Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс
Оценка 4.9

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
10 кл
13.03.2018
Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс
Практическое занятие «Ценить настоящее» (технология критического мышления) для учащихся 10 класса поможет классному руководителю, педагогу-психологу формировать у обучающихся жизнестойкость в трудных жизненных и стрессовых ситуациях. Цель занятия: помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать своё отношение к ценностям жизни. Работа направлена на формирование позитивного мышления, что очень актуально для подрастающего поколения.
Практическое занятие. Ценить настоящее.docx
Практическое занятие «Ценить настоящее» (технология критического мышления)  Самышкина Татьяна Владимировна, учитель, ГБОУ СО «Ш­И для обучающихся по АОП                  п.  Алексеевка Хвалынского района» Целевая аудитория Обучающиеся 10 класса Количество участников 11 человек Цель работы Помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать своё  отношение к ценностям жизни Актуальность Работа направлена на формирование позитивного мышления Оборудование Используемая литература У каждого  присутствующего чистый лист бумаги, ручка, карандаши:  жёлтый, синий, красный. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными  жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в  образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В.,  Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В. – Барнаул, 2014.­ 184 с. Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся.  День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними  проявлениями и обстоятельствами. Например, что­то нам подарили или чего­то нас лишили. Заложило нос при насморке ­ почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью.  Заболела нога — оценили чудесную возможность двигаться. Часто оказываясь в какой­то ситуации,  давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется. Сейчас я попрошу Вас посредине листочка нарисовать жёлтый круг и написать в нем фразу  «жить не хочется».  Назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой. (называют слова: горе,  обида, злость, смерть и т.д.) А теперь попробуйте представить разные причины когда, человеку не хочется жить. Случаи,  когда у Вас, может быть, было на душе плохо, а может быть обидно, горько. Запишите ситуации и  обведите их, придайте им форму, например облака. Кто хочет прочитать свои ситуации? ( записывать их на доске, идет обсуждение) В перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые. Попробуем отойти от своих личных переживаний и проанализировать историю человека, который находится в состоянии безысходности.  Зачитывается 1 часть: «Тик­так. Тик­так. Тик­так». Это часы? Ах, нет, это стучит мое сердце. Как странно и как­ то необычайно тихо. Так тихо бывает рано утром, когда даже солнышко еще не проснулось, не  осветило будущий день. Вот тогда бывает также тихо. Когда она ушла, хлопнув дверью, тоже было  тихо. И лишь это проклятое тиканье сердца нарушает эту замечательную безмолвную идиллию.  Раньше мое сердце будило меня по утрам веселыми песнями, а сейчас? Сейчас ...тик­так, тик­так. Я устал жить. Моя душа состарилась и истерлась до дыр. Я стал никому не нужным. Даже она  обвинила меня в моей никчемности и бесполезности. Скорее всего, она права даже от дворового пса  пользы больше. Надо же сравнить меня с дворнягой! Эх, скучно жить на свете, господа. Плохо  быть ненужной вещью, даже как­то и неудобно­то. Я всего лишь болван­художник. Мои картины  настолько бездарны, что в них уже даже не заворачивают рыбу. Решено! Я больше не буду мучить  себя жизнью. Я умру. Но сначала хотелось бы нарисовать свою последнюю картину, так, чтобы  краски не зря пропали. Вы сейчас прослушали текст, выпишите фразу, которая вас поразила, объясните, как вы ее  понимаете письменно (зачитываются понравившиеся фразы). Итак, художник решил нарисовать  свою последнюю картину. Как Вы думаете, что он нарисует? Какие краски будет использовать  (высказывают свои предположения)  зачитывается 2 часть. Пусть это будет автопортрет. Я рисую его кистью из дождя. Шаг за шагом, выводя кривые  размытые линии моего профиля. Я рисую красками из вина, свой портрет и думаю, что если бы не  она, я бы никогда не нашел своего места в жизни. Точнее за ее бортом. Я рисую свой портрет грустью глаз. А улыбку нарисую краской потока горьких слез. Губы раскрашу болью и знойным морозом. А  глаза? Глаза я нарисую своей любимой краской. Правда, ее очень мало осталось, ­ этой краски любви. Но почему­то мои глаза вдруг стали  слепыми на портрете. Жаль, это моя любимая краска. Ха, какой я, однако, чудной, когда слепой. Как тот вчерашний нищий, который клянчил у меня рубль. А вот брови я изогну разлукой. Теперь  аккуратно очерчу их грязью, чтобы красивее смотреться. Свою светлую копну волос я нарисую  счастьем. А когда не хватит счастья, у меня останется душа. Пожалуй, ею я раскрашу фон. Ну вот,  автопортрет готов. Господи, неужели это я? Нет, она в тысячу раз права. Мне просто запрещено  жить с такими вот данными. Кому нужен этот жалкий портрет такого людишки, как я. Кому? Он  сорвал холст, сделал из него самолетик, как когда­то в детстве, и отправил его в небо. Потом взял  пистолет. Тик­так, тик­так. Тик. Тишина.  Как вы думаете, что произошло дальше? Почему? Я предлагаю Вам дописать конец текста, используя слова «голубь», «музыка», (по желанию  участники читают свои рассказы). Зачитывается 3 часть. Вдруг самолетик раскрылся, взлетел высоко­высоко в пушистые весенние облака и превратился в прекрасного голубя. Такого прекрасного, такого нежного, такого белого, что рука художника  дрогнула. Он положил пистолет обратно. Открыл окно. В квартиру пахнуло весной, солнцем, небом,  радостью и еще чем­то,... Что же это было? Это было желание жить. Белый голубь сел на подоконник и весело заворковал. Художник улыбнулся. И услышал  песню «Откуда льется этот до боли знакомый мне мотив? Это ...Это же сердце поет .Мое сердце  вместо привычного «тик­так»вдруг запело. Значит, я все­таки живу. Значит, я все­таки нужен. Кому? Сам себе». Художник вышел из дома и побрел куда­то далеко­далеко, чудаковато улыбаясь. Человек  нашел себя. Солнышко согревало его. А музыка звучала и звучала.  Как бы Вы озаглавили этот текст? Автор озаглавил «Автопортрет», а почему? Вернемся к началу нашего занятия, итак, «жить не хочется», зачеркнем частицу не (если на  доске, можно «не» стереть) и найдем те причины, из­за которых хочется жить. Поверьте их намного  больше. От нашего круга нарисуем много­много линий­лучей, на которых напишем аргументы в  пользу человеческой жизни. Я вам желаю, чтобы вот такое солнце с лучами­аргументами в пользу человеческой жизни  светило вам всегда. Лучший день ­ сегодняшний. Будем же счастливы сегодня! Здесь и сейчас! Со смертью каждого человека гибнет Вселенная — неповторимый мир идей, чувствования,  переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и  не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным. Наша общая задача  заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях, как на  макро ­ так и на микросоциальном уровнях. Рефлексия мероприятия . Притча «Есть проблема? Нет проблемы!» Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперёд и спросил своих учеников:  ­ Как вы думаете, сколько весит этот стакан?  В аудитории оживлённо зашептались.  ­ Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! ­ стали раздаваться ответы.  ­ Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос, вот  какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?  ­ Ничего!  ­ Действительно, ничего страшного не случиться, ­ ответил профессор. ­ А что будет, если я стану  держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?  ­ Ваша рука начнёт болеть. ­ А если целый день?  ­ Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже  придётся ехать в больницу, ­ сказал один из студентов.  ­ Как по­вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать? ­ Нет! ­ растерянно ответили студенты. ­ А что нужно делать, чтобы всё это исправить? ­ Просто поставьте стакан на стол! ­ весело сказал один студент. ­ Точно! ­ радостно ответил профессор. ­ Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями.  Подумай о какой­нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней  несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.  Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её "вес” не уменьшится.  Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её, или отложи в сторону. Нет смысла  носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя. ­ С какими чувствами пришли на занятие? ­ Как изменялись ваши эмоции в течение всего занятия? ­ Полезна ли была сегодняшняя работа? ­ Какие выводы сделали для себя?

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс

Конспект практического занятия «Ценить настоящее» (технология критического мышления) 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018