Цель: Сформировать представление о неравномерности распределения солнечного света и тепла на Земле, о поясах освещенности Земли.
Задачи:
1. Давать определения терминов и понятий.
2. Научить объяснять географические следствия движения Земли, неравномерное распределение света и тепла по поверхности Земли, влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
3. Составлять характеристики природных объектов и явлений.
4. Обозначать и показывать на картах географические объекты по тематике урока.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
6 класс пояса освещенности.docx
Урок 4. Пояса освещенности (§ 4)
Цель: Сформировать представление о неравномерности распределения
солнечного света и тепла на Земле, о поясах освещенности Земли.
Задачи:
1. Давать определения терминов и понятий.
2. Научить объяснять географические следствия движения Земли,
неравномерное распределение света и тепла по поверхности Земли,
влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
3. Составлять характеристики природных объектов и явлений.
4. Обозначать и показывать на картах географические объекты по тематике
урока.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных
действий на основе тематического содержания урока.
Решаемая учебная задача:
Как изменилось бы градусное значение географической широты тропиков и
полярных кругов при изменении угла наклона земной оси?
Основные понятия: пояс освещенности, Северный тропик, Южный тропик,
Северный полярный круг, Южный полярный круг.
Оборудование: Глобус, физическая карта полушарий, контурные карты.
Организационная структура урока
I. Проверка домашнего задания
Вопросы
1. Сколько раз в году солнце стоит в зените на экваторе? 2. В какие дни наблюдается зенитальное положение солнца на экваторе?
3. На какой географической широте солнце наблюдается в зените 22 июня?
4. На какой географической широте солнце наблюдается в зените 22 декабря?
5. Какое полушарие освещено 22 июня?
6. Какое полушарие освещено 22 декабря?
7. Почему на Земле происходит смена времен года?
8. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределено
неравномерно?
9. Чем примечательны дни осеннего и весеннего равноденствия?
Доп. задание:
1. Определите объекты по географическим координатам:
28ºс.ш. 87ºв.д. – г.Джомолунгма;
32ºю.ш. 70ºз.д. – г.Аконкагуа;
16ºю.ш. 6ºз.д. – о.Св.Елены.
II. Актуализация знаний
Давайте вспомним
1. В чем состоит особенность распределения солнечного света по поверхности
Земли?
2. Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света, а
какие – наименьшее?
3. Какие особенные дни, связанные с разным уровнем освещенности Земли, есть в
календаре?
III. Изучение нового материала
Постановка проблемы
Как изменилось бы градусное значение географической широты тропиков и
полярных кругов при изменении угла наклона земной оси? А для начала давайте найдем эти «особые» линии на карте и на глобусе, они
проведены пунктиром. Как вы думаете, для чего?
Рассмотрите рисунок 15, с.25 учебника. Вас ничего не смущает на этом рисунке?
(Нет тени.) Такое явление можно наблюдать только на широте тропиков. На них
в дни солнцестояний солнце в полдень находится в зените, то есть точно над
головой. При таком положении солнечные лучи падают на земную поверхность
строго вертикально. В день летнего солнцестояния солнце находится точно над
Северным тропиком, а в день зимнего солнцестояния – над Южным.
Рассмотрим рисунок 17 учебника, с.27. Широты, где можно наблюдать солнце в
зените, расположены в жарком поясе освещенности. Он находится Между
Северным и Южным тропиками. Области, где наблюдаются полярный день и
полярная ночь, называются полярными поясами. Их два: северный полярный
пояс расположен севернее Северного полярного круга, а южный полярный пояс
соответственно лежит южнее Южного полярного круга. Пояса между тропиками
и полярными кругами называются северным умеренным и южным умеренным. В
них наблюдаются самые значительные различия в высоте солнца над горизонтом
зимой и летом, а следовательно, ярко выраженные четыре сезона года.
Запись в тетрадях
Северный тропик – 23,5ºс.ш.
Южный тропик 23,5ºю.ш.
Северный полярный круг – 66,5ºс.ш.
Южный полярный круг – 66,5ºс.ш.
Что обозначают эти цифры? Ответ найдите в учебнике.
Практическое задание:
1. Обозначьте на контурной карте линии, являющиеся границами поясов
освещенности. Подпишите названия линий поясов.
Границами тропического пояса освещенности служат Северный и Южный
тропики. В тропическом поясе можно наблюдать солнце в зените, то есть точно
над головой наблюдателя. В этот момент не бывает тени от предметов. Границы
пояса – тропики – обозначаются на всех картах.
Определите территории, страны мира, где можно наблюдать солнце в
зените, и, наоборот, территории, где это явление наблюдать невозможно. В тропическом поясе освещенности солнце бывает в зените, следовательно, эти
части поверхности Земли сильнее всего нагреваются солнцем, то есть это самые
жаркие территории нашей планеты. Средняя годовая температура воздуха здесь
не опускается ниже 20ºС, поэтому в тропическом поясе плодоносят пальмы, а в
морях развиваются кораллы.
Самыми холодными на Земле являются северный и южный полярные пояса, а для
умеренных поясов характерны четко выраженные сезонные различия.
Итак, давайте выявим закономерность: разные широты Земли освещаются и
нагреваются поразному – чем ближе к экватору, тем сильнее нагрев и тем
больше тепла и света получает земная поверхность. Чем ближе к полюсам, тем
меньше света и тепла. Пояса освещенности сменяют друг друга от экватора к
полюсам.
Работаем в РТ с.1315 (тестовые задания и тематический практикум з.1).
Работаем с таблицей «Изменение продолжительности дня на различных
широтах в течение года в Северном полушарии» (в ч и мин).
Что такое полярная ночь?
Что такое полярный день?
Проанализируйте таблицу «Продолжительность полярного дня и полярной
ночи на разных широтах Северного полушария» (сутки).
IV. Закрепление
Ответьте на проблемный вопрос урока.
Что имел в виду А.С.Пушкин, написав эти строки?
…Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса, Одна заря сменит другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы
1. В чем состоит особенность распределения солнечного света по поверхности
Земли?
2. Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света?
Наименьшее количество?
3. Какие особенные дни, связанные с разным уровнем освещенности Земли, есть в
календаре?
А теперь более сложные вопросы
1. Какова минимальная продолжительность полярной ночи?
2. При каком угле наклона земной оси в вашем населенном пункте можно было
бы наблюдать полярные ночь и день?
Практическое задание:
Составьте характеристику природных условий, характерных для разных поясов
освещенности.
V. Домашнее задание
§ 4. Выполните задания и ответьте на вопросы в конце параграфа.
Конспект урока 6 класс "Пояса освещенности"
Конспект урока 6 класс "Пояса освещенности"
Конспект урока 6 класс "Пояса освещенности"
Конспект урока 6 класс "Пояса освещенности"
Конспект урока 6 класс "Пояса освещенности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.