Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
07.06.2018
Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Предмет: литература Класс: 6 УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс» Оборудование: компьютер, мультимедийная установка. Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
конспект.docx
№ Этапы занятия 1 Сообщение темы. Постановка учащимися целей  занятия. Теоретическая часть. Работа над новым материалом. Задание:  1. Ознакомиться с записями на  информационном листке (смотри  приложение №1 ).  2. Прослушать сообщение учителя по  2 3 Предмет: литература Класс: 6 УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс» Оборудование: компьютер, мультимедийная установка. Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и  Соловей­разбойник».  Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической ­ уважения культуры русской нации;  информационной ­ умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст,  живое слово); коммуникативной ­ умения вступать в общение; развитие творческих  способностей учащихся;  формирование представления о роли художественных  изобразительно­выразительных средств в произведении; развитие  навыков  анализа  художественного текста; формирование УУД. Вид  УУД  Регулятивные,  познавательные Познавательные Содержание УУД Целеполагание  (формулирование  познавательной цели)     ­извлечение   необходимой информации из прослушанного текста;    ­анализ   объектов   с   целью признаков   выделения (существенных, несущественных), теме «Былины. Художественные  особенности былин» (смотри  приложение №2), сопровождаемое  показом презентации.  ­ синтез (составление целого  из частей, самостоятельное  достраивание с восполнением недостающих компонентов), 3. Сопоставить сообщение с записями в  информационном листке.  Дополнить записи необходимыми  недостающими сведениями. 4. Обобщить всю полученную  информацию Практическая часть:  рассмотреть жанровые особенности былины  на примере текста «Илья Муромец и  Соловей­разбойник» (текст прочитан дома). Работа в группах. (Смотри приложение №3) Коммуникатив­ ные умение слушать и вступать в  диалог; участвовать в  коллективном обсуждении  проблем; интегрироваться в  группу сверстников; умение  формулировать собственное  мнение и позицию, строить  монологическое  высказывание, владеть  диалогической формой речи.   1 группа. Сюжет и композиция былины. 1. Составьте план былины, отражая  Познавательные,    общеучебные: поиск и выделение только главные события. 2. Найдите в тексте композиционные  части, характерные для былины:  зачин, завязку, кульминацию,  развязку и концовку.  Как вы понимаете смысл данной  концовки? 3. Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В  некотором царстве, в некотором  государстве…». Найдите реальные исторические  персонажи, названия городов,  отголоски исторической эпохи). 2 группа. Главные герои былины. Идея произведения. 1. Дайте характеристику главным  героям былины: Илье Муромцу  (проанализируйте эпизоды битвы  у Чернигова, встречи с жителями  Чернигова, боя с Соловьём и  приезда в Киев) и Соловью­ Разбойнику. Докажите, что оба  образа гиперболизированы. Для  чего использована гипербола при  создании образа Соловья­ Разбойника? Ильи Муромца? 2. Объясните популярность образа  Ильи Муромца. В чём состоит  идея произведения?  информации; осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной    форме; определение основной и  второстепенной информации; свободная ориентация и  восприятие текста  художественного стиля; логические:  умение составлять план; анализ объектов с целью  выделения признаков; построение логической  цепочки рассуждений; нравственно­этическое оценивание: ­ оценивание содержания  художественных  произведений, поступков  литературных персонажей на  основе сформированных  личностных ценностей формирование основ  гражданской идентичности  личности: воспитание у учащихся  чувства гордости и уважения  к культурному наследию  своей страны     общеучебные: ­ смысловое чтение;  ­ выделение информации;   логические: ­   анализ   с   целью   выделения основных признаков,  ­ построение логической цепи доказательств,   ­   выбор   оснований     и критериев для сравнения,  ­ умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,  Личностные Познавательные Познавательные 3 группа. Художественные особенности былины. Найдите характерные для  былины художественные  особенности.                    логические: ­ синтез (составление целого  из частей, самостоятельное  достраивание с восполнением недостающих компонентов), ­ подведение под понятие,  выведение следствий. 4 группа. Обобщение и выводы. Опираясь на результаты работы  всех 3 групп, приготовить  выступление на тему: «Является  ли произведение «Илья Муромец  и Соловей­Разбойник» былиной?» 5 группа. Творческое задание.  Напишите небольшой текст о  том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь  на  сведения, содержащиеся в  информационном листке  (условие: текст должен быть  написан былинным стихом, т.е. это будет текст  подражательного характера). 5 6 Физкультминутка. (Смотри приложение №4) Подведение результатов работы групп. 7 Рефлексия. Достигли ли намеченных целей занятия? Самооценка.     Познавательные  логические: синтез (составление целого  из частей) Коммуникатив­ ные строить монологическое  высказывание; адекватное использование  речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Коммуникатив­ ные  Регулятивные Регулятивные строить монологическое  высказывание; адекватное использование  речевых средств для решения различных коммуникативных задач; оценка (выделение и  осознание учащимися того,  что усвоено) осознание качества и уровня  усвоения Приложение №1. Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте   сообщение   учителя.   Дополните     карточку   необходимыми,   по   вашему Информационный лист.  мнению, сведениями.  Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее  ………………… ………………………………………………………………………………………………….. Былина  состоит  из  следующих  частей: 1) запев (вводит читателя в мир народного искусства); 2) зачин (обозначены место действия, имя главного  героя); 3) завязка (важное событие); 4) кульминация  (центральное событие); 5) развязка (победа положительного  героя); 6) концовка  (воздаётся слава герою). Художественные  особенности  былины:  1) повторы  слов, выражений, эпизодов; 2) обращения; 3) троичность (часто встречается число три  или кратные трём числа).     Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в  строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще  ударным является 3­ий от конца строки слог). Приложение №2 Былины. Художественные особенности былин. Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2) Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических   событиях,   о   своём   труде,   о   своих   заботах   и   горестях,   мечтал   о   счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3) Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4) Исключительный  интерес среди произведений  народного творчества  представляют былины  ­ художественно­исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5) Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6) Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси ­ Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7) Киевские   былины   ­   это   былины   героические   (или   богатырские).   Героические   былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов­кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8) Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том,  куда и откуда поехал богатырь  (Здесь заканчивается слайд 9) Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев­град. Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову, У того ли города Чернигова Нагнано­то силушки черным­черно, А й черным­черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10) События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся  медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче,  исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей  на особенно важных, по его  мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье­разбойнике трижды повторяется описание силы  Соловья­разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12) Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным,  часто в былинах повторяются отдельные слова. Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела.  Во стольном во городе во Киеве, У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13) Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах  одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня,  пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания,  встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь  заканчивается слайд 14) Иногда былины заканчиваются особой концовкой ­ заключением из всего содержания былины: т. е. так было в старину, это ­ быль. (Здесь заканчивается слайд 15) То старина, то и дёянье, Главный герой былин ­ русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря,  применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря  с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется  улица, левой ­ переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь  заканчивается слайд 16) Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня ­ на много вёрст, а второй скок ­ и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть  силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага  «серому волку ... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается  слайд 17) В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и  выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих  поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия  через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и  разнообразны в устной поэзии эпитеты ­ красочные определения, указывающие наиболее  существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18) Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления  жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например,  встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный  стольный Киев­град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается  слайд 19) Часто в былинах применяются сравнения: Нагнано­то силушки черным­черно, Черным­черно, как черна ворона. Щукой­рыбою ходить Вольгё во синих морях, Птицей­соколом летать Вольгё под оболоки, Волком рыскать во чистых полях.( Здесь заканчивается слайд 20)   Употребляются отрицательные сравнения: Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)   Желая подчеркнуть какой­либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга  растеть­матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за  великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22) Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются  ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п.  (Здесь заканчивается слайд 23)  Суффиксы ласкательного значения применяются и в  словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные»,  «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24) Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на  определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно  слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные  ударения в одной и той же былине («Соловей­ Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)  В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни  русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них ­ былина о Вольге и Микуле. В ней  прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина­воина, богатыря ­  защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина­хлебопашца, богатыря ­  кормильца страны.  Источник сообщения: http://russkay­literatura.ru/literatura/4­xudozhestvennye­osobennosti­ bylin.html   Приложение №3. 1          группа. Сюжет и композиция былины. 1. Составьте план былины, отражая только главные события. 2. Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку,  кульминацию, развязку и концовку.  Как вы понимаете смысл данной концовки? 3. Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и  традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…». Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической  эпохи). 2          группа. Главные герои былины. Идея произведения. 1. Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте  эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и  приезда в Киев) и Соловью­Разбойнику. Докажите, что оба образа  гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья­ Разбойника? Ильи Муромца? 2. Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?  3 группа. Художественные особенности былины. Найдите характерные для былины художественные особенности                      4 группа. Обобщение и выводы. Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему:  «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей­Разбойник» былиной?» 5 группа. Творческое задание.  Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности,  опираясь  на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст  должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного  характера). Приложение № 4 Физкультминутка «Богатыри» Поработали, ребятки,  А теперь все на зарядку.  Дружно встали: раз, два, три, Мы теперь богатыри! (встают)    Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)     У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)    Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)    Боевых коней седлаем, Выезжаем все в дозор, (скачут) Чтоб на земли кинуть взор: Не напал ль татарин злой,  Как осиный темный рой?    Вот стоим мы на заставе,    Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)    Поглядим из­под ладони    Вправо­влево (имитируют движение), торс наклоним: Нет ли вражеских следов, (наклоняются) Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину) Змей люд русский обижать? Все спокойно? Можно спать!

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс

Конспект урока "Былины. Художественные особенности былин. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс
Скачать файл