Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
07.06.2018
Предмет: литература
Класс: 6
УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
конспект.docx
№ Этапы занятия
1
Сообщение темы.
Постановка учащимися целей занятия.
Теоретическая часть.
Работа над новым материалом.
Задание:
1. Ознакомиться с записями на
информационном листке (смотри
приложение №1 ).
2. Прослушать сообщение учителя по
2
3
Предмет: литература
Класс: 6
УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и
Соловейразбойник».
Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия
для развития компетентностей: культурологической уважения культуры русской нации;
информационной умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст,
живое слово); коммуникативной умения вступать в общение; развитие творческих
способностей учащихся; формирование представления о роли художественных
изобразительновыразительных средств в произведении; развитие навыков анализа
художественного текста; формирование УУД.
Вид УУД
Регулятивные,
познавательные
Познавательные
Содержание УУД
Целеполагание
(формулирование
познавательной цели)
извлечение необходимой
информации
из
прослушанного текста;
анализ объектов с целью
признаков
выделения
(существенных,
несущественных),
теме «Былины. Художественные
особенности былин» (смотри
приложение №2), сопровождаемое
показом презентации.
синтез (составление целого
из частей, самостоятельное
достраивание с восполнением
недостающих компонентов),
3. Сопоставить сообщение с записями в
информационном листке.
Дополнить записи необходимыми
недостающими сведениями.
4. Обобщить всю полученную
информацию
Практическая часть:
рассмотреть жанровые особенности былины
на примере текста «Илья Муромец и
Соловейразбойник» (текст прочитан дома).
Работа в группах. (Смотри приложение №3)
Коммуникатив
ные
умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в
коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в
группу сверстников; умение
формулировать собственное
мнение и позицию, строить
монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи.
1 группа. Сюжет и композиция былины.
1. Составьте план былины, отражая
Познавательные,
общеучебные:
поиск и выделение только главные события.
2. Найдите в тексте композиционные
части, характерные для былины:
зачин, завязку, кульминацию,
развязку и концовку.
Как вы понимаете смысл данной
концовки?
3. Что фантастического и что реального
в былине? (Сравните зачин в былине и
традиционный сказочный зачин «В
некотором царстве, в некотором
государстве…».
Найдите реальные исторические
персонажи, названия городов,
отголоски исторической эпохи).
2 группа. Главные герои былины.
Идея произведения.
1. Дайте характеристику главным
героям былины: Илье Муромцу
(проанализируйте эпизоды битвы
у Чернигова, встречи с жителями
Чернигова, боя с Соловьём и
приезда в Киев) и Соловью
Разбойнику. Докажите, что оба
образа гиперболизированы. Для
чего использована гипербола при
создании образа Соловья
Разбойника? Ильи Муромца?
2. Объясните популярность образа
Ильи Муромца. В чём состоит
идея произведения?
информации;
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме;
определение основной и
второстепенной информации;
свободная ориентация и
восприятие текста
художественного стиля;
логические:
умение составлять план;
анализ объектов с целью
выделения признаков;
построение логической
цепочки рассуждений;
нравственноэтическое
оценивание:
оценивание содержания
художественных
произведений, поступков
литературных персонажей на
основе сформированных
личностных ценностей
формирование основ
гражданской идентичности
личности:
воспитание у учащихся
чувства гордости и уважения
к культурному наследию
своей страны
общеучебные:
смысловое чтение;
выделение информации;
логические:
анализ с целью выделения
основных признаков,
построение логической цепи
доказательств,
выбор оснований
и
критериев для сравнения,
умение определять понятия,
устанавливать аналогии и
делать выводы,
Личностные
Познавательные
Познавательные 3 группа. Художественные
особенности былины.
Найдите характерные для
былины художественные
особенности.
логические:
синтез (составление целого
из частей, самостоятельное
достраивание с восполнением
недостающих компонентов),
подведение под понятие,
выведение следствий.
4 группа. Обобщение и выводы.
Опираясь на результаты работы
всех 3 групп, приготовить
выступление на тему: «Является
ли произведение «Илья Муромец
и СоловейРазбойник» былиной?»
5 группа. Творческое задание.
Напишите небольшой текст о
том, что такое былина, каковы
её особенности, опираясь на
сведения, содержащиеся в
информационном листке
(условие: текст должен быть
написан былинным стихом, т.е.
это будет текст
подражательного характера).
5
6
Физкультминутка. (Смотри приложение №4)
Подведение результатов работы групп.
7
Рефлексия.
Достигли ли намеченных целей занятия?
Самооценка.
Познавательные
логические:
синтез (составление целого
из частей)
Коммуникатив
ные
строить монологическое
высказывание;
адекватное использование
речевых средств для решения
различных коммуникативных
задач.
Коммуникатив
ные
Регулятивные
Регулятивные
строить монологическое
высказывание;
адекватное использование
речевых средств для решения
различных коммуникативных
задач;
оценка (выделение и
осознание учащимися того,
что усвоено)
осознание качества и уровня
усвоения
Приложение №1. Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке.
Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему
Информационный лист.
мнению, сведениями.
Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………
…………………………………………………………………………………………………..
Былина состоит из следующих частей:
1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);
2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);
3) завязка (важное событие);
4) кульминация (центральное событие);
5) развязка (победа положительного героя);
6) концовка (воздаётся слава герою).
Художественные особенности былины:
1) повторы слов, выражений, эпизодов;
2) обращения;
3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).
Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в
строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще
ударным является 3ий от конца строки слог).
Приложение №2
Былины. Художественные особенности былин.
Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)
Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных
исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой,
справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)
Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в
пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)
Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины
художественноисторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд
5)
Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)
Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о
жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси Новгорода (былины о
Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)
Киевские былины это былины героические (или богатырские). Героические былины
повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против враговкочевников,
нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том,
куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киевград.
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнаното силушки чернымчерно,
А й чернымчерно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся
медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче,
исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его
мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные.
Так, в былине об Илье Муромце и Соловьеразбойнике трижды повторяется описание силы
Соловьяразбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным,
часто в былинах повторяются отдельные слова.
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
Во стольном во городе во Киеве,
У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13) Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах
одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня,
пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания,
встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь
заканчивается слайд 14)
Иногда былины заканчиваются особой концовкой заключением из всего содержания былины:
т. е. так было в старину, это быль. (Здесь заканчивается слайд 15)
То старина, то и дёянье,
Главный герой былин русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря,
применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря
с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется
улица, левой переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь
заканчивается слайд 16)
Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его
конь: «первый скок коня на много вёрст, а второй скок и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть
силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага
«серому волку ... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается
слайд 17)
В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и
выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих
поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия
через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и
разнообразны в устной поэзии эпитеты красочные определения, указывающие наиболее
существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления
жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например,
встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный
стольный Киевград, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается
слайд 19)
Часто в былинах применяются сравнения:
Нагнаното силушки чернымчерно,
Чернымчерно, как черна ворона.
Щукойрыбою ходить Вольгё во синих морях,
Птицейсоколом летать Вольгё под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.( Здесь заканчивается слайд 20)
Употребляются отрицательные сравнения: Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются,
Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)
Желая подчеркнуть какойлибо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для
понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга
растетьматереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за
великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными
суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются
ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п.
(Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в
словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные»,
«седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)
Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на
определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно
слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные
ударения в одной и той же былине («Соловей Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).
(Здесь заканчивается слайд 25)
В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни
русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них былина о Вольге и Микуле. В ней
прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянинавоина, богатыря
защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянинахлебопашца, богатыря
кормильца страны.
Источник сообщения: http://russkayliteratura.ru/literatura/4xudozhestvennyeosobennosti
bylin.html
Приложение №3.
1
группа. Сюжет и композиция былины.
1. Составьте план былины, отражая только главные события.
2. Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку,
кульминацию, развязку и концовку.
Как вы понимаете смысл данной концовки?
3. Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и
традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической
эпохи). 2
группа. Главные герои былины. Идея произведения.
1. Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте
эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и
приезда в Киев) и СоловьюРазбойнику. Докажите, что оба образа
гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья
Разбойника? Ильи Муромца?
2. Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?
3 группа. Художественные особенности былины.
Найдите характерные для былины художественные особенности
4 группа. Обобщение и выводы.
Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему:
«Является ли произведение «Илья Муромец и СоловейРазбойник» былиной?»
5 группа. Творческое задание.
Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности,
опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст
должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного
характера).
Приложение № 4
Физкультминутка «Богатыри»
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Дружно встали: раз, два, три,
Мы теперь богатыри! (встают)
Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)
У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)
Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)
Боевых коней седлаем,
Выезжаем все в дозор, (скачут)
Чтоб на земли кинуть взор:
Не напал ль татарин злой,
Как осиный темный рой?
Вот стоим мы на заставе,
Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)
Поглядим изпод ладони
Вправовлево (имитируют движение), торс наклоним:
Нет ли вражеских следов, (наклоняются)
Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину) Змей люд русский обижать?
Все спокойно? Можно спать!
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс