Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"
Оценка 4.8

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"
Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
«И в радости взываю: о Музы! я пиит!»1  Константин   Николаевич   Батюшков:   страницы   жизни   и   творчества. Анакреонтические мотивы в лирике поэта. На уроках по творчеству Батюшкова учителю предстоит познакомить учащихся с вершинными произведениями поэта, рассказать об основных фактах биографии и основных мотивах его лирики, обратить внимание школьников на отличие романтизма Батюшкова от романтизма Жуковского. Также учитель должен продолжить обучение десятиклассников интерпретации   лирического   текста,   готовя   школьников   к   сочинениям   и   выполнению заданий ЕГЭ (часть С). При знакомстве со стихами Батюшкова у учащихся могут возникнуть трудности, связанные   с   толкованием   мифологических,   библейских   имен   и   названий,   которых достаточно много в лирике поэта. Поэтому для обеспечения правильного восприятия и понимания   программных   произведений   учителю   необходимо   сопроводить   изучение стихотворений грамотными историко­культурными и биографическими комментариями. На   первом   уроке   по   лирике   Батюшкова   учащиеся   познакомятся   с   наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной мотив которых — оптимистический,   радостный.   Они  написаны  в   духе  популярного  тогда  эпикурейства  и анакреонтики.   Урок   можно   начать   с   «погружения»   в   поэзию   Батюшкова,   вспомнив изученное   в   9   классе.   Для   этого   возможен   концерт­миниатюра,   где   прозвучат   такие стихотворения, как «Выздоровление», «Элизий», «Мой гений», «К Дашкову», «Разлука», «Беседка   муз»,   «Есть   наслаждение   и   в   дикости   лесов...»   (стихотворение   является переводом одной строфы из песни четвертой «Паломничества Чайльд­Гарольда» Байрона). Учитель может прочесть элегию «К друзьям», в которой содержится жизненное и поэтическое кредо поэта: «И жил так точно, как писал...» В статье Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии» находим эту же мысль: «Живи как пишешь и пиши как живешь», которая является вольным переводом латинского афоризма «Talis hominibus fuit oratio, qualis vita» — речь людей такова, какой была их жизнь. Вопросы классу для выявления первичного восприятия стихов Батюшкова могут быть записаны на доске до концерта­миниатюры и обсуждены после него. Вопросы для выявления первичного восприятия — Что вам показалось наиболее интересным, важным в стихах Батюшкова? — Что было непонятно, требовало комментариев? — Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова? — Чем, по­вашему, они похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются? Рассказ учителя о страницах творческой биографии Батюшкова можно оформить в тетрадях по литературе в виде опорной записи. 18   мая   1787   г.  —   в   Вологде   родился   К.   Н.   Батюшков,   принадлежащий   к старинному   дворянскому   роду.   Будущий   поэт   воспитывался   в   Петербурге   в   частных иностранных   пансионах,   владел   многими   языками.   Литературные   занятия   Батюшкова поощрял его дядя — известный в то время писатель М. Н. Муравьев. 1803   г.  —   поступление   на   службу   в   Министерство   народного   просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима. 1805   г.  —   первое   выступление   в   печати   на   страницах   московского   журнала «Новости русской литературы». 1807 г. — вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении   под   Гейльсбергом   (в   Пруссии).   Ранение,   эвакуация,   тяжелая   болезнь. Возвращение в полк. 1 Батюшков К. Н. Мои пенаты // К. Н. Батюшков. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 100. 1808   г.  —   участие   в   русско­шведской   войне,   происходившей   на   территории Финляндии. 1809—1812 гг. — сближение с писателями­карамзинистами: В. А. Жуковским, В. Л.   Пушкиным,   П.   А.   Вяземским.   Вступление   в   члены   «Вольного   общества   любителей словесности,   наук   и   художеств»,   где   собирались   почитатели   Радищева.   Увлечение философией французских просветителей XVIII в. Борьба с «Беседой любителей русского слова» — апологетом литературного «староверия» и политической реакционности — в сатирических   стихах   («Видение   на   берегах   Леты»).   Воспевание   радостей   жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы. 1814 г.  — участие в заграничном походе русской армии, в «битве народов» под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы («К Дашкову», «Переход через Рейн»). 1815 г. — выход в отставку. Переезд в Москву. 1817 г.  — опубликован сборник произведений Батюшкова «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии. 1821 г. — создание последних стихов. 1822—1855 гг. — Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти. 7 июля 1855 г. — в возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа. В центре урока — изучение лирики Батюшкова первого периода его творчества (1805—1812).   Это   период   «легкой   поэзии».   Поэт   создает   стихи,   воспевающие   радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением внутренней свободы поэта. В этом ключе анализируется стихотворение «Мои пенаты». Оно представляет собой определенную   сложность   для   восприятия   школьников   из­за   многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому   для   понимания   текста   необходим   предварительный   историко­культурный   и биографический комментарий. Литературными источниками к стихотворению послужили стихи «A mes pénates» («Моим пенатам») Жана Франсуа Дюси (1733—1816), французского поэта­классика, и «La chartreuse» («Обитель») Жана Батиста Грессе (1709—1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов, а ранее автора эпикурейских посланий. Отдельным   учащимся   могут   быть   предложены   индивидуальные   или   групповые предварительные домашние исследовательские задания для сообщений в классе, например: 1. Выберите из стихотворения слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл. Какое настроение они придают тексту? Составьте к ним лексический комментарий (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.). 2. Найдите в стихотворении слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Какой характер они придают тексту? Подберите к ним синонимы из современного языка (отечески — отеческие, златом — золотом, темны — темные, сыскал — нашел и др.). 3.   Составьте   биографический   и   историко­культурный   комментарий   к стихотворению «Мои пенаты». При составлении комментариев можно воспользоваться справочной литературой (словари) и литературоведческими источниками.2 Вопросы и задания к стихотворению «Мои пенаты» 1.  О  чем это стихотворение?   На какие   смысловые   части  оно делится?  Каково настроение   каждой   части?   Как   в   нем   проявляются   анакреонтические   и   эпикурейские мотивы? 2.   Какие   земные   радости   прославляет   поэт?   Каково   его   отношение   к   смыслу жизни, независимости и достоинству человека? 3. Почему поэт уверен, что «домашний» мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности? Как это его характеризует? 4.   Каково   авторское   отношение   к   любви?   Что   она   для   поэта?   Каково   его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями? Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма? 5. Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского? 6. К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра. 7. Подтвердите текстом пушкинскую оценку стихотворения «Мои пенаты»: «Это стихотворение   дышит   каким­то   упоением   роскоши,   юности   и   наслаждения,   слог   так   и трепещет, так и льется — гармония очаровательна»3. 8.  Индивидуальное   домашнее   задание.  Сопоставьте   стихотворения   «Мои пенаты» Батюшкова и «Городок» Пушкина. Есть ли в них основания для сопоставления? В стихотворении «Мои пенаты» Батюшков прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет   мир   домашнего   очага.   Поэт   сталкивает   роскошь   и   бедность,   доказывая,   что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг, а главные ценности жизни — это любовь и творчество. В своих пенатах   он   желает   видеть   только   единомышленников   и   друзей   —   Жуковского   и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской». Стихотворение   «Радость»   представляет   собой   вольный   перевод   одноименного стихотворения   Д.   Б.   Касти   (1721—1803),   итальянского   поэта,   автора   поэм,   комедий, анакреонтических стихов. Вопросы и задания к стихотворению «Радость» 1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Как создают это настроение ритмика и метрика текста? 2. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер. 3. Какие вечные ценности провозглашает поэт самыми важными? Почему? 4.   Охарактеризуйте   фонетические   особенности   стихотворения.   Какой   характер придает тексту обилие звуков р и л? 5. Дайте к стихотворению историко­культурный комментарий, объясните, какой смысл придают тексту встречающиеся мифологические образы. 6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения «Радость» Батюшкова и «Песня» («Минувших дней очарованье...») Жуковского. Можно   проанализировать   и   стихотворение   «Вакханка»,   высоко   оцененное Белинским4.   Оно   представляет   собой   подражание   9­му   эпизоду   из   поэмы   Э.   Парни 2 См.: Русские поэты XVIII—XIX веков // Библиотека мировой литературы для детей. — М., 1985. — Т. 6. — С. 673—676. Батюшков К. Н. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 374—396. 3 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. — М., 1958. — Т. 7. — С. 581. 4 См.: Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья третья // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 297—298. «Déguisements  de Venus» («Переодевания Венеры»). Батюшков снабжает стихотворение примечанием:   «Эригона,   дочь   Икария,   которую   обольстил   Вакх,   преобратясь   в виноградную кисть...» Вопросы и задания к стихотворению «Вакханка» 1.   Какое   настроение   вызывает   стихотворение?   Какие   образы   и   картины   вам представились? 2. Какими средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль? 3. Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней? 4. Каков образ лирического «я» стихотворения? 5. Охарактеризуйте фонетические особенности текста. Какое настроение придает ему обилие звуков р, л, в? 6.   Охарактеризуйте   лексику   и   синтаксис   текста.   Как   в   них   проявляется   его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха? 7. Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста? 8. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер. 9. Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают ему мифологические образы? Итог урока. Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма,   любви.   Он   певец   земных   радостей,   наслаждений,   певец   мира   изящной античности.   Его   ранние   стихи   отличаются   безукоризненным   языком,   мелодичностью, внутренней   грацией.   По   словам   Белинского,   Батюшков   дал   русской   поэзии   «красоту идеальной   формы»,   «пластицизм   форм»,   «скульптурность»,   «упругость»,   «сладостную звукопись», «гармоничность стиха», «стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!»

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"

Конспект урока " К.Батюшков: страницы жизни и творчества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018