Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс

Оценка 4.6
Работа в классе +1
doc
религиоведение
4 кл
10.02.2019
Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс
Конспект урока "Чему учит этика" для обучающихся 4 класса по программе "Начальная школа 21 века" (автор Виноградова Н.Ф. ). На данном уроке дети узнают, что такое этика, мораль, нравственность, чему учит этика, этика бывает светская и религиозная, ответят на вопросы по теме.
Чему учит этика.doc
Урок №1  ТЕМА. «Чему учит этика». Цели: Формируют первоначальные представления о светской этике; Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. Учитель: Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика; Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность  существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. Оборудование: мультимедийное оборудование; диск с музыкой: «Одинокий пастух»,  «Мир похож на цветной луг, презентация к уроку; таблички со словами: ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА; ватманский лист, цветные мелки, фломастеры. Ход урока. 1. Организационный момент. Звучит музыка «Одинокий пастух» Учитель: Цветёт над тихой речкой яблоня. Сады, задумавшись, стоят.  Какая Родина нарядная, Она сама, как дивный сад! Играет речка перекатами, В ней рыба вся из серебра, Какая Родина богатая, Не сосчитать её добра! Бежит волна неторопливая, Простор полей ласкает глаз. Какая Родина счастливая, И это счастье всё для вас! (В. Боков) 2. Работа над новым материалом. Работа с цитатами. Учитель: ­ Как вы понимаете смысл этих цитат? «Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан».                                                                  Омар Хайям. «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».                                                                   Лев Николаевич Толстой. Учитель: ­ О чём мы будем говорить на нашем уроке. Дети: ­ О добре и зле. Учитель: ­На уроках мы изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир… ­ Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о  доброте и зле? Подсказку вы найдёте на обложке нашего учебника. Дети; ­Этика. Учитель: ­ Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель? Дети: ­ Мы хотим узнать, что такое светская этика? ­ Что она предполагает? Учитель: ­ Давайте запишем тему урока: Что такое светская этика. ­ Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, который ввёл термин   «ЭТИКА»   в   названия   своих   трудов.   В   Древней   Греции   все   науки   назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» ­ любовь и «софия» ­ мудрость. Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии. Работа со словарём С. И. Ожегова. ­ Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика». Дети: Этика – наука о морали. (с.9) Учитель:  ­ Итак, этика – это учение о морали. У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ» Какое значение имеет это слово? Что говорится об этом в учебнике? (с.8) Мораль – нормы поведения в обществе.  Учитель: ­ С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама  нравственность. Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю. Дети: Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества,  необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. 1) Работа с учебником. ­ Зачем человеку соблюдать эти правила? Чтение учащимися учебника на стр. 6­7. 2) Работа над притчей о добре и зле.  (Инсценирование.) «Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы  наставить на путь истины. ­Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец. ­ Конечно, нет! – ответил юноша. ­ А воровать? ­Нет! ­А убивать? ­ Нет… ­ Так иди, ­ воскликнул учитель, ­ и познай всё это. А познав, не делай!» Учитель: ­ О чём эта притча? (О добре и зле). ­ Чему она нас учит? (Не совершать зла). ­ Надо ли понимать совет буквально? Нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он хотел, чтобы юноша понял, что эти пороки присутствуют в жизни. ­ Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не  чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро. ­ Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда  побеждает зло. ­ Как же нам сделать мир добрее? Дети:   ­ Совершать добрые дела. 3) Работа с учебником. Чтение учащимися «Для любознательных» на стр. 11. 4) Работа с притчей о добре и зле. Учитель: ­ Я хочу рассказать вам ещё одну притчу. Задумайтесь над её смыслом. «Однажды старый мудрец индеец – вождь племени, разговаривал с маленьким внуком. ­ Почему бывают плохие люди? – спрашивает его любознательный внук. ­ Плохих людей не бывает, ­ ответил вождь.  ­ В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души  призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная  сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух  волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? ­ Понятно, ­ сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое­ то время задумался, а потом спросил: ­ Но какой ­ же волк побеждает в конце?   Старый индеец едва заметно улыбнулся: ­ Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 5) Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика. Учитель:  ­ Различают этику религиозную и светскую.  Свет, во вторичном понимании в словаре С. И. Ожегова обозначает: Земля, мир, вселенная, а  также люди, населяющие землю. ­ А что об этом говорится в 5 абзаце учебника на стр. 7? Работа по учебнику. Учитель: С раннего детства перед ребятами встаёт проблема: ­ Что такое хорошо и что такое плохо? 6) Работа с презентацией. Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» 7) Закрепление.   ­Чем наука «Этика» помогает человеку? ­ Давайте распределим черты людей на положительные (светлая часть доски) и  отрицательные (тёмная часть доски): Честь, трудолюбие, доброта, справедливость, забота, любовь, дружба, верность,  искренность, отзывчивость; Ложь, воровство, грубость, предательство, эгоизм, зависть, измена, разрушение. Рефлексия. Учитель: ­ Понравился ли вам урок? Чем? Что запомнилось? ­ Справились ли мы с поставленными задачами? Смогли ли мы ответить на главный  вопрос урока? ­ Так что же такое светская этика? Дети: ­ Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать  добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше. (Последний абзац параграфа).   4. Домашнее задание. Составить вопросы и ответы на них к уроку №2 «Что такое светская этика». Творческое задание: прочитать русскую народную сказку, сравнить добрые и злые поступки  героев, проиллюстрировать.   5. Итог урока. Учитель: ­ А как вы представляете себе добрый мир? Дети: ­ Это солнце, это небо, это луг с цветами. Коллективная работа. Под песню «Мир похож на цветной луг» ребята на ватманском листе рисуют добрый  мир.

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс

Конспект урока "Чему учит этика" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2019