Открытый урок по математике в 1-ом классе
Тема урока: « Присчитывание и отсчитывание по 2».
Цель: в ходе выполнения различных заданий закреплять умение выполнять вычисления вида +2, -2.
Планируемые результаты: учащиеся научатся присчитывать и отсчитывать по 2;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать себя, границы своего знания и незнания;
работать в паре и в группе.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: Ориентирование в учебниках и тетрадях, сравнение предметов,
объектов (общее и различие).
Регулятивные: Организация рабочего места, контроль собственной деятельности в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Коммуникативные: Сотрудничество с товарищами при работе в группах, парах, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Тип урока: урок актуализации знаний
Вид урока: « урок-сказка»
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, шахматы
Базовый учебник: учебник М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика»,1 часть,1 класс.
Наглядность: картинки с изображением пирожков, яблок, яблони
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран.
Сценарий урока
1. Организационный момент:
Настроенье каково? – Во!
Вы ребята дружные? – Дружные!
А учиться нужно вам? – Нужно!
2. Постановка проблемы, цели
- Кто умеет быстро считать? Давай посоревнуемся: кто быстрее посчитает тетради! (учитель считает тетради парами)
- Кто обратил внимание, как я считала? Правильно, я присчитывала по 2 тетради и поэтому справилась с заданием быстрее.
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- А вы хотите научиться, так же быстро считать?
- А зачем? Где вам это может пригодиться?
- Так значит вам это нужно? Какую же цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок?
- А я поставила цель – создать условия для того, чтобы вы научились присчитывать и отсчитывать по 2.
- Ну что, вперёд, к достижению наших целей?
3. Актуализация знаний.
- Сегодня наш урок необычный, мы отправимся в сказку, а в какую - отгадайте:
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
Слайд 1
«Гуси-лебеди»
- Давайте быстро и коротко вспомним начало этой сказки. Слайд 2
Вдруг налетели гуси-лебеди. Прикрепляю гусей-лебедей
- Давайте посчитаем их. Достаньте столько же палочек и разложите их по парам. Посчитайте их присчитывая по 2. Работа в парах.
Слайд 3 Подхватили гуси-лебеди Иванушку и унесли на сильных крыльях. Аленушка ( кто у нас будет Алёнушкой?) прибежала и не дозвалась его. Побежала искать.
Бежит и видит – стоит в поле печка. Слайд 4
- Скажи ты мне, печка, куда гуси-лебеди полетели?
- Съешь мой румяный пирожок – скажу.
- Пока Алёнушка ест пирожок, мы подготовимся к тому, чтобы быстро научиться присчитывать и отсчитывать по 2:
Работа по числовому ряду:
- Какое число стоит за числом 6?
- Какое число стоит перед числом 3?
- Назовите соседей числа 8.
- Как получить следующее число? Предыдущее?
- Посчитайте через 1 число, начиная с 0. Эти числа называются чётными.
- Посчитайте через 1 число, начиная с 1. Эти числа называются нечётными.
- Какая цель стояла перед нами? Так вот чаще люди присчитывая по 2 пользуются чётными числами. Поэтому мы будем отрабатывать именно этот счёт.
Мини-итог: Какое задание выполняли? Работали с числовым рядом.
Побежала Аленушка дальше, встретилась ей яблонька. Слайд 5
- Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Съешь моё наливное яблочко – скажу.
- Пока Алёнушка ест яблоко, выполняем задание в учебнике:
Работа в учебнике:
На полях с.95 расположены 2 жёлтые карточки. Какие числа на 1 карточке? На второй? Что заметили? Давайте восстановим ряд чётных и нечётных чисел!
Мини-итог: Какое задание выполняли? Восстанавливали ряд чисел.
Бежит девочка дальше, попалась ей на пути молочная река – кисельные берега. Слайд 6
- Не знаешь ли ты, реченька, куда гуси-лебеди полетели?
- Попей моего молочка – скажу.
№7 (состав чисел) с помощью веера
Мини-итог: Какое задание выполняли? Работали с составом чисел, одна часть которого было число 2.
Долго бежала Аленушка. Наконец, нашла избушку, где Баба-Яга жила. Слайд 7 Увидела там Иванушку, подкралась тихонько….
Работа в тетради:
Это задание выполняем тихонько, чтобы нас Баба Яга не услышала: мальчики взяли зелёные карандаши, девочки – красные. Мальчики находят карточки с ответом 4 и раскрашивают их зелёным цветом, а девочки с ответом 5 и раскрашивают их красным цветом. К доске мальчик и девочка (закрывают соответствующим цветом карточки с ответами 5 и 4)
Проверка , исправление ошибок.
- В каком порядке раскрашены карточки? А кто раскрасил 1+2?
Мини-итог: Какое задание выполняли? Решали примеры, числовые выражения
- Схватила братца и побежала.
А гуси всей стаей вслед кинулись: вот-вот догонят, куда деваться?
Бежит молочная река - кисельные берега.
- Речка, спрячь нас.
- Выполни мое задание правильно – спрячу
- Выполняем задание №1 в тетради на с.35 по вариантам. Что мы будем делать?
- А почему вы решили, что это задачи?
- О ком задача у ребят первого варианта? 2-го? Как их можно назвать одним словом? (насекомые). Почему? (шесть ног)
- И так сколько было? Что случилось? Как это записано в условии?
- Прочтите вопрос задачи.
- Какое решение записали?
Проверяем: 1 ученик читает решение.
Мини-итог: Какое задание выполняли? (составляли и решали задачи).
Эти задачи помогают нам достигнуть поставленной цели? Почему? (прибавляли и отнимали 2)
- Прячемся!
Речка спрятала. Побежали девочка с мальчиком дальше. Гуси вернулись, что делать?
4. Закрепление изученного.
Подбежала к яблоньке.
- Яблонька, яблонька, спрячь нас.
- Потрясите мои веточки, тяжело им.
Дети по рядам собирают яблоки красного, зелёного и жёлтого цвета. Считают их.
- Прячемся!
Бегут они дальше. Гуси вот- вот настигнут. Еле до печки добежали.
- Печка - матушка, спрячь.
- Спрячу – если разложишь пирожки по парам и посчитаешь их.(2 ученика у доски: один выкладывает пирожки, а другой записывает сколько их стало)
Дети делают всё то же самое с помощью палочек.
- Какие числа записаны у нас на доске? Чётные.
Мини-итог: Какое задание выполняли? Составляли ряд чётных чисел, присчитывая по 2.
- Прячемся!
- Покружились Гуси-лебеди и улетели ни с чем. (1 ученик убирает лебедей, остальные работают с палочками)
- Сколько было гусей? 2 улетели, сколько стало? А теперь?
Мини-итог: Какое задание выполняли? Отсчитывали по 2.
Добрались Аленушка с братцем до дома.
5. Итог урока.
- Какую цель вы перед собой ставили? Научились?
- А сейчас кому сегодня было интересно, кто считает, что достиг поставленной цели, возьмите красное яблочко, кто считает, что ещё нужно поработать над умением присчитывать и отсчитывать по 2 – жёлтое, а кому было трудно и поэтому скучновато на уроке – зелёное. Прикрепите яблочки на нашу яблоньку, а то уж очень ей скучно.
Чему учит эта сказка?
А тут и родители вернулись с подарками.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Плетнёва Наталья Владимировна
Предмет: Математика Класс: 1-а Тема: « Присчитывание и отсчитывание по 2».
Планируемый результат |
Мотивационно-организационный блок |
Содержательно - деятельностный блок |
|
Учебная задача |
Учебная ситуация |
||
Организовать, настроить на рабочую атмосферу.
Мотивирование к учебной деятельности.
Целеполагание и тема урока
Актуализация ранее полученных знаний
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Отработка и применение полученных знаний
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
Заинтересовать, вовлечь в урок
Определить тему и цели урока
Повторить материал, который пригодится для получения новых знаний
Познакомить с чётными и нечётными числами
Применить умение присчитывать и отсчитывать по 2
Оценка достижения поставленных целей |
Соревнование «Кто быстрее посчитает?»
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели вы перед собой поставите?
Работа по числовому ряду
Работа в учебнике с.95 на полях, №7
Работа в тетради на печатной основе с.35
Работа в группах: «Кто быстрее?»
Счёт пирожков, составление чётного ряда чисел Счёт лебедей, составление чётного ряда чисел Красное яблоко – достиг цели, научился, жёлтое – нужно ещё поработать, зелёное – было трудно |
Кричалка «Настроенье каково?»
Учитель и ученик соревнуются в счёте тетрадей (учитель считает парами)
Дети формулируют тему урока, определяют цели.
Ученики восстанавливают ряды чётных и нечётных чисел, работают над составом числа Находят значения выражений +2, -2 девочки – с ответом 5, мальчики - 4. Сверяют с работой детей у доски. Работа над задачей. Собирают и считают яблоки определённого цвета по рядам Присчитывают пирожки по 2, записывают результат Отсчитывают лебедей по 2, записывают результат Прикрепить яблочко выбранного цвета на яблоню
|
Самоанализ урока на основе деятельностного подхода
|
Показатель |
Да (1 балл) |
Нет (0баллов)
|
Примечание |
1. |
Системно-деятельностный подход |
|
|
|
1.1. |
Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока (занятия) |
|
|
|
1.2. |
Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания |
|
|
|
1.3. |
Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися |
|
|
|
2. |
Учебные задачи |
|
|
|
2.1. |
Целенаправленное развитие, закрепление, применение универсальных учебных действий (указать группы): - познавательных общеучебных |
|
|
|
- познавательных логических |
|
|
|
|
- коммуникативных |
|
|
|
|
- регулятивных |
|
|
|
|
- личностных |
|
|
|
|
2.2. |
Соответствие решаемых учебных задач возрастным особенностям учащихся, их ведущей деятельности |
|
|
|
2.4. |
Характер учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями: - индивидуальный, - коллективно-распределенный, - в парах, группах |
|
|
|
3. |
Критериальное оценивание |
|
|
|
3.1. |
Оценка планируемых результатов урока |
|
|
|
4. |
Отбор содержания учебного материала |
|
|
|
4.1. |
Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержащие актуальную социальную проблему |
|
|
|
4.2. |
Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы с ней |
|
|
|
4.3. |
Содержание учебного материала соответствует: - фундаментальному ядру содержания образования; |
|
|
|
- программе развития и формирования УУД; |
|
|
|
|
- программе духовно-нравственного развития; |
|
|
|
|
- программе социализации и воспитания личности; |
|
|
|
|
- программе формирования здорового и безопасного образа жизни |
|
|
|
|
5. |
Воспитание |
|
|
|
5.1. |
Ставятся и решаются задачи формирования ЗОЖ. |
|
|
|
5.2. |
Воспитательные задачи имеют личностную ориентированность |
|
|
|
5.3. |
Психологический климат урока, контакты учитель – ученик: - комфорт – напряжение |
|
|
|
- сотрудничество – авторитарность |
|
|
|
|
- индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия |
|
|
|
|
- преодоление негативных установок на отдельных учащихся |
|
|
|
|
- культура речи учителя |
|
|
|
|
- культура неречевого общения |
|
|
|
|
5.4. |
Психологический климат, контакты ученик – ученик: - сотрудничество – соперничество |
|
|
|
- дружелюбие – враждебность |
|
|
|
|
- заинтересованность – безразличие |
|
|
|
|
- активность – пассивность |
|
|
|
|
- культура речевого общения |
|
|
|
|
- культура неречевого общения |
|
|
|
|
5.5. |
Соответствие решаемых учебных задач: - личному опыту социализации; |
|
|
|
- индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха) |
|
|
|
Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.