Технологическая карта урока " Роль природы и пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Муму"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок.docx

                                                             Роль природы и пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

Цели урока:

отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка, подчеркнуть авторское отношение и вызвать у обучающихся уважительное отношение к людям, к природе

Задачи урока:

·         обучающие: продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;

·         развивающие: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе

·         воспитательные: воспитывать  трепетное отношение к природе.

·         Ход урока

Деятельность

Учитель

Ученики

Этапы урока

I.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

 

 

II. Постановка учебной задачи.

Цель:  проговаривание цели урока в виде темы урока.

Метод постановки учебной задачи:  подводящий к теме диалог

III  Работа по домашнему заданию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«IV. «Открытие нового знания»

Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Обобщение нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует слайды иллюстрации картин

В. Поленов «Заросший пруд»

И.Шишкин «Рожь»

И.Левитан «Сумерки. Луна»

И.Левитан «Вечерний звон»

- Что изображено на картинах? Как называется изображение природы?  

 - Так чему будет посвящен наш урок?

 - Да, мы сегодня будем говорить о роли пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Муму», о том, как автор с его помощью передает настроение героев, как выражает своё отношение к героям

 

- Какие цели поставим?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вашим домашним заданием было найти в тексте  картины описания природы. Давайте проверим, что у вас получилось. В каких эпизодах вы нашли  описание природы?

      - Много вы нашли описаний природы?

- Действительно, в произведении Тургенева «Муму» изображений природы немного.  Обычно автор использует только указания на время : «Это было днем, это было вечером».

      - В каких эпизодах произведения описание природы дается более широко?

-Давайте проанализируем эпизоды и подумаем, почему именно в них автор использует пейзаж.

Посмотрите на иллюстрацию к произведению Тургенева «Муму».

-Какие чувства она у вас вызывает? Что делают герои? Где они изображены? Обратите внимание на природу. Какое время года показано? Как выглядит пейзаж? Соотносится ли пейзаж с чувствами главного героя?

 

 

 

-Посмотрите на измененную иллюстрацию. Что изменилось? Какая иллюстрация больше подходит для этого эпизода с Муму и почему?


-Как вы думаете, какова же роль природы в первой иллюстрации?

 

ФИЗМИНУТКА

 

СЦЕНА ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ

          Чтение эпизода.

        - Какое настроение у этого эпизода ? С помощью каких слов это становится нам понятно?

  Задание №1  Выпишите эпитеты и сравнения, которые есть в этом эпизоде.

 Зачитать….

 

- Помогают ли эти слова понять нам состояние героя?

       - В конце произведения автор сравнивает героя с львом, сильным и решительным, а давайте вспомним, с кем сравнивал автор героя вначале произведения?

       - Как вы думаете, ребята, почему изменились авторские сравнения?  

 

     - Ребята, а можно с помощью средств художественной выразительности понять, как автор относится к герою? Докажите.

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, что пытается донести автор? Какую роль играет природа?

 

 

 

 

 

Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

СРЕДСТВАХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А)…ветер, летевший к нему на встречу,–    ветер с родины, – ласково ударял в его     лицо, играл в его волосах

Б) Герасим поглядел на несчастную

собачонку

В) [Герасим] видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и, как лев, выступал сильно и бодро.

1)     Антитеза

2)     Эпитет

3)     Сравнение

4)     Олицетворение

 

А

Б

В

 

 

 

 

 

- Посмотрите на картины. Как вы думаете, к каким эпизодам произведения они бы подошли? Что помогло вам ответить на вопрос?

 

В.Поленов «Заросший пруд »

 

 

И.Шишкин«Рожь»

 

 

И.Левитан «Сумерки. Луна»

 

 

И.Левитан «Вечерний звон»

 

- Какую роль играет пейзаж в литературе?

-Может ли природа просто служить фоном и не отражать чувства героев?

 

 - Итак, какую задачу мы с вами ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

 - Как вы оцениваете результат работы класса?

-В заключение составьте синквейн:

1. Природа…

2. Два прилагательных или причастия

3. Три глагола

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание

Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании иллюстрации картин

 

 

- Пейзаж – изображение картины природы

 

- пейзаж в художественном произведении

 

 

Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений.

 

 

- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель  использует выразительные средства языка для создания картин природы.

Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

 

 

 

 

- нет

 

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков.

 

Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование:

 

- сцена гибели Муму и возвращение Герасима в деревню

 

 

 

Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

 

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста

 

 

 

 

 

 

 

 

- Деревянная лодка качается далеко от берега. За спиной героя–тёмная вода; влево уходит коряга сломанного дерева, которую можно соотнести с внутренними чувствами Герасима.

По тексту Герасим утопил Муму летом (по ласточкам на заднем фонемы можем предположить, что это лето, но картина сама не отражает этого. Мы видим приближающуюся бурю. Буря на иллюстрации = буря в душе героя)

                                                                                                   

 

 

- Природа на второй иллюстрации не соотносится с переживаниями Герасима. Художник первой иллюстрации подчеркивает трагичность момента, а на второй у читателей может возникнуть непонимание, почему такой трогательный момент (прощание с Муму) показан на фоне яркой природы.

 

 

 

 

 

 

 

- Тургенев описывает тяжёлые тучи, безмолвие воды. Кажется, что сама природа сочувствует герою и «говорит» вместо него. Кроме того, всё подготавливает читателя к предстоящей беде.

 

Формирует коммуникативные УУД через прием «Чтение с остановками», направленный на осмысление содержания текста

 

-Радостное, бодрое. Писатель создаёт описание с помощью красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.

 

Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда.

 

- Да. Герасим уверенно шел домой, выступал как лев, ничто не могло его остановить, и природа как будто рада этому.

 

 с быком, которого взяли с нивы, с пойманным зверем.

 

 

-  Герасим в городе чувствовал себя чужим, а возвращаясь домой, он обрел уверенность.

-  Автор рад за героя, поэтому изменились сравнения и  показан такой спокойный яркий пейзаж. Природа поёт, когда Герасим решается уйти от барыни, передавая радость Герасима от того, что он ушел от барыни, которая заставила сделать его самый страшный поступок в его жизни. Темное, остается в прошлой жизни, впереди ждет только светлое: «звезды, светившие его путь», «восходящее солнце озарило лучами». Она защищает и благоприятствует возвращению домой.

- природа жива, одухотворена, свободна, способна любить и говорить, она отражает внутренние переживания героя, усиливает трагизм событий.

 

 

 

В течение 3- 5 минут работают самостоятельно.

 

Познавательные УУД: изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации.

Развитие самоконтроля при выполнении задания.

 

 

 

 

 

 

А

Б

В

4

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вечер у брода, находка щенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспоминание: Герасим пашет и косит как богатырь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летняя ночная дорога, побег Герасима в деревню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безмолвный пруд после гибели Муму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию.

(Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев).

 

 

Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: аргументация оценивания.

 

Заполняют листы оценивания.

 

 

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя, его героев и читателей.

Волшебство!