Конспект урока 10 класс литература (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)
Оценка 5

Конспект урока 10 класс литература (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Оценка 5
Работа в классе
doc
русская литература
10 кл
02.04.2017
Конспект урока 10 класс литература  (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)
Тема: «Чепуха совершенная делается на свете» (повесть Н. В. Гоголя «Нос») Аудитория: 10 класс. Время: 45 минут. Цель: изучение проблематики повести Н.В. Гоголя «Нос». Задачи: 1. Краткое знакомство учеников с циклом «Петербургские повести»; 2. Более подробное изучение и анализ повести «Нос»; 3. Формирование у учащихся понятия о фантастическом и реальном в повести «Нос»; 4. Раскрытие философского подтекста повести «Нос».Конспект урока 10 класс литература (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)
Конспект урока.doc
Конспект урока Тема: «Чепуха совершенная делается на свете»  (повесть Н. В. Гоголя «Нос») Аудитория: 10 класс. Время: 45 минут. Цель: изучение проблематики повести Н.В. Гоголя «Нос». Задачи:  1. Краткое знакомство учеников с циклом «Петербургские повести»; 2. Более подробное изучение и анализ повести «Нос»; 3. Формирование у учащихся понятия о фантастическом и реальном в повести «Нос»; 4. Раскрытие философского подтекста повести «Нос». Этап  1. 2. Деятельность учителя Предварительный этап. Подготовка презентации. Организационный этап. * Слайд 1, 2 Предполагаемая деятельность ученика Самостоятельное чтение  повести. Время _____ 3 минуты Ученики учителя, садятся.   приветствуют Ученики   слушают   учителя, записывают   тему   урока, названия   повестей   из   цикла «Петербургские   повести»,   а также год написания и место опубликования повести «Нос».   Учитель   приветствует   учеников,   просит   сесть, произносит вступительное слово. Вступительное слово учителя: «Ребята,   вы   уже   знакомились   с   биографией   и творчеством   Н.   В.   Гоголя,   когда   в   6­м   классе читали   «Повесть   о   том,   как   поссорился   Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», а в 8­м – повесть   «Тарас   Бульба».   Сегодня   мы   познако­ мимся с другой, не менее, а, возможно, и более интересной   и   необычной   повестью   «Нос», которую вы должны были прочитать дома. Перед тем, как мы приступим к теме нашего урока, я немного   расскажу   вам   о   «Петербургских   по­ вестях» Н. В. Гоголя и истории создания повести «Нос». Повесть   «Нос»   входит   в   цикл   так   называемых «Петербургских повестей», которые были напе­ чатаны   в   период   с   1835   по   1842   год.   К   ним относятся   повести   «Невский   проспект»,     «Ши­ нель»,   «Нос»,   «Портрет»   и   «Записки   сума­ сшедшего».   Повесть   «Нос»   впервые   была напечатана   в   пушкинском   журнале   «Современ­ ник»   в   1836   г.   С   редакционным   замечанием Пушкина: «Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила   нам   его   рукопись».   А   сегодня   это удовольствие, я надеюсь, получим и мы. Давайте запишем в тетради тему нашего урока, а также   названия   других   «Петербургских повестей». * Слайд 3 Основной этап. Учитель: «А.   С.   Пушкин   говорит   о   присутствии   фан­ тастического в повести. А какие повести из уже известных   вам,   на   ваш   взгляд,   являются фантастическими?» 3. Учитель: «Обратимся   к   толковому   словарю.   Словарь говорит нам о том, что фантастика — это то, что основано   на   творческом   воображении, художественном   вымысле,   это   что­то   нево­ образимое,   невозможное.   А   английский   дра­ матург   Б.   Шоу   дает   такое   определение   фанта­ стики:  «Это то, что невозможно. То, что не может   произойти   и   тем   не   менее происходит».   в   фантастическом произведении описывается не то, чего вообще не может   быть,   а   то,   что   совершается   вопреки нашим   представлениям   о   невозможности происходящего.   Исходя   из   этих   определений,  можно   ли   говорить   о   повести скажите, Н.   как   о   фантастическом произведении?   Присутствует   ли   в   повести реальное?  В   отличие   от   фантастического, реальное – то, что может быть в жизни. Чтобы лучше разобраться в этих вопросах, я предлагаю вам разделиться на три группы».   Гоголя     Значит,   В. 5 минут   Ученики пробуют ответить на вопрос, вспоминают знакомые   им   произведения, где   присутствует   элементы фантастики. Слушают   учителя,   отвечают на   вопросы   и   объясняют, почему   они   так   думают.   С помощью учителя делятся на три группы. Работают   в   группах   и участвуют   в   последующем обсуждении результатов работы.   12 минут Делают записи в тетрадях. 3 минуты Ученики   слушают   учителя, просматривают слайды. 2 минуты Отвечают   на   вопросы, опираясь на текст. 5 минут Учитель   просит   учеников   подумать,  как соединяется   фантастическое   и   реальное   в повести «Нос», и дает группам индивидуальное задание: 1   группа.  Отметьте   фантастические   события, факты, описания, изображенные в повести. 2 группа.   Отметьте реальные события, факты, описания, изображенные в повести. 3   группа.  Какие   приметы   времени   (в архитектуре, одежде, названиях улиц и мостов, в названиях   должностей   и   учреждений) обнаруживаются в повести? Просит   каждую   группу   поделиться   с одноклассниками   результатами   проделанной работы. Учитель: «Давайте запишем выводы, к которым мы пришли после работы в группах». Учитель: «Реалии   гоголевской   эпохи,   которые   мы обнаруживаем   в   повести,   способствуют   более глубокому   пониманию   текста.   На   их   фоне   раз­ ворачиваются   события   в   жизни   героев.   Эти вымышленные   события   связаны   с   настоящими фактами   и   географическими   названиями,   а   сам Петербург является отдельным образом. Писатель вводит   в   текст   повести   приметы   архитектуры Петербурга,   и   это   делает   произведение   живым, ярким и  достоверным». *Учитель   приводит   примеры   и   показывает слайды 4, 5, 6. Учитель   предлагает   учащимся   обратиться   к сюжету повести и задает следующие вопросы: 1. С   чего   начинается   повесть?   Что «внезапно взрывает нормальный порядок жизни» в повести «Нос»? 2. Что   произошло   с   носом   майора Ковалева? 3. Находим   ли   мы   в   тексте   какое­либо объяснение тому, что произошло? 4. В   каком   тоне   рассказывает   об   этом происшествии автор? 5. Какие   вы   знаете   приемы   создания комического художественном произведении?   Какие   из   них  использует Гоголь? в     Учитель: «Как   вы   думаете,   что   означает   фамилия Отвечают на вопрос, слушают учителя. 2 минуты «Ковалев»? Можно ли ее назвать говорящей?» Если   ребята   затрудняются   ответить   на   этот вопрос, то учитель рассказывает сам: «Коваль»   ­   это   украинское   слово,   которое означает  кузнец,   т. Е.   Ковалев   в   русском варианте   –   Кузнецов.   Это   одна   из   самых распространенных   фамилий.   Значит,   можно сказать,   что   майор   Ковалев   –   типичный представитель массы». Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Что такое пошлость?».   нет   искусства, Учитель   слушает   ответы   учеников,   в   качестве комментария приводит слова И. Анненского: «Пошлость   –   это   мелочность.   У   пошлости одна мысль о себе, потому что она глупа и узка и ничего, кроме себя, не видит и не понимает. …  У   пошлости  нет  доброты,  нет  идеальных стремлений,   нет   Бога. Пошлость бесформенна, бесцветна, неуловима. Это   мутный   жизненный   осадок   во   всякой среде,   почти   во   всяком   человеке.   Поэт чувствует   всю   ужасную   тягость   от безвыходной   пошлости   в   окружающем   и   в самом   себе.   И   вот   он   объективирует   эту пошлость, придает плоть и кровь своей мысли и сердечной боли». Учитель: «Как   Гоголь   показывает   пошлость   и   суету петербургской жизни?» Учитель: «Теперь   поговорим   о   главном   герое».   Просит учеников ответить на следующие вопросы: 1. Что   представляет   из   себя   майор Ковалев? 2. Каков его внутренний мир? Найдите   место   в   повести,   где   Гоголь говорит,   в   каком   душевном   состоянии находится герой, утратив свой нос. 3. Изменился   ли   как­то   герой,   когда   нос «очутился как ни в чем не бывало вновь на   своем   месте»?   Какие   выводы   он сделал? 4. Обрел   ли   он   «лицо»,   вернув   себе   нос? Поясните свое мнение.   вопросы, Слушают   учителя,   отвечают на   приводят примеры   из   литературы   или жизни. 4 минуты   на   вопросы, Отвечают опираясь   на   текст,   высказы­ вают   свое   мнение   о   герое   и поясняют его. 6 минут 4. Подведение итогов. Отвечают   на   вопросы,   вы­ 5 минут 5. 1. О   чем   заставляет   задуматься   повесть «Нос»? 2. Что хотел сказать читателю Н. В. Гоголь? Заключительный этап. Учитель объяснят домашнее задание, отвечает на вопросы, отпускает учеников. * Слайд 7, 8 сказывают свое мнение. 3 минуты   Ученики домашнее   необходимости вопросы. задание, записывают   при задают

Конспект урока 10 класс литература (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература  (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература  (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература  (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература  (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)

Конспект урока 10 класс литература  (повесть Н. В. Гоголя «Нос»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017