Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в
подготовительной к школе группе
«Как помочь ребенку стать внимательным»
Выполнил:
Васечкина Ольга Викторовна
(ФИО)
Педагогпсихолог
(должность)
МАДОУ Детский сад
Комбинированного вида «Родничок»
(место работы)
Пояснительная записка
Для системы дошкольного образования установлен федеральный
в котором определены
государственный образовательный
обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования.
Изменения такого рода предполагает изменения подходов к организации
воспитательно – образовательного процесса; в данном случае не через систему
занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми
дошкольного возраста.
стандарт,
Внимание можно определить как психофизиологический процесс,
состояние, характеризующее динамические особенности познавательной
деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно
узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный
момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе
психические и физические силы человека в течение определенного периода
времени. Внимание это процесс сознательного или бессознательного
(полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы
чувств, и игнорирования другой.
Внимание это форма организации познавательной деятельности,
избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний
или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное,
произвольное, послепроизвольное.
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает
формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от
человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для
того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес,
увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. Вэтом случае говорят о возникновении третьего вида внимания
послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием,
поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к
окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок
сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового
предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети
редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением
деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии
внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если
младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 50 минут, то к
пятишести годам длительность игры возрастает до 2 часов.
Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и
взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным
введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и при
рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так,
длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного
возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку,
чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон
и деталей.
Хотя дети младшего и среднего дошкольного возраста и начинают
овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается
преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно
сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них
деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально
окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться
внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по
которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих
постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях
элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм
деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно
высоком уровне.
Для развития произвольного внимания большое значение имеет игра. В
процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно
задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.
Следовательно, игры ребенка, особенно с участием взрослого, являются
важнейшим условием развития внимания ребенка.
Свойства внимания, или аттенционные способности такие как:
концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость,
также развиваются под влиянием различных видов деятельности.Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в
себя умственную и двигательную активность.
Цель:
Познакомить родителей с определением понятия внимания и его основ
ными свойствами, показать основные упражнения и игры на развитие
внимания ребенка.
Задачи:
1. Изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые
способствуют развитию внимания у учащихся;
2. Повышение психологопедагогического уровня развития родителей.
Методы:
1. Словестный метод.
2. Наглядный метод.
3. Практический метод.
Дидактические принципы:
1. Принцип связи обучения с жизнью.
2. Принцип наглядности.
Правовая основа:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
Предварительная работа:
изготовление приглашений на собрание для родителей;
предварительное проведение анкетирования родителей;
подбор слайдов «Внимание как познавательный процесс»;
подбор литературы о методах развития внимания ребенка и о психологии
познавательных процессов его личности;
подбор материалов с описанием игр и упражнений.
Оборудование и материалы, предметноразвивающая среда:
литература о методах развития внимания ребенка и о психологии
познавательных процессов его личности (оформление выставки);
игровые места для трех родительских групп;
материалы с описанием игр и упражнений;
листы бумаги, цветные карандаши, газета, мелкие предметы;
мультимедийная установка для показа слайдов;
слайды «Внимание как познавательный процесс»;
аудиозапись бодрящей музыки.Участники:
родители;
педагогпсихолог.
Форма проведения: собраниестудия.
Структура и хронометраж:
I. Организационная часть 57 минут.
II. Основная часть – 2025 минут.
III. Заключительная часть. Рефлексия. – 1012 минут.
ХОД СОБРАНИЯ
I. Организационная часть
Родители под музыку занимают места за тремя столами — образуют три
рабочие группы.
Педагогпсихолог. Добрый день. Представим себе ситуацию, что вы
просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного
шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребенок сразу правильно выполнит
вашу просьбу, или, как правило, начнет задавать массу уточняющих вопросов.
Подобная ситуация может прояснить степень развития внимания и готовности
ребенка к школе.
Закон об образовании, а именно ст. 44 ФЗ «Об образовании в
Российской федерации» гласит «Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка». Поэтому мы педагоги призваны помочь Вам родителям.
Итак, тема нашего собрания — «Как помочь ребенку стать
внимательнее».
Сегодня предлагаем вашему вниманию собраниестудию, поэтому мы
разделили вас на три группы. Предлагаю каждой группе участников
продолжить фразу: «Внимательный ребенок это...» (Представитель каждой
группы читает вслух коллективно продолженную фразу, а воспитатель
обобщает мнения участников собрания):
«Внимательный ребенок — это умеющий сосредоточиться, усидчивый.
Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой стороны, может
быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу».
Затем рассказывает о результатах заранее проведенного анкетирования
родителей (Приложение 1).Закон об образовании, а именно ст. 44 ФЗ «Об образовании в
Российской федерации» гласит «Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка».
II. Основная часть
1. Сообщение педагогапсихолога «Внимание как познавательный
процесс»
Педагогпсихолог демонстрирует слайды «Внимание как познава
тельный процесс». (Первый слайд — название темы родительского собрания.)
Педагогпсихолог. Успехи вашего ребенка в учебе и других видах
деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть
внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака (на втором
слайде — отрывок стихотворения):
Жил человек рассеянный
на улице Бассейной
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человек а. Нередко
изза недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький
ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и
запомнить(слайд третий— определение термина «внимание».)
Внимание — важнейшее качество, которое характеризует процесс
отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том что в
человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего
мира. Если бы не существовало внимания — своеобразного фильтра, то наш
мозг не смог бы избежать перегрузки.
Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко ли
ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и
разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься и наблюдатьза окружающим и т.п. Насколько легко воспринимаются и запоминаются
дополнительные разъяснения и беглые замечания педагога и родителей.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый.
Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: «Не
отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого
произносит: «Когда я говорю „внимание", я жду, чтобы вы положили руки на
стол, сели прямо и стали смотреть на меня», — дети тут же начинают его
понимать.
Внимание — не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно
развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь
научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку
могут стать мама и папа.
Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка
необходимое качество:
1.
Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и
продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не
появятся нужные результаты.
Родителю самому должны быть интересны задания, которые он
предлагает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе.
Во время занятий родитель должен быть спокойным и добро
желательным.
2.
3.
Возьмите памятки, в них вы найдете простые рекомендации, как развить
внимательность дошкольника (см. Приложение 2).
2. Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные
свойства внимания. Игровой практикум
(На слайде — фотографии детей группы во время игры.)
Педагогпсихолог. К числу эффективных средств развития внимания и
других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и
игровые упражнения.
Все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, должны быть
преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.
Педагогпсихолог предлагает родителям побывать и роли детей и
выполнить упражнение, направленное на развитие внимания (для каждой
группы свое). Время выполнения — не более пяти минут.
Первая группа — «Нарисуй бусинки»
У каждого участника лист бумаги и цветные карандаши. Задание
приводится на карточке, например: «Нарисовать пять бусинок разного цвета
и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая».Вторая группа «Нарисуй узор» (графический диктант)
У каждого участника лист бумаги с отмеченной точкой. Педагог
психолог диктует действия, а родители должны нарисовать узор до конца
строки под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги. Например: «Одна
клетка вниз — одна клетка вправо — одна клетка вверх — одна клетка
вправо — одна клетка вниз — одна клетка вправо — одна клетка вверх». (Как
вариант — нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить.)
Третья группа — «Что изменилось?»
Предварительно педагогпсихолог раскладывает на столе 10—15
мелких предметов (ластик, карандаш, блокнот и др.) и накрывает их газетой.
Приглашает одного из участников группы проверить свою наблюдательность
— в течение 30 секунд ознакомиться с расположением предметов, потом
повернуться спиной к столу. В это время педагогпсихолог перекладывает 3—
4 предмета на другие места, затем просит играющего повернуться, посмотреть
на предметы и ответить на вопрос: «Что изменилось в расположении
предметов, какие из них были переложены?»
По истечении обозначенного времени участники каждой группы
демонстрируют всем предложенное им задание и результаты, а также говорят
о трудностях, с которыми они столкнулись при выполнении. Педагог
психолог направляют и комментируют выступления родителей, дают
правильные ответы.
Далее педагогпсихолог предлагает участникам игры и упражнения на
тренировку основных свойств внимания — игровой калейдоскоп (см.
Приложение 3), который можно найти в специально оборудованном уголке
родителей в группе. Родители могут проводить их с детьми дома, во время
прогулок.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Итак, прежде чем начать решать проблему со вниманием у малыша,
определитесь, какого результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить
слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого.
Например, мама хочет, чтобы сын самостоятельно умел
сосредоточиться при выполнении любого задания. Если он на данном этапе
жизни плохо концентрирует внимание даже тогда, когда ему об этом
напоминают, то для начала имеет смысл сформулировать задачу: научить
мальчика направлять и удерживать внимание на нужном предмете или
действии в течение, хотя бы 5 минут.Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе,
выполняйте упражнения, и вы обязательно добьетесь результата.
Подводя итоги, педагогпсихолог предлагает каждому родителю
закончить одну из фраз:
• «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание...»
• «Для развития внимания ребенка нужно...»
• «Предлагаю...»
Приложение № 1
Анкета для родителей
Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения какоголибо
1.
задания?
— Да;
— иногда;
— нет;
— очень часто.
Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчи¬вым,
2.
внимательным?
— Да;
— трудно сказать;
— нет.
Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалась
3.
внимательность?
Приложение № 2
Как развить внимательность(памятка для родителей)
• Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие
внимательности, многие из них заинтересуют ребенка.
• Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания.
• Учите малыша играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой
внимания».
• Развивайте у дошкольника наблюдательность умения замечать
изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в
обычном, а незнакомое — в знакомом.
Приложение № 3
Игровой калейдоскоп на развитие внимания
Игра «Что с чем поменяли местами?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать
заданную последовательность предметов.
Оборудование: 34 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или
34 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает
их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок
закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые, желательно далеко
лежащие друг от друга, картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить
исходную последовательность картинок (игрушек).
Игра «Вспомни, как было»
Задача: развить внимательность (произвольное внимание) детей.Оборудование: 34 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или
34 игрушки.
Описание. Можно играть вдвоем с ребенком. Взрослый показывает ему по
одной картинки или игрушки, называет их, затем выкладывает их на столе
друг за другом и дает ребенку задание их запомнить.
После этого ребенок закрывает глаза, а взрослый быстро и незаметно
добавляет одну картинку или игрушку. Ребенок должен назвать исходные
картинки или игрушки и определить лишнюю.
«Съедобное — несъедобное»
Взрослый кидает ребенку мяч и при этом называет предметы — съедобные и
несъедобные. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет
отбрасывает.
«Летает — не летает»
Взрослый называет предметы. Если предмет летает, малыш поднимает руки,
если нет — руки ребенка опущены. Взрослый может
Список источников
1. И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова Игровые занятия по развитию
памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.
http://www.nevworker.ru/ Развитие психических процессов
2.
в дошкольном возрасте.___________________
подпись расшифровка подписи
____________________________
«_____»_____________________2017г.