Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"
Оценка 5

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Оценка 5
Работа с родителями
doc
психологическая работа +2
1 кл—4 кл
16.05.2017
Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"
Публикация является частью публикации:
Конспект родительского собрания ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.doc
Родительское собрание «КНУТ ИЛИ ПРЯНИК?» Ф.И.О. АВТОРА МАТЕРИАЛА: ГУСЛЕВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА МЕСТО РАБОТЫ: МБОУ «ООШ №15» Г. РУБЦОВСК  ДОЛЖНОСТЬ: ПЕДАГОГ­ПСИХОЛОГ Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Не спеши карать – спеши миловать.                                                                                                  Русские народные пословицы Форма проведения – обмен мнениями. Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания. Задачи: 1. Образовательные:   познакомить   родителей   с   приёмами   построения   гуманных взаимоотношений в семье. 2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов   поощрения   и   наказания   ребёнка;   побудить   родителей   задуматься   о   стиле взаимоотношений   в   семье;   содействовать   формированию   представлений   об   истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми. 3. Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся. 4. Специальные: оказать родителям психолого­ педагогическую помощь в решении трудных  проблем   семейного  воспитания,  провести   профилактику  жестого  обращения  с детьми в семье. Подготовительная работа: 1. Разработка  памятки родителям по теме собрания.  2. Изучение педагогической литературы, Интернет­ресурсов  по теме собрания. 3. Проведение анкетирования среди детей класса. с целью выявления применяемых в семьях методов поощрения и наказания ребёнка. Анкета для детей 1. Наказывают ли вас родители? 2. Если да то, как наказывают? З. За что наказывают? 4. Может ли мама или папа иногда ударить тебя? 5. Часто ли вас хвалят родители? 6. Меня хвалят, если… 7. Мне дарят подарки, если… 8. Мне разрешают...., если… 9. Целуют ли, обнимают вас родители? О ф о р м л е н и е,   о б о р у д о в а н и е   и   и н в е н т а р ь: 1) памятки с рекомендациями для родителей; 2) слайдовая презентация; 3) аудиозапись песни «Берегите своих детей»; 4) бланки рефлексии. Х о д   с о б р а н и я 1. Организационная часть. Звучит музыка. Родители занимают места в классной комнате. Психолог и классный руководитель встречают родителей и приглашают располагаться поудобнее, чувствовать себя комфортно и раскрепощенно. Психолог открывает собрание, объявляет его тему и причины, побудившие провести родительское собрание по данной теме. 1.1. Педагог­психолог. Добрый вечер! Я очень рада видеть вас. Рада тому, что вы,  отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда.  Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему.   СЛАЙД 1. (Приложение 1) У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и  родительский. Мы постараемся вместе с вами разобраться в некоторых сложных  ситуациях, возникающих в наших семьях. 1.2. Введение в тему. Прежде чем мы начнём с Вами разговор, предлагаю Вам небольшую  “Психологическую зарядку”, так мы сможем «вжиться» в сегодняшнюю тему. (Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с  данными высказываниями) :  ­Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” ­ похлопайте в ладоши. ­Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение  удовольствия – кивните головой. ­Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете ­ дотроньтесь до кончика носа. ­Если вы считаете себя хорошим родителем ­ постучите кулачком в грудь. ­Если у вас возникают какие­либо сложности или непонимание со своим ребенком ­  моргните правым глазом.  ­Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же  начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой. ­Если вы считаете, что в воспитании детей главное ­ пример взрослых ­ улыбнитесь. ­Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье ­  погладьте себя по голове. 2. Основная часть. 2.1. Итак, как говорят наши бабушки? “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”.Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка. Есть одно мудрое выражение:    СЛАЙД 2 “Наличие   детей   еще   не   делает   тебя   родителем,   точно   также   как   наличие   пианино,   не превращает тебя в пианиста”  (Майкл Левин). В университетах  родительству  не учат, а сложности   возникают   буквально   каждый   день,   поэтому   будем   вместе   повышать   нашу «родительскую квалификацию». Вопрос    к   родителям:  «Считаете   ли   Вы,   что   наказание   и   поощрение­   это   методы   воспитательного   воздействия,   которые   прописаны   в   книгах   по   педагогике?» Да, действительно, наказание и поощрение­ это методы воспитательного воздействия, но не основные, а вспомогательные. К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются   исключительно   только   поощрением   и   наказанием.   Эти   родители,   можно сказать, действуют методом “кнута и пряника”, они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед   наказанием,   или   из   желания   получить   вознаграждения.  И   все   же   поощрения   и наказания нужны, только применять их надо умело. В этом мы и пытаемся разобраться сегодня.   Поговорим в начале о наказаниях. Люди, которые утверждают, что детей нельзя наказывать, скорее всего, имеют в виду жестокое обращение с ребёнком, оскорбление его или физическое воздействие.   Вопрос     к родителям:  «Что такое наказание?»  (ответы родителей)       СЛАЙД   3  Наказание ­  метод   педагогического   воздействия,   который   должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. Вопрос     к родителям:  «Используете ли Вы  наказание, как метод воспитания?» (ответы родителей) Среди детей класса накануне собрания было проведено анкетирование. Давайте узнаем, что ответили ребята. СЛАЙД 4  Данные опроса детей:   Наказывают: 60% (15 чел)  Не наказывают: 40% (10 чел) Вопрос     к родителям: «Какие виды наказания Вы используете в своих семьях?» А что же говорят наши дети? Вернёмся к результатам опроса. (ответы родителей) СЛАЙД 5  Данные опроса детей:  ставят в угол ­ 16% (4 чел.);  кричат, ругают ­ 12 % (3 чел.);  лишают компьютера ­ 12 % (3 чел.);  объясняют, разговаривают ­8% (2 чел.);  бьют ремнём­ 4% (1 чел.) Итак, какие же виды наказаний можно выделить?  СЛАЙД 6:  *словесное наказание (убеждения, угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.); *наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, отказ от контакта и т. д.); *наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением); *наказание лишением  (лишение  развлечений,  прогулок, сладостей,  компьютера, части родительской любви и т. д.). *физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.) СЛАЙД 7  Обратимся вновь к ответам детей. «За что меня наказывают?» (Анализ родителями  ответов детей) к родителям:  «В чём смысл наказания?» Вопрос   СЛАЙД  8 Смысл наказания ­ показать ребёнку последствия его поступков Правила: СЛАЙД 9  1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).  Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к  справедливому, не тая обиды на взрослого.  СЛАЙД   10    2.  Сочетать   наказание   с   убеждением,   разъяснением.  Именно   через проникновенное  слово  воспитателя  можно  довести  до  сознания  смысл   наказания и  его причины, а также желание исправить свое поведение.  Пример:   Четырехлетний   Алеша   баловался   за   столом   во   время   обеда.   Несмотря   на замечания   взрослых.   В   конце   концов,   он   подавился   и   начал   кашлять.   Его   наказали   – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его: ­ Будешь еще так делать? ­ Нет, ­ ответил малыш. ­ А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец. ­ Да, за то, что кашлял, ­ ответил ребенок. СЛАЙД 11 3. Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям. СЛАЙД 12 4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и  средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить  поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными  интересами. СЛАЙД 13 5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного  ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему  просто необходим запрет. СЛАЙД 14 6. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают  угрызений совести. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.  Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.. СЛАЙД   15  7.   Наказание   не   должно   вредить   здоровью  ­   ни   физическому,   ни психическому.   Прибегая   к   физической   силе,   родители   лишь   доказывают   полную неспособность   и   неумение   найти   разумный   способ   воздействия   на   ребенка.   Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические   наказания   учат   детей   неправильному,   нецивилизованному   способу   решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной   системой   в   результате   физических   наказаний   вырастают   грубыми,   жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и   других   вследствие   физических   наказаний   возникает   отчужденность   в   отношениях   с родителями.   Дети   перестают   уважать   старших,   считаться   с   ними,   испытывают   чувство мести, страх.  СЛАЙД 16 Опрос детей «Могут ли тебя ударить родители?» СЛАЙД 17 : Побои и брань подобны опию: чувственность к ним быстро притупляется,  и дозы приходится удваивать. СЛАЙД 18 8. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и  наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после  их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное  наказание. СЛАЙД 19 9. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в  определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева  даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание. СЛАЙД 20 10. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно  восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение  человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в  данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную  реакцию. СЛАЙД 21 11. Нельзя наказывать ребенка, когда он  •  болен, плохо себя чувствует, •  перед или после сна,  •  во время работы и игры, •  когда ребенок старается и у     него не получается, •  когда сам воспитатель находится в плохом настроении СЛАЙД  22  12.    Наказан   –   значит,   прощен,   страницу   жизни   перевернул   –   никаких напоминаний. СЛАЙД 23 Эффективность наказания  тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется. СЛАЙД 24 Наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение.              Кто из родителей не чувствует порой желание, потребности похвалить за что­то ребенка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок?      «Разве трудно сделать ребенку приятное? И при чем здесь умение?» ­ спросите вы.            Разве он должен быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным?                 В   самом   деле,   наблюдая   иные   семьи,   где   на   детей   обрушиваются   то   потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних как мир воспитательных средств.             И   все   же   поощрения   и   наказания   нужны,   только   применять   их   надо   умело. Эмоциональный подъем, радость, восторг  или огорчение, стыд, а порой страх, связанный с наказанием, все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.      Вопрос   к родителям     успехам, просто хвалите, покупаете дорогие вещи, подарки, даете деньги; другое).                  СЛАЙД 25  «Статистика опроса детей» Меня хвалят:  :  Как вы поощряете своего ребенка? (Радуетесь вместе с ним его   за хорошие оценки­ 64 % (16 чел.);  за помощь­24% (6 чел.);  за послушание­16% (4 чел.)        Каждый воспитательный прием, как лекарство, может приносить пользу, а может –  вред.        Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным,  отмечающим какое­либо серьезное достижение, требующее значительных усилий.    Поощрение всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие­то  нелегкие для него требования.     Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно теряет свою  положительную силу воздействия на человека.      И все­таки поощрения детям нужны. Лучше всего, если они не носят материального  характера.     По уровню культуры мы очень скупы на похвалу. Она необходима любому человеку,  а ребенку – особенно.   СЛАЙД 26  «Статистика опроса детей» Мне разрешают:  гулять, если сделаю уроки, помогу;  поиграть в игры на компьютере, если получу «5», сделаю уроки;  долго гулять, если я не бегаю домой каждые 5 минут СЛАЙД 27   Похвала поощряет старания ребенка, облегчает работу, она становится  средством, стимулирующим самосознание. Чем меньше ребенок, тем он непосредственнее  радуется похвале. СЛАЙД 28       Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет  посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.         Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если  мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно  обнимет и пожмет руку. СЛАЙД 29 Данные опроса: «Целуют ли, обнимают вас родители?» СЛАЙД 30 (28)  Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего  ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим  мнением» ­ это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность  мышления.     Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.  Никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к  серьезным нравственным проблемам. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. СЛАЙД 31 Опрос детей  « Опрос детей  «Мне дарят подарки»:  на День рождения, праздники­ 44 % (16 чел.);  за хорошую учёбу ­24% (6 чел.);  за хорошее поведение ­ 20% (5 чел.);  за помощь­ 4% (1 чел.)     Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день  рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление,  сюрпризы, поздравления.         Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту  возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно. Если  ребенок поощряться деньгами, вы должны знать, каким образом он ими  распорядился и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.     Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные  к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.    СЛАЙД 32   Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения. Вопрос   к родителям      :  Должна ли быть какая то мера в поощрениях?     Похвала может дезориентировать ребенка. Если в семье часто хвалят, то у него  создается завышенный уровень притязаний и самооценки. В результате формируется  эгоцентрическая личность. Нельзя чтобы ребенок делал все ради поощрения, получая  его за каждую мелочь.     Похвала приводит к зазнайству, к завышенной самооценке, что может не совпадать  с реальной деятельностью ребенка. Тогда все успехи ребенок будет связывать с собой, а во всех неудачах винить других.     Частые похвалы и награды обесцениваются в глазах ребенка, он теряет к ним  интерес.     Отсутствие похвалы и подарков, к которым привыкают дети, очень часто приводят к  нервным срывам,  вызывает капризы, которые со временем очень трудно исправить. Вопрос   к родителям      :  За что не следует поощрять ребёнка: СЛАЙД 33  за то, что получено от природы;  из жалости (дети это чувствуют);  второй раз за одно и то же достижение;  за то, что достигнуто не  своим трудом;                      • из­за желания понравиться. Итак, подытожим сказанное.   к родителям: Так что же эффективнее – похвала или наказание?    к родителям: Каково значение единства требований родителей в  Вопрос   Вопрос   поощрении и наказании детей?  3. Заключительная часть:  3.1.  Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти   самую   подходящую   для   вас   и   ваших   детей   систему   воспитания.   Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа,   и   потому   из   всех   трудных   ситуаций,   в   которые   дети   нелегко   ставят   своих родителей,   нужно   стараться   выйти   с   уважением   к   их   человеческому   достоинству,   без применения физических наказаний или словесных оскорблений.  Я приготовила для Вас небольшие памятки (Приложение 2) с основными тезисами нашего сегодняшнего разговора, надеюсь они будут полезны. В   качестве   послесловия,   предлагаю   Вам   послушать   песню   и   посмотреть видеопрезентацию,   на   слова   замечательного   поэта   Эдуарда   Асадова   «Берегите   своих детей» (Приложение 3) Уважаемые родители! Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают Ваши реальные поступки и поведение, а не Ваши слова и  нравоучения. СЛАЙД 34. Главным фактором, влияющим на воспитание и здоровье   ребёнка, является семья. Я хочу это особенно подчеркнуть! Ведь не секрет, что многие  родители, отправляя ребёнка в школу, считают, что они сдали его в школу, значит пусть за  всё и отвечают  учителя. Это они должны воспитывать и учить их. А от вас уже мало что  требуется. НЕТ! Ответственность за воспитание  ваших детей несёте полностью ВЫ!  Только ВЫ и никто другой! Дети копирую поведение взрослых в семье. Они видят то, что  вы хотите скрыть от них. Вольно или невольно они перенимают опыт своих родителей. Помните, что поведение человека в будущей жизни, в будущей семье – это зеркальное отражение   модели   поведения   его   родителей.  Ваше   собственное   поведение   –   самая решающая   вещь.   Не   думайте,   что   вы   воспитываете   ребёнка   только   тогда,   когда разговариваете с ним, поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент   вашей   жизни,   даже   тогда,   когда   вас   нет   дома.   Как   вы   одеваетесь,   как   вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете – всё это имеет большое значение для вашего ребёнка. И ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».  3.2. Рефлексия Уважаемые родители! Наш разговор подошёл к концу. Мне очень приятно было с вами  общаться. Видеть ваши добрые, понимающие, заинтересованные глаза. И понимать, что мы  с вами делаем одно общее дело. А теперь хотелось бы услышать Ваше мнение о  сегодняшнем собрании. Предлагаю заполнить небольшую анкету, которая позволит оценить проведённое  мероприятие. 1.Насколько тема собрания соответствовала Вашим потребностям?  В значительной степени;  В какой то мере;  Мне это не нужно. 2. Как бы вы оценили следующие пункты?               (4­ очень хорошо, 1­ очень плохо) Актуальность_1____2_____3_____4____ Информативность_1_____2______3______4_____ Практичность_1______2_____3______4____ 3. Каково ваше общее впечатление от мероприятия?  Очень понравилось;  Нормально;   Напрасная трата времени.  4. Пожелания, предложения Спасибо! До следующих встреч!

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"

Конспект родительского собрания "Кнут или пряник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2017