Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
физика
9 кл
15.11.2017
МБОУ «Ефимовская СОШ»
Конспект урока химии
в 8 классе
Тема:
«Электролитическая диссоциация»
Учитель: Вишнякова Л.А.
2015 г.
Цель урока: познакомить учащихся с процессом электролитической диссоциации
Задачи:
Образовательная: учащиеся должны повторить известные сведения о растворении и растворах; актуализация знаний учащихся о различных типах связи; дать понятие об: электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; характеризовать общие и единичные свойства.
Развивающая: создать условия для формирования умения анализировать информацию, выделять в ней главное, существенное; продолжить развитие навыков самостоятельности умственного труда; сравнивать вещества между собой.
Воспитательная: продолжить работу по формированию у учащихся чувства взаимопомощи, коммуникативности в процессе коллективной работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для определения электропроводности растворов , модель-аппликация «Механизм ЭД».
Реактивы: Н2О дист., NaCl кр., NaOH кр., , С12Н22О11 кр.; р-ры Н2SO4, HCl, NaОН, NaCl
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, постановка цели. Рефлексия. Слайд№1
(Запись в тетрадь темы урока)
Учитель: Речь пойдет о самом удивительном веществе нашей планеты, без которого нет жизни – это воде, её роли при растворении веществ.
Прежде чем начать изучение новой темы, я хочу проверить ваше настроение. Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. (Приложение 1)
III. Изучение нового материала
1 этап. Электролиты, неэлектролиты.
Слайд №2
Учитель: Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена у Вас на рис. 126 с.193 (О.С.Габриелян, Химия 8). Он состоит из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.
Давайте и мы проведем исследования (Демонстрация электрической проводимости различных веществ с помощью специального прибора).
Беседа с классом:
– Предварительно вспомним, на какие 2 группы делят все химические соединения по типу химической связи?
Слайд №3
Результаты эксперимента отмечаем в таблице сопроводительного листа. (Приложение 1)
Проверка электропроводности воды прибором
Беседа:
– Как Вы думаете, проводит вода электрический ток?
– Какой тип химической связи у воды? (Ковалентная слабо полярная)
– К какому классу химических соединений она относится?
– Проверим электропроводность прибором. (Не проводит ток).
(Отмечаем в таблице.)
Проверка электропроводности у поваренной соли NaCl кристаллической.
Беседа:
– Какой тип химической связи у этого соединения?
– К какому классу оно относится?
– Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток?
– Проверим прибором (Нет).
– А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора.
– Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток? (Этот опыт может проделать ученик)
– Как Вы думаете почему? На этот вопрос мы дадим ответ немного позже. А сейчас продолжим исследование. И так далее….
– Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?
(Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет)
Учитель: Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами
– А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.)
– С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? (Ионной, ковалентной сильно полярной)
– Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы)
– С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной)
Слайд № 4
Закрепление этапа 1: Задание 1. Вопросы классу:
– Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в тетрадь)
– Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам?
– Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам?
– Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях)
Задание 2. Выберите из перечня веществ электролиты и неэлектролиты, определив вид химической связи. Ответ поясните.
2 этап: Механизм электролитической диссоциации.
Продолжение беседы:
– Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие заряженные частицы)
– Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток?
(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются проводниками второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов. Металлы – проводники первого рода (ток создается за счет свободных электронов).
– А какие заряженные частицы могут быть в растворах, например, у веществ с ионной связью – растворе NaCl? (Свободные ионы)
Внимание: В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической решетки.
– Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде?
– Какова роль воды в этом процессе?
(Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на ионы).
Рассмотрим механизм этого процесса.
Рассмотрим строение молекулы воды. Слайд №5
Вода (диполь) < 104,50
Сообщение ученика: Интересное о воде…
Механизм электролитической диссоциации с ионной связью на примере NaCl
Рассмотрите схему процесса (рис.127, с.195, Химия, 9, О.С.Габриелян).
– Что происходит с диполями воды?
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных.
Этот процесс называется ориентация. ( Запись в тетрадь)
– Что происходит дальше?
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь)
3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор.
Происходит распад – диссоциация.
Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными.
Слайд №6 (анимация)
Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl- Слайд №6
– Как называют распавшиеся ионы? (Катионы, анионы)
– Они простые или сложные? (Простые)
– Итак, какие 3 процесса происходят при растворении веществ с ионной связью в воде?
1. ориентация Слайд № 7
2. гидратация
3. диссоциация. Демонстрация процесса диссоциации.
Задание для учащихся
С помощью модели-аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации электролита с ионной связью и прокомментируйте это
Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере НCl
Беседа:
– А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью?
– Рассмотрите схему процесса (рис.128, с.196, в учебнике).
– Что происходит с диполями воды?
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных.
Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь)
– Что происходит дальше?
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь)
3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита. Слайд № 8
4. Происходит распад – диссоциация.
Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl-
– Итак, какие процессы происходят при растворении веществ с ковалентной полярной связью в воде?
Вывод: Слайд №9
1. ориентация
2. гидратация
3. ионизация
4. диссоциация
Демонстрация процесса диссоциации.
Задание для учащихся
С помощью модели-аппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью и прокомментируйте это
Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов является основной причиной диссоциации электролита.
К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году. Слайд №10
Учитель: Так как диссоциация происходит у электролитов, поэтому ее называют электролитической.
Оказывается электролитами являются не только растворы кислот, солей и щелочей, но и их расплавы.
Давайте сформулируем определение ЭД.
По лесенке поднимемся к вершине горы, теме сегодняшнего урока.
– Какие ключевые слова мы применяли при исследованиях, выводах?
Что происходит с веществом при диссоциации? «распад»
– Какое вещество распадается? «электролит»
– На какие частицы распадается электролит? «ионы»
– При каких условиях распадается? «при растворении в роде или расплавлении»
– Повторим!!!
Процесс обратный диссоциации называется ассоциацией.
3 этап: Физкультминутка для глаз
А теперь все отдохнем
Глазки крепенько сожмем
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок
Крепко глазки зажмурим
Вспомним всё и повторим:
Раз, да, три, четыре, пять
Вернемся к диссоциации опять.
Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был электролит
Укрепляя мышцы глаз,
Взгляд меняем 8 раз
То поближе, то подальше
Посмотреть прошу я Вас.
От усталости спасет
Вас глазной круговорот.
Круга 3 вращайте влево,
А потом наоборот!
IV. Закрепление
1. Задания в игровой форме, проблемно-поисковые задания на слайдах.
2. Самостоятельная работа на 10 мин (Слайд)
V. Подведение итога урока. Домашнее задание
§35; упр. № 4,5 с.203,
Индивидуальные доп.зад. в раб. тетр. №18, с.124, №20 с.126
Учитель: Прежде чем закончить урок, я хочу проверить ваше настроение в конце урока. Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте.конспект
конспект для аттестации.doc
МБОУ «Ефимовская СОШ»
Конспект урока химии
в 8 классе
Тема:
«Электролитическая диссоциация»
Учитель: Вишнякова Л.А.
2015 г. Цель урока: познакомить учащихся с процессом электролитической диссоциации
Задачи:
Образовательная: учащиеся должны повторить известные сведения о растворении и
растворах; актуализация знаний учащихся о различных типах связи; дать понятие об:
электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным
типом связи; характеризовать общие и единичные свойства.
Развивающая: создать условия для формирования умения анализировать информацию,
выделять в ней главное, существенное; продолжить развитие навыков самостоятельности
умственного труда; сравнивать вещества между собой.
Воспитательная:
взаимопомощи, коммуникативности в процессе коллективной работы.
продолжить работу по формированию у учащихся чувства
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для определения
электропроводности растворов , модельаппликация «Механизм ЭД».
Реактивы: Н2О дист., NaCl кр., NaOH кр., , С12Н22О11 кр.; рры Н2SO4, HCl, NaОН, NaCl Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, постановка цели. Рефлексия. Слайд№1
(Запись в тетрадь темы урока)
Учитель: Речь пойдет о самом удивительном веществе нашей планеты, без которого нет
жизни – это воде, её роли при растворении веществ.
Прежде чем начать изучение новой темы, я хочу проверить ваше настроение. Зарисуйте
свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на
парте. (Приложение 1)
III. Изучение нового материала
1 этап. Электролиты, неэлектролиты.
Слайд №2
Учитель: Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории
Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали
исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих
пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов,
используя специальный прибор, модель которого представлена у Вас на рис. 126 с.193
(О.С.Габриелян, Химия 8). Он состоит из 2х электродов, лампочки и розетки. При
опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка
загорается, если не проводит – не загорается. Давайте и мы проведем исследования (Демонстрация электрической проводимости
различных веществ с помощью специального прибора).
Беседа с классом:
– Предварительно вспомним, на какие 2 группы делят все химические соединения по типу
химической связи?
Слайд №3
Результаты эксперимента отмечаем в таблице сопроводительного листа. (Приложение 1)
Проверка электропроводности воды прибором
Беседа:
– Как Вы думаете, проводит вода электрический ток?
– Какой тип химической связи у воды? (Ковалентная слабо полярная)
– К какому классу химических соединений она относится?
– Проверим электропроводность прибором. (Не проводит ток).
(Отмечаем в таблице.)
Проверка электропроводности у поваренной соли NaCl кристаллической.
Беседа:
– Какой тип химической связи у этого соединения?
– К какому классу оно относится?
– Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток?
– Проверим прибором (Нет).
– А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора.
– Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток? (Этот
опыт может проделать ученик)
– Как Вы думаете почему? На этот вопрос мы дадим ответ немного позже. А сейчас
продолжим исследование. И так далее….
– Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?
(Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет) Учитель: Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали
электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами
– А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.)
– С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток?
(Ионной, ковалентной сильно полярной)
– Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества,
оксиды, газы)
– С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С
ковалентной неполярной и слабо полярной)
Слайд № 4
Закрепление этапа 1: Задание 1. Вопросы классу:
– Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в тетрадь)
– Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам?
– Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам?
– Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях)
Задание 2. Выберите из перечня веществ электролиты и неэлектролиты, определив
вид химической связи. Ответ поясните.
2 этап: Механизм электролитической диссоциации.
Продолжение беседы:
– Какие частицы могут создавать электрический ток в растворе? (Движущие заряженные
частицы)
– Почему и при каких условиях вещества проводят электрический ток?
(Они распадаются на ионы при растворении или расплавлении, являются проводниками
второго рода. Прохождение тока происходит за счёт переноса ионов, а не электронов.
Металлы – проводники первого рода (ток создается за счет свободных электронов).
– А какие заряженные частицы могут быть в растворах, например, у веществ с ионной
связью – растворе NaCl? (Свободные ионы)
Внимание: В кристаллах ионы не свободные, а находятся в узлах кристаллической
решетки.
– Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде?
– Какова роль воды в этом процессе?
(Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на
ионы).
Рассмотрим механизм этого процесса. Рассмотрим строение молекулы воды. Слайд №5
Вода (диполь) < 104,50
Сообщение ученика: Интересное о воде…
Механизм электролитической диссоциации с ионной связью на примере NaCl
Рассмотрите схему процесса (рис.127, с.195, Химия, 9, О.С.Габриелян).
– Что происходит с диполями воды?
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а
положительными вокруг отрицательных.
Этот процесс называется ориентация. ( Запись в тетрадь)
– Что происходит дальше?
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс
называется гидратация. (Запись в тетрадь)
3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и
ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные
«водным одеялом» отрываются и переходят в раствор.
Происходит распад – диссоциация.
Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными.
Слайд №6 (анимация)
Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl Слайд №6
– Как называют распавшиеся ионы? (Катионы, анионы)
– Они простые или сложные? (Простые) – Итак, какие 3 процесса происходят при растворении веществ с ионной связью в воде?
1. ориентация
2. гидратация
3. диссоциация. Демонстрация процесса диссоциации.
Слайд
№ 7
Задание для учащихся
С помощью моделиаппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации
электролита с ионной связью и прокомментируйте это
Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью
на примере НCl
Беседа:
– А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью?
– Рассмотрите схему процесса (рис.128, с.196, в учебнике).
– Что происходит с диполями воды?
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а
положительными вокруг отрицательных.
Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь)
– Что происходит дальше?
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс
называется гидратация. (Запись в тетрадь)
3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в
ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита. Слайд № 8
4. Происходит распад – диссоциация. Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl
– Итак, какие процессы происходят при растворении веществ с ковалентной полярной
связью в воде?
Вывод: Слайд №9
1. ориентация
2. гидратация
3. ионизация
4. диссоциация
Демонстрация процесса диссоциации.
Задание для учащихся
С помощью моделиаппликации покажите на магнитной доске механизм диссоциации
электролита с ковалентной полярной связью и прокомментируйте это
Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на
свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов
является основной причиной диссоциации электролита.
К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году. Слайд №10
Учитель: Так как диссоциация происходит у электролитов, поэтому ее называют
электролитической.
Оказывается электролитами являются не только растворы кислот, солей и щелочей, но и
их расплавы.
Давайте сформулируем определение ЭД.
По лесенке поднимемся к вершине горы, теме сегодняшнего урока.
– Какие ключевые слова мы применяли при исследованиях, выводах?
Что происходит с веществом при диссоциации? «распад»
– Какое вещество распадается? «электролит»
– На какие частицы распадается электролит? «ионы»
– При каких условиях распадается? «при растворении в роде или расплавлении»
– Повторим!!!
Процесс обратный диссоциации называется ассоциацией.
3 этап: Физкультминутка для глаз
А теперь все отдохнем
Глазки крепенько сожмем
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок Крепко глазки зажмурим
Вспомним всё и повторим:
Раз, да, три, четыре, пять
Вернемся к диссоциации опять.
Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был электролит
Укрепляя мышцы глаз,
Взгляд меняем 8 раз
То поближе, то подальше
Посмотреть прошу я Вас.
От усталости спасет
Вас глазной круговорот.
Круга 3 вращайте влево,
А потом наоборот!
IV. Закрепление
1. Задания в игровой форме, проблемнопоисковые задания на слайдах.
2. Самостоятельная работа на 10 мин (Слайд)
V. Подведение итога урока. Домашнее задание
§35; упр. № 4,5 с.203,
Индивидуальные доп.зад. в раб. тетр. №18, с.124, №20 с.126
Учитель: Прежде чем закончить урок, я хочу проверить ваше настроение в конце урока.
Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится
у Вас на парте. Приложение
Сообщение учащегося о воде Индивидуальный сопроводительный лист.
1. Оцените свое настроение с помощью одного рисунка.
Настроение
радостное,
хорошее
Мне
безразлично
Настроение
плохое, мне
грустно
Начало
урока
Конец урока
Класс
Наличие
электропроводности
2. Заполни таблицу:
Исследуемые
Вид химической
связи
вещества
Н2О
NaCl(кр.)
NaCl(рр)
Спирт
Сахар
HCl
о 2
3. Закрепление знаний
Задание для 1 группы (сл.):
Впишите недостающие слова:
1) Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на ………и
…………. Процесс распада электролита на ионы называется …………….. В
растворах
электролиты диссоциируют на…………. . Причина электролитической диссоциации в …….. Процесс
электролитической диссоциации открыл………
Задание для 2 группы( сильн):
Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ или растворов, которые:
а) проводят электрический ток
Хлорид натрия (рр)
Вода, насыщенная O2
Дисциллированная вода
Раствор сахара
Сульфат натрия (рр)
Серная кислота (рр)
Азотная кислота (рр)
Спирт
Гидроксид натрия (рр)
б) не проводят электрический ток
Дисциллированная вода
Сахар (тв.)
Раствор сахара
Минеральная вода
Известковая вода
Соляная кислота
Нитрат натрия (рр)
Гидроксид калия (рр)
Карбонат кальция (тв.)
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Конспект урока " Электрический ток в электролитах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.