь трудностей"  (учебник с.65) Это полезно знать. В русском языке заимствованные слова сохраняют  род, которые они имели в иностранном языке. Этим и объясняется тот факт, что в современном  русском языке слова : рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду, сальто, шасси, домино ­ к среднему, а слово шаль ­ к женскому роду. Существительное кофе ­ мужского рода. Но те, кто  говорит чёрное кофе, молотое кофе, тоже не  делают ошибки. "Орфоэпический словарь русского  способе действия и его результате; осуществляют взаимо­ и самоконтроль, оценивают свои умения, совершенствуют их. Пишут диктант и выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль. Осваивают слова «трудного» рода и числа, учатся правилам согласования с этими словами имён прилагательных, обнаруживают и исправляют грамматические и лексические ошибки; работают со словарём трудностей. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и следовать им в практической работе. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности  и после её завершения; вносить необходимые коррективы. Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.) ­ Читать и понимать учебный текст, способ действия. Анализируют слова с указанных точек зрения. Целенаправленно слушают учителя (читают информацию в учебнике),  проводят аналогию между строением предложения и составом семьи, осмысливают понятие «член предложения», соотносят его с другим – «часть речи»; осознают различие; выявляют условие, при котором слова становятся членами предложения. Читают учебник, находят новые сведения, дополняют ими имеющуюся информацию. Соотносят понятия «слово» и «член предложения», устанавливают различие, сравнивают количество слов и членов предложения в предложенной записи. Конструируют предложения и составляют свои, выявляют  в них количество слов, членов предложения и разных частей речи, сравнивают результаты количественного анализа, делают вывод о несовпадении полученных данных, подтверждают умозаключение о различии обсуждаемых понятий. Проводят опыт: пробуют предъявленные слова сделать членами предложения, убеждаются в невозможности построения предложения, языка" признаёт допустимым употребление этого  слова как существительного среднего рода. Если по условиям контекста требуется указать на  самку животного, согласование осуществляется по  женскому роду.  Существительные кенгуру, шимпанзе, пони  сочетаются при этом с глаголом прошедшего  времени в форме женского рода. Например: Кенгуру несла в сумке кенгурёнка. Шимпанзе, видимо самка,  кормила детёныша бананом. Пони­мама стояла в  стойле с маленьким жеребёнком. В своей сказке А.П.Пушкин пишет: "Лебедь белая  плывёт". ­ Почему? Ведь имя существительное лебедь в  русском языке мужского рода. (Дети дают свои  ответы.) 4. Тема нашего урока "Учимся правильно  употреблять слова". Правила бывают не только орфографические. В речи надо соблюдать и правила употребления слов, правила их связи друг с другом, правила построения  предложений. Списать, заполнить "окошки" в окончаниях, указать  род имён существительных. талантлив: дитя (ср.р) знаменит.. фамилия (ж.р.) р.скошн.. пальто (ср.р) ­ Назовите неизменяемое имя существительное. ­ Какие ещё неизменяемые имена существительные  вы знаете? (метро, кофе, кашне, кашпо, такси,  шоссе, фортепиано) ­ Почему эти имена существительные относятся к  группе неизменяемых? (Несклоняемые имена существительные не имеют  падежных форм, у этих слов не выделяются  окончания. Грамматические значения отдельных  падежей по отношению к таким существительным  выражаются синтаксически, например: выпить кофе,  купить кешью, романы Дюма. К несклоняемым существительным относятся: 1) многие существительные иноязычного  происхождения с конечными гласными ­о, ­е, ­и, ­у,  ­ю, ­а (соло, кофе, хобби, зебу, кешью, бра, Дюма,  Золя); 2) иноязычные фамилии, обозначающие лиц  женского пола, оканчивающиеся на согласный  (Мишон, Саган); 3) русские и украинские фамилии на ­о, ­их, ­ых  (Дурново, Крутых, Седых); 4) сложносокращенные слова буквенного и  смешанного характера (МГУ, МВД, завкафедрой). находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач. Понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму. Подбирать языковые примеры к схемам, моделям; находить в предложенных материалах примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей. Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; осознавать возможность решения некоторых задач различными способами. (П­1.) Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета. Высказывать по обсуждаемым выявляют недостающие условия; пытаются ответить на вопрос на персонажа. Читают сообщение в учебнике и получают новую информацию; осмысливают понятие «главные члены» предложения. Выводят способ действия для выявления главных членов предложения, тренируются в его применении. Наблюдают за способами выражения главных членов предложения, расширяют сведения о них, выявляют их в предложениях и характеризуют. Обобщают проводившиеся наблюдения, делают умозаключения о наличии в предложении других членов; продолжают наблюдения, ставят опыт, убеждаются в необходимости второстепенных членов предложения для выражения мыслей и чувств. Разграничивают предложения и группы слов, осваивают новые термины, знакомятся с памяткой «Как характеризовать предложения?», выявляют новые сведения, тренируются в полной характеристике предложений. Обсуждают связь главных членов предложения, выполняют определённую последовательность действий: находят Синтаксическая функция несклоняемых  существительных определяется только в контексте. Морж спросил у Кенгуру (Р.п.):  Как выносишь ты жару?  Я от холода дрожу! ­ Кенгуру (И.п.) сказал Моржу.(Б. Заходер) Кенгуру ­ несклоняемое существительное,  обозначает животное, мужской род, в предложении  является дополнением и подлежащим. Вывод: в русском языке есть группа неизменяемых  имён существительных. Прослушивание урока "Неизменяемые  существительные" с диска "Радионяня. Весёлая  грамматика" Дети анализируют ошибки, допущенные учениками,  и ещё раз повторяют правило написания  неизменяемых имён существительных. ­ В форме какого числа стоит слово пальто? ­ Назовите его форму множественного числа. (Данное имя существительное не имеет формы  множественного числа.) ­ Назовите другие имена существительные, которые  не имеют формы множественного числа. (молоко, листва. дружба, жара, сметана, Кавказ) Вывод: есть группа имён существительных, которые  имеют только форму единственного числа. 4. У имени существительного есть две формы числа ­ единственное и множественное. ­ Но на все ли имена существительные  распространяется это правило? Дети выполняют Упр.531 в тетради на печатной  основе. Надо исправить ошибки, которые допущены в тексте учеником. Над словами­командирами надо указать  нужную форму числа. вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их. Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от ситуации общения. Соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря. Развивать воображение. Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывать особенности жанра. Отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. (К.) острая ножница упала грабля санка съехала семья встретились детвора играли молодёжь веселились одежды промокли ­ Чего не знал мальчик о словах? ­ Назовите имена существительные, у которых нет  формы единственного числа. (ножницы, грабли, санки, очки, брюки) Вывод: в русском языке есть группа имён  существительных, у которых есть только форма  множественного числа. 5. Правильность, понятность речи определяется  также умением выражать свои мысли  предложениями. На доске записаны слова: изгородь, плющ?, зелён..,  плотно, обвивал?. подлежащее и сказуемое, определяют число и род слова­ подлежащего, ставят в ту же форму слово­ сказуемое и записывают нужное окончание; выбирают буквы гласных в суффиксах и в окончаниях глаголов, наблюдают за заменой постфиксов ­ся и ­сь; исправляют ошибки. Анализируют схемы построения предложений, с опорой на них  конструируют предложения; ставят опыты, наблюдают за порядком слов в предложении, выбирают лучший; выделяют главные члены предложения и другие пары членов предложения, связанных по смыслу и грамматически, начинают овладевать необходимым способом действия. Разграничивают вопросы от одного члена предложения к другому «по смыслу» и «по форме», осваивают их практическое применение. Анализируют тексты с точки зрения их строения, построения предложений, устанавливают связи слов, выделяют пары членов предложения. Наблюдают за использованием средств языка, характеризуют способы усиления выразительности письменной речи. Выбирают наиболее точные слова и конструируют предложения. Анализируют и оценивают использование языковых средств в работах учащихся; проверяют работы с точки зрения грамотности, выявляют и исправляют ошибки, аргументируют исправления. Обобщают наблюдения о богатстве русского языка, осваивают использование различных по конструкции предложений; убеждаются в ограниченности своих знаний: не всем предложениям они могут дать характеристику, разграничивают предложения, структуру которых они могут или не могут охарактеризовать. Систематизируют изученные орфографические правила; работают с орфографическим словарём. Совершенствуют приобретённые знания и умения, обсуждают (коллективно и в парах) имеющиеся трудности, повторяют, уточняют и систематизируют пройденное. Дети составляют из слов предложение, решают  орфографические задачи, выполняют  синтаксический разбор, выписывают пары слов. Один ученик выполняет данную работу на доске. Он  объясняет выбор пропущенных букв. Зелёный плющ плотно обвивал изгородь. плющ обвивал плющ (какой?) зелёный обвивал (что?) изгородь обвивал ( как?) плотно Вывод: в предложении слова согласуются друг с  другом в роде и числе. 6. Существуют определённые правила построения  предложений. Соблюдать их не всегда просто. Дети выполняют упр.532 в тетради на печатной  основе. Необходимо найти ошибки, исправить, определить  род и падеж имён существительных, в которых были  ошибки. Работа выполняется в тетради на печатной  основе. Из.под  п.льта у девочки выглядывал котёнок. Я учусь играть на пианине. Мы поедем встречать на метре. Вот какой у меня новый вещ? ! Из?под пола выбежал маленький мыш?. Лоша.? ­ очень красивый животный. У меня к ча.ке есть и новое блюдца. Какой сильный в.юг на улице! ­ Назовите два имени существительных, в которых  ошибка при определении рода ведёт к  орфографической ошибке. 7. Бывают и лексические ошибки при незнании  правильного значения слов. Чтобы избежать таких  ошибок, надо пользоваться толковыми словарями. Упр. 533 (учебник) В данном упражнении даны три примера ошибок  дошкольников. Необходимо найти ошибки и  исправить их. Василиса Прекрасная ехала на тройке лошадей в  золотом корыте. Можно мне сегодня надеть легковое пальто. Я так люблю картофельное перо! ­ Какие ошибки допустили дети? ­ Однокоренные или просто похожие слова спутали  дети? Дети объясняют значения слов: карета, корыто,  лёгкий, легковой, пюре, перо. (Лёгкий ­ незначительный по весу. Легковой ­ предназначенный для перевозки  пассажиров, багажа. Карета ­ закрытый со всех сторон четырёхколёсный конный экипаж на рессорах. Корыто ­ большая продолговатая посудина для  стирки белья. Пюре ­ протёртая масса из овощей, фруктов, ягод. ) 8. Подведение итогов. ­ Что мы называем правильной речью? ­ Какие ошибки, кроме орфографических, могут  встречаться в устной и письменной речи? На уроке мы вспомнили о категориях рода и числа  имени существительного, о том, что неправильное определение рода у имени существительного может привести к  орфографическим ошибкам, О неизменяемых именах существительных, Об именах существительных, которые имеют  только форму единственного или  множественного числа, О согласовании частей речи в предложениях и  словосочетаниях, о правильном лексическом  употреблении слов, Об использовании словарей.

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)

Конспект по русскому языку на тему:: "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018