Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"
Оценка 5

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
биология
5 кл
30.03.2017
Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"
В данном конспекте описываются научные методы получения и исследования растительных пигментов. Описано значение растительных пигментов для зеленых растений и живой природы в целом. Изучены и описаны свойства растительных пигментов, влияние окружающей среды на растительные пигменты. Даны ответы на вопросы: Почему листья желтеют и краснеют осенью; почему цветы могут менять свою окраску, с чем это связано.Конспект
Изучение растительных пигментов.docx
МБОУ «Калининская СОШ» Изучение растительных пигментов Работу выполнили ученики 5 класса Калининской СОШ                                                                             Косухина Ульяна, Глухих София Руководитель: Полякова Н.А. 1 Калинино 2017 2 Оглавление  Введение  Глава 1. Виды растительных пигментов Глава 2. Значение окраски растений в природе Глава 3. Методы получения и разделения  растительных пигментов  учеными Метод разделения пигментов по М.С. Цвету Метод разделения пигментов по Краусу Экспериментальное получение растительных пигментов и  изучение их свойств 3.1. 3.2. Глава 4. Заключение 3 4 8 10 10 11 13 19 Список использованных источников и литературы                                               20 3 Введение Природа   наградила   нас   необычайным   даром   –   цветовым   зрением,   а вместе   с   ним   дала   возможность   восхищаться   красотой   окружающего растительного мира. Мы с надеждой смотрим на нежную зелень весенней листвы и   с   грустью   любуемся   желто­оранжевой   гаммой   осеннего   леса.   Кто   не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и поля? Цвет волос мы сравниваем с золотистыми колосьями хлеба, а цвет глаз – с синими васильками. Даже сами названия цветов – оранжевый, лиловый, индиго – тоже происходят от названий растений.  Но часто ли вы задавали себе вопросы: отчего зеленые листья осенью желтеют или краснеют? Почему лепестки ромашки белые, а первые весенние листочки тополя красноватые? Почему окружающие растения окрашены именно так, а не иначе, как возникает огромное богатство цветов и оттенков? Мы можем предположить, что различная окраска растений зависит от особых веществ – пигментов.  Цель работы – изучение растительных пигментов и их свойств Задачи работы: ­   познакомиться   с   литературой,   рассказывающей   о   растительных пигментах; ­ выяснить какое значение имеют пигменты для растений;  ­ опытным путем получить пигменты и проверить их свойства; Место   проведения   исследования:  Калининская   СОШ,   кабинет биологии №11 Время проведения исследования: февраль – март Объект исследования: листья растений Предмет исследования: растительные пигменты 4 Методы исследования: эксперимент, сравнение, наблюдение Глава 1. Виды растительных пигментов «Музыка красок более сложна и изменчива по своей природе, нежели музыка звуков. Возможно даже, что в действительности она еще более утончённа, чем мы предполагаем» Т.Р. Сешадри Растительные   пигменты   –   это   крупные   органические   молекулы, поглощающие   свет   определенной   длины.   Цвет   определяется   способностью пигмента к поглощению света.  Если свет, падающий на какую­нибудь поверхность, полностью от нее отражается,   эта   поверхность   выглядит   белой.   Если   все   лучи   поглощаются, поверхность   воспринимается   как   черная.   Если   же   поглощаются   только   лучи определенной длины, то отражение остальных создает ощущение цвета.  Например, кожура апельсина поглощает лучи синей части спектра. И мы видим апельсин оранжевым.  В   растительных   клетках   чаще   всего   встречаются   зеленые   пигменты хлорофиллы, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы, желто­ оранжевые   каратиноиды   и   темные   меланины.   Каждая   из   этих   групп представлена   несколькими   отличающимися   по   химическому   строению,   а следовательно, по поглощению света и окраске пигментами. А еще цвет пигмента может меняться при изменении кислотности среды, температуры, при взаимодействии с различными веществами.  В растительном мире широко распространен белый цвет: белые цветки, белые   стебли,  белые   пятна  на   листьях.  Белый  красящий   пигмент   называется бетулин. Накапливаясь в клетках коры молодых деревьев, бетулин окрашивает 5 ствол березы в тот прекрасный белый цвет, которым мы все восхищаемся. Но у других   растений   причиной   белой   окраски,   например   венчиков,   являются обширные межклетники в сочетании с клетками, лишенными пигментов. Белый цвет  им придает... воздух.  А   что   определяет   окраску   розовых,   сиреневых,   синих   и   фиолетовых цветков?   Как   это   ни   удивительно,   но   эти   цвета   определяет   одна   группа пигментов – антоцианы, впервые выделенные из цветков василька синего.  Содержатся антоцианы в клеточном соке (вакуолях), значительно реже – в клеточных оболочках. В присутствии щелочи антоцианы приобретают синий или сине­зеленый цвет.   Поэтому   их   можно   использовать   в   качестве   кислотно­щелочных индикаторов. При действии кислот антоцианы образуют соли красного цвета. Рассмотрим теперь желтые пигменты, которые широко распространены в мире   растений,   но   в   некоторых   случаях   маскируются   антоцианами, хлорофиллом и поэтому менее заметны. Группа   пигментов,   способных   придать   клетке   желтый   или   желто­ оранжевый   цвет,   наиболее   многочисленна   –   это   каротиноиды,   флавоны, флавонолы. Флавоны и флавонолы – довольно устойчивые соединения, причем некоторые   из   них   хорошо   растворимы   в   горячей   воде.   Именно   поэтому флавоновые   пигменты   были   первыми   красителями,   которые   наши   предки использовали для окраски тканей. У   некоторых,   немногочисленных   по   сравнению   с   «антоциановой» группой, видов растений оранжевая и красно­коричневая окраска цветков или плодов   обусловлена   не   растворенными   в   клеточном   соке   антоцианами,   а находящимися   преимущественно   в   желтых   и   оранжевых   пластидах (хромопластах)   пигментами   группы   каротиноидов.   Название   этой   группе,   в честь одного из пигментов, содержащихся в оранжевых корнях моркови, дал биохимик растений М.С. Цвет. Каротиноиды содержатся практически во всех 6 органах растений: в цветках, листьях, плодах и семенах. В листьях и зеленых плодах каротиноиды находятся в хлоропластах, где маскируются хлорофиллом, и в хромопластах.  Каротиноиды нерастворимы в воде, но хорошо извлекаются из пластид органическими   растворителями   (бензин,   спирт).   Их   цвет,   в   отличие   от антоцианов, не зависит от кислотности среды.  Каротиноиды вместе с флавоновыми пигментами придают желтый цвет листьям и венчикам цветков огурца, тыквы, одуванчика, лютиков, купальницы, калужницы,   чистотела,   подсолнечника,   плодам   кукурузы,   тыквы,   кабачков, баклажанов,   паслена,   помидора,   дыни,   а   также   многих   цитрусовых. Рекордсменом   по   числу   каротиноидных   пигментов   является   стручковый красный   перец.   А   вот   по   концентрации   каротиноидов   чемпионами   являются плоды абрикоса, корнеплоды моркови и листья петрушки.  А как обстоит дело с черными пигментами? Абсолютно черного пигмента у   растений   нет.   В   кожуре   красных   сортов   винограда,   лепестках   некоторых цветков,   черном   чае,   чаге   (березовый   гриб)   содержатся   черно­коричневые пигменты   группы   меланинов.   Но   в   большинстве   случаев,   когда   речь   идет   о черных   цветках   или   плодах,   мы   имеем   дело   с   накоплением   темно­синих антоцианов. Плоды черники, бузины черной, крушины выглядят черными, поскольку толстый слой окрашенных клеток мякоти полностью поглощает солнечный свет. Коричневый цвет обусловлен накоплением в клетках больших количеств желтых пигментов, часто в сочетании с окрашенными в красно­коричневые тона дубильными веществами. Например, в плодах конского каштана обыкновенного, дуба черешчатого содержится очень много желтого пигмента кверцетина. Самым   главным   пигментом   растений,   который   обусловливает   их принадлежность   к   отдельному   зеленому   царству,   является,   конечно   же, хлорофилл. В состав молекулы хлорофилла входит ион магния. В отличие от 7 обширных групп антоцианов, каротиноидов, флавонов и флавонолов, в клетках всех   высших   растений   имеется   только   две   формы   хлорофилла   –   зеленый   с синеватым   оттенком,  хлорофилл   а  и   зеленый   с   желтоватым   оттенком, хлорофилл b. Хлорофилл  a характерен для всех  видов фотосинтезирующих растений.   Хлорофилл   b   присутствует   в   листьях   высших   растений   и   в большинстве водорослей. Бурые водоросли, кроме того, содержат хлорофилл с, а красные – хлорофилл d.  Цвет   хлорофилла,   как   и   любого   окрашенного   вещества,   обусловлен сочетанием тех лучей, которые пигмент не поглощает. Максимумы поглощения расположены   в   сине­фиолетовой     и   красной     областях   спектра.   Эти   лучи поглощаются   хлорофиллом   полностью.   Голубые,   желтые,   оранжевые   лучи поглощаются в гораздо меньшей степени. Минимум поглощения лежит в зоне зеленых   лучей.   Совершенно   не   поглощается   хлорофиллом   только   небольшая часть   красных   лучей,   которые   в   спектре   расположены   на   границе   с инфракрасной областью.  Для листьев различного возраста, различных видов растений характерно многообразие   оттенков   зеленого   цвета.   Объясняется   это   тем,   что   в формировании окраски  листа принимает участие не только хлорофилл, но и другие   содержащиеся   в   листе   пигменты:   желтые   каротиноиды,   красные антоцианы. Можно сделать вывод, что самые распространенные  пигменты растений: хлорофиллы, антоцианы, флавоны и флавонолы и каротиноды. Их цвет зависит от способности поглощать одни цвета спектра отражать другие и от кислотности среды. 8 Глава 2. Значение окраски растений в природе Окраска   цветков   привлекает   насекомых­опылителей.   Яркая   окраска   – это «опознавательный знак», показывающий, где насекомые могут найти нектар и пыльцу. Наблюдая за растениями, можно заметили, что разные виды насекомых предпочитают разные цвета: пчелы, шмели, осы посещают синие, фиолетовые и розовые цветы, желтые ­ мухи, а на красные садятся преимущественно бабочки. Известно, что насекомых привлекает нектар и пыльца, которая служит для них пищей. А находят цветки они по яркой окраске лепестков и по аромату. Перелетая с одного цветка на другой, насекомые производят опыление. Разные   насекомые   различают   разные   цвета,   а   красный   цвет   многие насекомые не видят (они путают его с темно­серым).  Значительная часть бабочек ведет ночной образ жизни, поэтому цветки растений, которые они опыляют, окрашены в светлые тона, различаемые при тусклом освещении. Цветки некоторых растений, например, душистого табака испускают   аромат   только   ночью,   когда   активны,   опыляющие   их   бабочки.   В отличие   от   этого,   цветки,   опыляемые   дневными   бабочками,   окрашены преимущественно в яркие тона и хорошо заметны днем. Среди цветущих тропических растений красный цвет преобладает, что связано   с   опылением   птицами,   а   именно   колибри,   обладающими   развитым зрением.   Насчитывается   до   300   видов   колибри,   питающихся   нектаром.   Они зависают над цветком в трепещущем полете и достают нектар из глубины цветка с   помощью   длинного   клюва   и   трубкообразного   языка,   при   этом   пыльца, прилипшая к голове птицы, падает на длинные, выступающие рыльца пестиков.  Бывает, что у одного и того же растения окраска цветков с возрастом изменяется. Это хорошо заметно у медуницы, распускающейся ранней весной: 9 розовый   цвет   ее   молодых   лепестков   сменяется   с   возрастом   на   синий. Вакуолярный сок, в котором растворен пигмент антоциан имеет кислую реакцию среды (рН меньше 7), а цитоплазма – щелочную. По мере старения растения в вакуолярной   мембране   развиваются   дефекты.   Антоцианы   вытекают   в цитоплазму и в ее щелочной среде синеют, словно индикатор. Старые цветы пчелы, как правило, не посещают, они уже опылены и не содержат нектар. Таким образом, пигменты играют в жизни растений важную роль.  С   пигментами   связана   светочувствительность   растений,   сезонная регуляция метаболизма, роста и цветения, подготовка и переход к фазе покоя, регуляция процессов прорастания семян. Поглощая ультрафиолетовые лучи, флавоны и флавонолы предохраняют хлорофилл   и   цитоплазму   клеток   от   разрушения.   Очень   важная   функция, выполняемая   каротиноидами,   флавонами   и   флавонолами,   состоит   в нейтрализации свободных радикалов, нарушающих протекание биохимических процессов   в   растениях,   т.е.   эти   пигменты   обладают   антиоксидантными свойствами.   Флавоновые   пигменты   иногда   применяются   растениями   для самозащиты в качестве противогрибковых агентов, выполняют функции резерва питательных веществ. 10 Глава 3. Методы получения и разделения  растительных пигментов учеными 3.1. Метод разделения пигментов по М.С. Цвету Михаил Семёнович Цвет является творцом метода анализа, открывшего широчайшие возможности для тонкого химического исследования. В XIX веке чрезвычайное интеллектуальное удовлетворение ученым доставило обнаружение смысла   зеленой   окраски   растений.   Оказывается,   растения   поглощают   свет   и поглощенную   энергию   используют   для   синтеза   питательных   веществ!   Нужно было выделить и очистить пигменты зеленого листа – хлорофиллы. А они так близки по свойствам, что разделить их не удавалось. Михаил   Семенович   Цвет   бился   над   задачей   разделения   пигментов зеленого листа. Он взял стеклянную трубку, наполнил ее порошком мела и на верхний слой налил немного спиртового экстракта листьев. Экстракт был буро­ зеленого цвета, и такого же цвета стал верхний слой меловой колонки. А затем Михаил   Семенович   начал   по   каплям   лить   сверху   в   трубку   с   мелом   чистый спирт. Капля за каплей очередная его порция растворяла пигменты с крупинок мела, передвигаясь вниз по трубке. В результате в столбике мела получались однородные окрашенные полосы чистых веществ. Ярко­зеленая полоса, полоса чуть желтее зеленого – это два вида хлорофиллов и яркая желто­оранжевая полоса   каротиноидов.   Цвет   назвал   эту   картину   хроматограммой.   (   Цвет   – хромос, хроматограмма – цветограмма.) В   1944   году   английские   химики   предложили   метод   бумажной хроматографии.   Сегодня   использование   принципа   хроматографического разделения веществ – основа большинства достижений в науке и технике. 11 12 3.2. Метод разделения пигментов по Краусу Метод   основан   на   различной   растворимости   пигментов   в   спирте   и бензине.  Убедиться  в  том,  что   в  спиртовой  вытяжке   наряду  с  хлорофиллом присутствуют жёлтые пигменты, можно, используя их различную растворимость в   спирте   и   бензине.   Из   пигментов   группы   каротиноидов   в   хлоропластах находится   преимущественно   жёлто­оранжевый   каротин   и   золотисто­жёлтый ксантофилл. Все пигменты можно выделить из листа спиртом, но растворимость хлорофилла и каротина в бензине выше, чем в спирте. Ксантофилл в бензине не растворяется. Методика проведения опыта: В пробирку налейте 2 – 3 мл вытяжки, столько же бензина и 1 – 2 капли воды.   Закрыв   пальцем   пробирку,   взболтайте   в   течение   2   –   3   мин.   Через некоторое   время   жидкость   разделится   на   2   слоя:   бензин,   как   более   легкий, окажется   наверху,   спирт   –   внизу.   Оба   слоя   приобрели   различную   окраску: бензиновый – зеленую, спиртовой – жёлтую. Жёлтый цвет спиртовому раствору придает   пигмент   ксантофилл.   В   бензиновом   слое   находятся   2   пигмента: хлорофилл   и   каротин,   который   не   заметен   из­за   интенсивно­зеленого   цвета хлорофилла. Действие щелочи на хлорофилл. Методика выполнения эксперимента: Налейте в пробирку 2 – 3 мл спиртовой вытяжки пигментов, добавьте 4 – 5   капель   20%­ного   раствора   щелочи   и   взболтал   смесь.   Произошла   реакция взаимодействия хлорофилла со щелочью. Цвет раствора не изменился, так как соли   хлорофиллина   имеют   зеленую   окраску.   Затем   добавьте   бензин,   чтобы общий объем жидкости  в пробирке увеличился в 2 раза, взболтайте и дайте отстояться. 13 Нижний   спиртовой   слой   окрасился   в   зеленый   цвет   благодаря присутствию   в   нём   натриевой   соли   хлорофиллина,   которая,   в   отличие   от хлорофилла, в бензине не растворима. Здесь же, в спиртовом слое, находился пигмент ксантофилл, но его окраска маскируется интенсивно зелёным цветом натриевой соли хлорофиллина. Верхний слой бензина окрашен в жёлтый цвет пигментом каротином. Опыты по разделению пигментов спиртовой вытяжки листа показывают, что она содержит два жёлтых пигмента: каротин и ксантофилл. Количественное соотношение их в растениях примерно равное. Вывод: растительные пигменты можно извлечь из клеток растений, если использовать растворители – спирт и бензин. 14 Глава 4. Экспериментальное получение растительных пигментов и изучение их свойств Опыт 1. Выделение  хлорофиллов из листа герани (пелларгония) Цель: получение зеленых пигментов Оборудование: ножницы, фарфоровые чашка и пестик, воронка, колба, пробирки, спирт, фильтры. Ход эксперимента: № Что делали? Что наблюдали? Объяснение наблюдаемых явлений 1. Измельчили лист герани   с   помощью ножниц   2. С   помощью   пестика растерли части листа 3. Добавили спирт 4. Вылили   раствор   в для   прибор фильтрования 5. Перелили   жидкость   в три пробирки   кашица Получилась зеленого цвета Раствор   зеленого   цвета с частицами листа Из   воронки   капала чистая зеленая жидкость    листа Клетки   разрушились  Хлорофилл   растворился в спирте Части листа остались на фильтровальной   бумаге, а зеленая жидкость в колбе   чистая   Выводы: пигменты растворились в спирте и окрасили его в зеленый цвет. Эту вытяжку мы будем использовать в следующих опытах. Опыт 2. Разделение зеленых пигментов по методу М.С. Цвета Цель: разделение зеленых пигментов и получение  15 Оборудование: пробирки с вытяжкой, мел, спирт № Что делали?   1. Измельчили   мел   и в поместили стеклянную   трубку   и   добавили сверху немного   спиртовой вытяжки 2. С помощью пипетки по стали каплям добавлять спирт    Ход эксперимента: Что наблюдали? Мел   окрасился   в зеленый цвет Объяснение наблюдаемых явлений Вытяжка   хлорофиллов окрасила мел Пигменты   постепенно растворялись в спирте   по     Раствор   продвигался вниз трубке. Появились полосы зеленого   цвета,   желто­ зеленая полоса и ярко­ желтая полоса Выводы: Ярко­зеленая полоса, полоса чуть желтее зеленого – это два вида хлорофиллов и яркая желто­оранжевая полоса каротиноидов. Цвет назвал эту картину хроматограммой. ( Цвет – хромос, хроматограмма – цветограмма.) Опыт 3. Разделение пигментов по Краусу Цель: разделение желтых и зеленых пигментов Оборудование: спиртовые вытяжки, пипетки, бензин № Что делали? Ход эксперимента Что наблюдали? 1. В пробирку с 2 – 3 мл налили вытяжки столько же бензина и 1 – 2 капли воды. Закрыв   Жидкость   разделилась на   2   слоя:   зеленый   и желтый Объяснение   наблюдаемых явлений   как   более Бензин, легкий, оказался наверху,   спирт   –   внизу. Бензиновый слой–   16 пальцем   пробирку, взболтайте в течение 2 – 3 мин. Жёлтый   цвет   спиртовому   раствору   придает   пигмент  ксантофилл.   В бензиновом слое находятся 2 пигмента: хлорофилл и каротин, который не заметен из­за интенсивно­зеленого цвета хлорофилла. зеленый, спиртовой слой – жёлтый. 2. Взяли  пробирку с 2 – 3 мл спиртовой вытяжки пигментов, добавиди 4 –   5   капель   20%­ного раствора   КОН   и взболтал смесь. бензин, Добавили чтобы   общий   объем жидкости   в   пробирке увеличился   в   2   раза, взболтли   и   дали отстояться.   Цвет   раствора   не изменился   соли имеют зеленую окраску хлорофиллина Нижний спиртовой слой окрасился   в   зеленый цвет.   Верхний   слой   бензина окрашен в жёлтый цвет пигментом каротином. В   спиртовом   слое,   находился пигмент ксантофилл,   но   его окраска   маскируется зелёным   интенсивно цветом   соли хлорофиллина Выводы:   опыты   по   разделению   пигментов   спиртовой   вытяжки   листа показывают, что она содержит два жёлтых пигмента: каротин и ксантофилл. Количественное соотношение их в растениях примерно равное. Опыт 4. Получение пигментов антоцианов и изучение их свойств Цель: получение красных пигментов из листа бегонии Оборудование:  ножницы, фарфоровые чашка и пестик, воронка, колба, пробирки, спирт, фильтры. № Что делали? Ход эксперимента Что наблюдали? Объяснение наблюдаемых явлений 1. Измельчили лист бегонии   с   помощью ножниц   2. С   помощью   пестика растерли части листа Получилась красного цвета    кашица Клетки   разрушились  листа 17 3. Добавили спирт 4. Вылили   раствор   в для   прибор фильтрования 5. Перелили   вытяжку   в три пробирки. В   одну   добавили бензин и взболтали Раствор красного цвета с частицами листа Из   воронки   капала чистая красная жидкость    Раствор   разделился   на два   слоя.   Сверху красный, внизу желтый 6 7 Во вторую пробирку с вытяжкой   добавили щелочь КОН В   пробирку   с   сине­ зеленой вытяжкой добавили кислоту H2SO4     Вытяжка   стала   сине­ зеленой Раствор   стал   снова красным Антоцианы растворились в спирте Части листа остались на фильтровальной   бумаге, а   чистая   красная вытяжка в колбе   бегонии В   листе присутствуют   не   только антоцианы   красного цвета,   но   и   желтые каротиноиды В   щелочной   среде антоцианы   меняют   свой цвет В   среде антоцианы   приобретают красный цвет кислой   Выводы: данные опыты доказывают причину изменения окраски листьев и   лепестков   у   растений.   Это   хорошо   заметно   у   медуницы,   распускающейся ранней весной: розовый цвет ее молодых лепестков сменяется с возрастом на синий. Вакуолярный сок, в котором растворен антоциан имеет кислую реакцию среды, а цитоплазма – щелочную. По мере старения растения в вакуолярной мембране   развиваются   дефекты.   Антоцианы   вытекают   в   цитоплазму   и   в   ее щелочной среде синеют, словно индикатор. Экспериментальное  изучение свойств хлорофилла Опыт 5. Влияние света на хлорофилл Цель: изучение влияния света и его отсутствие на хлорофилл Оборудование: стакан с водой, лист пеларгонии, черная бумага Ход эксперимента № Что делали? Что наблюдали? Объяснение 18 Часть   листа,   закрытая черной   бумагой,   стала желтого цвета наблюдаемых явлений Хлорофилл   разрушился и стали видны каротиноиды     1. Часть   листа закрыли пеларгонии   бумагой, черной поместили   в   стакан   с водой и поставили на 5 дней на подоконник   2. Оставили   лист пеларгонии   еще   на несколько   дней   на подоконнике Желтая   часть   листа стала сухой Без   хлорофилла   клетки листа   погибли,   так   как не получали питательных веществ   Вывод: хлорофиллу  необходим  свет  для  того, чтобы  завести процесс фотосинтеза и для получения питательных веществ. Опыт 6. Влияние высокой температуры на хлорофилл Цель: изучение влияния высокой температуры на хлорофилл Оборудование:   стеклянная   палочка,   горелка,   сухое   горючее,   спички, лист пеларгонии Ход эксперимента № Что делали? Что наблюдали? 1. Нагрели   стеклянную палочку и прикоснулись   к   листу пеларгонии   На   листе   появилось коричневое пятно Объяснение наблюдаемых явлений Хлорофилл   от   высокой температуры разрушился Вывод:   высокие   температуры   губительно   действуют   на   молекулы хлорофилла.   Это   мы   можем   наблюдать   в   живой   природе,   когда   на   листьях появляются  солнечные «ожоги». Опыт 7. Влияние химических веществ на хлорофилл Цель: Изучение влияния химических веществ на хлорофилл  Оборудование: кислота, листья растений 19 Ход эксперимента № Что делали? Что наблюдали? 1. Стеклянную   палочку обмакнули в кислоту и прикоснулись   к   листу пеларгонии На   листе   появилось коричневое пятно Объяснение наблюдаемых явлений Хлорофилл   разрушился под действием кислоты Выводы:   кислоты   разрушают   молекулы   хлорофилла.   Мы   можем наблюдать   в   природе   действие   кислотных   дождей   на   зеленые   листья   или хвоинки растений. Листья и хвоинки становятся коричневыми из­за разрушения хлорофилла и погибают. 20 Заключение Исследовательская   работа   показала,   что   самые   распространенные пигменты растений: хлорофиллы, антоцианы, флавоны и каротиноды. Их цвет зависит от способности поглощать одни цвета спектра и отражать другие, а так же  от кислотности среды, в которой они находятся, температуры.  Пигменты играют в жизни растений важную роль. С пигментами связана светочувствительность   растений,   сезонный   обмен   веществ,   рост   и   цветение, прорастания семян. Поглощая ультрафиолетовые лучи, флавоны предохраняют хлорофилл и цитоплазму   клеток   от   разрушения.   Пигменты   нейтрализуют   свободные радикалы, нарушающих протекание биохимических процессов в растениях.  Важно значение  хлорофилла  и  других пигментов  в  фотосинтезе.  Этот процесс   является   «двигателем»   жизни.   Образуются   питательные   вещества,   и накапливается кислород в атмосфере.  В растительном царстве ярко окрашенные цветки и плоды привлекают внимание насекомых и других животных. Благодаря этому растения извлекают для себя пользу при опылении и распространении семян.  Таким   образом,   значение   пигментов   состоит   не   просто   в   том,   чтобы придавать органам растений окраску, но и в выполнении важных функций.  21 Список использованных источников и литературы 1. 2. 3. Биология. Первое сентября. № 44, 45, 46, 1999.  Энциклопедия для детей. Биология; "Аванта +", М., 1993. Википедия. Растительные пигменты [электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org –. 4.       Изучение   состава   и   свойств   пигментов   [электронный   ресурс]   Режим доступа:  ueitelya.com>Химия>pigment­9rlass.html  5.  Растительные пигменты  [электронный ресурс] Режим доступа: pandia.ru>text  22

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"

Конспект учебно-исследовательской работы "Изучение растительных пигментов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017