Конспект урока "Алые паруса"
Оценка 4.9

Конспект урока "Алые паруса"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
05.03.2018
Конспект урока "Алые паруса"
Тема урока: А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Цели урока: Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; познакомить с повестью «Алые паруса»; сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия; совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы; совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения. Развивающая: развивать устную речь; развивать способность высказывать собственное мнение; совершенствовать навык монологической речи.
конспект урока Алые паруса.docx
Тема урока: А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса».  Цели урока: Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; познакомить с повестью «Алые паруса»; сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия; совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно  уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ,  обобщать, делать выводы; совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения. Развивающая: развивать устную речь; развивать способность высказывать собственное мнение; совершенствовать навык монологической речи. Воспитательная: воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности,  любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу; создать условия для формирования у подростков интереса к чтению  произведений; воспитывать ответственность за свои поступки. Методы: объяснительно­иллюстративный, проблемный, исследовательский, Приёмы: беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, анализ эпизодов,  выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного  произведения. Формы: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: мультимедийная установка, белый парусник. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. 3. Сообщение учащихся об Александре Грине. 4. Слово учителя. 5. Инсценировка. 6. Работа по теме урока. 7. Физминутка. 8. Ответы на вопросы 9. Рефлексия. Домашнее задание. Ход урока.  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.   ­ А о чем вы мечтаете ? ­ К чему вы стремитесь? И что делаете для того, чтобы ваша мечта  сбылась?  Сегодня на уроке мы будем работать с произведением «Алые паруса». Ребята, а кто автор произведения. Ответы детей  2. Вступительное слово учителя. Все верно. Автором произведения «Алые паруса» является А.С. Грин.  ­ Наш сегодняшний урок внеклассного чтения, посвященный писателю­ фантасту, романисту – Александру Грину, мне хочется начать  стихотворением Виссариона Саянова. Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный, С прославленных бригов бегут по заре  Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отсвет морей в январе, С великою злобой, с могучей любовью, С солёной, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о добре. ­ Как Виссарион Саянов называет писателя? (сказочник странный) ­ Из этих строк мы видим, что с одной стороны перед нами люди с обманной  улыбкой, с великой злобой; а с другой – люди с могучей любовью, с  бунтующей кровью, с вечной мечтой о добре. Такими разными предстают  перед нами и герои гриновских произведений. ­ Сегодня на уроке мы внимательно изучим одно из произведений Александра  Грина «Алые паруса». Но сначала – автор. Кто же он – Александр Грин,  создавший эту замечательную повесть? ­ Как вы думаете, это русский писатель или зарубежный?  Давайте послушаем его биографию.  3. Сообщение учащихся об Александре Грине. 1 ученик: Грин Александр Степанович, биография которого будет описана в данной статье, родился в Вятской губернии. Настоящая фамилия писателя –  Гриневский. Его отец Стефан был польским шляхтичем. В 1863 году он  принимал участие в восстании, за что был сослан в Томск. В 1868 году ему  было разрешено переехать в Вятскую губернию. Вскоре он женился на  русской девушке Анне Лепковой, которая был медсестрой. У них родилось  четверо детей. Первым ребёнком в семье был Александр Грин  2 ученик: День рождения Александра Грина ­ 11 (по новому стилю 23) августа 1880  года. В 6 лет мальчик научился читать. Первая книга, которую он прочёл –  «Путешествия Гулливера». Будущий писатель любил произведения о  путешествиях и мореплавателях. Несколько раз пытался убежать из дома,  чтобы стать матросом  3 ученик: Когда Александру было 9 лет, его отдали в училище. Одноклассники  придумали ему прозвище Грин, которое он впоследствии использовал как  псевдоним. Будущий писатель в училище отличался самым плохим  поведением и ему постоянно грозило отчисление.. В 1892 году мальчика  приняли в другое училище благодаря стараниям его отца 4 ученик Когда А. Грину было 15 лет, его мать скончалась от туберкулёза. Через 4  месяца после её смерти отец женился. Александр не ладил с мачехой и стал  проживать отдельно. Он зарабатывал переписыванием документов и  переплётом книг. Его главным увлечением было чтение. В это время он начал  сочинять стихи. 5 ученик В 1906 году написал свой первый рассказ Александр Грин. Творчество  захватило его, и этот год стал переломным в его жизни. А. Грин стал  писателем. Его первый рассказ называется «Заслуга рядового Пантелеева». В  нём рассказывалось о бесчинствах, которые творятся в армии. В итоге  произведение было изъято из типографии и уничтожено. Следующий рассказ  А. Грина, «Слон и Моська», постигла та же участь. Первым произведением,  которое дошло до читателя, было «В Италию». В 1907 году писатель стал  пользоваться псевдонимом Грин. С 1908 года начали публиковаться сборники  его рассказов. Александр Грин рассказы публиковал по 25 штук в год 4. Слово учителя. ­ Повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда  бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Грин  назвал своё произведение феерией. А что такое феерия? ­ Феерия – это волшебное сказочное зрелище. (Запись в тетрадь) В самом  деле, мир повести похож на волшебную сказку. ­ Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру  сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных  событий. Но всё­таки кое­что нам напоминает о сказке в повести) ­ Произведение начинается с описания детства Ассоль.  ­Каким оно было? (Ответ: Рано умерла мать. Воспитание занимался отец,  мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные  фантастические истории об игрушках, о жизни людей) ­ Почему умерла мама Ассоль? Найдите это место в тексте и зачитайте. (1  глава: «месяца три назад… ­ принесёт ливень») ­ В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке  без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не  поняли односельчане? (Ответ: учащиеся высказывают свою точку зрения) ­ Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда в  ней это? (Ответ: Повлияли рассказы отца, а главное, встреча Ассоль с Эглем,  которую нам сейчас представят…) 5. Инсценировка: Встреча Эгля с Ассоль. – Как зовут тебя, крошка? – спросил старик.  — Ассоль, — сказала девочка. — Хорошо, — продолжал речь старик, — Мне, собственно, не надо было  спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно,  музыкально. Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты  живешь. К чему нарушать очарование? Я занимался, сидя на этом камне,  сравнительным изучением финских и японских сюжетов... как вдруг ручей  выплеснул эту яхту, а затем появилась ты... Такая как есть. Я, милая, поэт в  душе — хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке? — Лодочки, — сказала Ассоль,— потом пароход да еще три таких домика с  флагами. Там солдаты живут. — Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила  яхту поплавать, а она сбежала — ведь так? — Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль,— Тебе кто­то сказал?  Или ты угадал? — Я это знал. — А как же? — Потому что я — самый главный волшебник. — Тебе нечего бояться меня, — серьезно сказал он. — Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». — Ну­ка, — продолжал Эгль,— Ассоль, слушай меня  внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь; словом, в  Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день,  стараясь услышать что­нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти  истории о хитрых мужиках и солдатах... Стой, я сбился. Я заговорю снова. Подумав, он продолжал так: — Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка,  памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской  дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов  белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть  этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется  народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет  величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в  коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы  приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь  храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. —  «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко­далеко отсюда я увидел тебя  во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там  жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты  пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя  душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль,  и ты уедешь навсегда в блистательную страну. — Это все мне? — тихо спросила девочка.; она подошла ближе. — Может  быть, он уже пришел... тот корабль? — Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь.  Потом... Что говорить? — это будет, и кончено. 6. Работа по теме урока. ­ Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она  стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что  Лонгрен и его дочь сошли с ума.) ­ Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает  заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог  найти нужный цвет. И вот он его увидел) ­ Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который  искал Грей. (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… ­ …духовного  отражения») ­ Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми  парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё  задуманное.  ­ Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не  случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради):  ­любят всё живое, ­близки к природе, ­добры и бескорыстны, ­трудолюбивы, ­верят в мечту.) 7. Физминутка.  Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки. Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и  вправо.  Слово учителя. Сегодня на уроке мы поняли, что любую мечту можно сделать явью.  Главное поставить перед собой цель. 8.  Викторина. На экране парусник. При каждом правильном ответе он отдаляется от  берега. 1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский) 2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет») 3. Как звали мать Ассоль. (Мери)  4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из­под соломенной  шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали  ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с  новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль) 5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал  двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей  обварил руку) 6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я  сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напуго Ассоль? (Она увидела  кольцо на пальце) 7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна) ­ Вот и наш парусник уплыл. Пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям  радость. 9. Рефлексия. Домашнее задание. ­ Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось? Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое  счастье?»

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"

Конспект урока "Алые паруса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018