Конспект познавательного занятия "Мой веселый звонкий мяч" для педагогов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. Данный конспект разработан в рамках проекта для детей 1 младшей группы "Мой веселый, звонкий мяч". Большое внимание в данном конспекте уделяется речевому развитию детей. Дети проводят экспериментально-исследовательскую работу.
Конспект познавательного занятия на тему
«Мой веселый, звонкий мяч»
Подготовила воспитатель
1 младшей группы Урядова Л. И.
Лето 2016года
Интеграция образовательных областей: «Социально
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Доставить удовольствие, радость сюрпризным моментом, продолжать
знакомить с эмоциональными состояниями (радость, грусть).
Развивать умение различать количество предметов: много – один ни
одного.
Формировать умение обследовать предметы, выделяя величину,
включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.
Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные
фразы.
Воспитывать желание слушать стихотворения, сопровождать чтение
небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Упражнять в ловле, прокатывании мяча друг другу, развивать
ловкость, координацию движений.
Планируемые результаты:
Различает один и много предметов.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым,
подражает его действиям. Принимает игровую задачу.
Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.
Умеет брать, держать, переносить, класть, катать, бросать, ловить
мяч.
Слушает доступные по содержанию стихотворения.
Приемы работы: игра; художественное слово; показ и объяснение
способов выполнения действий; помощь; вопросы; показ игрушки; повтор
1ребенком слов; враз за воспитателем; поощрение; включение движения
рук по предмету; подвижные игры; самостоятельное выполнение
действий;
Материалы: игрушка – мишка, мячи большие и маленькие разного
цвета, иллюстрация к стихотворению А. Барто «Мячик», ободок
«мячик», бассейн, ситечки, ведерки, д/игра «разрезные картинки»,
детские работы по аппликации;
Ход занятия:
1. Организационный момент: педагог рассказывает детям, что она
встретила на улице мишкукапризулю, который кричал, плакал на всю
улицу. (в это время помощник заносит в группу большого медведя)
Медведь кричит, громко рычит:
Ааааа! (машет лапами)
Ооооо! (наклоняет голову в стороны, обхватив её лапами)
Ууууу! (топает ногами)
Педагог: Ребята, спросите у мишки: почему он плачет?
Медведь: Не хочу идти в детский сад, хочу к маме, хочу к папе!
Воспитатель просит детей показать, как капризничает медведь.
Аааа! (машут руками перед собой)
Оооо! (обхватывают руками голову, наклоняя её вправовлево)
Уууу! (топают ногами)
Педагог: А у нас в группе есть такие капризные ребята? Нам некогда
реветь – мы играем, прыгаем, скачем, веселимся.
Медведь: Это правда, малыши? Тогда я не буду дольше капризничать.
Смотрите, что я вам принес (показывает детям большую корзину с
мячами).
Воспитатель берет мяч, читает стихотворение и отбивает от пола мяч.
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоем.
Мячик, мячик, мой дружок,
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бъём
Дружно, весело вдвоем.
2Мяч бросаю и ловлю.
Я с мячом играть люблю.
Е. Железнова
2. Дидактическая игра «Сколько мячиков»
Воспитатель: Сколько у меня в руках мячей?
Дети: Один.
Воспитатель: Сколько у вас мячей?
Дети: Ни одного.
Воспитатель: Лена, лови мяч (катит мяч девочке). Сколько мячей у
Лены?
Дети: Один.
Воспитатель: Лена, сколько у тебя мячей?
Дети: Один.
Воспитатель: А у меня нет мяча. Я его Лене отдала. Лена, кати мне мяч.
Сколько мячей у Лены?
Дети: Нет ни одного мяча.
Воспитатель: А у меня сколько мячей?
Дети: Один.
Воспитатель катит мяч детям по очереди, закрепляя понятия «один», «ни
одного».
3. Обследование мяча
Воспитатель: Посмотрите, мячи в корзине большие и маленькие. Вот это
маленький мяч. Я беру его и зажимаю в ладошке. Мяч спрятался в
ладошке. Какой по величине этот мяч? (ответы детей) Возьми Лена,
мяч двумя ладошками. Спрячь его в ладошках! У Лены в руках
маленький мяч. Лена, какой по величине этот мяч? (ответ ребенка)
Ребята, какой по величине мяч спрятался в ладошках у Лены?
Индивидуальные и хоровые ответы детей.
Воспитатель: Дети, покажите ладошками, какого размера маленький мяч.
Дети соединяют кисти рук в форме шара. Воспитатель показывает
детям большой мяч.
Воспитатель: вот это большой мяч. Света, возьми его ладошками.
Спрятался большой мяч в ладошках? (ответы ребенка) Не получается
спрятать мяч в ладошках. Мяч большой, он не помещается в ладошках.
Обними мяч руками (ребенок берет мяч двумя руками и прижимает к
себе) Какой по величине этот мяч?
3Индивидуальные и хоровые ответы детей.
Воспитатель: Покажите все руками, какой большой мяч.
Воспитатель и дети соединяют руки в кольцо перед собой, показывая
размер мяча.
4. Ознакомление со свойствами предмета.
Воспитатель: Возьмите все по одному маленькому мячику. Какой мячик:
мягкий или твердый? Легкий или тяжелый? (дети высказывают
предположения) Мяч твердый и легкий, его можно подбросить вверх или
бросить на пол (воспитатель показывает названные действия)
5. Упражнение «Расскажи о мячике» (описательный рассказ по
вопросам воспитателя)
Вопросы к детям:
Костя, что это? (это мячик)
Костя, какой мячик по цвету?
Мячик большой или маленький?
А теперь сам расскажи все о мячике.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает детям: Это…
(мячик), мячик по цвету… (красный)
6. Физкультурная пауза.
Малыши встают в круг со взрослым, выполняют движения и
произносят слова.
С мамой мы играем в мячик. Дети имитируют подбрасывание
мяча вверх
Высоко наш мячик скачет. Прыгают на месте
Полетел наш мяч вперед, Бегут вперед в круг
За собой нас мяч зовет.
Красный, круглый и большой! Совершают в воздухе круговые
движения руками
Подожди ты нас, постой! Останавливаются.
7. Подвижная игра «Поймай – прокати мяч»
4Дети стоят по кругу, взрослый в центре, бросает в руки каждому ребенку
мяч; дети приседают и прокатывают его обратно взрослому.
8. Чтение стихотворения А. Барто «Мячик»
Мишутка принес нам вот такую картинку (вывешивает на доску
иллюстрацию к стихотворению) Что на ней нарисовано?
Чей мяч в воде? (Танин)
Кто уронил мячик? (Таня)
Что она делает? (плачет)
Почему Таня плачет? (боится, что мяч утонет)
Давайте её утешим, скажем: Не утонет мяч!
По желанию дети читают стихотворение наизусть.
9. Театрализованная игра «Танин мячик»
Дети делятся на пары и разыгрывают сценку по ролям. Каждой паре
можно дать задание. Например: Таня произносит слова очень сердито или
с сожалением, а мячик с обидой или злостью.
Таня сердится на мячик:
Перестань меня дурачить!
Снова вырвался из рук,
Разве ты хороший друг?
Дует щеки круглый мяч:
Сам готов пуститься в плач!
Я готов с тобой дружить –
Научись меня ловить! В. Мирясова
10. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: посмотрите дети, вот какими мячами любит играть
медвежонок (вывешивается картинка с тремя мячами красного цвета
разной величины)
Но подул ветерок и картинки с мячами распались. Помогите Мишке
собрать мячи, чтобы они стали целыми (предлагается три варианта
половинок: большая, средняя и маленькая)
5Дети собирают картинки из двух частей
11.Игра с водой.
Воспитатель: Почему же мячик у Тани не тонет (ответы детей) Давайте
проверим. (выставляет на стол бассейн с водой, кладет туда
резиновый мяч) Посмотрите: мячик, как кораблик, плавает по воде.
Сейчас я опущу его под воду (несколько раз заглубляет мяч) А он опять
всплывает! Давайте подуем на мяч, как ветер.
Воспитатель учит детей делать правильный выдох (вдыхать через нос и
выдыхать медленно и длительно через рот, не надувая при этом щек)
заставляя мячик двигаться.
Воспитатель: Чтобы не замочить лапки, Мишутка достает мячик из воды
ситечком. Посмотрите, как он это делает (показывает) Будете помогать
Мишутке? Вот и вам такие ситечки.
Педагог раздает детям ситечки, выкладывает на стол мячики (по
количеству детей)
Воспитатель: Принесите Мишутке мячик.
Мячик ситечком возьмем,
Аккуратно донесем.
Дети с помощью ситечек достают мячи, перекладывают их в ведерки.
Упражнение можно повторять несколько раз.
Воспитатель: Понравилось вам играть с мячиками? (ответы детей)
Скажите спасибо Мишке.
12.Сюрпризный момент
Воспитатель: Мишутка говорит: «До свидания. Теперь я пойду домой».
Подожди Мишутка, мы тебе шарики подарим. Дети дарят Мишутке
свои работы, выполненные ранее (аппликация с нарисованным
медвежонком, в лапах у которого ниточки для шариков, с
приклеенными детьми шарами).
6