Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Оценка 4.6

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
физика
9 кл
15.11.2017
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
МБОУ «Ефимовская СОШ» Конспект урока химии в 8 классе Тема: «Электролитическая диссоциация» Учитель: Вишнякова Л.А. 2015 г. Цель урока: познакомить учащихся с процессом электролитической диссоциации Задачи: Образовательная: учащиеся должны повторить известные сведения о растворении и растворах; актуализация знаний учащихся о различных типах связи; дать понятие об: электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; характеризовать общие и единичные свойства. Развивающая: создать условия для формирования умения анализировать информацию, выделять в ней главное, существенное; продолжить развитие навыков самостоятельности умственного труда; сравнивать вещества между собой. Воспитательная: продолжить работу по формированию у учащихся чувства взаимопомощи, коммуникативности в процессе коллективной работы. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для определения электропроводности растворов , модель-аппликация «Механизм ЭД». Реактивы: Н2О дист., NaCl кр., NaOH кр., , С12Н22О11 кр.; р-ры Н2SO4, HCl, NaОН, NaCl Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы, постановка цели. Рефлексия. Слайд№1 (Запись в тетрадь темы урока) Учитель: Речь пойдет о самом удивительном веществе нашей планеты, без которого нет жизни – это воде, её роли при растворении веществ. Прежде чем начать изучение новой темы, я хочу проверить ваше настроение. Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. (Приложение 1) III. Изучение нового материала 1 этап. Электролиты, неэлектролиты. Слайд №2 Учитель: Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена у Вас на рис. 126 с.193 (О.С.Габриелян, Химия 8). Он состоит из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается. Давайте и мы проведем исследования (Демонстрация электрической проводимости различных веществ с помощью специального прибора). Беседа с классом: – Предварительно вспомним, на какие 2 группы делят все химические соединения по типу химической связи? Слайд №3 Результаты эксперимента отмечаем в таблице сопроводительного листа. (Приложение 1) Проверка электропроводности воды прибором Беседа: – Как Вы думаете, проводит вода электрический ток? – Какой тип химической связи у воды? (Ковалентная слабо полярная) – К какому классу химических соединений она относится? – Проверим электропроводность прибором. (Не проводит ток). (Отмечаем в таблице.) Проверка электропроводности у поваренной соли NaCl кристаллической. Беседа: – Какой тип химической связи у этого соединения? – К какому классу оно относится? – Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток? – Проверим прибором (Нет). – А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора. – Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток? (Этот опыт может проделать ученик) – Как Вы думаете почему? На этот вопрос мы дадим ответ немного позже. А сейчас продолжим исследование. И так далее…. – Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований? (Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет) Учитель: Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами – А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.) – С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? (Ионной, ковалентной сильно полярной) – Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы) – С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной) Слайд № 4 Закрепление этапа 1: Задание 1. Вопросы классу: – Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в тетрадь) – Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам? – Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам? – Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях) Задание 2. Выберите из перечня веществ электролиты и неэлектролиты, определив вид химической связи. Ответ поясните. 2 этап: Механизм электролитической диссоциации. Продолжение беседы: – Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие заряженные частицы) – Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток? (Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы – проводники первого рода (ток создается за счет свободных электронов). – А какие заряженные частицы могут быть в растворах, например, у веществ с ионной связью – растворе NaCl? (Свободные ионы) Внимание: В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической решетки. – Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде? – Какова роль воды в этом процессе? (Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на ионы). Рассмотрим механизм этого процесса. Рассмотрим строение молекулы воды. Слайд №5 Вода (диполь) < 104,50 Сообщение ученика: Интересное о воде… Механизм электролитической диссоциации с ионной связью на примере NaCl Рассмотрите схему процесса (рис.127, с.195, Химия, 9, О.С.Габриелян). – Что происходит с диполями воды? 1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных. Этот процесс называется ориентация. ( Запись в тетрадь) – Что происходит дальше? 2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь) 3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор. Происходит распад – диссоциация. Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными. Слайд №6 (анимация) Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl- Слайд №6 – Как называют распавшиеся ионы? (Катионы, анионы) – Они простые или сложные? (Простые) – Итак, какие 3 процесса происходят при растворении веществ с ионной связью в воде? 1. ориентация Слайд № 7 2. гидратация 3. диссоциация. Демонстрация процесса диссоциации. Задание для учащихся С помощью модели-аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации электролита с ионной связью и прокомментируйте это Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере НCl Беседа: – А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью? – Рассмотрите схему процесса (рис.128, с.196, в учебнике). – Что происходит с диполями воды? 1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных. Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь) – Что происходит дальше? 2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь) 3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита. Слайд № 8 4. Происходит распад – диссоциация. Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl- – Итак, какие процессы происходят при растворении веществ с ковалентной полярной связью в воде? Вывод: Слайд №9 1. ориентация 2. гидратация 3. ионизация 4. диссоциация Демонстрация процесса диссоциации. Задание для учащихся С помощью модели-аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью и прокомментируйте это Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов является основной причиной диссоциации электролита. К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году. Слайд №10 Учитель: Так как диссоциация происходит у электролитов, поэтому ее называют электролитической. Оказывается электролитами являются не только растворы кислот, солей и щелочей, но и их расплавы. Давайте сформулируем определение ЭД. По лесенке поднимемся к вершине горы, теме сегодняшнего урока. – Какие ключевые слова мы применяли при исследованиях, выводах? Что происходит с веществом при диссоциации? «распад» – Какое вещество распадается? «электролит» – На какие частицы распадается электролит? «ионы» – При каких условиях распадается? «при растворении в роде или расплавлении» – Повторим!!! Процесс обратный диссоциации называется ассоциацией. 3 этап: Физкультминутка для глаз А теперь все отдохнем Глазки крепенько сожмем Поморгаем раз пяток И продолжим наш урок Крепко глазки зажмурим Вспомним всё и повторим: Раз, да, три, четыре, пять Вернемся к диссоциации опять. Истина всегда проста: Щелочь, соль и кислота Пропускают ток всегда, Если их раствор – вода. Почему же кислород, Спирт, глюкоза и азот, Растворенные в воде, Не пропустят ток нигде? Потому что вещества – Неживые существа, И зависят свойства их, Сложных и совсем простых, От строения частиц, Микромира без границ. А раствор, где ток бурлит, Назван был электролит Укрепляя мышцы глаз, Взгляд меняем 8 раз То поближе, то подальше Посмотреть прошу я Вас. От усталости спасет Вас глазной круговорот. Круга 3 вращайте влево, А потом наоборот! IV. Закрепление 1. Задания в игровой форме, проблемно-поисковые задания на слайдах. 2. Самостоятельная работа на 10 мин (Слайд) V. Подведение итога урока. Домашнее задание §35; упр. № 4,5 с.203, Индивидуальные доп.зад. в раб. тетр. №18, с.124, №20 с.126 Учитель: Прежде чем закончить урок, я хочу проверить ваше настроение в конце урока. Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте.конспект
конспект для аттестации.doc
МБОУ «Ефимовская СОШ» Конспект урока химии  в 8 классе Тема:  «Электролитическая диссоциация» Учитель: Вишнякова Л.А. 2015 г. Цель урока:   познакомить учащихся с процессом электролитической диссоциации Задачи: Образовательная:   учащиеся   должны   повторить   известные   сведения   о   растворении   и растворах;   актуализация   знаний   учащихся   о   различных   типах   связи;   дать   понятие   об: электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; характеризовать общие и единичные свойства. Развивающая: создать условия  для формирования умения анализировать  информацию, выделять в ней главное, существенное; продолжить развитие навыков самостоятельности умственного труда; сравнивать вещества между собой. Воспитательная: взаимопомощи,  коммуникативности в процессе коллективной работы.  продолжить   работу   по   формированию   у   учащихся   чувства Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для определения электропроводности растворов , модель­аппликация «Механизм ЭД».  Реактивы: Н2О дист., NaCl кр., NaOH кр., , С12Н22О11 кр.; р­ры  Н2SO4,  HCl, NaОН, NaCl Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы, постановка цели. Рефлексия.     Слайд№1 (Запись в тетрадь темы урока) Учитель: Речь пойдет о самом удивительном веществе нашей планеты, без которого нет  жизни – это воде, её роли при растворении веществ. Прежде чем начать изучение новой темы, я хочу проверить ваше настроение. Зарисуйте  свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на  парте. (Приложение 1) III. Изучение нового материала 1 этап. Электролиты, неэлектролиты. Слайд №2 Учитель:  Обратимся   к   истории   1837   года.   В   этот   период   в   Лондоне   в   лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена  у Вас на рис. 126 с.193 (О.С.Габриелян,   Химия   8).   Он   состоит   из   2­х   электродов,   лампочки   и   розетки.   При опускании   электродов   в   исследуемое   вещество,   если   оно   проводит   ток,   то   лампочка загорается, если не проводит – не загорается. Давайте и мы проведем исследования (Демонстрация электрической проводимости  различных веществ с помощью специального прибора).  Беседа с классом: – Предварительно вспомним, на какие 2 группы делят все химические соединения по типу  химической связи?  Слайд №3 Результаты эксперимента отмечаем в таблице сопроводительного листа. (Приложение 1) Проверка электропроводности воды прибором  Беседа:  – Как Вы думаете, проводит вода электрический ток?  – Какой тип химической связи у воды? (Ковалентная слабо полярная) – К какому классу химических соединений она относится? – Проверим электропроводность прибором. (Не проводит ток).  (Отмечаем в таблице.)  Проверка электропроводности у поваренной соли NaCl кристаллической. Беседа: – Какой тип химической связи у этого соединения? – К какому классу оно относится? – Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток?  – Проверим прибором (Нет). – А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора. – Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток? (Этот  опыт может проделать ученик) – Как Вы думаете почему? На этот вопрос мы дадим ответ немного позже. А сейчас  продолжим исследование. И так далее…. – Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?  (Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет) Учитель:  Вещества,   растворы   которых   проводят   электрический   ток   назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами  – А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.)  – С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток?  (Ионной, ковалентной сильно полярной) – Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества,  оксиды, газы) – С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С  ковалентной неполярной и слабо полярной) Слайд № 4 Закрепление этапа 1: Задание 1. Вопросы классу:  – Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в тетрадь) – Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам? – Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам? – Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях) Задание 2. Выберите из перечня веществ электролиты и неэлектролиты, определив  вид химической связи. Ответ поясните. 2 этап: Механизм электролитической диссоциации. Продолжение беседы:  – Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие заряженные частицы) – Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток? (Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов.  Металлы – проводники первого рода (ток создается за счет свободных электронов). – А какие заряженные частицы могут быть в растворах, например, у веществ с ионной  связью – растворе NaCl? (Свободные ионы) Внимание: В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической  решетки. – Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде? – Какова роль воды в этом процессе? (Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на  ионы). Рассмотрим механизм этого процесса. Рассмотрим строение молекулы воды. Слайд №5 Вода (диполь) < 104,50 Сообщение ученика: Интересное о воде…  Механизм электролитической диссоциации с ионной связью на примере NaCl Рассмотрите схему процесса (рис.127, с.195, Химия, 9, О.С.Габриелян).  – Что происходит с диполями воды?  1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а  положительными вокруг отрицательных.  Этот процесс называется ориентация. ( Запись в тетрадь) – Что происходит дальше? 2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь) 3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и  ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные  «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор.  Происходит распад – диссоциация. Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными. Слайд №6 (анимация) Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl­    Слайд №6 – Как называют распавшиеся ионы? (Катионы, анионы)  – Они простые или сложные? (Простые) – Итак, какие 3 процесса происходят при растворении веществ с ионной связью в воде?  1. ориентация 2. гидратация 3. диссоциация. Демонстрация процесса диссоциации. Слайд     № 7 Задание для учащихся С помощью модели­аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации  электролита с ионной связью и прокомментируйте это Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью  на примере НCl Беседа: – А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью? – Рассмотрите схему процесса (рис.128, с.196, в учебнике).  – Что происходит с диполями воды?  1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а  положительными вокруг отрицательных.  Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь) – Что происходит дальше? 2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь) 3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в  ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита. Слайд № 8 4. Происходит распад – диссоциация. Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl­ – Итак, какие процессы происходят при растворении веществ с ковалентной полярной  связью в воде?  Вывод:  Слайд №9 1. ориентация 2. гидратация 3. ионизация 4. диссоциация Демонстрация процесса диссоциации. Задание для учащихся С помощью модели­аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации  электролита с ковалентной полярной связью и прокомментируйте это Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на  свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов  является основной причиной диссоциации электролита. К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году. Слайд №10   Учитель: Так как диссоциация происходит у электролитов, поэтому ее называют  электролитической. Оказывается электролитами являются не только растворы кислот, солей и щелочей, но и  их расплавы. Давайте сформулируем определение ЭД.  По лесенке поднимемся к вершине горы, теме сегодняшнего урока. – Какие ключевые слова мы применяли при исследованиях, выводах? Что происходит с веществом при диссоциации? «распад» – Какое вещество распадается? «электролит» – На какие частицы распадается электролит? «ионы» – При каких условиях распадается? «при растворении в роде или расплавлении» – Повторим!!! Процесс обратный диссоциации называется ассоциацией. 3 этап: Физкультминутка для глаз  А теперь все отдохнем Глазки крепенько сожмем Поморгаем раз пяток  И продолжим наш урок Крепко глазки зажмурим Вспомним всё и повторим: Раз, да, три, четыре, пять Вернемся к диссоциации опять. Истина всегда проста: Щелочь, соль и кислота Пропускают ток всегда, Если их раствор – вода. Почему же кислород, Спирт, глюкоза и азот, Растворенные в воде, Не пропустят ток нигде? Потому что вещества –  Неживые существа, И зависят свойства их, Сложных и совсем простых, От строения частиц, Микромира без границ. А раствор, где ток бурлит, Назван был электролит Укрепляя мышцы глаз, Взгляд меняем 8 раз  То поближе, то подальше Посмотреть прошу я Вас. От усталости спасет Вас глазной круговорот. Круга 3 вращайте влево, А потом наоборот! IV. Закрепление 1. Задания в игровой форме, проблемно­поисковые задания на слайдах. 2. Самостоятельная работа на 10 мин (Слайд) V. Подведение итога урока. Домашнее задание §35; упр. № 4,5 с.203,  Индивидуальные доп.зад. в раб. тетр. №18, с.124, №20 с.126 Учитель: Прежде чем закончить урок, я хочу проверить ваше настроение в конце урока.  Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. Приложение Сообщение учащегося о воде Индивидуальный сопроводительный лист. 1. Оцените свое настроение с помощью одного  рисунка. Настроение  радостное,  хорошее Мне  безразлично Настроение  плохое, мне  грустно Начало урока Конец урока Класс Наличие электропроводности 2. Заполни таблицу: Исследуемые Вид химической  связи вещества Н2О NaCl(кр.) NaCl(р­р) Спирт          Сахар HCl о 2 3. Закрепление знаний Задание для 1 группы (сл.):  Впишите недостающие слова:  1) Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на ………и …………. Процесс распада электролита на ионы называется …………….. В растворах электролиты диссоциируют на…………. . Причина   электролитической диссоциации  в  …….. Процесс электролитической диссоциации открыл………       Задание для 2 группы( сильн):   Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые: а) проводят электрический ток Хлорид натрия (р­р) Вода, насыщенная O2 Дисциллированная вода Раствор сахара Сульфат натрия (р­р) Серная кислота (р­р) Азотная кислота (р­р) Спирт Гидроксид натрия (р­р) б) не проводят электрический ток  Дисциллированная вода Сахар (тв.) Раствор сахара Минеральная вода Известковая вода Соляная кислота Нитрат натрия (р­р) Гидроксид калия (р­р) Карбонат кальция (тв.)

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"

Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2017